Классификационный признак | Виды (организация) сборочно-транспортных процессов | Характеристика сборочно-транспортных процессов |
По соотношению уборочных машин и обслуживающих их транспортных средств | Однопозиционные однопоточные | Одиночная работа уборочных машин бункерного типа и машин, сгружающих убираемый материал на поверхность поля. |
| | Обслуживание одной транспортной единицей |
| Однопозиционные многопоточные | Одиночная работа уборочных машин всех типов (безбункерного и бункерного типов и машин, сгружающих убираемый материал на поверхность поля). Обслуживание несколькими транспортными единицами |
| Многопозиционные однопоточные | Групповая работа уборочных машин бункерного типа и машин, сгружающих убираемый материал на поверхность поля. |
| | Обслуживание одной транспортной единицей |
| Многопозиционные многопоточные | Групповая работа уборочных машин всех типов. Обслуживание несколькими транспортными единицами |
По способу закрепления транспортных средств эа уборочными машинами | Индивидуальное (жесткое) закрепление каждой транспортной единицы за определенной уборочной машиной. | Одиночная и групповая работа уборочных машин всех типов |
| Нежесткое закрепление транспортных средств за уборочными машинами | Групповая работа уборочных машин |
По способу выгрузки убираемого материала из уборочной машины | С остановкой уборочной машины | При работе уборочных машин бункерного типа и машин, сгружающих убираемый материал на поверхность поля. |
| На ходу уборочной машины | При работе уборочных машин бункерного и безбункерного типов |
По числу разгрузок бункера уборочной машины | Одноразовая разгрузка бункера уборочной машины | При условии, если грузоподъемность транспортного средства меньше или равна грузоемкости бункера уборочной машины (при одиночной работе) или суммарной грузоемкости бункеров обслуживаемых уборочных машин (при групповой работе) |
| Многоразовая разгрузка бункера уборочной машины | При условии, если грузоподъемность транспортного средства превышает грузоемкость бункера уборочной машины или группы обслуживаемых уборочных машин |
По способу загрузки убираемого материала в транспортные средства | Непосредственно из уборочной машины: а) через выгрузной транспортер уборочной машины | При работе уборочных машин безбункерного типа |
| б) из бункера уборочной машины | При работе уборочных машин бункерного типа |
| С предварительной выгрузкой материала из уборочной машины на поверхность поля и последующей загрузкой транспортного средства самостоятельным погрузчиком | При работе уборочных машин, сгружающих убираемый материал на поверхность поля |
По способу организации обслуживания сельскохозяйственных машин в поле | Раздельная работа транспортных средств и обслуживаемых сельскохозяйственных машин | Обслуживание сельскохозяйственных машин автомобилями и тракторными поездами (самоходными шасси) |
| Работа транспортных средств в сцепе с обслуживаемыми сельскохозяйственными машинами | Работа специализированных прицепов в сцепе с уборочными машинами (агрегатами) |
По схеме организации перевозок от полевых машин к местам переработки или хранения материала | Бесперевалочные перевозки: а) прямые | Сбор и перевозка убираемого материала одним и тем же транспортным средством |
| б) комбинированные | Сбор убираемого материала прицепами на тракторной тяге, а перевозка прицепов по дороге от комбайна автомобилем |
| Перевозка с перевалкой материала при его вывозке с поля на дорогу: | |
| а) с непосредственной погрузкой из одних транспортных средств в другие | Сбор и перевозка убираемого материала различными типами транспортных средств. |
| | Выполнение сборочных операций транспортными средствами с подъемноопрокидывающими кузовами или с другими перегрузочными устройствами. |
| б) с промежуточными компенсаторами-накопителями | Сбор и перевозка убираемого материала различными типами транспортных средств. Наличие вблизи полевых плантаций компенсаторов-накопителей (в том числе в виде кагатов и буртов) |
Группы машин | Примеры | Единицы измерения производительности машин |
Машины, осуществляющие основные и сопутствующие операции только при движении | Уборочные машины с разгрузкой материала на ходу; разбрасыватели удобрений; некоторые типы погрузчиков-подборщиков, большинство полевых машин, не выполняющих сопутствующих операций (сеялки, плуги и др.) | га, т, шт. |
Машины, осуществляющие основные операции только при движении, а сопутствующие - при остановке | Уборочные машины бункерного типа с разгрузкой при остановке; транспортные средства, оборудованные разгрузочными (погрузочными) устройствами, бортовые транспортные средства и т.п. | га, т, т·км |
Машины, осуществляющие основные и сопутствующие операции при остановке | Машины и агрегаты стационарного и полустационарного типов (зерноочистительно-погрузочные агрегаты, сортировально-погрузочные машины и др.), большинство погрузочно-разгрузочных машин и устройств и др. | га, т, шт. |
Соотношение производительностей машин в отдельных звеньях процесса | Характер протекания процесса | Режим работы машин в звеньях процесса и характер движения материала |
| Непрерывно-поточный | Машины в звеньях работают бесперебойно. Пролеживание материалов отсутствует |
| Непрерывно-непоточный | Машины в звеньях II и III работают периодически. Пролеживание материала отсутствует |
; | Непрерывно-непоточный | Машины в звене III работают периодически. Пролеживание материала отсутствует |
; | Непрерывно-непоточный | Машины в звеньях II и III работают периодически. Пролеживание материала отсутствует |
| Прерывно-поточный | Машины в звеньях работают бесперебойно. Образуется пролеживание материала перед звеньями II и III |
; | Прерывно-поточный | Машины в звеньях работают бесперебойно. Образуется пролеживайте материала перед звеном III |
; | Прерывно-непоточный | Машины в звене II работают периодически. Образуется пролеживание материала перед звеном II |
; | Прерывно-непоточный | Машины в звене I работают периодически. Образуется пролеживание материала перед звеном II |
; | Прерывно-непоточный | Машины в звене III работают периодически. Перед звеном II образуется пролеживание материала |
; | Прерывно-непоточный | Машины в звене II работают периодически. Образуется пролеживание материала перед звеном III |
; | Прерывно-непоточный | Машины в звене II работают периодически. Образуется пролеживание материала перед звеном III |
; | Прерывно-непоточный | Машины в звене III работают периодически. Образуется пролеживание материалов перед звеном II |
Затраты времени на цикловые операции | Затраты времени на внецикловые операции | Затраты времени на ненормируемые простои |
Основное время (): груженая ездка; порожняя (холостая) ездка. Вспомогательное время (): погрузка; разгрузка; переезды при обслуживании полевых машин; прочие регламентируемые остановки (взвешивание, взятие проб, оформление документов и т.п.); нулевые пробеги (к месту работы и обратно на стоянку). | Подготовительно-заключительное время (): заправка автомобиля (трактора) топливом, смазочными материалами, водой; получение и сдача путевого листа; получение и сдача инструмента; осмотр и проверка технического состояния подвижного состава и подготовка его к выезду; постановка подвижного состава на стоянку и сдача его дежурному механику; формирование поезда. | Непроизводительные потери времени (): по организационным причинам; по техническим причинам; по метеорологическим причинам |
| Дополнительное время (): техническое обслуживание подвижного состава (текущий уход, дозаправка, подкачка шин на линии и т.п.); уборка подвижного состава (кабины, кузова, обтирка стекол и т.п.). | |
| Регламентированные перерывы (): на принятие пищи; отдых при длительных рейсах; прочие перерывы | |
Группы критериев | Наименования критериев | Целесообразные условия применения критериев |
Временные | Минимум простоев подвижного состава под погрузочно-разгрузочными и другими регламентированными операциями | При ограниченных сроках проведения работ и срочности перевозок (в том числе при использовании различных видов транспорта) |
| Минимум длительности цикла транспортно-производственного процесса | При ограниченных сроках проведения работ и срочности перевозок (в том числе при использовании различных видов транспорта) |
| Максимум использования рабочего времени смены | При ограниченных сроках проведения работ и ограниченных ресурсах в подвижном составе |
Пробеговые | Минимум общего пробега | При разработке оптимальных схем перевозок и грузопотоков однородных грузов одним видом транспорта в сходных дорожных условиях |
| Минимум нулевых пробегов | При разработке оптимальных схем перевозок и грузопотоков однородных грузов одним видом транспорта в сходных дорожных условиях, оптимального размещения стоянок |
| Минимум порожнего пробега или максимум использования груженого пробега | То же, и при необходимости загрузки обратных ездок грузами, доставляемыми в хозяйства из пунктов сдачи или переработки продукции |
| Минимум среднего расстояния перевозки груза | При необходимости обеспечения минимальной транспортной работы и экономии эксплуатационных материалов (при использовании одного вида транспорта в сходных дорожных условиях) |
Производительность | Максимум производительности подвижного состава в т, т·км | При ограниченных сроках и больших объемах перевозок |
| Максимум производительности (темпа) транспортно-производственного процесса | При ограниченных сроках проведения работ и больших объемах перерабатываемого и перемещаемого материала |
Потребность в технических средствах | Минимум потребности в подвижном составе | При ограниченных ресурсах в наличном подвижном составе |
| Минимум суммарной потребности в технических средствах (энергомашинах), выполняющих транспортно-производственный процесс | При ограниченных ресурсах в наличных технических средствах, осуществляющих транспортно-производственный процесс |
Трудовые | Минимум потребности в обслуживающем персонале | При ограниченных ресурсах в рабочей силе |
| Минимум затрат труда на выполнении заданного объема работ | При ограниченных ресурсах в рабочей силе |
| Максимум производительности труда | При ограниченных ресурсах в рабочей силе и сроках проведения работ |
| Максимум использования наличной рабочей силы | При высвобождении рабочей силы после напряженного периода (сезона) и необходимости ее рационального использования в ненапряженные периоды |
Стоимостные | Минимум себестоимости выполнения работ (перевозок) | При оценке экономической деятельности транспортных подразделений сельскохозяйственных предприятий и привлеченного автотранспорта. При выборе рационального типа подвижного состава из числа имеющегося в хозяйстве |
| Минимум прямых эксплуатационных издержек на выполнение работ (перевозок) | То же, но при отсутствии возможности точного учета распределения накладных расходов между техническими средствами, осуществляющими транспортно-производственный процесс |
| Минимум капитальных вложений в технические средства | Если не возникает сомнения, что с точки зрения себестоимости или прямых издержек применение данного критерия равноценно с другими. Когда главной задачей является механизация данной операции и облегчение труда |
| Максимум рентабельности при использовании подвижного состава | При оценке производственной деятельности транспортного подразделения сельскохозяйственного предприятия по показателю получаемой прибыли |
| Минимум приведенных затрат на выполнение транспортно-производственного процесса и использование подвижного состава | При оценке экономичности процесса и использования подвижного состава с народнохозяйственных позиций |
| Максимум приведенной прибыли при выполнении транспортно- производственного процесса | При оценке "абсолютной" эффективности процесса с учетом дополнительного эффекта от прибавки урожая, сокращения его потери и других производственно-хозяйственных факторов |