СССР
Государственный стандарт от 03 августа 1984 года № ГОСТ 26265-84

ГОСТ 26265-84 Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения (с Изменением N 1)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
23 августа 1984 года
Разработан
Государственным комитетом СССР по стандартам
03 августа 1984 года
    ГОСТ 26265-84
    Группа Т50
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
    СТАНДАРТИЗАЦИЯ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
    Основные положения
    Standardization in the field of service. Basic provisions
    МКС 01.120
    03.080.30
    ОКСТУ 0001
    Дата введения 1985-07-01
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23.08.84 г. N 2979
    3.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 1.0-92 1.4, 1.6
    ГОСТ 1.2-97 1.6
    ГОСТ 1.5-2001 1.5, 1.5.2, 2.4
    ГОСТ 2.114-95 1.4, 1.6
    ГОСТ 2.602-95 1.6
    ГОСТ 3.1109-82 Приложение 1
    ГОСТ 14.004-83 Приложение 1
    ГОСТ 15.001-88 1.6

    4.ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением N 1, утвержденным в марте 1987 г. (ИУС 6-87)
    ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 1988 год
    Поправка внесена изготовителем базы данных.
    Настоящий стандарт устанавливает цель, задачи, объекты стандартизации и структуру комплекса нормативно-технических документов (НТД) по стандартизации в бытовом обслуживании населения.
    Стандарт распространяется на работы по стандартизации, проводимые в области бытового обслуживания организациями и предприятиями, независимо от их ведомственной принадлежности.
    Основные термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.
    якорь
    1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1.1.Целью стандартизации в бытовом обслуживании населения является нормативно-техническое обеспечение работ по бытовому обслуживанию населения, направленных на:
    максимальное удовлетворение потребностей граждан в бытовых услугах;
    повышение эффективности и качества бытового обслуживания в соответствии с требованиями населения;
    установление номенклатуры бытовых услуг и прогрессивных форм обслуживания населения.
    1.2.Основными задачами стандартизации в бытовом обслуживании населения являются:
    установление номенклатуры показателей качества для групп однородных бытовых услуг, методов и средств их контроля;
    установление прогрессивных требований к качеству услуг в бытовом обслуживании населения;
    установление требований к условиям и процессам обслуживания;
    унификация документов в бытовом обслуживании населения;
    установление терминов и определений основных понятий, применяемых в бытовом обслуживании населения.
    1.3.Объектами стандартизации в бытовом обслуживании населения являются:
    группы однородных бытовых услуг;
    конкретные бытовые услуги;
    виды бытовых услуг;
    типовые технологические процессы;
    требования к условиям обслуживания;
    общие требования и нормы;
    порядок организации работ.
    Примечание. Группы однородных бытовых услуг должны формироваться на основе классификационных группировок (подгрупп услуг) Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению (ОКБУН). Виды бытовых услуг и конкретные услуги определяются по ОКБУН.
    1.4.Категории и виды разрабатываемых стандартов должны соответствовать ГОСТ 1.0, за исключением стандартов видов: параметры и (или) размеры; типы; марки; сортамент; конструкция.
    На конкретные услуги по изготовлению изделий по индивидуальным заказам и отремонтированные изделия разрабатывают технические условия в соответствии с ГОСТ 2.114.
    На простейшие виды услуг разрабатывают конструкторскую и технологическую документацию (технологические регламенты, режимы, карты, инструкции и др.). Перечень простейших видов услуг утверждается министерством бытового обслуживания союзной республики.
    Категорию и вид НТД следует определять в зависимости от объекта стандартизации в соответствии с приложением 2.
    1.5.Построение, содержание и изложение стандартов должно соответствовать требованиям ГОСТ 1.5 с учетом особенностей, указанных в пп.1.5.1, 1.5.2, 1.5.3.
    1.5.1.Стандарты общих технических условий должны включать вводную часть и следующие разделы:
    технические требования;
    приемка;
    методы контроля;
    транспортирование, хранение и выдача заказов;
    гарантии предприятия.
    В разделе "Технические требования" должно быть указано, что услуги выполняются в соответствии с требованиями, отмеченными в квитанции или паспорте-заказе, по утвержденной технологии, приведен полный комплекс требований и (или) норм, определяющих основные потребительские (эксплуатационные) характеристики конечного результата услуг.
    При этом технические требования к изделиям, изготовляемым по индивидуальным заказам, должны соответствовать основным требованиям, установленным в действующей нормативно-технической документации на аналогичные виды товаров народного потребления.
    В данный раздел должны быть включены требования электробезопасности, пожаро- и взрывоопасности, безопасности от воздействия химических и загрязняющих веществ; требования безопасности при обслуживании машин, оборудования.
    В разделе "Приемка" должен быть установлен порядок проведения приемки выполненных услуг ОТК или лицом, на которое возложены функции контроля, а также заказчиком.
    В разделе "Методы контроля" должны быть определены методы проверки требований, норм и характеристик, установленных в стандарте, включая сопоставление с утвержденным образцом-моделью.
    1.5.2.Стандарты общих технических требований должны включать разделы в соответствии с ГОСТ 1.5 за исключением следующих разделов:
    требования стандартизации и унификации;
    требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов;
    требования технологичности;
    требования радиоэлектронной защиты.
    Содержание требований в соответствующих разделах стандартов зависит от вида услуги. Например, в стандарте по химической чистке в разделе "Требования стойкости к внешним воздействиям" должны быть установлены требования к сохранению конструкции, фасона и размера изделия, устойчивости складки при несминаемой обработке, молестойкости, водоотталкивания и т.д.
    1.2-1.5.2.(Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.5.3.Содержание и изложение стандартов видов правил приемки и методов контроля должно соответствовать требованиям, установленным для соответствующих разделов стандарта общих технических условий в п.1.5.1.
    1.6.Разработка, согласование, утверждение, регистрация, внесение изменений, внедрение нормативно-технических документов по ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2**, ГОСТ 2.114, ГОСТ 2.602, ГОСТ 15.001*.
    1.6.1.Проекты государственных и республиканских стандартов должны разрабатывать, как правило, базовые организации по стандартизации министерств бытового обслуживания населения союзных республик в порядке, установленном ГСС.
    1.6.2.Проекты отраслевых стандартов в бытовом обслуживании населения, устанавливающих требования к ремонту и отремонтированным бытовым машинам и приборам, должны разрабатывать организации союзных министерств, являющиеся головными в производстве закрепленных за ними товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и должны быть разосланы на отзыв министерствам бытового обслуживания населения союзных республик. Проекты отраслевых стандартов должны быть согласованы с ЦНИИбыт Минбыта РСФСР.
    якорь

    _________________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.


    ** На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 1.2-2009. - Примечание изготовителя базы данных.
    Проекты НТД на бытовые услуги согласовываются с исполкомами Советов народных депутатов.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
    2.1.Комплекс нормативно-технических документов по стандартизации в бытовом обслуживании включает:
    общетехнические стандарты;
    организационно-методические стандарты;
    стандарты на бытовые услуги;
    технические условия.
    2.2.Общетехнические стандарты устанавливают:
    классификацию бытовых услуг;
    термины и определения основных понятий в бытовом обслуживании;
    условные обозначения (инструкция-памятка, метки, символы);
    номенклатура показателей качества бытовых услуг и обслуживания;
    требования к типовым технологическим процессам;
    требования к условиям обслуживания;
    общие требования к унифицированной документации в бытовом обслуживании;
    общие методы (расчета, анализа, испытаний, оценки);
    нормы и требования по технике безопасности, охране природы, противопожарной безопасности.
    2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.2а. Организационно-методические стандарты устанавливают:
    организацию работ по стандартизации;
    правила приема и оформления заказов;
    порядок разработки и утверждения НТД;
    построение, изложение, оформление и содержание различных видов документации.
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    2.3.Стандарты на бытовые услуги должны устанавливать:
    общие требования к группам однородных бытовых услуг;
    требования к видам услуг;
    требования к конкретным бытовым услугам;
    технические требования к отремонтированным, изготовленным, вычищенным изделиям;
    требования к приемке;
    методы контроля качества;
    требования к маркировке, упаковке;
    требования к эксплуатации;
    требования к хранению, транспортированию.
    2.4.Наименование стандартов должно соответствовать требованиям ГОСТ 1.5 и содержать в заголовке классификационную группу (вид) услуг по ОКБУН. Примеры: "Ремонт обуви. Типовой технологический процесс"; "Химическая чистка. Методы контроля качества".
    Если конечный результат услуги выступает в виде продукции, то стандарт имеет следующее наименование "Обувь отремонтированная. Общие технические условия".
    2.3, 2.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    якорь