-32300: transport error - HTTP status code was not 200
СССР
Государственный стандарт от 01 июля 1985 года № ГОСТ 23213-84
ГОСТ 23213-84 Скоростемеры локомотивные. Общие технические условия (с Изменением N 1)
- Принят
- Государственным комитетом СССР по стандартам
26 июня 1984 года
- Разработан
- Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР
01 июля 1985 года
ГОСТ 23213-84
Группа П17
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СКОРОСТЕМЕРЫ ЛОКОМОТИВНЫЕ
Общие технические условия
Speedometers for locomotives. General specifications
ОКП 42 7861
Срок действия с 01.07.85
до 01.07.90*
РАЗРАБОТАН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления
ИСПОЛНИТЕЛИ
А.О.Джалалов, О.В.Сидорова
ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления
Член Коллегии Н.И.Гореликов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 июня 1984 г. N 2126
ВЗАМЕН ГОСТ 23213-78
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 25.12.89 N 4076 с 01.07.90
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 4, 1990 год
Настоящий стандарт распространяется на локомотивные скоростемеры (далее - скоростемеры), предназначенные для измерения, регистрации и сигнализации параметров движения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.
Скоростемеры предназначены для работы на высоте до 1400 м над уровнем моря.
Стандарт не распространяется на шахтные и рудничные скоростемеры.
Показатели технического уровня, установленные настоящим стандартом, соответствуют требованиям высшей и первой категориям качества.
якорь
1.ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1.Скоростемеры должны изготовлять следующих типов:
по назначению - 1СЛ - показывающие; 2СЛ - показывающие и сигнализирующие, 3СЛ - показывающие, сигнализирующие и регистрирующие;
по принципу действия - механические, электронные;
электронные скоростемеры по способу представления информации - аналоговые, цифровые.
Скоростемеры типов 1СЛ и 2СЛ должны изготовлять со счетчиком пройденного пути.
Скоростемеры типа 3СЛ должны изготовлять со следующими устройствами:
а) счетчиком пройденного пути с сохранением результата счета при отключении питания;
б) часами;
в) регистратором давления в тормозной магистрали;
г) устройством для выдачи электрических сигналов при достижении предварительно установленных скоростей;
д) регистратором электрических сигналов;
а электронные скоростемеры:
е) корректирующим устройством, учитывающим износ колесных пар локомотива или мотор-вагонного подвижного состава;
ж) устройством для выдачи унифицированного аналогового электрического сигнала;
з) устройством для выдачи унифицированного кодированного электрического сигнала.
Скоростемеры должны изготовлять с различными сочетаниями устройств и без них.
1.2.Скоростемеры должны изготовлять в климатических исполнениях У, ХЛ или Т для категорий размещения 1, 2 или 3 по ГОСТ 15150-69.
Допускается изготовлять скоростемеры в сочетании перечисленных категорий размещения.
Верхние значения рабочих температур должны быть:
плюс 85 °С для устройств, установленных вне кузова и кабины;
плюс 60 °С для устройств, установленных в кузове и кабине.
Примечание. По согласованию между потребителем и изготовителем, механические скоростемеры допускается изготовлять с верхним значением рабочей температуры плюс 50 °С.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3.Верхний предел измерения скорости и цена деления шкалы или номинальная цена единицы наименьшего разряда должны соответствовать указанным в табл.1.
Таблица 1
км/ч
| | |
Верхний предел измерения скорости | Цена деления шкалы | Номинальная цена единицы наименьшего разряда |
30; 50 | 1 | 0,1 |
80 | 2 | |
100 | | 1,0 |
160; 200; 250; 300 | 5 | |
Примечание. По согласованию между потребителем и изготовителем, механические скоростемеры допускается изготовлять с верхними пределами измерения скорости 150; 220 км/ч и ценой деления шкалы 5 км/ч.
1.4.Параметры выходных электрических аналоговых сигналов скоростемеров - по ГОСТ 26.011-80, дискретных сигналов - по ГОСТ 26.013-81.
Выходные электрические кодированные сигналы - по ГОСТ 26.014-81.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.5.Верхний предел регистрируемого давления воздуха в тормозной магистрали выбирают из ряда: 0,4 (4); 0,6 (6); 0,8 (8); 0,9 (9); 1,0 (10) МПа (кгс/см).
1.6.Часы скоростемера должны иметь циферблат с 24-часовой оцифровкой и ценой деления минутной шкалы 1 мин или цифровой индикатор часов и минут с номинальной ценой единицы наименьшего разряда 1 мин.
1.7.Емкость счетчика пройденного пути должна соответствовать , где - 4; 5 или 6; - цена деления, которую выбирают из ряда: 0,1; 0,2; 0,5; 1,0 км.
1.8.Номинальные значения напряжений питания скоростемеров - по ГОСТ 9219-88.
Предельные значения напряжений питания, значения коэффициента и частоты пульсаций устанавливают в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.9.Масса скоростемеров без упаковки и в упаковке должна устанавливаться в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
Примечание. Масса каждого вновь разрабатываемого скоростемера должна быть не менее чем на 5% меньше массы аналогичного серийного скоростемера.
1.10.Потребляемая электрическая мощность скоростемеров должна устанавливаться в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
Примечание. Потребляемая электрическая мощность каждого вновь разрабатываемого скоростемера должна быть не менее чем на 5% меньше потребляемой мощности аналогичного серийного скоростемера.
1.11.На корпусах устройств, входящих в комплект скоростемеров, должны быть предусмотрены места для клейм и пломб.
якорь
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1.Скоростемеры должны изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и техническим условиям на скоростемеры конкретного типа. Скоростемеры, предназначенные для экспорта, должны изготовляться по требованиям настоящего стандарта и условиям договора между предприятием и внешнеэкономической организацией.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.Нормальные условия для определения параметров и характеристик скоростемеров:
а) температура окружающего воздуха (20±5) °С;
б) относительная влажность 30-80%;
в) атмосферное давление (0,1±0,04) МПа, (750±30) мм рт.ст.
2.3.Предел допускаемой основной погрешности показаний скорости, выраженный в процентах от верхнего предела измерения:
а) для цифровых скоростемеров выбирают из ряда: ±0,2; ±0,4; ±0,5; ±1,0;
б) ±1,5 - для остальных скоростемеров.
2.4.Предел допускаемой основной погрешности регистрации скорости:
а) для цифровых скоростемеров ±1,5% от верхнего предела измерения;
б) для остальных скоростемеров полуторного значения предела основной допускаемой погрешности показаний.
2.5.Предел допускаемой основной погрешности сигнализации скорости, выраженный в процентах от верхнего предела измерения:
а) ±1 - для цифровых скоростемеров;
б) ±1,5, а с 01.07.88 ±1,0 - для аналоговых скоростемеров;
в) ±2,5 - для механических скоростемеров.
2.6.Вариация показаний скорости скоростемеров не должна превышать абсолютное значение предела допускаемой основной погрешности.
2.7.Амплитуда колебаний указателя и регистратора скорости при установившейся скорости не должна превышать предел допускаемой основной погрешности показаний.
2.8.Время установления показаний скорости скоростемеров при изменении скорости, равном половине верхнего предела, не должно превышать 7,5 с, а с 01.07.88 - 6 с.
2.9.Предел допускаемой погрешности регистрации 30-минутного интервала времени скоростемеров ±0,5 мин.
2.10.Предел допускаемой основной погрешности регистрации 20-километрового отрезка пути скоростемеров:
а) ±0,1 км - для скоростемеров с корректирующим устройством, учитывающим износ колесных пар локомотива или мотор-вагонного подвижного состава;
б) ±0,4 км - остальных скоростемеров.
2.11.Предел допускаемой основной погрешности регистрации давления ±2,5% от верхнего предела измерения.
2.12.Повышенные метрологические характеристики (пп.2.3-2.11) скоростемеров высшей категории качества - по техническим условиям на скоростемеры конкретного типа.
2.13.Устройства скоростемеров, устанавливаемых вне кузова, должны изготовляться исполнения Р54 по ГОСТ 14254-80*.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.14.По устойчивости к механическим воздействиям устройства скоростемеров должны соответствовать группам условий эксплуатации по ГОСТ 17516-72:
а) М25 - устанавливаемые в кузове;
б) М27 - устанавливаемые вне кузова (необрессоренные), при этом значения максимального ускорения вибрационных нагрузок - 100 м/с, а ускорения многократных ударов - 200 м/с.
2.15.Пределы допускаемых дополнительных погрешностей, вызванных изменением температуры окружающего воздуха от (20±5) °С на каждые 10 °С:
а) показаний, регистрации и сигнализации скорости и регистрации пройденного пути: 0,2 - для механических и цифровых скоростемеров и 0,5 - для аналоговых скоростемеров от абсолютных значений основных погрешностей;
б) регистрации давления в тормозной магистрали; 0,5 от абсолютных значений основной погрешности.
2.16.Влияния внешних магнитных и электрических полей должны быть установлены в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
2.17.Электрическая изоляция цепей питания скоростемеров при температуре окружающего воздуха (20±5) °С и относительной влажности до 80% должна выдерживать в течение 1 мин испытательное напряжение синусоидального тока частотой 50 Гц:
а) 750 В - цепей напряжением 24 В;
б) 1500 В - остальных цепей постоянного и выпрямленного токов;
в) 1750 В - цепей напряжением 127 В переменного тока;
г) 2000 В - цепей напряжением 220 В переменного тока.
2.18.Электрическое сопротивление изоляции цепей питания скоростемеров относительно корпуса должно быть не менее:
а) 40 МОм при температуре (20±5) °С и относительной влажности до 80%;
б) 2 МОм при температуре плюс 35 °С и относительной влажности до 98%.
2.19.Уровень радиопомех, создаваемых скоростемерами при работе, не должен превышать значения, предусмотренные "Общесоюзными нормами допускаемых индустриальных радиопомех" (1-72* - 9-72**), утвержденными Государственной комиссией по радиочастотам СССР.
2.20.Требования к скоростемерам в упаковке для перевозки - по ГОСТ 12997-84.
2.21.Средняя наработка на отказ должна быть 16000 ч - для механических скоростемеров и 15000 ч - для электронных скоростемеров*.
2.20, 2.21. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.22.(Исключен, Изм. N 1).
2.23.Критерии отказов скоростемеров - несоответствие требованиям пп.2.3-2.11.
2.24.(Исключен, Изм. N 1).
2.25.Средний срок службы должен быть 16 лет - для механических скоростемеров и 12 лет - для электронных скоростемеров*.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.26.Критерии предельного состояния должны устанавливать в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
2.27.Коэффициент применяемости и коэффициент межпроектной унификации должны устанавливать в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
2.28.Комплектующие детали и узлы, а также запасные части к скоростемерам должны изготовлять в экспортном исполнении, а для скоростемеров в тропическом исполнении - в тропическом.
2.29.Материалы, защитные и декоративные покрытия, применяемые в скоростемерах в тропическом исполнении, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15151-69.
2.30.Скоростемеры в тропическом исполнении должны быть устойчивы к воздействию плесневых грибов.
2.28-2.30.(Введены дополнительно, Изм. N 1).
якорь
3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1.Конструкция скоростемеров в части требований безопасности должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.056-81.
3.2.Электрические испытания и измерения - по ГОСТ 12.3.019-80.
якорь
4.КОМПЛЕКТНОСТЬ
4.1.В комплект скоростемера должны входить запасные части, инструмент и принадлежности (ЗИП), указанные в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
К скоростемеру должна быть приложена эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601-68*.
якорь
5.ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5.1.Скоростемеры должны подвергаться государственным, приемо-сдаточным, периодическим и контрольным испытаниям на надежность.
5.2.Государственные испытания - по ГОСТ 8.001-80*.
5.3.При приемо-сдаточных испытаниях каждый скоростемер проверяют на соответствие требованиям пп.2.1-2.11, 2.17 и 2.18а.
5.4.Периодические испытания на соответствие всем требованиям настоящего стандарта, кроме пп.2.21-2.26, следует проводить на выборках скоростемеров из партии не реже одного раза в год.
В партию скоростемеров должны входить скоростемеры одного типа, с одним верхним пределом измерения скорости из числа скоростемеров, прошедших приемо-сдаточные испытания.
Правила отбора скоростемеров в выборку - по ГОСТ 18321-73. Планы контроля должны устанавливать в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
5.5.Результаты периодических испытаний следует оформлять протоколом.
5.6.Контрольные испытания на безотказность следует проводить не реже одного раза в три года.
Контроль средней наработки на отказ проводят одноступенчатым методом с ограниченной продолжительностью испытаний при риске изготовителя 0,1 и риске потребителя 0,2 по методике, определяемой в технических условиях на изделия конкретных типов.
5.7.Средний срок службы контролируют по результатам сбора и обработки эксплуатационной документации по надежности по ГОСТ 27.502-83, ГОСТ 27.503-81.
Планы контрольных испытаний - по ГОСТ 27.410-87.
5.5-5.7.(Измененная редакция, Изм. N 1).
якорь
6.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
6.1.Все скоростемеры перед испытаниями должны быть подвергнуты наработке не менее 24 ч.
Режимы наработки устанавливают в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
6.2.Порядок проведения поверки средств измерений, применяемых при испытаниях скоростемеров, - по ГОСТ 8.002-86*.
6.3.Проверку соответствия скоростемеров рабочим чертежам, комплектности, маркировке и упаковке (пп.2.1, 2.28, 2.29, 4.1, 7.1) проводят внешним осмотром, сличением с рабочими чертежами.
6.2, 6.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.Основную погрешность показаний, регистрации и сигнализации скорости (пп.2.3-2.5) определяют на стенде, снабженном образцовым измерителем скорости, с погрешностью, в три раза меньшей основной погрешности показаний скоростемера, устройством контроля срабатывания узла сигнализации, обеспечивающим возможность вращения приводов или датчика испытываемых скоростемеров с любой скоростью в пределах диапазонов измерений, в любом направлении.
Непостоянство частоты вращения выходных валов стенда при установившемся режиме не должно превышать значение основной погрешности образцового измерителя.
Определение основной погрешности показаний и регистрации скорости проводят не менее, чем в восьми равномерно распределенных точках, включая крайние точки диапазона.
Скоростемеры считают выдержавшими испытания, если отношение разности показаний скоростемеров и образцового измерителя к верхнему пределу измерения, выраженное в процентах, не превышает значение, указанное в п.2.3, отношение разности зарегистрированной скорости и показаний образцового измерителя к верхнему пределу измерения, выраженное в процентах, не превышает значение, указанное в п.2.4, и отношение разности показаний образцового измерителя и заданного значения уставки сигнализации к верхнему пределу измерения, выраженное в процентах, не превышает значение, указанное в п.2.5.
6.5.Вариацию показаний скорости, значения амплитуды колебаний указателя и регистратора скорости и время установления скорости скоростемеров определяют одновременно с определением основной погрешности показаний, регистрации и сигнализации скорости.
6.6.Вариацию показаний скорости скоростемеров (п.2.6) определяют как наибольшую разность между показаниями, соответствующими одному и тому же значению измеряемой скорости, полученному при приближении к нему от меньших значений к большим и от больших значений к меньшим.
Скоростемеры считают выдержавшими испытания, если разность показаний не превышает значение, указанное в п.2.6.
6.7.Амплитуду колебаний указателя и регистратора скорости скоростемеров при установившейся скорости (п.2.7) определяют визуально.
Скоростемеры считают выдержавшими испытания, если амплитуда колебаний указателя и регистратора скорости не превышает указанную в п.2.7.
6.8.Время установления показаний скорости скоростемеров (п.2.8) определяют секундомером по ГОСТ 5072-79 при скачкообразном изменении скорости от нуля до значения, равного половине верхнего предела измерения, с учетом предела допускаемой основной погрешности показаний скорости.
Результаты испытаний считают удовлетворительными, если время, зафиксированное секундомером, не превышает указанное в п.2.8.
6.9.Погрешность регистрации 30-минутного интервала времени (п.2.9) определяют сравнением зарегистрированного промежутка времени с показаниями хронометра.
Результаты испытаний считают удовлетворительными, если разность между зарегистрированным промежутком времени и показаниями хронометра не превышает значение, указанное в п.2.9.
6.10.Основную погрешность регистрации 20-километрового отрезка пути (п.2.10) определяют на стенде, снабженном образцовым счетчиком пути с абсолютной погрешностью измерений, не превышающей 0,02 км, имитацией пробега локомотива 20 км пути.
Скоростемеры считают выдержавшими испытания, если разность между зарегистрированным пробегом и показанием образцового счетчика не превышает значение, указанное в п.2.10.
6.11.Основную погрешность регистрации давления (п.2.11) определяют на стенде, снабженном образцовым манометром класса точности не ниже 0,4 по ГОСТ 6521-72.
Испытания проводят при повышении и понижении давления ступенями по 0,5 МПа.
Скоростемеры считают выдержавшими испытания, если отношение разности зарегистрированного давления и показания образцового манометра к верхнему пределу регистрации, выраженное в процентах, не превышает значение, указанное в п.2.11.
6.12.Испытание устройств скоростемеров, устанавливаемых вне кузова (п.2.13), проводят по ГОСТ 14254-80.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.13.Испытания скоростемеров на воздействие механических нагрузок (п.2.14) - по ГОСТ 17516-72.
6.14.Определение дополнительной погрешности показаний, регистрации и сигнализации скорости, регистрации пройденного пути и давления в тормозной магистрали, вызванной изменением температуры окружающей среды (п.2.15), проводят следующим образом.
Скоростемеры помещают в камеру тепла (холода) в условиях, указанных в п.2.2, и проводят проверку параметров на соответствие пп.2.3-2.5, 2.10 и 2.11.
Температуру в камере повышают (понижают) до предельной и выдерживают при ней в течение 2 ч. Допустимое отклонение температуры ±2 °С.
После выдержки проводят проверку на соответствие скоростемеров требованиям п.2.15 согласно методике пп.6.4, 6.10 и 6.11.
Затем скоростемеры подвергают естественному охлаждению (нагреву) до температуры, указанной в п.2.2, и вновь проверяют на соответствие пп.2.3-2.5, 2.10 и 2.11.
Скоростемеры считают выдержавшими испытания, если при температуре, указанной в п.2.2, они соответствуют требованиям пп.2.3-2.5, 2.10 и 2.11, а при предельных температурах - требованиям п.2.15.
6.15.Методы проверки скоростемеров на защищенность от влияния внешних магнитных и электрических полей (п.2.16) должны быть установлены в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
6.16.Испытание электрической прочности изоляции цепей питания скоростемеров (п.2.17) проводят на установке с выходной, мощностью не менее 0,25 кВ·А, позволяющей плавно повышать испытательное напряжение от 0 до 2000 В.
Напряжение прикладывают между цепями питания и корпусами скоростемеров при разъединенной цепи оперативного нуля.
Скоростемеры считают выдержавшими испытания, если при воздействии вышеуказанных напряжений в течение 1 мин не наблюдается пробоя изоляции скоростемеров.
6.17.Определение электрического сопротивления изоляции цепей питания скоростемеров относительно корпуса (п.2.18а) проводят мегомметром номинальным напряжением, не превышающим испытательное напряжение прочности изоляции.
При испытании в условиях повышенной влажности (п.2.18б) скоростемеры помещают в камеру.
Температуру и влажность повышают до значений, указанных в п.2.18б и поддерживают в течение 6 ч. Допускаемое отклонение температуры ±3 °С.
Скоростемеры считают выдержавшими испытания, если значения измеренных сопротивлений не ниже указанных в п.2.18.
6.18.Проверка уровня радиопомех (п.2.19) - по ГОСТ 16842-82*.
6.19.Испытания скоростемеров в упаковке для перевозки (п.2.20) - по ГОСТ 12997-84.
Допускается испытания на воздействие климатических факторов не проводить, если значения температуры и влажности при транспортировании не превышают их значения при эксплуатации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.20.Методика контрольных испытаний на безотказность (п.2.21) должна устанавливаться в технических условиях на скоростемеры конкретного типа.
6.21.Испытание скоростемеров на устойчивость к воздействию плесневых грибов (п.2.30) проводят по ГОСТ 9.048-75*.
Скоростемеры считают выдержавшими испытание, если при внешнем осмотре невооруженным глазом рост грибов едва виден, но отчетливо виден под микроскопом (балл - не более 3 по ГОСТ 9.048-75).
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
якорь
7.МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
7.1.Маркировка и упаковка скоростемеров производится по техническим условиям на изделия конкретных типов и условиям договора между предприятием и внешнеэкономической организацией.
Качество маркировки должно соответствовать ГОСТ 26828-86.
Варианты внутренней упаковки и временной противокоррозионной защиты - по ГОСТ 9.014-78.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.2.Транспортирование скоростемеров допускается проводить любым видом крытого транспорта по правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.
7.3.Условия транспортирования скоростемеров - 5 по ГОСТ 15150-69.
7.4.Условия хранения скоростемеров - 1 по ГОСТ 15150-69.
якорь
8.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1.Изготовитель гарантирует соответствие скоростемеров требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
8.2.Гарантийный срок эксплуатации скоростемеров - 24 мес со дня ввода в эксплуатацию.
8.3.Гарантийный срок эксплуатации скоростемеров, предназначенных для экспорта, - 12 мес со дня их ввода в эксплуатацию, но не более 24 мес с момента проследования через Государственную границу СССР.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).