Термин | Буквенное обозначение | Определение |
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
1. Базовая плоскость самолета | | Плоскость базовой системы координат самолета, относительно которой большинство элементов самолета расположено симметрично слева и справа |
2. Базовая точка самолета | | Точка, расположенная в базовой плоскости самолета и выбираемая в соответствии с задачей |
3. Базовая ось самолета | | Прямая, расположенная в базовой плоскости самолета, проходящая через базовую точку самолета и направленная вперед |
4. Базовая система координат самолета | | Правая прямоугольная система координат, фиксированная относительно самолета, с началом в базовой точке самолета и с базовой осью самолета . Ось направлена вверх, а ось дополняет систему |
5. Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета | | Совокупность геометрических величин (обычно две координаты и один угол), определяющих положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета |
6. Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета | | Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси, чтобы она стала параллельна продольной оси связанной системы при условии, что плоскость связанной системы координат параллельна базовой плоскости самолета |
7. Базовая точка элемента | | Точка, фиксированная относительно элемента и выбираемая в соответствии с задачей |
8. Базовая ось элемента | | Прямая, фиксированная относительно элемента, проходящая через его базовую точку и обычно направленная вперед |
9. Базовая система координат элемента | | Прямоугольная правая система координат, фиксированная относительно элемента, с началом в базовой точке элемента и с базовой осью элемента, обычно выбираемая так, что ось направлена вверх, а ось дополняет систему. Примечание. Числовой или буквенный индекс обозначает рассматриваемый элемент |
10. Положение одного элемента относительно другого | | Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положения базовой системы координат одного элемента относительно базовой системы координат другого элемента |
11. Положение элемента относительно базовой системы координат самолета | | Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положение базовой системы координат элемента относительно базовой системы координат самолета |
12. Геометрическое состояние самолета | | Совокупность значений геометрических величин, характеризующих относительные положения основных частей самолета и его элементов |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА |
13. Габаритная длина самолета | | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее |
14. Габаритная ширина самолета | | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее |
15. Габаритная высота самолета | | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее |
16. Габаритная длина самолета на земле | | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными земной поверхности, параллельными оси базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее |
17. Габаритная ширина самолета на земле | | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными поверхности земли, параллельными оси базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но пересекающими ее |
18. Габаритная высота самолета на земле | | Расстояние между земной поверхностью и плоскостью, параллельной ей, касающейся поверхности самолета, но не пересекающей ее |
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЫ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ |
19. Предельный угол по тангажу на земле | | Абсолютное значение угла между базовой осью самолета и плоскостью земли, когда основные колеса и часть самолета, расположенная позади основных стоек шасси, касаются плоской земной поверхности, а действующие на них силы реакции равны нулю и при этом ось параллельна плоскости земли |
20. Предельный угол по крену на земле | | Абсолютные значения угла между осью базовой системы координат и плоскостью земли, когда либо правое (правые) колесо (колеса) основных тележек шасси и часть самолета, расположенная дальше правого (правых) колеса (колес) шасси от продольной оси, либо соответственно левое (левые) колесо (колеса) и т.д. касаются плоскости земли, а действующие на них силы реакции равны нулю |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЮЗЕЛЯЖА |
21. Система координат фюзеляжа | | Базовая система координат главного элемента фюзеляжа |
22. Ось фюзеляжа | | Ось системы координат фюзеляжа |
23. Базовая плоскость фюзеляжа | | Плоскость системы координат фюзеляжа |
24. Положение фюзеляжа | | Совокупность геометрических величин, определяющих положение фюзеляжа относительно базовой системы координат самолета |
25. Базовый угол фюзеляжа | | Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси , чтобы она оказалась параллельной оси фюзеляжа при условии, что ось системы координат фюзеляжа параллельна оси базовой системы координат самолета |
26. Длина фюзеляжа | | Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными оси фюзеляжа, касающимися его поверхности, но не пересекающими ее |
27. Площадь миделевого сечения фюзеляжа | | Наибольшая площадь сечения фюзеляжа плоскостью, перпендикулярной оси фюзеляжа |
28. Максимальный эквивалентный диаметр фюзеляжа | | Диаметр круга, площадь которого равна площади миделевого сечения фюзеляжа |
29. Удлинение фюзеляжа | | Отношение длины фюзеляжа к максимальному эквивалентному диаметру фюзеляжа |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛА |
30. Система координат крыла | | Базовая система координат главного элемента крыла |
31. Плоскость симметрии крыла | | Плоскость системы координат крыла, относительно которой контур крыла располагается симметрично справа и слева |
32. Базовая плоскость крыла | | Плоскость, содержащая центральную хорду крыла и перпендикулярная базовой плоскости самолета |
33. Размах крыла | | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов крыла |
34. Профиль крыла | | Местное сечение крыла плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета |
35. Местная хорда крыла | | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок крыла плоскостью, содержащей профиль крыла |
36. Длина местной хорды крыла | | - |
37. Центральная хорда крыла | | Местная хорда крыла в базовой плоскости самолета |
38. Длина центральной хорды крыла | | Длина отрезка прямой между точками пересечения передней и задней кромок крыла базовой плоскостью самолета |
39. Сужение крыла | | Отношение длины центральной хорды крыла к длине концевой хорды крыла |
40. Точка процентов хорды | | Точка местной хорды крыла, находящаяся на расстоянии процентов длины местной хорды крыла от его передней кромки |
41. Линия процентов хорд | | Линия, соединяющая точки процентов хорд от центральной до концевой хорды крыла |
42. Поверхность хорд крыла | | Поверхность, обычно криволинейная, образованная местными хордами крыла |
43. Площадь крыла | | Площадь проекции крыла на базовую плоскость крыла (черт.1, 2) |
44. Средняя аэродинамическая хорда крыла САХ | | Отрезок, параллельный базовой плоскости самолета, длина которого определяется из соотношения , где , - координаты по оси плоскостей, определяющих размах крыла; - длина проекции местной хорды на базовую плоскость крыла |
45. Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ | | Координаты, вычисляемые по формулам: ; |
46. Удлинение крыла | | Отношение квадрата размаха крыла к площади крыла |
47. Длина концевой хорды крыла | | Длина отрезка, замыкающего контур крыла на его конце |
48. Местный угол крутки крыла | | Угол между местной хордой крыла и базовой плоскостью крыла |
49. Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд | | Угол между касательной к линии процентов хорд в рассматриваемой точке и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла (черт.3). Примечание. Крыло, передние и задние кромки которого прямолинейны, и проекция крыла на базовую плоскость образует две трапеции с общим основанием, называется трапециевидным. Для трапециевидного крыла в терминах 49-53 слово "местный" может быть опущено |
50. Местный угол стреловидности крыла | | Местный угол стреловидности крыла по линии процентов для линии хорд |
51. Местный угол стреловидности крыла по передней кромке | | Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд при =0 |
52. Местный угол стреловидности крыла по задней кромке | | Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд при =100% |
53. Местный угол поперечного крыла | | Угол между проекцией на плоскость, перпендикулярную линии центральной хорды крыла, касательной к линии хорд в рассматриваемой точке , и базовой плоскостью крыла |
54. Угол установки крыла | | Угол между центральной хордой крыла и базовой осью самолета |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДКРЫЛКА |
55. Размах предкрылка | | Сумма размахов всех секций предкрылка |
56. Местная хорда предкрылка | | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок предкрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета |
57. Длина местной хорды предкрылка | | - |
58. Площадь предкрылка | | Площадь проекции всех секций предкрылка на базовую плоскость крыла |
59. Относительная площадь предкрылка | | Отношение площади предкрылка к площади крыла: |
60. Угол отклонения предкрылка | | Угол, характеризующий поворот базовой системы координат предкрылка при его отклонении |
61. Удлинение предкрылка | | Отношение квадрата размаха предкрылка к его площади |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКРЫЛКА |
62. Размах закрылка | | Сумма размахов всех секции закрылка |
63. Местная хорда закрылка | | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок закрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета |
64. Длина местной хорды закрылка | | - |
65. Площадь закрылка | | Площадь проекций всех секций закрылка на базовую плоскость крыла |
66. Относительная площадь закрылка | | Отношение площади закрылка к площади крыла: |
67. Угол отклонения закрылка | | Угол между хордой закрылка в отклоненном состоянии и хордой закрылка в неотклоненном состоянии |
68. Удлинение закрылка | | Отношение квадрата размаха закрылка к его площади |
69. Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка | | Угол между осью вращения поворотного закрылка и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕРОНОВ (ЭЛЕВОНОВ) |
70. Размах элеронов (элевонов) | | Сумма размахов всех секций элеронов (элевонов) |
71. Местная хорда элерона (элевона) | | Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок элерона (элевона) плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета |
72. Длина местной хорды элерона (элевона) | | - |
73. Площадь элеронов (элевонов) | | Площадь проекций всех секций элеронов (элевонов) на базовую плоскость крыла |
74. Относительная площадь элеронов (элевонов) | | Отношение площади элеронов (элевонов) к площади крыла или |
75. Угол отклонения элерона (элевона) | | Угол между хордой элерона (элевона) в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения элерона (элевона) |
76. Удлинение элеронов (элевонов) | | Отношение квадрата размаха элеронов (элевонов) к площади элеронов (элевонов) |
77. Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) | | Угол между осью вращения элерона (элевона) и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ |
78. Площадь горизонтального оперения | | Площадь проекции части горизонтального оперения, омываемой потоком, на базовую плоскость горизонтального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных поверхностях оперения (черт.4). |
79. Относительная площадь горизонтального оперения | | Отношение площади горизонтального оперения (черт.5) к площади крыла: |
80. Средняя аэродинамическая хорда горизонтального оперения | | Хорда, длина которой определяется из соотношения , где () - длина проекции местной хорды горизонтального оперения на его базовую плоскость; - координата корневой хорды, (черт.4); - размах горизонтального оперения; - площадь горизонтального оперения |
81. Плечо горизонтального оперения | | Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на САХ горизонтального оперения |
82. Площадь руля высоты | | Площадь проекции руля высоты на базовую плоскость горизонтального оперения |
83. Относительная площадь руля высоты | | Отношение площади руля высоты к площади горизонтального оперения: |
84. Угол отклонения стабилизатора | | Угол между хордой стабилизатора в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения |
85. Угол отклонения стабилизатора по потоку | | Угол отклонения стабилизатора, измеряемый в плоскости, параллельной базовой плоскости самолета |
86. Угол отклонения руля высоты | | Угол между хордой руля высоты в отклоненном положении и хордой руля высоты в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля высоты |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ |
87. Система координат вертикального оперения | | Базовая система координат главного элемента вертикального оперения |
88. Базовая плоскость вертикального оперения | | Плоскость системы координат вертикального оперения |
89. Площадь вертикального оперения | | Площадь проекции вертикального оперения на базовую плоскость вертикального оперения, определяемая при неотклоненных подвижных плоскостях (черт.6) |
90. Средняя аэродинамическая хорда вертикального оперения | | Отрезок, длину которого вычисляют по формуле , где - длина проекции местной хорды на базовую плоскость вертикального оперения (черт.6); - координата корневой хорды, выбираемой, как правило, из условия равенства площадей и ; - координата наивысшей оконечности вертикального оперения |
91. Плечо вертикального оперения | | Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на линии САХ вертикального оперения |
92. Относительная площадь вертикального оперения | | Отношение площади вертикального оперения к площади крыла: |
93. Площадь руля направления | | Площадь проекции руля направления на базовую плоскость вертикального оперения |
94. Относительная площадь руля направления | | Отношение площади руля направления к площади вертикального оперения |
95. Угол стреловидности вертикального оперения | | Угол стреловидности вертикального оперения по линии хорд (черт.7) |
96. Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке | | Угол стреловидности вертикального оперения по линии передней кромки вертикального оперения (черт.7) |
97. Угол отклонения руля направления | | Угол между хордой руля направления в отклоненном состоянии и хордой руля направления в неотклоненном состоянии, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля направления |
Высота самолета габаритная | 15 |
Высота самолета габаритная на земле | 18 |
Диаметр фюзеляжа эквивалентный максимальный | 28 |
Длина концевой хорды крыла | 47 |
Длина местной хорды крыла | 36 |
Длина местной хорды закрылка | 64 |
Длина местной хорды предкрылка | 57 |
Длина местной хорды элерона (элевона) | 72 |
Длина самолета габаритная | 13 |
Длина самолета габаритная на земле | 16 |
Длина фюзеляжа | 26 |
Для центральной хорды крыла | 38 |
Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ | 45 |
Линия процентов хорды | 41 |
Ось самолета базовая | 3 |
Ось фюзеляжа | 22 |
Ось элемента базовая | 8 |
Плоскость вертикального оперения базовая | 88 |
Плоскость крыла базовая | 32 |
Плоскость самолета базовая | 1 |
Плоскость симметрии крыла | 31 |
Плоскость фюзеляжа базовая | 23 |
Площадь вертикального оперения | 89 |
Площадь вертикального оперения относительная | 92 |
Площадь горизонтального оперения | 78 |
Площадь горизонтального оперения относительная | 79 |
Площадь закрылка | 65 |
Площадь закрылка относительная | 66 |
Площадь крыла | 43 |
Площадь миделевого сечения фюзеляжа | 27 |
Площадь предкрылка | 58 |
Площадь предкрылка относительная | 59 |
Площадь руля высоты | 82 |
Площадь руля высоты относительная | 83 |
Площадь руля направления | 93 |
Площадь руля направления относительная | 94 |
Площадь элеронов (элевонов) | 73 |
Площадь элеронов (элевонов) относительная | 74 |
Плечо вертикального оперения | 91 |
Плечо горизонтального оперения | 81 |
Поверхность хорд крыла | 42 |
Положение одного элемента относительно другого | 10 |
Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета | 5 |
Положение фюзеляжа | 24 |
Положение элемента относительно базовой системы координат самолета | 11 |
Профиль крыла | 34 |
Размах закрылка | 62 |
Размах крыла | 33 |
Размах предкрылка | 55 |
Размах элеронов (элевонов) | 70 |
Система координат вертикального оперения | 87 |
Система координат крыла | 30 |
Система координат самолета базовая | 4 |
Система координат фюзеляжа | 21 |
Система координат элемента базовая | 9 |
Состояние самолета геометрическое | 12 |
Сужение крыла | 39 |
Точка процентов хорды | 40 |
Точка самолета базовая | 2 |
Точка элемента базовая | 7 |
Угол крутки крыла местный | 48 |
Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета | 6 |
Угол отклонения закрылка | 67 |
Угол отклонения предкрылка | 60 |
Угол отклонения руля высоты | 86 |
Угол отклонения руля направления | 97 |
Угол отклонения стабилизатора | 84 |
Угол отклонения стабилизатора по потоку | 85 |
Угол отклонения элерона (элевона) | 75 |
Угол по крену на земле предельный | 20 |
Угол по тангажу на земле предельный | 19 |
Угол поперечного крыла местный | 53 |
Угол стреловидности вертикального оперения | 95 |
Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке | 96 |
Угол стреловидности крыла местный | 50 |
Угол стреловидности крыла местный по задней кромке | 52 |
Угол стреловидности крыла местный по передней кромке | 51 |
Угол стреловидности крыла по линии процентов хорд | 49 |
Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка | 69 |
Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) | 77 |
Угол установки крыла | 54 |
Угол фюзеляжа базовый | 25 |
Удлинение закрылка | 68 |
Удлинение крыла | 46 |
Удлинение предкрылка | 61 |
Удлинение фюзеляжа | 29 |
Удлинение элеронов (элевонов) | 76 |
Хорда вертикального оперения аэродинамическая средняя | 90 |
Хорда горизонтального оперения аэродинамическая средняя | 80 |
Хорда закрылка местная | 63 |
Хорда крыла аэродинамическая средняя | 44 |
Хорда крыла местная | 35 |
Хорда крыла центральная | 37 |
Хорда предкрылка местная | 56 |
Хорда элерона (элевона) местная | 71 |
Ширина самолета габаритная | 14 |
Ширина самолета габаритная на земле | 17 |