СССР
Государственный стандарт от 01 июля 1991 года № ГОСТ 22343-90

ГОСТ 22343-90 Клемма раздельного рельсового скрепления железнодорожного пути. Технические условия

Принят
Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам
27 июня 1990 года
Разработан
Министерством путей сообщения СССР
01 июля 1991 года,
Министерством металлургии СССР
01 июля 1991 года
    ГОСТ 22343-90
    Группа В42
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    КЛЕММА РАЗДЕЛЬНОГО РЕЛЬСОВОГО
    СКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
    Технические условия
    Clamp of indirect rail fastening of railway. Specifications
    ОКП 11 3302
    Срок действия с 01.07.91
    до 01.07.96*

    ______________________________
    * Ограничение срока действия снято
    по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета
    по стандартизации, метрологии и сертификации
    (ИУС N 11-12, 1994 год). - Примечание "КОДЕКС".


    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР, Министерством металлургии СССР РАЗРАБОТЧИКИ
    К.И.Красиков, канд. техн. наук, А.К.Гучков, Л.Ф.Кузнецов (руководители темы), В.Д.Черников, П.С.Гайдамака, канд. техн. наук, А.К.Кузнецов, В.И.Гришина, В.Ф.Коваленко, В.И.Багузин
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.06.90 N 1902
    3.Срок проверки - 1995 г., периодичность проверки - 5 лет
    4.ВЗАМЕН ГОСТ 22343-77
    5.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 8.326-89 4.2
    ГОСТ 166-89 4.2
    ГОСТ 380-88 2.1
    ГОСТ 535-88 2.1, 4.3
    ГОСТ 1497-84 4.3
    ГОСТ 2216-84 4.2

    Настоящий стандарт распространяется на жесткие клеммы ПК (далее - клеммы), применяемые для скрепления железнодорожных рельсов в раздельных рельсовых скреплениях на железобетонных и деревянных шпалах.
    Требования, указанные в пп.1.1, 2.1-2.4, являются обязательными.
    1.КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ
    1.1.Конструкция и размеры клеммы должны соответствовать указанным на черт.1.
    Клемма ПК

    ________________
    * Размеры для справок.
    Черт.1
    Пример условного обозначения клеммы:
    Клемма ПК ГОСТ 22343-90
    1.2.Неуказанные предельные отклонения ±1,0 мм служат для построения профиля и в готовых клеммах не контролируются. Предельные отклонения размеров отверстий со стороны продавливания ±1,0 мм.
    1.3.Площадь сечения профиля и масса клеммы указаны в приложении 1.
    2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    2.1.Клеммы должны изготовляться из полос, прокатанных из стали марок Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп по ГОСТ 380, категорий 1 или 2 по ГОСТ 535.
    2.2.Поверхности прилегания клеммы к подошве рельса и подкладке должны быть ровными. Допускается равномерная продольная выпуклость поверхности прилегания клеммы к подошве рельса и подкладке не более 1,0 мм.
    Вогнутость поверхности прилегания клеммы к подошве рельса и подкладке не допускается.
    2.3.На поверхности клеммы не допускаются трещины, закаты и другие поверхностные дефекты глубиной более 1,0 мм.
    Не допускается след от пуансона на пересечении вертикальной и горизонтальной плоскостей клеммы у отверстия со стороны продавливания.
    2.4.Поверхности торцов клеммы и отверстий для клеммных болтов не должны иметь следов усадки в виде трещин-расщеплений.
    2.5.Поверхности торцов клеммы должны быть перпендикулярны к продольной оси. Допускается косина реза в горизонтальной и вертикальной плоскостях клеммы не более 3,0 мм.
    Допускается волнистость, скол металла на торцевой поверхности клеммы в вертикальной плоскости не более 4,0 мм, вмятины от матрицы глубиной не более 1,5 мм.
    Допускаются на опорных поверхностях клеммы вмятины от ножа не более 3,0 мм и утяжка металла не более 3,0 мм с плавным переходом к основной поверхности на расстоянии не более 15 мм от торца.
    2.6.При прошивке отверстий для клеммных болтов допускается смещение отверстия от центрального расположения в продольном направлении, при этом минимальный размер от кромки отверстия до торца клеммы должен быть не менее 15 мм.
    2.7.Допускаются заусенцы на торцах клеммы, около отверстия для клеммных болтов и на наружных не рабочих поверхностях клеммы высотой не более 1,0 мм.
    На рабочей поверхности ножек клеммы, в месте утяжки металла, допускаются заусенцы высотой не более 1,5 мм, не выходящие за пределы рабочих поверхностей.
    2.8.В местах разъема валков допускается ус не более 1,5 мм. С наружной стороны большой ножки клеммы допускается ус не более 1,0 мм.
    3.ПРИЕМКА
    3.1.Для контроля качества изготовления клемм должны быть проведены приемо-сдаточные испытания, при которых проверяют:
    внешний вид и основные размеры (пп.1.1, 2.2-2.8);
    механические свойства (п.2.1).
    3.2.Техническую приемку готовых клемм осуществляет инспектор Министерства путей сообщения в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
    3.3.Клеммы следует предъявлять к приемке партиями, массой не более 20 т.
    3.4.Для внешнего осмотра и проверки основных размеров (пп.1.1, 2.2-2.8) отбирают не менее 1% клемм от каждой партии.
    3.5.Пробы для определения механических свойств стали (п.2.1) следует вырезать вдоль направления прокатки из угла стойки профиля клеммы. Испытывают две пробы от каждой плавки.
    3.6.При обнаружении в выборке хотя бы одной клеммы с вогнутостью поверхности прилегания к подошве рельса и подкладке или отклонения по размерам в пяти и более клеммах партию следует подвергнуть пересортировке и предъявить ее к приемке вновь.
    При неудовлетворительных результатах испытаний на растяжение проводят повторные испытания удвоенного количества проб.
    Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
    3.7.При приемке клемм, прошедших приемо-сдаточные испытания, составляют документ, удостоверяющий соответствие клемм требованиям настоящего стандарта, в котором указывают:
    наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
    условное обозначение клеммы;
    обозначение стандарта, по которому изготовлены и приняты клеммы;
    номер партии;
    число клемм в штуках и массу партии.
    Указанный документ должен быть подписан отделом технического контроля предприятия-изготовителя и инспектором Министерства путей сообщения.
    4.МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
    4.1.Качество поверхности клеммы контролируют визуально. Наличие дефектов и их глубину проверяют пробной вырубкой или другим способом, обеспечивающим правильность определения.
    4.2.Геометрические размеры и прямолинейность клеммы проверяют при помощи измерительных инструментов по ГОСТ 8.326, ГОСТ 166, ГОСТ 2216 или шаблонами, приведенными в приложении 2.
    4.3.Испытание на растяжение (п.3.5) проводят по ГОСТ 1497 на круглых образцах пятикратной длины диаметром 10 мм.
    При относительном удлинении, соответствующим нормам, указанным в ГОСТ 535, верхнее значение временного сопротивления не ограничивается.
    5.МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
    5.1.На каждую партию клемм навешивают два металлических ярлыка, в которых должны быть указаны:
    товарный знак или условное обозначение предприятия-изготовителя;
    номер партии;
    масса партии;
    клеймо технического контроля предприятия-изготовителя и инспектора Министерства путей сообщения.
    Ярлыки должны быть надежно привязаны проволокой к двум клеммам каждой принятой партии.
    5.2.Клеммы должны сопровождаться документом, удостоверяющим соответствие клемм требованиям настоящего стандарта, оформленным в соответствии с п.3.7.
    5.3.Перевозка клемм осуществляется без упаковки любым видом транспорта в соответствии с действующими правилами перевозки грузов.