СССР
Государственный стандарт от 01 января 1991 года № ГОСТ 23381-89

ГОСТ 23381-89 (СТ СЭВ 6474-88) Стулья ученические и детские. Методы испытаний (с Изменением N 1)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
16 октября 1989 года
Разработан
Министерством лесной промышленности СССР
01 января 1991 года
    ГОСТ 23381-89
    (СТ СЭВ 6474-88)
    Группа К29
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ И ДЕТСКИЕ
    Методы испытаний
    School chairs and chairs for children. Test methods
    ОКСТУ 5615
    Срок действия с 01.01.91
    до 01.01.96*

    _______________________________
    * Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94
    Межгосударственного Совета по стандартизации,
    метрологии и сертификации (ИУС N 11/12, 1994 год). -
    Примечание изготовителя базы данных.


    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ
    В.П.Сахновская, Л.В.Пинтус, А.Н.Таптова
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16.10.89 N 3086
    3.Срок первой проверки - 1994 г.
    Периодичность проверки - 5 лет
    4.Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6474-88
    5.ВЗАМЕН ГОСТ 23381-83, ГОСТ 25701.2-83, ГОСТ 25701.3-83
    6.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НД, на который дана ссылка Номер пункта, подпункта
    ГОСТ 19917-93 1.1, 2.2.5.1, 2.2.5.2, 3.2.5.1, 3.3.4.1, 4.4.2, 4.5.2, 5.1, 5.2, 6.3.2
    ГОСТ 22046-2002 1.1, 2.2.5.2, 3.2.5.1, 3.3.4.1, 4.4.2, 4.5.2, 5.3, 6.3.2

    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 11.06.2009 N 35-2009). Государство-разработчик Россия. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.09.2009 N 318-ст введено в действие на территории РФ с 01.01.2010
    Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 11, 2009 год
    Настоящий стандарт распространяется на ученические и детские стулья и устанавливает методы испытания на:
    устойчивость и прочность детских трансформируемых стульев;
    устойчивость и прочность при падении детских стульев ростовых номеров 00, 0;
    устойчивость, прочность и долговечность детских стульев ростовых номеров 1, 2, 3 и ученических стульев ростовых номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ
    1.1.Для испытания новых и модернизированных изделий берут один образец каждого ростового номера.
    Для стульев, трансформируемых по высоте, отбирают один образец.
    Число и порядок отбора серийных образцов - по ГОСТ 19917 и ГОСТ 22046.
    1.2.Перед испытаниями стулья из древесины и древесных материалов выдерживают не менее 3 сут в помещении с относительной влажностью воздуха от 45% до 70% и температурой от 15 °С до 30 °С.
    Стулья с клеевыми соединениями выдерживают в обычных комнатных условиях не менее 4 недель со дня их изготовления.
    1.3.Крепежные узлы разъемных соединений должны быть плотно затянуты. Сварные швы изделий на металлическом каркасе не должны иметь трещин, видимых невооруженным взглядом.
  1. Раздел 1.(измененная редакция, изм. № 1).

  2. 2.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ НА УСТОЙЧИВОСТЬ
    2.1.Испытание детских трансформируемых стульев
    2.1.1.Сущность метода
    Метод заключается в приложении к стулу горизонтальной нагрузки, вызывающей его опрокидывание.
    2.1.2.Аппаратура
    2.1.2.1.Пружинный динамометр или другой прибор для измерения нагрузок до 20 даН с погрешностью ±0,5 даН.
    2.1.2.2.Груз массой (10,0±0,1) кг с площадью основания (0,008±0,001) м.
    2.1.2.3.Упор высотой 20-30 мм.
    2.1.3.Подготовка к испытанию
    2.1.3.1.Стул устанавливают вплотную к упору, в зависимости от направления испытаний, в одном из трех положений в соответствии с черт.1.
    а) вперед б) назад в) влево (вправо)

    Черт.1
    2.1.3.2.На подножку или сиденье стула устанавливают груз.
    2.1.4.Проведение испытания
    2.1.4.1.Испытание стула на устойчивость в трех направлениях проводят в соответствии с черт.1.
    2.1.4.2.С помощью динамометра к стулу прикладывают горизонтальную нагрузку , постепенно увеличивают ее до начала отрыва от пола пары ножек.
    2.1.4.3.Значение нагрузки , вызывающей начало опрокидывания стула, заносят в журнал (см. приложение 1).
    2.2.Испытание детских и ученических стульев
    2.2.1.Сущность метода
    Метод испытания заключается в определении угла наклона, при котором происходит опрокидывание стула с установленным на сиденье грузом.
    2.2.2.Аппаратура
    2.2.2.1.Испытательное устройство с регулируемым углом наклона, обеспечивающее установку стула в требуемом положении (черт.2) и изменение угла наклона с погрешностью ±1°.

    Черт.2
    (Измененная редакция, Изм.N 1).
    2.2.2.2.Специальные грузы в соответствии с черт.3.

    Черт.3
    Параметры грузов в зависимости от ростовых номеров стульев указаны в табл.1.
    Таблица 1
    Параметр груза Значения параметров для ростовых номеров
    00, 0 1, 2, 3 4, 5, 6
    Масса груза, кг 10±0,5 40±0,5 60±0,5
    Высота центра массы груза над сиденьем , мм 100±5 160±5 200±5
    Размеры площадки груза, мм
    390±5 390±5 460±5
    65±5 135±5 175±5
    135±5 220±5 250±5

    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.2.3.Подготовка к испытанию
    2.2.3.1.Для определения устойчивости в направлении "назад" стул устанавливают на стенд спинкой в сторону наклона в боковом направлении так, чтобы передняя и задняя ножки касались упора.
    2.2.3.2.На сиденье, вплотную к стойкам спинки стула, устанавливают груз (табл.1) широкой стороной основания. Упор груза выдвигают до соприкосновения со спинкой стула и закрепляют в этом положении.
    2.2.4.Проведение испытания
    2.2.4.1.Платформу наклоняют и фиксируют на шкале стенда (прибора) угол наклона в момент начала опрокидывания стула. Началом опрокидывания считают момент отрыва передних концов опор или ножек стула от платформы.
    Показателем устойчивости стула считают наименьший угол наклона при опрокидывании испытуемого образца.
    2.2.4.2.Значение угла наклона заносят в журнал (см. приложение 1).
    2.2.5.Обработка результатов
    2.2.5.1.Трансформируемые стулья считают устойчивыми, если значение нагрузки, вызывающее начало опрокидывания в любом направлении каждого образца соответствует норме, установленной ГОСТ 19917.
    2.2.5.2.Ученические и детские стулья считают устойчивыми, если значение угла наклона каждого образца соответствует норме, установленной ГОСТ 22046 и ГОСТ 19917.
    3.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ
    3.1.Испытание на прочность каркаса детских трансформируемых стульев
    3.1.1.Сущность метода
    Метод заключается в приложении к стулу горизонтальной нагрузки, вызывающей его падение.
    3.1.2.Подготовка к испытанию
    Стул устанавливают на горизонтальную плоскость. На место предполагаемого падения стула помещают пластину из эластичного материала размером не менее 900х600 мм толщиной (20±2) мм кажущейся плотности 35-40 кг/м.
    3.1.3.Проведение испытания
    3.1.3.1.Стул толкают рукой, вызывая его падение "вперед" в соответствии с черт.4.

    Черт.4
    После падения стул осматривают и фиксируют видимые повреждения (сколы, изломы, трещины, нарушения клеевых соединений).
    При отсутствии повреждений испытание повторяют до установленного количества падений.
    3.1.3.2.Испытание стула в направлениях "назад", "влево" и "вправо" проводят в соответствии с п.3.1.3.1.
    Если у испытанного образца появятся видимые дефекты повреждения до наступления нормативного количества циклов, дальнейшие испытания прекращают и стулья считают не выдержавшими испытания.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.1.3.3.Количество падений и характер разрушений заносят в журнал (см. приложение 1).
    3.2.Испытание на прочность крепления подножки, стола трансформируемых стульев и сиденья к металлическому каркасу ученических и детских стульев ростовых номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6
    3.2.1.Сущность метода
    Метод заключается в приложении вертикальных циклических нагрузок к испытуемым элементам стульев с последующей оценкой состояния их деталей и соединений.
    3.2.2.Аппаратура
    3.2.2.1.Испытательное устройство, обеспечивающее свободное падение груза с частотой циклов (40±2) мин (цикл/мин).
    (Измененная редакция, Изм.N 1).
    3.2.2.2 Грузы массой (10,0±0,1) кг диаметром (100±5) мм для трансформируемых стульев; массой (30,00±0,15) кг для ученических и детских стульев номеров 1, 2, 3 и (50,00±0,25) кг для ученических стульев номеров 4, 5, 6 диаметром (180±5) мм.
    Грузы должны быть с плоской нижней поверхностью и закругленными краями 30 мм.
    3.2.2.3.Пластина из эластичного пенополиуретана или другого эластичного материала размером не менее 200х200 мм, толщиной (20±2) мм кажущейся плотности 35-40 кг/м.
    3.2.3.Подготовка к испытанию
    3.2.3.1.При испытании подножки трансформируемый стул устанавливают под ударный механизм устройства так, чтобы удар приходился по центру подножки, как показано на черт.5а, и закрепляют.
    а б в

    Черт.5
    3.2.3.2.При испытании стола стул трансформируют в положение "стул-стол-коляска" и устанавливают под ударный механизм так, чтобы удар приходился на стол в точке, находящейся на расстоянии (100±5) мм от ближнего к сиденью края, как показано на черт.5б, и закрепляют.
    3.2.3.3.При испытании крепления сиденья к металлическому каркасу стул устанавливают под ударный механизм устройства так, чтобы удар приходился по центру сиденья, как показано на черт.5в, и закрепляют.
    Сиденье стула, трансформируемого на несколько ростовых номеров, устанавливают на высоту максимального ростового номера.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.2.3.4.Груз, создающий ударную нагрузку, устанавливают на высоте , равной (50±1) мм от подножки и стола трансформируемых стульев и (100±5) мм - от сиденья ученических и детских стульев.
    3.2.3.5.В месте приложения нагрузки помещают пластину из эластичного материала.
    3.2.4.Проведение испытания
    3.2.4.1.Включают стенд и проводят нагружение до нормативного количества циклов или до появления видимых дефектов разрушения (нарушение сварных швов, вырыв крепежных элементов, поломка деталей стула).
    Если у испытанного образца появятся видимые дефекты разрушения до наступления нормативного количества циклов, дальнейшие испытания прекращают и стулья считают не выдержавшими испытания.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.2.4.2.Количество циклов нагружения и характер разрушений заносят в журнал (см. приложение 1).
    3.2.5.Обработка результатов
    3.2.5.1.Стулья считают выдержавшими испытания на прочность, если каждый испытываемый образец выдержит без появления повреждений нормативное количество циклов нагружений, предусмотренное ГОСТ 19917 или ГОСТ 22046.
    3.3.Испытание на статическую прочность ученических и детских стульев ростовых номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.3.1.Сущность метода
    Метод испытания заключается в воздействии на спинку и сиденье стула вертикальной статической нагрузки.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.3.2.Аппаратура
    3.3.2.1.Испытательное устройство, обеспечивающее:
    возможность приложения вертикальной статической нагрузки до 200 даН (200 кгс);
    скорость нагружения (10±2) мм/мин;
    погрешность измерения нагрузки ±1%;
    установку стула в требуемое положение;
    груз массой (40,0±0,5) кг;
    закрепление нажимного приспособления (черт.6).

    Черт.6
    Допускаемые отклонения от размеров, указанных в черт.6, устанавливают в конструкторской документации на устройство.
    (Измененная редакция, Изм.N 1).
    3.3.3.Подготовка к испытанию
    3.3.3.1.При испытании спинки стул устанавливают на площадку испытательного устройства так, чтобы линия действия вертикальной нагрузки проходила через середину спинки стула.
    При испытании сиденья стул устанавливают на площадку испытательного устройства так, чтобы линия действия нагрузки проходила на расстоянии 150 мм от края сиденья.
    Схемы нагружения спинки или сиденья стула приведены на черт.7.

    Черт.7
    3.3.3.2.При нагружении спинки груз массой (40±0,5) кг устанавливают в геометрическом центре поверхности сиденья.
    3.3.3.3.На ребро спинки стула по центру (черт.7, а) накладывают нажимное приспособление (черт.6).
    3.3.3.4.На сиденье стула, на расстоянии (150±5) мм от края сиденья (черт.7, б), накладывают жесткий диск диаметром (200±5 ) мм.
    3.3.3.(Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.3.4.Проведение испытания
    3.3.4.1.Спинку или сиденье стула нагружают с указанной скоростью вертикальной статической нагрузкой (черт.7) до нормы, установленной ГОСТ 19917, ГОСТ 22046, и выдерживают под нагрузкой в течение (60±5) с.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.3.4.2.Значение нагрузки и характер разрушений заносят в журнал (см. приложение 1).
    3.3.5.Обработка результатов
    3.3.5.1.Стулья считают выдержавшими испытание на статическую прочность спинки и сиденья, если после снятия нагрузки в каждом испытываемом образце не будут обнаружены видимые дефекты (нарушения сварных швов, изгиб трубы, вырыв фурнитуры, сколы и смятие древесины).
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    4.МЕТОД ИСПЫТАНИЯ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
    4.1.Сущность метода
    Метод заключается в воздействии циклических нагрузок на стул посредством качания его на передних и задних ножках с установленным на сиденье грузом.
    4.2.Аппаратура
    4.2.1.Испытательное устройство, работающее с частотой циклов [(1924)±1] мин (цикл/мин) включ.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    4.2.2.Грузы, параметры которых приведены в табл.2.
    Таблица 2
    Параметр испытания Значение параметров в зависимости от ростовых номеров стульев
    1; 2; 3 4; 5; 6
    Масса балластного груза, кг 40,0±0,4 75,0±0,7
    Площадь опоры груза, м 0,09±0,01 0,09±0,01
    Высота крепления рычага , мм Не менее 170

    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    4.2.3., Черт.8. (Исключены, Изм. N 1).
    4.3.Подготовка к испытанию
    4.3.1.Стул устанавливают в опорные гнезда устройства.
    К спинке на высоте (табл.2) от сиденья до центра специального приспособления прикрепляют рычаг.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    4.3.2.Испытательное устройство регулируют так, чтобы при качании передние и задние ножки стула приподнимались поочередно на (40±10) мм.
    (Измененная редакция, Изм.N 1).
    4.3.3.На сиденье стула устанавливают груз. Разница расстояний между кромками сиденья стула и груза по каждому из двух взаимно перпендикулярных направлений не должна превышать 20 мм.
    4.3.4.(Исключен, Изм. N 1).
    4.3.5.Счетчик числа циклов устанавливают на нуль.
    4.4.Проведение испытания
    4.4.1.Испытание стула проводят по схеме, приведенной на черт.9.

    Черт.9*
    ________________
    * (Черт.8. Исключен, Изм. N 1).
    4.4.2.Включают стенд. После 1000 циклов качания, а затем через каждые 1000 циклов до нормы, предусмотренной ГОСТ 22046 и ГОСТ 19917, стенд выключают, осматривают стул и определяют наличие дефектов в соответствии с требованиями п.4.5.1.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    4.5.Обработка результатов
    4.5.1.Образец стула считают разрушенным, если при его испытании появится один из следующих дефектов:
    излом любой детали стула;
    разрушение соединений стоек спинки с царгой стула.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    4.5.2.Стул считают долговечным, если каждый испытываемый образец выдержит без появления дефектов, указанных в п.4.5.1, количество циклов качания, предусмотренное ГОСТ 22046 и ГОСТ 19917.
    4.5.3.Число циклов нагружения и характер разрушений заносят в журнал (приложение 1).
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    5.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
    5.1.Трансформируемые стулья считают выдержавшими испытания, если полученные при испытании показатели устойчивости и прочности будут соответствовать нормам, предусмотренным ГОСТ 19917.
    5.2.Детские стулья считают выдержавшими испытания, если полученные при испытании показатели устойчивости, прочности, долговечности будут соответствовать нормам, предусмотренным ГОСТ 19917.
    5.3.Ученические стулья считают выдержавшими испытания, если полученные при испытании показатели устойчивости, прочности, долговечности будут соответствовать нормам, предусмотренным ГОСТ 22046.
    5.4.Результаты испытаний стульев оформляют протоколом (см. приложение 2).
    6.МЕТОД ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ ПРИ ПАДЕНИИ [1]
    6.1.Сущность метода
    6.1.1.Метод заключается в многократном падении стула с определенной высоты под определенным углом.
    6.2.Подготовка к испытанию
    6.2.1.Стул располагают таким образом, чтобы при падении на одну ножку линия, соединяющая эту ножку с противоположной по диагонали ножкой, была отклонена на 10° от горизонтали, в то время как линия, соединяющая две другие ножки, была горизонтальной (черт.10).
    6.2.2.Стул поднимают на высоту, указанную в табл.2, для определенного вида стула, и роняют его на пол с резиновым покрытием толщиной не менее 2 мм поочередно на переднюю и затем заднюю ножки.

    Черт.10
    Таблица 2
    Вид стульев Высота падения, мм
    Ученические штабелируемые 600
    Детские штабелируемые 300
    Ученические нештабелируемые 300
    Детские нештабелируемые 150

    6.3.Обработка результатов
    6.3.1.После окончания испытания стул тщательно осматривают и отмечают любые явные изменения и повреждения (трещины или разрушения в любой детали, элементе, соединении; нарушение сварных швов и изгиб металлического каркаса; ослабления, выявляемые в результате нажатия рукой на соответствующие детали и соединения, которые должны быть неподвижными).
    6.3.2.Стул считают выдержавшим испытание на прочность при падении, если каждый испытанный образец выдержит без появления дефектов, перечисленных в п.6.3.1, число падений, предусмотренное в ГОСТ 22046-2002 и ГОСТ 19917-93.
    6.3.3.Число падений и характер разрушений заносят в журнал (приложение 1).
  3. Раздел 6.(введен дополнительно, изм. № 1).