| Изоляционный материал классов по ГОСТ 8865-87 |
| A | E | B | F | H |
| Предельные длительно допускаемые превышения температуры в °С при измерении |
Части электрических машин | мето- дом термо- метра | мето- дом сопро- тив- ления | мето- дом тем- пера- тур- ных инди- като- ров, уло- жен- ных в паз | мето- дом термо- метра | мето- дом сопро- тив- ления | мето- дом тем- пера- тур- ных инди- като- ров, уло- жен- ных в паз | мето- дом термо- метра | мето- дом сопро- тив- ления | мето- дом тем- пера- тур- ных инди- като- ров, уло- жен- ных в паз | мето- дом термо- метра | мето- дом сопро- тив- ления | мето- дом тем- пера- тур- ных инди- като- ров, уло- жен- ных в паз | мето- дом термо- метра | мето- дом сопро- тив- ления | мето- дом тем- пера- тур- ных инди- като- ров, уло- жен- ных в паз |
1. Обмотки переменного тока машин мощностью 5000 кВ·А и выше или с длиной сердечника 1 м и более | - | 60 | 60 | - | 70 | 70 | - | 80 | 80 | - | 100 | 100 | - | 125 | 125 |
2. Обмотки: | 50 | 60 | - | 65 | 75 | - | 70 | 80 | - | 85 | 100 | - | 105 | 125 | - |
а) обмотки переменного тока машин мощностью менее 5000 кВ·А или с длиной сердечника менее 1 м; | | | | | | | | | | | | | | | |
б) обмотки возбуждения машин постоянного и переменного тока с возбуждением постоянным током, кроме указанных в подпунктах 3, 4, 5 настоящей таблицы; | | | | | | | | | | | | | | | |
в) якорные обмотки, соединенные с коллектором | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Обмотки возбуждения неявнополюсных машин с возбуждением постоянным током | | - | - | - | - | - | - | 90 | - | - | 100 | - | - | 135 | - |
4. Однорядные обмотки возбуждения с оголенными поверхностями | 65 | 65 | - | 80 | 80 | - | 90 | 90 | - | 110 | 110 | - | 135 | 135 | - |
5. Обмотки возбуждения малого сопротивления, имеющие несколько слоев и компенсационные обмотки | 60 | 60 | - | 75 | 75 | - | 80 | 80 | - | 100 | 100 | - | 125 | 125 | - |
6. Изолированные обмотки, непрерывно замкнутые на себя | 60 | | - | 75 | - | - | 80 | - | - | 100 | - | - | 125 | - | - |
7. Неизолированные обмотки непрерывно замкнутые на себя | Превышение температуры этих частей не должно достигать значений, которые создавали бы опасность повреждения самих элементов и соседних частей |
8. Сердечники и другие стальные части, не соприкасающиеся с изолированными обмотками | Превышение температуры этих частей не должно достигать значений, которые создавали бы опасность повреждения самих элементов и соседних частей |
9. Сердечники и другие стальные части, соприкасающиеся с изолированными обмотками | 60 | - | 60 | 75 | - | 75 | 80 | - | 80 | 100 | - | 100 | 125 | - | 125 |
10. Коллекторы и контактные кольца, незащищенные и защищенные | 60 | - | - | 70 | - | - | 80 | - | - | 90 | - | - | 100 | - | - |
Электрическая машина или ее части | Испытательное напряжение (действующее значение) |
1. Машины мощностью менее 1 кВт (или 1 кВ·А) на номинальное напряжение ниже 100 В за исключением указанных в пп.4-8 настоящей таблицы | 500 В плюс двукратное номинальное напряжение |
2. Машины мощностью от 1 кВт (или 1 кВ·А) и выше на номинальное напряжение ниже 100 В (за исключением указанных в п.4) | 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение |
3. Машины: | |
а) мощностью до 1000 кВт (или 1000 кВ·А), за исключением перечисленных в пп.1, 2 и 4-8 | 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение, но не менее 1500 В |
б) мощностью от 1000 кВт (или 1000 кВ·А) и выше, за исключением указанных в пп.4-8 на номинальное напряжение: | 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение |
до 3300 В вкл. | |
св. 3300 до 6600 В вкл. | 2,5-кратное номинальное напряжение |
св. 6600 до 17000 В вкл. | 3000 В плюс двукратное номинальное напряжение |
св. 17000 В | по согласованию между изготовителем и потребителем |
4. Обмотки возбуждения машин постоянного тока с независимым возбуждением | 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение возбуждения, но не менее 1500 В |
5. Обмотки возбуждения синхронных машин: | |
а) генераторы, двигатели и компенсаторы, пускаемые специальными пусковыми двигателями | Десятикратное номинальное напряжение возбуждения электрической машины, но не менее 1500 В и не более 3500 В |
б) машин, предназначенных для непосредственного пуска с обмоткой возбуждения, замкнутой на сопротивление, не превышающее десятикратное сопротивление обмотки возбуждения при постоянном токе, или на источник своего питания | Десятикратное номинальное напряжение возбуждения электрической машины, но не менее 1500 В и не более 3500 В |
в) машин, предназначенных для пуска с обмоткой возбуждения замкнутой на сопротивление, значение которого равно или более десятикратного сопротивления обмотки или с разомкнутой обмоткой возбуждения независимо от того, секционирована она или нет | 1000 В плюс двукратное максимальное действующее значение напряжения, которое можно получить при данных пусковых условиях между выводами обмотки возбуждения (между выводами любой секции), но не менее 1500 В (см. примечание 3). |
6. Вторичные обмотки асинхронных двигателей, не находящихся непрерывно в короткозамкнутом состоянии: | |
а) для двигателей, допускающих торможение противовключением | 1000 В плюс четырехкратное номинальное напряжение вторичной обмотки |
б) для двигателей, не предназначенных для торможения противовключением | 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение вторичной обмотки |
7. Возбудители (за исключением указанных ниже). Возбудители для синхронных двигателей (к ним относятся и синхронизированные асинхронные двигатели), если во время пуска они заземлены или отключены от обмоток возбуждения. Обмотки возбуждения возбудителей с независимым возбуждением | Как для обмотки, к которым присоединяются возбудители. 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение возбудителя, но не менее 1500 В |
8. Собранные в группы электрические машины и аппараты | Если испытанию подвергается группа, собранная из нескольких новых только что установленных и соединенных вместе электрических машин и аппаратов, из которых каждая машина и каждый аппарат проходили испытания на электрическую прочность, то испытательное напряжение не должно превышать 85% испытательного напряжения той машины (или того аппарата), у которой (которого) это напряжение наименьшее |
Показатель | Допускаемое отклонение |
1. Коэффициент полезного действия ()* | |
________________ * С округлением допускаемых отклонений до третьей значащей цифры. |
Определенный методом отдельных потерь: | |
для машин мощностью до 50 кВт вкл. | -0,15 (1-) |
для машин мощностью свыше 50 кВт | -0,10 (1-) |
Определенный методом непосредственной нагрузки | -0,15 (1-) |
2. Общие потери для машин мощностью свыше 50 кВт | +10% от полных потерь |
3. Коэффициент мощности (cos) асинхронных двигателей** | , но не менее 0,02 и не более 0,07 по абсолютной величине |
_________________ ** Допускается значение измеренного коэффициента мощности меньше на 0,02 по сравнению с нижним пределом установленного значения с учетом допускаемых отклонений при условии, что произведения полученных измерениями значений коэффициента мощности и коэффициента полезного действия машин не ниже произведения установленных значений этих величин, с учетом допускаемых отклонений, предусмотренных в настоящем пункте стандарта. Допускаемое отклонение не распространяется на однофазные асинхронные двигатели с рабочим конденсатором. |
4. Реактивная мощность асинхронных компенсаторов при токе возбуждения, равном нулю | -10% |
5. Частота вращения двигателей постоянного тока (при номинальной нагрузке и рабочей температуре): | |
а) с параллельным и независимым возбуждением | При отношении номинальной мощности (Вт) к номинальной частоте вращения (об/мин): |
| менее 0,67 ± 15% |
| от 0,67 до 2,5 ± 10% |
| от 2,5 до 10 ± 7,5% |
| 10 и более ± 5% |
б) с последовательным возбуждением, включая исполнение с небольшой параллельной стабилизирующей обмоткой | При отношении номинальной мощности (Вт) к номинальной частоте вращения (об/мин): |
| менее 0,67 ± 20% |
| от 0,67 до 2,5 ± 15% |
| от 2,5 до 10 ± 10% |
| 10 и более ± 7,5% |
в) со смешанным возбуждением | Выбирается между указанными в п.5а и б. По согласованию между изготовителем и потребителем |
6. Скольжение асинхронных двигателей | ±20% номинального значения, знак минус относится только к двигателям с повышенным скольжением |
7. Изменение напряжения генераторов постоянного тока | ±20%, но не менее ±2% номинального напряжения |
8. Изменение напряжения синхронных генераторов | ±20% |
9. Начальный пусковой ток асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, синхронных двигателей и компенсаторов при асинхронном пуске | +20% |
10. Установившийся ток короткого замыкания для синхронных машин | +15% |
11. Изменение частоты вращения двигателей постоянного тока с параллельным или смешанным возбуждением | ±20%, но не менее ±2% номинальной частоты вращения |
12. Начальный пусковой вращающий момент асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей при асинхронном пуске | -15% |
13. Максимальный вращающий момент двигателей переменного тока | -10% |
14. Минимальный вращающий момент в процессе пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей при асинхронном пуске | -20%. В стандартах или технических условиях на отдельные виды машин допускается устанавливать дополнительно нижние предельные наименьшие значения минимального вращающего момента |
15. Момент инерции | ±10% |
Степень искрения | Характеристика степени искрения | Состояние коллектора и щеток |
1 | Отсутствие искрения | Отсутствие почернения на коллекторе и следов нагара на щетках |
| Слабое искрение под небольшой частью края щетки | |
1 | Слабое искрение под большей частью края щетки | Появление следов почернения на коллекторе и следов нагара на щетках, легко устраняемых протиранием поверхности коллектора бензином |
2 | Искрение под всем краем щетки. Допускается только при кратковременных толчках нагрузки и перегрузки | Появление следов почернения на коллекторе и следов нагара на щетках, не устраняемых протиранием поверхности коллектора бензином |
3 | Значительное искрение под всем краем щетки с появлением крупных и вылетающих искр. Допускается только для моментов прямого включения или реверсирования машин, если при этом коллектор и щетки остаются в состоянии, пригодном для дальнейшей работы | Значительное почернение на коллекторе, не устраняемое протиранием поверхности коллектора бензином, а также подгар и частичное разрушение щеток |