СССР
Государственный стандарт от 09 января 1976 года № ГОСТ 6980-76

ГОСТ 6980-76 Моноблоки эбонитовые аккумуляторные для автомобилей, автобусов и тракторов. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
29 января 1976 года
Разработан
Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
09 января 1976 года
    ГОСТ 6980-76
    Группа Л66
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    МОНОБЛОКИ ЭБОНИТОВЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ И ТРАКТОРОВ
    Технические условия
    Accumulator ebonite monoblocks for autocars, autobuses and tractors. Specifications
    ОКП 25 8200
    Дата введения 1977-01-01
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ
    Г.С.Клитеник, канд. техн. наук; О.М.Кочанова; Л.Н.Сторожева; И.Ш.Новиков
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.01.76 N 252
    3.ВЗАМЕН ГОСТ 6980-54
    4.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта, подпункта, приложения
    ГОСТ 9.030-74 4.4
    ГОСТ 166-89 4.2, приложение 3
    ГОСТ 267-73 4.5
    ГОСТ 667-73 Приложение 3, п.2.24
    ГОСТ 959-91 6.3
    ГОСТ 1770-74 Приложение 3, пп.2.4, 2.15, 2.16
    ГОСТ 3760-79 Приложение 3, п.2.21
    ГОСТ 3773-72 Приложение 3, п.2.20
    ГОСТ 4204-77 Приложение 3, пп.2.24, 2.31
    ГОСТ 4212-76 Приложение 3, п.2.29
    ГОСТ 4220-75 Приложение 3, п.2.31
    ГОСТ 4478-78 Приложение 3, п.2.25
    ГОСТ 6709-72 Приложение 3, п.2.22
    ГОСТ 8273-75 5.2
    ГОСТ 9078-84 5.4
    ГОСТ 9142-90 5.2
    ГОСТ 12026-76 Приложение 3, п.2.28
    ГОСТ 15151-69 2.2
    ГОСТ 15152-69 2.2, 5.3
    ГОСТ 15976-81 Приложение 2
    ГОСТ 16337-77 "
    ГОСТ 16338-85 "
    ГОСТ 16511-86 5.2
    ГОСТ 16711-84 5.2
    ГОСТ 17308-88 5.2
    ГОСТ 17299-78 Приложение 3, п.2.27
    ГОСТ 18573-86 5.2
    ГОСТ 19848-74 5.4
    ГОСТ 20403-75 4.8
    ГОСТ 20490-75 Приложение 3, п.2.2.3
    ГОСТ 22180-76 Приложение 3, п.2.2.6
    ГОСТ 24104-88 Приложение 3, п.2.2
    ГОСТ 25336-82 Приложение 3, пп.2.10, 2.14, 2.17
    ГОСТ 26663-85 5.4
    ГОСТ 29227-91 Приложение 3, п.2.6, 2.7
    ГОСТ 29251-91 Приложение 3, п.2.1

    5.Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
    6.ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в апреле 1981 г., мае 1984 г., ноябре 1985 г., декабре 1989 г. (ИУС 6-81, 8-84, 2-86, 3-90)
    Настоящий стандарт распространяется на аккумуляторные эбонитовые моноблоки и эбонитовые и резиновые комплектующие детали к ним, предназначенные для сборки свинцовых аккумуляторных батарей автомобилей, автобусов, тракторов и других дорожных и сельскохозяйственных машин, работающих в аналогичных условиях.
    Моноблоки и детали к ним работоспособны в пределах температур от минус 50 до плюс 60 °С.
    Настоящий стандарт устанавливает требования к аккумуляторным эбонитовым моноблокам и эбонитовым и резиновым комплектующим деталям к ним, изготовляемым для нужд народного хозяйства и экспорта.
    (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
    якорь
    1.ТИПЫ И РАЗМЕРЫ
    1.1.В зависимости от электрической емкости и назначения монтируемых в них аккумуляторных батарей моноблоки изготовляют следующих типов: 6СТ-45, 6СТ-50, 6СТ-60, 6СТ-75, 6СТ-82, 6СТ-90, 6СТ-105, 6СТ-132, 6СТ-182, 3СТ-150, 3СТ-155, 3СТ-215.
    (Измененная редакция, Изм. N 2).
    1.2.Размеры моноблоков должны соответствовать чертежам, согласованным в установленном порядке.
    якорь
    2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    2.1.Моноблоки должны поставляться в комплекте с эбонитовыми и резиновыми деталями в соответствии с комплектовочной ведомостью, согласованной в установленном порядке.
    Комплект моноблока в зависимости от его типа указан в справочном приложении 2.
    2.2.Моноблоки и детали к ним, предназначенные для эксплуатации в районах с тропическим климатом, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15151 и ГОСТ 15152.
    2.3.Эбонит, применяемый для изготовления моноблоков и деталей к ним, должен быть кислотостойким по отношению к серной кислоте плотностью 1,32·10 кг/м при (65±2) °С. Количество железа, переходящее в раствор серной кислоты при этих условиях с 1 м поверхности эбонита по истечении 48 ч, должно быть не более 3·10 кг до 01.07.92, с 01.07.92 - не более 2·10 кг. При этом количество веществ, восстанавливающих марганцовокислый калий, должно быть таким, чтобы на их окисление затрачивалось не более 0,1 дм раствора марганцовокислого калия (1/5 KMnO)=1 моль/дм (1 н.).
    (Измененная редакция, Изм. N
    4). 
    2.4.Резина, применяемая для изготовления деталей, должна быть кислотостойкой. Коэффициент стойкости к серной кислоте плотностью 1,32·10 кг/м за 24 ч при (23±2) °С по относительному удлинению должен быть не менее 0,75.
    2.5.Плотность эбонита для корпусов должна быть не более 1,4·10 кг/м, для деталей - не более 1,5·10 кг/м.
    2.6.Корпус моноблока должен быть формоустойчивым, деформация при температуре циркулирующей воды в моноблоке (70±2) °С должна быть не более 1,8 мм.
    2.7.Моноблоки должны выдерживать ударную нагрузку падающего маятника. Предельный угол падения маятника, при котором наступает разрушение моноблоков для батарей емкостью до 75 А·ч, - 35°, моноблоков для батарей емкостью 75 А·ч - 40°, свыше 75 А·ч - 45°.
    2.6, 2.7. (Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
    2.8.Твердость резин, применяемых для изготовления деталей, должна быть 45-80 единиц IRНД.
    2.9.(Исключен, Изм. N 1).
    2.10.Стенки и перегородки моноблоков не должны иметь микротрещин и микровключений, должны выдерживать испытательное напряжение 10000 В при "мокром" способе испытания (метод А) или 10000 В плюс 2000 В на каждый миллиметр воздушного зазора между электродами и образцом при "сухом" способе испытания (метод Б).
    Моноблоки, предназначенные для отправки потребителю, не должны содержать в камерах воды после испытания по методу А.
    2.11.Вентиляционные (гидростатические) пробки моноблока 6СТ-90 должны быть герметичными.
    2.12.Показатели внешнего вида моноблоков и деталей к ним должны соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.
    Резиновые уплотнительные детали не должны иметь на рабочих поверхностях вмятин, недопрессовок и заусенцев.
    Корпус моноблока и детали не должны иметь искривлений, кромки, швы и углы их должны быть зачищены.
    Каждая деталь должна свободно монтироваться в корпус моноблока и обеспечивать прочность и надежность мест соединения.
    Для определения внешнего вида изделий допускается применять контрольные образцы, утвержденные в установленном порядке.
    (Измененная редакция, Изм. N 4).
    2.13.Прочность посадки отражателей в крышках и пробках гарантируется.
    якорь
    3.ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
    3.1.Моноблоки принимают партиями. Партией считают количество укомплектованных моноблоков одного типа, но не менее 400 и не более 5000 шт., сопровождаемое одним документом о качестве, содержащим:
    товарный знак или товарный знак и наименование предприятия-изготовителя;
    тип моноблока;
    дату выпуска (квартал, год);
    обозначение настоящего стандарта;
    штамп отдела технического контроля;
    номер партии;
    количество комплектов в партии.
    (Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
    3.2.Моноблоки и детали к ним подвергают приемо-сдаточным и периодическим испытаниям.
    3.3.Приемо-сдаточные испытания проводят:
    1) по внешнему виду - 100% изделий;
    2) на наличие трещин и включений:
    моноблоки для батарей емкостью до 75 А·ч - 100% изделий,
    емкостью свыше 75 А·ч - 10% от партии;
    3) на герметичность вентиляционной (гидростатической) пробки моноблока 6СТ-90 - 100% изделий;
    4) на соответствие размеров - 1% от партии (габаритные размеры корпусов, длина и ширина камеры по верху на уровнях посадочного места крышки и призм, длина и ширина крышек по посадочному месту).
    (Измененная редакция, Изм. N 4).
    3.4.При получении неудовлетворительных результатов испытаний по п.3.3, перечисления 2, 4 испытания проводят на удвоенной выборке от той же партии. При получении неудовлетворительных результатов повторных испытаний моноблоки и детали к ним подвергают сплошному контролю.
    3.5.Периодические испытания проводят один раз в квартал, по показателям и в количествах, указанных ниже:
    а) определение кислотостойкости эбонита - один моноблок;
    б) определение кислотостойкости резины - три образца;
    в) плотность эбонита - один образец;
    г) определение формоустойчивости - три моноблока каждого типа;
    д) определение ударной прочности - три моноблока каждого типа;
    е) определение твердости резины - три образца;
    ж) проверка размеров внутреннего и наружного диаметров свинцовых втулок в крышке и диаметра резьбы пробок - 5 изделий.
    (Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
    3.6.При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке от той же партии.
    Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
    При получении неудовлетворительных результатов повторных испытаний испытание по этому показателю переходит в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов подряд на трех партиях моноблоков или трех закладках смеси.
    3.7.Допускается проводить входной контроль качества моноблоков потребителем, используя план контроля, предусмотренный для приемо-сдаточных испытаний в количестве 1% от партии, для периодических испытаний - по п.3.5.
    (Измененная редакция, Изм. N 4).
    3.8.Приемку моноблоков представителем заказчика проводят по нормативно-технической документации на испытания и приемку серийных изделий.
    (Введен дополнительно, Изм. N 4).
    якорь
    4.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
    4.1.Внешний вид проверяют визуально.
    4.2.Размеры моноблоков и комплектующих деталей к ним по п.3.3 проверяют при помощи штангенциркуля по ГОСТ 166, контрольных шаблонов и калибров, обеспечивающих заданную точность измерения.
    (Измененная редакция, Изм. N 4).
    4.3.Кислотостойкость эбонита определяют по методу, указанному в приложении 3.
    4.4.Кислотостойкость резин определяют по ГОСТ 9.030.
    4.5.Плотность эбонита определяют по ГОСТ 267.
    4.6.Формоустойчивость моноблоков определяют по методу, указанному в приложении 4.
    4.7.Ударную нагрузку моноблоков определяют по методу, указанному в приложении 5.
    4.8.Твердость резины определяют по ГОСТ 20403.
    4.9.Проверку моноблоков напряжением проводят по методикам, указанным в приложении 6.
    4.10.Герметичность вентиляционных (гидростатических) пробок для моноблока 6СТ-90 определяют на приборе (см. чертеж).
    якорь
    Черт. Прибор для определения герметичности вентиляционных (гидростатических) пробок для моноблока 6СТ-90

    1 - ртутный манометр; 2 - шланг; 3 - тройник; 4 - патрон; 5 - пробка; 6 - кран
    Пробка с надетой на нее резиновой шайбой плотно ввертывается в патрон, имеющий резьбовое отверстие, аналогичное отверстию камерной крышки. Патрону с пробкой придают угол наклона в 90° относительно продольной оси пробки (по стержню клапана) и создают давление в приборе, равное 120 гПа (90 мм рт.ст.).
    Время испытания 3-5 с. Колебание ртути в манометре в пределах не более 3 мм от требуемого давления свидетельствует о герметичности пробки.
    При падении ртути в трубке манометра более чем на 4 гПа (3 мм рт.ст.) пробка считается негерметичной.
    якорь
    5.МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
    5.1.На каждом моноблоке должны быть обозначены:
    а) товарный знак или наименование предприятия-изготовителя и товарный знак;
    б) тип моноблока;
    в) дата выпуска (квартал, год);
    г) обозначение настоящего стандарта;
    д) штамп технического контроля.
    Маркировку по подпунктам а, в, г отпрессовывают на дне моноблока в круге диаметром 15-25 мм. Маркировку по подпункту б отпрессовывают на одной из продольных стенок.
    Примечания:
    1.Штамп технического контроля допускается наносить несмываемой краской.
    2.По соглашению с потребителем допускается тип моноблока не обозначать.
    (Измененная редакция, Изм. N 2).
    5.2.Моноблоки и детали к ним упаковывают одним из следующих способов:
    а) в упаковку из гофрированного картона - по ГОСТ 9142;
    б) в резиновую или полиэтиленовую упаковку;
    в) в бумагу по ГОСТ 8273, ГОСТ 16711, при этом каждый моноблок, в зависимости от плотности бумаги, должен быть обернут в один-два слоя и обвязан шпагатом по ГОСТ 17308 в продольном и поперечном направлениях.
    Крышки без пробок вставляют горловиной вниз в камеры моноблоков с применением бумажных прокладок. Допускается упаковывать крышки в отдельную тару с прокладкой между рядами оберточной бумаги по ГОСТ 8273 или гофрированного картона по ГОСТ 9142.
    Остальные комплектующие детали упаковывают в пакеты из любого материала, картонные или деревянные ящики по ГОСТ 16511, ГОСТ 18573, ГОСТ 9142. По согласованию с потребителем допускается вкладывать комплектующие детали в камеры моноблоков.
    (Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
    5.3.Маркировку и упаковку моноблоков, предназначенных для поставки на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом, производят в соответствии с требованиями заказ-нарядов внешнеторговых объединений.
    Маркировку и упаковку моноблоков, предназначенных для поставки в районы с тропическим климатом, производят по ГОСТ 15152.
    5.4.При транспортировании в пакетированном виде в соответствии с нормативно-технической документацией моноблоки укладывают на плоские поддоны по ГОСТ 9078 или ящичные и стоечные поддоны по ГОСТ 19848.
    Формирование транспортных пакетов на плоских поддонах - по ГОСТ 26663.
    При транспортировании моноблоков в пакетах, скрепленных полимерной пленкой, допускается не упаковывать каждый моноблок, при этом между рядами моноблоков должен быть проложен гофрированный картон.
    (Измененная редакция, Изм. N 4).
    5.5.Моноблоки и детали к ним транспортируют любым видом транспорта при условии их защиты от атмосферных осадков и загрязнения.
    При транспортировании в вагонах или контейнерах упакованные моноблоки и детали к ним плотно укладывают, прокладывая любым амортизирующим материалом. При отгрузке моноблоков железнодорожным транспортом на вагонах должна быть надпись "С горок не спускать", на контейнерах "Хрупкое. Осторожно".
    Примечание. Допускается по соглашению между изготовителем и потребителем транспортировать моноблоки автотранспортом без упаковки.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    5.6.Моноблоки и детали к ним должны храниться в помещении при температуре воздуха от минус 30 до плюс 50 °С в условиях, исключающих их деформацию и повреждения, воздействие ударов и бросков, солнечных лучей, атмосферных осадков, нефтепродуктов и других веществ, вредно действующих на эбонит и резины.
    Моноблоки при хранении должны быть установлены не более чем в восемь рядов по высоте.
    Допускается хранение моноблоков и деталей к ним при температуре до минус 50 °С, в условиях, полностью исключающих воздействие ударных, деформационных, вибрационных нагрузок.
    В этом случае сборка батарей в моноблоках должна проводиться после выдержки не менее 10 ч при положительных температурах.
    якорь
    6.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
    6.1.Изготовитель гарантирует соответствие моноблоков и деталей требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий хранения и транспортирования.
    (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
    6.2.Гарантийный срок хранения моноблоков и деталей к ним - шесть лет со дня их изготовления, в том числе в собранном сухом виде аккумуляторных батарей - пять лет.
    6.3.Гарантийный срок эксплуатации моноблоков и деталей к ним устанавливается равным гарантийному сроку эксплуатации аккумуляторных батарей, изготовляемых по ГОСТ 959*.

    ______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53165-2008. - Примечание изготовителя базы данных.