СССР
Государственный стандарт от 01 января 1978 года № ГОСТ 12.2.007.1-75

ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности (с Изменением N 1)

Принят
Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР
10 сентября 1975 года
    ГОСТ 12.2.007.1-75
    Группа Т58
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
    СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
    МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
    Требования безопасности
    Occupation safety standards system. Rotating electric machines.
    Safety requirements
    Дата введения 1978-01-01
    УТВЕРЖДЕН постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10 сентября 1975 г. N 2368
    Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
    Издание (август 2001 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1983 г. (ИУС 3-84).
    Стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции электрических машин.
    1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    1.1.Электрические машины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.1.004-76.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.2.Сопротивление изоляции обмоток, электрическая прочность междувитковой изоляции обмоток и электрическая прочность изоляции относительно корпуса машины - по ГОСТ 183-74 и ГОСТ 2582-81.
    1.3.Конструкция и материал выводных концов и колодок с зажимами должны исключать возможность поверхностного перекрытия разрядами при работе электрических машин в условиях повышенной относительной влажности или пониженного атмосферного давления, установленных в стандартах или технических условиях на эти машины.
    1.4.Каждая электрическая машина должна иметь элемент заземления.
    Агрегаты, состоящие из генератора и двигателя, конструктивно выполненные отдельно, должны иметь элементы заземления на каждой машине.
    Для совмещенных конструкций допускается устанавливать общий элемент заземления при условии обеспечения надежного электрического контакта между корпусами генератора и двигателя.
    1.5.Конструкция подшипниковых узлов должна исключать возможность стекания масла по валу на обмотки машин, на настил рабочей площадки, на токоведущие части и оборудование, а расположение масленок должно обеспечивать свободный и удобный доступ к ним для обслуживания.
    1.6.Конструкция щеточного аппарата должна обеспечивать безопасность при смене щеток и щеткодержателей.
    1.7.В электрических машинах, изготовляемых без коробки выводов, должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность случайных прикосновений к выводам обмоток.
    1.8.На крышках люков электрических машин должны быть нанесены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.
    2.ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
    2.1.Турбогенераторы, гидрогенераторы, синхронные компенсаторы
    2.1.1.Контактные кольца и щеточный аппарат должны быть защищены оболочкой.
    2.1.2.Подшипник и его трубопроводы, а также обоймы уплотнения вала турбогенератора со стороны контактных колец (стороны противоположной турбине) должны быть электрически изолированы от корпуса.
    Электрическое сопротивление изоляции, измеренное мегомметром напряжением 1000 В, должно быть не менее 1 МОм. В турбогенераторах, гидрогенераторах и синхронных компенсаторах должны быть конструктивные элементы для осуществления постоянного контроля изоляции подшипников.
    2.1.3.Фундаментные плиты и системы водоснабжения к газоохладителям должны быть снабжены элементами заземления. Корпус статора должен быть снабжен двумя или более элементами заземления, расположенными в двух диаметрально противоположных местах.
    Съемные металлические кожухи, закрывающие токоведущие части (кроме кожуха траверсы, если он установлен на изолированном подшипнике), должны быть электрически соединены с заземленным корпусом турбогенератора.
    2.1.4.Внешние трубопроводы подачи и слива дистиллята, а также трубопроводы продувки коллекторов, трубопроводы обмотки статора должны быть заземлены не менее чем в двух точках.
    2.1.5.Все внешние трубопроводы, принадлежащие к турбогенераторам, должны быть окрашены: маслопроводы - в желтый цвет; газопроводы и аппараты, заполненные водородом, - в темно-зеленый цвет; газопроводы, заполненные углекислым газом, - в черный цвет с желтыми поперечными полосами; газопроводы, заполненные азотом, - в черный цвет; газопроводы, находящиеся под вакуумом, - в красный цвет, газопроводы, заполненные воздухом, - в синий цвет с белыми поперечными полосами; трубопроводы и аппараты, заполненные конденсатом, - в серебристый цвет.
    Ширина окрашиваемых полос устанавливается в зависимости от величины объекта и расстояния, с которого они должны быть видны. Соотношение ширины полос разного цвета должно быть равным 1:1.
    2.1.6.Лампы сигнализации, устанавливаемые в щитах, содержащих аппаратуру и арматуру системы водородного охлаждения, должны быть расположены ниже аппаратуры и арматуры.
    2.1.7.Места возможного скопления водорода (масляные камеры опорных подшипников, защитные и декоративные кожухи, а также главный масляный бак) должен иметь естественную или независимую вентиляцию.
    2.1.8.Конструкция щеточного аппарата должна предотвращать попадание водорода из камер подшипников к контактным кольцам и его скопление в аппарате (кроме случаев, когда последний работает в среде водорода).
    2.1.9.В корпусе статора и других узлах турбогенераторов с водородным охлаждением, в местах, где возможна утечка водорода, а также образование водородно-воздушной взрывчатой смеси, не должно быть замкнутых объемов.
    2.1.10.Все газопроводы должны быть выполнены с уклоном к дренажным вентилям, которые необходимо устанавливать в самых низких точках газопровода. Газопроводы, идущие от регуляторов давления масла и от демпферного бака, должны быть выполнены с непрерывным уклоном к поплавковому гидравлическому затвору.
    2.1.11.Сливные маслопроводы должны иметь уклон не менее 2° в сторону главного маслоблока турбины; выгибы должны быть плавными; сечение труб в направлении слива масла не должно уменьшаться.
    2.1.12.В масляных камерах подшипников и сливных патрубках должны быть пробоотборочные точки для осуществления во время эксплуатации постоянного контроля содержания водорода. Допустимое содержание водорода не должно превышать 2%.
    2.1.13.В термометрах сопротивления и других датчиках измерительных приборов должна исключаться возможность появления рабочего напряжения в цепи измерения.
    Путь проводки термометров сопротивления и других датчиков в аксиальном направлении должен быть кратчайшим.
    С целью уменьшения индуцированной электродвижущей силы проводники, прокладываемые в пазу, должны быть перевиты, а вне паза - помещены в экран.
    На зажимах от термометров сопротивления, расположенных в коробках выводов, должны быть установлены разрядники.
    2.1.14.Смотровые стекла сливных патрубков должны освещаться ламповыми устройствами взрывозащищенного исполнения. Напряжение для питания светильников не должно превышать 12 В.
    2.1.15.В гидрогенераторах должны быть двери и лазы для осмотра сердечника статора без демонтажа воздухоохладителей.
    Для удобства монтажа и демонтажа рифленые перекрытия, воздухоразделяющие щиты (горизонтальные и вертикальные) необходимо выполнять крупными узлами.
    2.1.16.Подвод кабеля к аппарату щеткодержателя должен быть изолирован от корпуса. Подвод должен быть размещен так, чтобы избежать прохождения кабеля вблизи шин напряжением свыше 1000 В.
    2.1.17.На проводах вторичной внутрипанельной коммутации шкафов, сборок блоков и устройств систем возбуждения должно быть исключено применение металлических оконцевателей и маркировочных бирок.
    2.2.Тяговые электрические машины
    2.2.1.В коробке выводов закрытого типа рекомендуется: для подключения проводов ставить шпильки с комплектом крепежных деталей, предотвращающих самоотвинчивание гаек; предусматривать устройства, предотвращающие проворачивание и замыкание наконечников между собой и на корпус, и устанавливать средства, предотвращающие перетирание, крепление и защиту проводов металлическими шлангами.
    2.2.2.На корпусах двигателей с осевой подвеской, кроме основных приливов системы подвески, должны быть приливы, предотвращающие падение двигателя при поломке основных приливов подвески.
    2.2.3.Для удобства обслуживания нижний люк должен выполняться с наклоном к горизонтальной плоскости.
    2.3.Электробуры и погружные двигатели
    2.3.1.Заземляющий элемент должен иметь сечение не менее 35 мм.
    2.3.2.Избыточное давление в погружном двигателе должно быть 1,8·10-20·10 Н/м (0,184-2,04 кгс/см).
    2.3.3.В систему масляной защиты должны входить компенсатор и торцевые уплотнения нижнего и верхнего концов вала.
    2.3.4.Компенсаторное устройство должно позволить маслу свободно расширяться при нагреве, предотвращая чрезмерное внутреннее давление в электробуре.
    2.3.5.Первоначальное заполнение электробура маслом должно производиться давлением 30·10-50·10 Н/м (3,06-5,1 кгс/см).
    2.3.6.Контроль давления масла в полости электробура должен производиться при помощи манометра и по величине сжатия пружины компенсатора.
    2.3.7.В двигатель электробура должно закачиваться чистое сухое трансформаторное масло по ГОСТ 982-80 с пробивным напряжением не ниже 30 кВ; в шпиндели электробура - авиационное масло МС-20 или МК-22 по ГОСТ 21743-76.
    2.3.8.Герметизация погружного двигателя должна осуществляться путем заполнения его трансформаторным маслом.
    2.3.9.При любой глубине погружения двигателя над уровнем пластовой жидкости давление трансформаторного масла в нем должно быть избыточным по отношению к давлению пластовой жидкости.
    Текст документа сверен по:
    официальное издание
    Система стандартов безопасности труда:
    Сб. ГОСТов. - М.:
    ИПК Издательство стандартов, 2001