СССР
Государственный стандарт от 31 августа 1988 года № ГОСТ 20000-88

ГОСТ 20000-88 (СТ СЭВ 1006-78) Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
20 сентября 1988 года
Разработан
Министерством сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР
31 августа 1988 года
    ГОСТ 20000-88
    (CT СЭВ 1006-78)
    Группа Д24
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    ДИЗЕЛИ ТРАКТОРНЫЕ И КОМБАЙНОВЫЕ
    Общие технические условия
    Tractor and combine diesels. General specifications
    ОКП 47 5000
    Дата введения 1990-01-01
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР РАЗРАБОТЧИКИ
    А.Н.Гоц, канд.техн.наук; Ю.Ф.Толокнов; В.Ф.Передрий, канд.техн.наук; Ю.А.Савельев; В.Ф.Тюленева; Г.Т.Колобов, канд.техн.наук; B.C.Гольнев, канд.техн.наук; А.И.Филимонов, канд.техн.наук
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.09.88 N 3186
    3.Срок проверки - 1994 г., периодичность проверки - 5 лет
    4.Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1006-78
    5.ВЗАМЕН ГОСТ 20000-82
    6.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта, приложения
    ГОСТ 9.014-78 5.3
    ГОСТ 12.2.019-86 2.1.16
    ГОСТ 17.2.2.02-86 2.1.17
    ГОСТ 17.2.2.05-86 2.1.17
    ГОСТ 3940-84 2.2.2
    ГОСТ 6572-91 2.2.1
    ГОСТ 7751-85 7.1
    ГОСТ 14192-77 2.4.3
    ГОСТ 15150-69 Вводная часть, 5.2, 5.3
    ГОСТ 15841-88 2.5.3, 2.5.4
    ГОСТ 17479.1-85 2.1.10
    ГОСТ 18509-88 4.1, приложение 1
    ГОСТ 19677-87 2.1.9
    ГОСТ 20793-86 6.1
    ГОСТ 23170-78 2.5.5
    ГОСТ 24297-87 2.2.3
    ГОСТ 24925-81 2.1.8
    ГОСТ 25826-83 6.1
    ГОСТ 25959-83 3.1
    ГОСТ 27434-87 2.1.9
    ОСТ 23.3.23-88 2.1.18

    7.Постановлением Госстандарта от 12.05.92 N 469 снято ограничение срока действия
    8.ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1997 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июле 1990 г., ноябре 1990 г., мае 1992 г. (ИУС 10-90, 2-91, 8-92)
    Настоящий стандарт распространяется на дизели, предназначенные для тракторов и самоходных шасси (далее - тракторов), сельскохозяйственных комбайнов и других самоходных сельскохозяйственных машин (далее - самоходных машин) в макроклиматических районах с умеренным климатом по ГОСТ 15150.
    Стандарт не распространяется на дизели специального назначения и дизели средств малой механизации, а также на модификации автомобильных дизелей, устанавливаемых на тракторы.
    Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
    Требования пп. 1.1, 1.4, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.7, 2.1.8, 2.1.14-2.1.18, 2.2.2, 2.4.1, 2.4.3, разд.4, 6 и 7 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
    1.1.Значения удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар и номинального коэффициента запаса крутящего момента моделей дизелей должны соответствовать до 01.01.95 указанным в табл.1, а с 01.01.95 - в табл.2.
    Таблица 1
    Рабочий объем цилиндров, л Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/(кВт·ч), не более Удельный (относительный) расход масла на угар, г/(кВт·ч) (%), не более Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, %, не менее
    дизелей сельско- хозяйственных тракторов дизелей промышленных и лесопромышленных тракторов дизелей само- ходных машин
    До 3,0 включ. 229 0,9 (0,4) 10 - 10
    Св. 3,0 " 4,0 " 229 0,9 (0,4) 10 - 10
    " 4,0 " 5,5 " 225 0,9 (0,4) 12 - 10
    " 5,5 " 7,5 " 225 0,9 (0,4) 12 15 12
    " 7,5 " 10,0 " 225 0,9 (0,4) 15 15 12
    " 10,0 " 16,0 " 225 0,7 (0,3) 15 15 -
    " 16,0 " 25,0 " 220 0,7 (0,3) 18 18 -
    " 25,0 220 0,7 (0,3) - 20 -

    Примечания:
    1.Значения удельного расхода топлива при номинальной мощности даны для дизелей с турбонаддувом; значения удельного расхода топлива при номинальной мощности дизелей без турбонаддува не должны превышать указанных в таблице более чем на 3%.
    2.Значения оценочного и минимального (по регуляторной характеристике) удельных расходов топлива дизелей в комплектации, соответствующей условиям определения номинальной мощности, а также значение удельного расхода топлива при эксплуатационной мощности устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
    3.Допускаемые отклонения мощности, удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар устанавливают в сторону увеличения. При этом допускаемые отклонения не должны быть более:
    - удельного расхода топлива - 3%,
    - удельного (относительного) расхода масла на угар - 0,4 г/(кВт·ч) (0,2% расхода топлива).
    4.Значения номинального коэффициента запаса крутящего момента даны для дизелей, предназначенных для тракторов и самоходных машин с механической трансмиссией.
    (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
    Таблица 2
    Рабочий объем цилиндров, л Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/(кВт·ч), не более Удельный (относительный) расход масла на угар, г/(кВт·ч) (%), не более Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, %, не менее
    дизелей сельскохо- зяйственных тракторов дизелей промышленных и лесопромышленных тракторов дизелей само- ходных машин
    До 3,0 включ. 224 0,9 (0,4) 12 - 12
    Св. 3,0 " 4,0 " 222 0,9 (0,4) 12 - 12
    " 4,0 " 5,5 " 220 0,9 (0,4) 15 - 12
    " 5,5 " 7,5 " 220 0,9 (0,4) 15 20 15
    " 7,5 " 10,0 " 218 0,7 (0,3) 20 25 15
    " 10,0 " 16,0 " 215 0,7 (0,3) 20 25 -
    " 16,0 " 25,0 " 212 0,7 (0,3) 20 25 -
    " 25,0 212 0,7 (0,3) - 30 -

    Примечания:
    1.Значения удельного расхода топлива при номинальной мощности даны для дизелей с турбонаддувом; значения удельного расхода топлива при номинальной мощности дизелей без турбонаддува не должны превышать указанных в таблице более чем на 3%.
    2.Значения оценочного и минимального (по регуляторной характеристике) удельных расходов топлива дизелей в комплектации, соответствующей условиям определения номинальной мощности, а также значение удельного расхода топлива при эксплуатационной мощности устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
    3.Допускаемые отклонения мощности, удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар устанавливают в сторону увеличения. При этом допускаемые отклонения не должны быть более:
    - удельного расхода топлива - 3%,
    - удельного (относительного) расхода масла на угар - 0,4 г/(кВт·ч) (0,2% расхода топлива).
    4.Значения номинального коэффициента запаса крутящего момента даны для дизелей, предназначенных для тракторов и самоходных машин с механической трансмиссией.
    (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
    1.2.Значения удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар, номинального коэффициента запаса крутящего момента модификаций дизелей - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
    1.3.Значения показателей долговечности и безотказности дизелей должны быть не менее значений соответствующих показателей надежности тех тракторов и (или) самоходных машин, для которых эти дизели предназначены. При этом значения средней наработки на сложный отказ дизеля должны быть не менее чем в два раза выше средней наработки на сложный отказ трактора или самоходной машины, на которую этот дизель устанавливают.
    Значения средней наработки на сложный отказ устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
    1.1-1.3.(Измененная редакция, Изм. N 3).
    Значения указанных показателей надежности, а также удельной суммарной оперативной трудоемкости устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
    1.4.Уменьшение мощности и увеличение удельного расхода топлива в эксплуатации при наработке дизелей тракторов, равной половине ресурса, и по истечении гарантийного срока службы дизелей самоходных машин после проведения ТО-3 не должны превышать 5% значений, указанных в технических условиях на дизели конкретных марок, а увеличение удельного (относительного) расхода масла на угар - не более чем на 0,5 г/(кВт·ч) (0,2%).
    2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    2.1.Характеристики
    2.1.1.Конструкция дизелей с рабочим объемом цилиндров св. 7,5 л, поставленных на производство после введения в действие настоящего стандарта, должна обеспечивать возможность создания модификаций или моделей дизелей с постоянной мощностью.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    2.1.2.Степень неравномерности регуляторов частоты вращения, установленных на дизелях тракторов, при положении органов управления регулятора частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, не должна превышать 8%, а на дизелях самоходных машин - 5%.
    2.1.3.Предельные углы наклона, при которых дизели должны сохранять работоспособность, указаны в табл.5.
    Таблица 5*
    ________________
    * Таблицы 3, 4. (Исключены, Изм. N 3).
    Назначение дизелей Предельный угол наклона, не менее
    Продольный Поперечный
    Для тракторов тягового класса от 0,6 до 2,0 (кроме хлопководческих) 20° 20°
    Для тракторов тягового класса 3,0 и выше:
    - колесных 20° 20°
    - гусеничных 30° 20°
    Для хлопководческих, лесопромышленных тракторов, машин для семеноводства и селекции По техническим условиям на дизели конкретных марок
    Для самоходных машин 20° 20°

    2.1.4.Конструкция дизелей должна обеспечивать полноту и удобство слива масла из дизеля.
    2.1.5.Конструкция дизеля с жидкостным охлаждением должна обеспечивать возможность эксплуатации дизеля с применением в системе охлаждения воды и охлаждающих низкозамерзающих жидкостей.
    2.1.6.Тракторные дизели, кроме дизелей воздушного охлаждения с рабочим объемом цилиндров до 4,5 л включ., должны быть оборудованы устройством для автоматического регулирования теплового режима. Вид устройств устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
    2.1.7.Дизели, предусматривающие отбор мощности с конца коленчатого вала, противоположного тому, с которого передается крутящий момент на трансмиссию, должны допускать при номинальной частоте вращения коленчатого вала отбор мощности в процентах от номинальной мощности, не менее:
    50 - для дизелей сельскохозяйственных тракторов и самоходных машин;
    80 - для дизелей промышленных и лесопромышленных тракторов.
    2.1.8.Дизели должны быть контролепригодны по приспособленности к диагностированию. Показатели контролепригодности и требования к конструкции дизеля по приспособленности к диагностированию - по ГОСТ 24925.
    Перечень встроенных средств контроля устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
    2.1.9.Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность установки электростартерной системы пуска и (или) пускового двигателя. Вид системы пуска дизелей тракторов - по ГОСТ 19677 и ГОСТ 27434, дизелей самоходных машин - по заказу потребителя.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    2.1.10.Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность его пуска без применения средств тепловой подготовки дизеля к пуску или средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период при температуре окружающего воздуха:
    - до минус 10 °С с использованием в системе смазки дизеля зимнего масла класса вязкости 8 по ГОСТ 17479.1;
    - до минус 20 °С с использованием в системе смазки дизеля загущенного масла класса вязкости 4/8 по ГОСТ 17479.1.
    Допускается при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и ниже применять средства тепловой подготовки дизеля к пуску.
    Допускается при пуске дизеля применять средства облегчения пуска, входящие в комплект дизеля и (или) трактора.
    2.1.11.Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность установки и (или) подсоединения средств облегчения пуска.
    2.1.12.Конструкция дизелей тракторов тяговых классов более 0,9 должна обеспечивать возможность подсоединения средств тепловой подготовки дизеля к пуску. Для дизелей тракторов тягового класса 0,9 и менее приспособленность конструкции к подсоединению средств тепловой подготовки к пуску определяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
    2.1.13.Конструкция дизелей тракторов должна обеспечивать по заказу потребителя возможность присоединения средств поддержания заданного теплового состояния неработающего дизеля в межсменный период. Продолжительность межсменного периода и заданный тепловой режим должны быть указаны в технических условиях на дизели конкретных марок.
    2.1.14.Конструкция системы пуска дизелей должна обеспечивать возможность привода в действие системы с рабочего места оператора (за исключением средств тепловой подготовки дизеля к пуску), быть пожаробезопасной.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    2.1.15.Конструкция дизеля должна исключать возможность течи и (или) падения капель масла, топлива и охлаждающей жидкости.
    2.1.16.Требования безопасности - по ГОСТ 12.2.019.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.1.17.Выброс вредных веществ с отработавшими газами - по ГОСТ 17.2.2.05*, дымность отработавших газов - по ГОСТ 17.2.2.02**.

    ______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 17.2.2.05-97;
    ** На территории Росийской Федерации действует ГОСТ 17.2.2.02-98. - Примечание изготовителя базы данных.


    2.1.18.Предельные значения шума и вибрации - по ОСТ 23.3.23.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    2.2.Требования к материалам и комплектующим изделиям
    2.2.1.Окраска дизелей - по ГОСТ 6572.
    2.2.2.Электрооборудование, предназначенное для обеспечения работы дизеля, должно соответствовать требованиям ГОСТ 3940*.

    ______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004. - Примечание изготовителя базы данных.


    2.2.3.Покупные изделия должны быть подвергнуты входному контролю в соответствии с требованиями ГОСТ 24297.
    2.2.4.Требования к основным сборочным единицам дизеля должны быть указаны в технических условиях на дизели конкретных марок.
    2.3.Комплектность
    2.3.1.Дизель должен быть укомплектован в соответствии с ведомостью спецификаций, действующей на предприятии - изготовителе дизеля, и техническими условиями на дизели конкретных марок.
    2.3.2.К каждому дизелю прикладывают индивидуальный комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей, а также детали и сборочные единицы, не устанавливаемые, а прикладываемые к дизелю при транспортировании, в соответствии с техническими условиями на дизели конкретных марок.
    2.3.3.К каждому дизелю должна быть приложена следующая документация:
    - паспорт;
    - техническое описание и инструкция по эксплуатации;
    - упаковочный лист одиночного комплекта ЗИП.
    2.4.Маркировка
    2.4.1.Дизель должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:
    1) товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
    2) марку дизеля;
    3) порядковый номер дизеля по системе нумерации предприятия-изготовителя.
    2.4.2.Место расположения таблички или место нанесения маркировки на дизель должно быть указано в технических условиях на дизели конкретных марок.
    2.4.1, 2.4.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    2.4.3.При отправке дизеля, упакованного в ящик, на упаковке должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 14192*.

    ______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 14192-96. - Примечание изготовителя базы данных.


    2.4.4.При отправке прикладываемого к дизелю комплекта запасных частей, инструмента, принадлежностей, упакованных в ящик, на ящике должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями технических условий на дизели конкретных марок.
    2.5.Упаковка
    2.5.1.Дизели, предназначенные к отправке партиями, должны быть установлены на поддонах или подставках, обеспечивающих сохранность дизелей от механических повреждений.
    2.5.2.Вид упаковки дизелей, предназначенных к отправке поштучно, определяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
    2.5.3.Комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей, прикладываемый к дизелю, а также "Техническое описание и инструкция по эксплуатации", упаковочный лист одиночного комплекта ЗИП, вложенные в пакет из пленки, должны быть упакованы в ящик, изготовленный в соответствии с ГОСТ 15841, или другую упаковку, указанную в технических условиях на дизели конкретных марок, при условии обеспечения сохранности при транспортировании. Ящик должен быть опломбирован.
    Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем индивидуальный комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей упаковывать в один ящик на партию дизелей. В каждый ящик должны быть вложены упаковочные листы по одному на каждый комплект.
    2.5.4.Детали и сборочные единицы, не устанавливаемые на дизели на период транспортирования, должны быть упакованы в ящик, изготовленный в соответствии с ГОСТ 15841, или другую упаковку, указанную в технических условиях на дизели конкретных марок, при условии обеспечения сохранности при транспортировании.
    2.5.5.Паспорт дизеля должен быть упакован в пакет из пленки в соответствии с ГОСТ 23170. Место укладки - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
    3.ПРИЕМКА
    3.1.Приемка дизелей - по ГОСТ 25959 и техническим условиям на дизели конкретных марок.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    4.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
    4.1.Виды, программы, методы стендовых испытаний дизелей - по ГОСТ 18509.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    5.ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
    5.1.Транспортирование дизелей допускается всеми видами транспорта при условии обеспечения их защиты от воздействия влаги и механических повреждений. Вид транспорта и условия защиты при транспортировании - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
    5.2.Условия хранения и транспортирования дизелей, предназначенных для комплектации тракторов и самоходных машин, - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
    Хранение и транспортирование дизелей, предназначенных к использованию в качестве запасных частей, а также индивидуального комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей - по условиям хранения С ГОСТ 15150.
    5.3.Консервация дизелей, предназначенных для комплектации тракторов и самоходных машин, - по техническим условиям на дизели конкретных марок.
    Консервацию дизелей, предназначенных к использованию в качестве запасных частей, а также индивидуального комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей при условии хранения С по ГОСТ 15150 следует проводить по ГОСТ 9.014 на срок не менее одного года.
    6.УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
    6.1.Виды и периодичность технического обслуживания дизелей сельскохозяйственных тракторов и самоходных машин - по ГОСТ 20793, дизелей промышленных тракторов - по ГОСТ 25826.
    Требования к эксплуатации дизелей - по эксплуатационной документации на дизели конкретных марок.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    7.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
    7.1.Изготовитель гарантирует соответствие дизелей требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации и хранения, установленных ГОСТ 7751 и эксплуатационной документацией на дизели конкретных марок.
    7.2.Гарантийный срок эксплуатации дизеля должен быть не менее гарантийного срока эксплуатации трактора или самоходной машины, на которую этот дизель устанавливают.