СССР
Государственный стандарт от 01 июля 1991 года № ГОСТ 17106-90

ГОСТ 17106-90 Двигатели газотурбинные авиационные. Понятия, состав и контроль массы

Принят
Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам
27 апреля 1990 года
Разработан
Министерством авиационной промышленности СССР
01 июля 1991 года
    ГОСТ 17106-90
    Группа Д14
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ
    Понятия, состав и контроль массы
    Aircraft gas-turbine engines.
    Concepts, composition and mass control
    ОКСТУ 7530
    Срок действия с 01.07.91
    до 01.07.2001*

    _______________________________
    * Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95
    Межгосударственного Совета по стандартизации,
    метрологии и сертификации (ИУС N 11, 1995 год). -
    Примечание изготовителя базы данных.


    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством авиационной промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ
    Ю.А.Горбанев, 3.А.Приорова, В.П.Пономарев
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.04.90 N 1067
    3.Срок проверки - 1996 г.
    4.ВЗАМЕН ГОСТ 17106-79
    5.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 23851-79 Вводная часть

    Настоящий стандарт распространяется на все виды авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и устанавливает основные понятия, состав и требования к контролю массы авиационных ГТД.
    Виды авиационных ГТД - по ГОСТ 23851.
    якорь
    1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    1.1.На всех стадиях жизненного цикла авиационного ГТД необходимо руководствоваться следующими понятиями его массы:
    1) сухая масса ();
    2) масса двигателя в реальной компоновке ();
    3) поставочная масса ().
    Значения сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке задаются в тактико-техническом или техническом задании (ТТЗ или ТЗ) на его разработку.
    Масса двигателя в реальной компоновке является основным (базовым) значением для расчета (формирования) поставочной массы.
    1.2.При контроле массы двигателя необходимо руководствоваться следующими пояснениями:
    1) сухая масса - масса двигателя без деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для его установки и эксплуатации на борту летательного аппарата (ЛА), для улучшения характеристик ЛА, а также без массы рабочих жидкостей;
    2) масса двигателя в реальной компоновке - масса двигателя, соответствующая всем требованиям ТТЗ (ТЗ) на его разработку, без массы деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА;
    3) поставочная масса - масса двигателя в реальной компоновке, укомплектованного деталями, сборочными единицами и агрегатами, предусмотренными в технических условиях (ТУ) на ГТД.
    1.3.Определяющими принципами для включения массы деталей, сборочных единиц и агрегатов в массу двигателя являются:
    1) в сухую массу - обеспечение работоспособности двигателя;
    2) в массу двигателя в реальной компоновке - требования ТТЗ (ТВ).
    1.4.Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке, приведен в разд.2.
    1.5.Масса упаковочной тары с элементами крепления и консервации двигателя в контейнере, масса формуляра и сопроводительной документации, прикладываемых к двигателю, не включаются в его поставочную массу.
    1.6.Значения сухой, поставочной массы и массы двигателя в реальной компоновке указывают в основных документах на двигатель, как указано ниже:
    1) сухая масса двигателя, равная 1395 кг, - масса сухая двигателя 1395 кг по ГОСТ 17106;
    2) поставочная масса двигателя, равная 2100 кг, - масса поставочная двигателя 2100 кг по ГОСТ 17106;
    3) масса двигателя в реальной компоновке, равная 1731 кг, масса двигателя в реальной компоновке 1731 кг по ГОСТ 17106.
    якорь
    2.СОСТАВ МАССЫ
    2.1.Перечень основных сборочных единиц и рабочих жидкостей, определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке, представлен в таблице.
    Наименование Масса в составе двигателя, % Дополнительные сведения
    Сухая В реальной компоновке
    УЗЛЫ ДВИГАТЕЛЯ
    1. Вентилятор с элементами его механизации 100 100
    2. Компрессор с опорами 100 100
    3. Механизация компрессора: кинематическая система управления поворотными лопатками направляющих аппаратов, клапаны и ленты перепуска воздуха 100 100
    4. Встроенное пылезащитное устройство (ПЗУ) Только детали, составляющие конструкцию компрессора 100
    5. Камера сгорания с пусковыми воспламенителями 100 100
    6. Турбина с опорами 100 100
    7. Форсажная камера 100 100
    8. Камера смешения ТРДД 100 100
    9. Смеситель камеры смешения 10. Реактивное сопло: 100 100
    1) осесимметричное круглое 100 100
    2) произвольной формы 100 100 , где - коэффициент пропорционального распределения массы сопла; - масса осесимметричного круглого сопла, кг; - масса сопла произвольной формы
    3) внешние створки, упругие элементы - 100
    11. Корпус наружного контура ТРДД 100* 100 * - без обтекателя газогенератора, необходимого для формирования потока воздуха на борту ЛА и ТРДД с коротким каналом наружного контура
    12. Выхлопная удлинительная труба (патрубок, насадок), кожухи, дефлекторы - 100
    13. Реверс тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями - 100
    14. Устройство поворота вектора тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями - 100
    15. Коробка приводов агрегатов, устанавливаемая на двигатель с ведущей шестерней и рессорой центрального привода 100 100 , где - коэффициент пропорционального распределения массы коробки приводов; - крутящий момент, передаваемый на агрегаты, обслуживающие двигатель, кгс·см; - суммарное значение крутящего момента коробки приводов, кгс·см
    16. Редуктор ТВД, ТВВД, ТВЛД 100 100
    17. Переходник стыковки двигателя с воздухозаборником ЛА СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ Система топливопитания, управления и автоматического регулирования - 100
    18. Агрегаты топливопитания и автоматического управления двигателя: основной насос (насос-регулятор), дополнительный подкачивающий насос, форсажный насос; гидравлические, воздушные, электрические и электронные регуляторы; ограничители режимов работы двигателя в комплекте с приводами, трубопроводами, электропроводкой и приемниками первичной информации 100 100
    19. Топливные коллекторы с рабочими форсунками основной и форсажной камер сгорания 100 100
    20. Трубопроводы, топливные фильтры в магистрали от подкачивающего насоса до коллекторов основной и форсажной камер 21. Кинематическая система управления двигателем: 100 100
    1) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления расходом топлива, механизацией вентилятора, компрессора, турбины и реактивного сопла в системе "насос-регулятор-двигатель" 100 100
    2) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления шагом воздушного винта и винтовентилятора - 100
    22. Единые электронные блоки управления двигателем и ЛА 100 100 , где - коэффициент пропорционального распределения массы блоков управления; - количество функций, заведенных в блок для управления двигателем; - общее количество функций блока
    23. Электрическая проводка от единого электронного блока управления двигателем и ЛА до исполнительного механизма на двигателе Масляная система и система суфлирования 100 100
    24. Масляный бак 50 100
    25. Элементы контроля заправки и наличия масла в баке - 100
    26. Маслоагрегат или нагнетающий, подкачивающий и откачивающий масляные насосы 100 100
    27. Воздухоотделитель (центробежный суфлер, сепаратор) с воздухоотводящим трубопроводом 100 100
    28. Топливомасляный (воздушномасляный) теплообменник 100 100
    29. Фильтры маслосистемы 100 100
    30. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных полостей двигателя и редуктора 100 100
    31. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных полостей в системе управления шагом воздушного винта, винтовентилятора и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА Пусковая система - 100
    32. Пусковое устройство: электростартер, воздушный турбостартер, гидростартер, твердотопливный турбостартер 100 100
    33. Стартер-генератор, турбокомпрессорный стартер-энергоузел 100 100 , где - коэффициент пропорционального распределения массы стартера-генератора; - мощность, необходимая для запуска двигателя, кВт; - мощность генератора, кВт
    34. Электрическая (электронная) панель автоматического запуска 100 100 , где - коэффициент пропорционального распределения массы панели автоматического запуска; - количество функций, заведенных в панель управления двигателем; - общее количество функций, выполняемых панелью
    35. Электрические (электронные), гидравлические и воздушные агрегаты системы запуска, установленные на двигателе 100 100
    36. Топливные трубопроводы, коллекторы и пусковые форсунки основной и форсажной камер Система зажигания 100 100
    37. Агрегаты зажигания с элементами систем, обеспечивающими розжиг топливно-воздушной смеси в основной и форсажной камерах сгорания 100 100
    38. Коллекторы 100 100
    39. Электрическая проводка системы Система отбора воздуха 100 100
    40. Элементы конструкции, обеспечивающие работу пылезащитного устройства (ПЗУ) - отбор воздуха на ПЗУ - 100
    41. Элементы конструкции, обеспечивающие работу противообледенительной системы (ПОС) двигателя - отбор воздуха на ПОС 100 100
    42. Элементы конструкции, связанные с отбором воздуха в обеспечение устойчивой работы двигателя (дополнительно к клапанам или лентам перепуска в системе механизации компрессора) 100 100
    43. Элементы системы кондиционирования (СКВ) кабин ЛА - отбор воздуха на СКВ - Только неразъемные узлы конструкции корпусов двигателя
    44. Элементы конструкции, объединяющие отбор воздуха на нужды двигателя и ЛА 100 100 , где - коэффициент пропорционального распределения массы элементов конструкции отбора воздуха; - расход воздуха на нужды двигателя, кг/с; - суммарный расход воздуха через элемент конструкции на нужды двигателя и ЛА, кг/с
    45. Элементы системы отбора, установленные на двигателе и обеспечивающие работу систем ЛА - 100
    46. Элементы конструкции системы отбора воздуха на запуск соседнего двигателя: электрические, гидравлические, воздушные краны (заслонки) и клапаны, устанавливаемые на двигатель Дренажная система - 100
    47. Дренажные клапаны (блоки дренажных клапанов) в системе автоматического регулирования двигателя - внутренняя система 100 100
    48. Бачки, краны, агрегаты возврата или утилизации дренированного топлива, трубопроводы и арматура дренажной системы двигателя - внешняя система Противообледенительная система 100 100
    49. Элементы системы, составляющие конструкцию компрессора 100 100
    50. Элементы системы автоматического и ручного управления обогревом воздухозаборника и ПЗУ, устанавливаемые на двигатель, включая трубопроводы и электроразводку СИСТЕМЫ, РАСШИРЯЮЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ДИАПАЗОН ПРИМЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ - 100
    51. Система защиты двигателя от помпажа 100 100
    52. Система восстановления режима работы двигателя 100 100
    53. Элементы конструкции двигателя, предназначенные для снижения теплового (ИК) излучения - 100
    54. Система шумоглушения Только силовые элементы конструкции двигателя 100
    55. Система снижения уровня радиозаметности двигателя - 100
    56. Система форсирования двигателя впрыском жидкости УЗЛЫ ПОДВЕСКИ ДВИГАТЕЛЯ - 100
    57. Несъемные узлы крепления двигателя к узлам подвески ЛА 100 100
    58. Специальные элементы подвески двигателя, обусловленные установкой его на различные типы ЛА - 100
    59. Технологические детали, установленные на двигатель для выполнения монтажных и демонтажных работ на ЛА ПОКУПНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, РАБОЧИЕ ЖИДКОСТИ И ДР. - 100
    60. Механические (статические и динамические), электрические и электронные преобразователи (датчики), установленные на двигателе в системах управления и диагностирования (контроля параметров), включая трубопроводы и электроразводку 100* 100 * - за исключением датчиков и элементов системы контроля параметров, установленных по требованию разработчика ЛА
    61. Масла и другие жидкости в замкнутых системах двигателя - 100 , где - коэффициент пропорционального распределения массы рабочих жидкостей; - масса рабочих жидкостей при номинальной заправке систем, кг; - масса слитых жидкостей перед упаковкой двигателя для поставки, кг
    62. Масса двигателя, необходимая для усиления отдельных его деталей, в связи с установкой агрегатов, обслуживающих ЛА - 100

    Примечания:
    1.Коэффициенты - , , , , , и распределение массы по пп.54 и 62 подтверждаются расчетом.
    2.При отсутствии в перечне какого-либо элемента конструкции конкретного двигателя включение его массы в сухую массу или массу двигателя в реальной компоновке должно осуществляться в соответствии с разд.1
    3.Втулки и лопасти воздушного винта (винтовентилятора) с элементами их крепления на выводном валу ТВД (ТВВД) в сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке не включаются.
    2.2.Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, устанавливаемых на двигатель и предназначенных для обслуживания ЛА, устанавливается в ТУ на ГТД.
    2.3.Спецификация сухой массы и массы разрабатываемого двигателя реальной компоновки должны соответствовать требованиям разд.1 и п.2.1.
    якорь
    3.КОНТРОЛЬ МАССЫ
    3.1.Все двигатели серийного производства подлежат взвешиванию с определением поставочной массы и с записью в формуляр полученного ее значения.
    3.2.Сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке следует оценивать не менее чем на трех двигателях опытного производства, на первых пяти двигателях каждого завода-изготовителя, на первых трех двигателях каждой серии (модификации) и не менее чем на одном двигателе в квартал при дальнейшем производстве и ремонте.
    Полученные значения масс указывают в документах на двигатель.
    3.3.Оценку сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке осуществляют на соответствие значениям, заданным в ТТЗ (ТЗ) на разработку двигателя.
    3.4.Поставочную массу двигателя () в килограммах определяют из соотношения
    ,
    где - масса двигателя в реальной компоновке;
    - масса деталей, сборочных единиц и агрегатов, установленных на двигатель в соответствии с ТУ на ГТД, кг.
    3.5.Контроль поставочной массы осуществляют по технологической инструкции, разработанной изготовителем и согласованной с разработчиком и заказчиком двигателя.