СССР
Государственный стандарт от 01 марта 1985 года № ГОСТ 23846-79

ГОСТ 23846-79 Вагоны рефрижераторные магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Покрытия лакокрасочные. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
19 сентября 1979 года
    ГОСТ 23846-79*
    Группа Д52
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    ВАГОНЫ РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ
    ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 (1524) мм
    Покрытия лакокрасочные. Технические условия
    Refrigerator Cors for main railways of 1520 (1524) mm gauge.
    Paint coatings. Specifications
    ОКП 31 8260
    Дата введения 1981-01-01
    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 сентября 1979 г. N 3605 срок действия установлен с 01.01.81
    Проверен в 1985 г. Постановлением Госстандарта от 21.03.85 N 660 срок действия продлен до 01.01.91**
    ________________
    ** Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 11, 1995 год). - Примечание изготовителя базы данных.
    * ПЕРЕИЗДАНИЕ (февраль 1985 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в мае 1983 г., марте 1985 г., Пост. N 660 от 21.03.85 (ИУС 9-83, 6-85).
    ВНЕСЕНО Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 25.05.90 N 1312 с 01.01.91
    Изменение N 3 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 1990 год
    Настоящий стандарт устанавливает технические требования к получению лакокрасочных покрытий на деталях, сборочных единицах и агрегатах строящихся рефрижераторных вагонов, предназначенных для эксплуатации в умеренном макроклиматическом районе, категориях размещения 1, 2, 3 по ГОСТ 15150-69, на магистральных железных дорогах колеи 1520 (1524) мм.
    Установленные настоящим стандартом показатели технического уровня предусмотрены для высшей категории качества.
    (Измененная редакция, Изм. N 2).
    якорь
    1.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    1.1.Вагоны должны быть окрашены в помещениях при температуре не ниже 10 °С и относительной влажности не выше 70%.
    1.2.Требования к подготовке поверхности
    1.2.1.Металлические поверхности вагонов перед окрашиванием должны быть очищены от продуктов коррозии, отслаивающейся окалины, сварочных брызг, формовочной земли, средств консервации, жировых и других загрязнений по ГОСТ 9.402-80*.

    ________________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9.402-2004. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.


    Сварные швы на наружных поверхностях кузовов должны быть зачищены, острые кромки притуплены.
    Допускается на металлических поверхностях до 10% плотно сцепленной окалины, видимой невооруженным глазом.
    1.2.2.Качество подготовки металлической поверхности перед окрашиванием проверяется на наличие плотно сцепленной окалины путем перемещения прозрачного квадрата размером 25х25 мм на одном из контролируемых участков, где должно быть занято окалиной не более 10% поверхности. Проверка производится выборочно на отдельных вагонах и участках.
    Качество обезжиривания перед окрашиванием должно соответствовать второй степени по ГОСТ 9.402-80.
    1.2.3.Металлические поверхности вагонов, подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими и очищены от загрязнений (пыли и т.д.).
    1.2.1-1.2.3.(Измененная редакция, Изм. N 2).
    1.2.4.Поверхности деревянных деталей, подготовленные к окрашиванию, должны быть чистыми и соответствовать требованиям ГОСТ 3191-82*.

    ______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 3191-93. - Примечание изготовителя базы данных.


    1.3.Требования к окрашиванию
    1.3.1.Лакокрасочные материалы (грунтовки, шпатлевки, мастики, эмали и лаки) для окрашивания вагонов должны соответствовать обязательному приложению 1 и ГОСТ 9.074-77*.

    ______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9.401-91. - Примечание изготовителя базы данных.


    Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов, применяемых для окрашивания вагонов, указан в справочном приложении 3.
    Количество слоев покрывных покрасочных материалов установлено при окрашивании этими материалами без подогрева.
    1.3.2.Цветовое оформление вагонов устанавливают в соответствии с цветовым ассортиментом применяемых материалов и художественно-конструкторским проектом изделия, утвержденным МПС и согласованным с заказчиком в установленном порядке с учетом требований ГОСТ 23852-79.
    1.3.1, 1.3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
    1.3.3.Толщина лакокрасочных покрытий на наружных поверхностях кузовов вагонов, включая грунтовку, шпатлевку и эмаль, должна быть не более 2000 мкм, без шпатлевки - 60 мкм.
    Толщина лакокрасочных покрытий на внутренних поверхностях должна быть не менее:
    При применении водно-дисперсионной эпоксидной краски:
    на плоских поверхностях из тонколистового металла (за исключением поверхностей стен на высоте 450 мм от пола) - 120 мкм;
    на поверхностях крыши и гофр (за исключением 3-х верхних гофр) - 100 мкм;
    на поверхностях 3-х верхних гофр - 70 мкм;
    на поверхности пола и стен на высоте 450 мм от пола - 180 мкм;
    на поверхностях металлических профильных элементов (стойки, дуги, скобы, кронштейны) - внутри - 40 мкм, снаружи - 60 мкм.
    При применении эпоксидной шпатлевки ЭП-0010:
    на плоских поверхностях из тонколистового металла (за исключением поверхностей стен на высоте 450 мм от пола) - 100 мкм;
    на поверхностях крыши и гофр (за исключением 3-х верхних гофр) - 80 мкм;
    на поверхностях 3-х верхних гофр - 60 мкм;
    на поверхностях пола и стен на высоте 450 мм от пола - 180 мкм;
    на поверхностях металлических профильных элементов (стойки, дуги, скобы, кронштейны) - внутри - 40 мкм, снаружи - 50 мкм.
    При применении битумных мастик:
    579 - не менее 1,5 мм;
    БПМ-1 и АПМ - не менее 1 мм.
    (Введен дополнительно, Изм. N 2. Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.3.4.Внешний вид окрашенных поверхностей вагонов должен соответствовать классу V - на боковых стенах, классу VI - на торцевых стенах, погрузочных дверях и крыше по ГОСТ 9.032-74.
    (Введен дополнительно, Изм. N 2).
    1.4.Требования к сушке лакокрасочных покрытий
    1.4.1.Лакокрасочные покрытия, нанесенные на поверхности вагонов, должны подвергаться горячей сушке до степени 3 по ГОСТ 19007-73.
    Допускается естественная сушка до степени 3, а также нанесение покрывных лакокрасочных материалов по недосушенной грунтовке и по недосушенному промежуточному слою покрывных материалов, для которых это предусматривается соответствующими стандартами и техническими условиями на лакокрасочные материалы.
    Допускается проводить сборку металлических деталей и сборочных единиц с недосушенной грунтовкой в местах сопрягаемых поверхностей.
    1.4.2.Качество сушки должно обеспечиваться контролем режимов сушки, установленных нормативно-технической или технологической документацией предприятия-изготовителя.
    1.5.Требования к долговечности лакокрасочных покрытий
    1.5.1.Срок службы лакокрасочных покрытий на наружных металлических поверхностях кузовов при применении эмалей УР-1224 и УР-1161 - 8 лет; при применении эмалей ХВ-110, ХС-119 - 6 лет; при применении эмалей ПФ-115, ПФ-1126 - 4 года.
    Срок службы лакокрасочных покрытий на внутренних металлических поверхностях кузовов - 16 лет.
    Полное удаление лакокрасочного покрытия по истечении указанного срока службы допускается только в местах их разрушения выше балла 2 по ГОСТ 6992-68.
    (Измененная редакция, Изм. N 2).
    1.6.Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов, предусмотренных настоящим стандартом для окрашивания вагонов, приведен в справочном приложении 3.
    якорь
    2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    2.1.Все операции окрашивания должны проводиться в условиях, соответствующих ГОСТ 12.3.005-75 и "Правилам техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта", утвержденного МПС СССР.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    2.2.Работники окрасочных цехов и участков должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания, зрения, кожи рук и лица, спецодеждой.
    2.3.Концентрация токсических веществ в воздухе производственных помещений окрасочных цехов и параметры микроклимата должны соответствовать ГОСТ 12.1.005-76*.

    ______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.005-88. - Примечание изготовителя базы данных.


    2.4.Содержание производственных помещений окрасочных цехов и участков должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.005-75.
    2.5.Противопожарные средства, применяемые в окрасочных цехах, участках, - по ГОСТ 12.4.009-83.
    2.6.Применение эпоксидной шпатлевки ЭП-00-10 для окрашивания внутренних металлических поверхностей вагонов допускается только с отвердителем ДЭТА.
    (Введен дополнительно, Изм. N 2).
    якорь
    2а. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
    2а.1. Контроль качества обезжиривания (п.1.2.2) производят в соответствии с ГОСТ 9.402-80.
    2а.2. Толщину комплексных лакокрасочных покрытий (п.1.3.3) проверяют неразрушающим методом контроля на каждом вагоне.
    Контроль осуществляют на каждом элементе кузова (боковая стена, лобовая стена, перегородка) в 5-6 точках, на крыше и на полу - в 8-10 точках с расстоянием между измерениями не менее 1 м.
    2а.3. Внешний вид лакокрасочных покрытий (п.1.3) проверяют по ГОСТ 9.032-74.
    2а.4. Качество нанесения каждого слоя грунтовок, шпатлевок, покрывных лакокрасочных материалов, число слоев проверяют (п.1.3.1) визуально. Для определения числа слоев в лакокрасочный материал допускается вводить 3-7% алюминиевой пудры.
    2а.5. Определение адгезии покрытия к окрашиваемой поверхности производят по ГОСТ 15140-78 после нанесения первого покрывного слоя и выдержки покрытия в течение 24 ч при естественной сушке или в течение 2-4 ч - при искусственной сушке с температурой 60-80 °С.
    2а.6. Контролю качества окрашивания (пп.1.2-1.4) подвергают каждый вагон.
    Разд.2а. (Введен дополнительно, Изм. N 2).
    якорь
    3.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
    3.1.Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие окраски вагонов требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации и правильного ухода за поверхностями вагонов, а также при отсутствии механических повреждений и агрессивного воздействия.
    3.2.Гарантийный срок сохранности защитных свойств лакокрасочных покрытий со дня подписания потребителем акта приемки вагонов:
    на наружных поверхностях кузовов - 3 года;
    на внутренних поверхностях грузовых вагонов - 10 лет;
    на тележках, подвагонном и внутреннем оборудовании вагонов и автосцепном устройстве - 2 года.
    К моменту истечения гарантийного срока состояние лакокрасочных покрытий на наружных поверхностях кузовов вагонов должно быть не выше балла 2 по ГОСТ 6992-68.
    (Измененная редакция, Изм. N 2).
    якорь