СССР
Государственный стандарт от 01 июля 1989 года № ГОСТ 27792-88

ГОСТ 27792-88 Линии автоматические роторные и роторно-конвейерные. Техническое обслуживание и ремонт

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
03 августа 1988 года
    ГОСТ 27792-88
    Группа T51
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    ЛИНИИ АВТОМАТИЧЕСКИЕ РОТОРНЫЕ И РОТОРНО-КОНВЕЙЕРНЫЕ
    Техническое обслуживание и ремонт
    Rotary & rotary conveyor automatic lines. Maintenance
    ОКСТУ 0028
    Срок действия с 01.07.89
    до 01.07.94*

    _________________________________
    * Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93
    Межгосударственного Совета по стандартизации,
    метрологии и сертификации (ИУС N 5/6, 1993 год). -
    Примечание изготовителя базы данных.


    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.ИСПОЛНИТЕЛИ
    Л.Н.Кошкин, д-р техн. наук; Н.В.Волков, канд. техн. наук (руководитель темы); Е.Ф.Кузнецов; В.В.Дудкин
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 03.08.88 N 2831
    3.Срок проверки - 1992 г.
    4.ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    5.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 2.602-68* 3.7

    _______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.602-95, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


    Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения и нормирования показателей технического обслуживания и ремонта автоматических роторных и роторно-конвейерных линий.
    якорь
    1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1.1.Организация и проведение технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) автоматических роторных и роторно-конвейерных линий (далее - линий) предусматривают:
    применение системы технического обслуживания и ремонта линий с учетом их специфики и условий эксплуатации;
    учет фактически отработанного линией времени и планирование ремонтных работ с учетом этого времени;
    контроль за соблюдением правил эксплуатации линий и качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту.
    1.2.Организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению технического обслуживания и ремонтов включают:
    обеспечение конструкторской и ремонтной документацией на линию;
    разработку технологических процессов на весь комплекс ремонтных работ;
    разработку, изготовление и обеспечение универсальными и специальными средствами механизации, оснасткой;
    обеспечение необходимым по номенклатуре и объему комплектом запасных частей, комплектующими изделиями, материалами и т.д.
    1.3.Основной задачей системы технического обслуживания и ремонта является сохранение работоспособности линий с заложенными техническими показателями при оптимальном сроке их службы и минимальных затратах.
    якорь
    2.КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИНИЙ
    Классификация линий по группам в зависимости от конструктивного исполнения и технологического назначения должна соответствовать табл.1.
    Таблица 1
    Характеристика линии Номер группы
    роторных линий роторно- конвейерных линий
    Линия общего назначения, состоящая из технологических роторов с гидравлическим или гидромеханическим приводом исполнительных органов 1 4
    Линия, состоящая из технологических роторов с механическим приводом исполнительных органов, перерабатывающая пожаро- и взрывоопасные материалы или выполняющая контрольные операции 2 5
    Линия общего назначения, состоящая из технологических роторов с механическим приводом исполнительных органов 3 6
    якорь
    3.ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ЛИНИЙ
    3.1.Работы по техническому обслуживанию и ремонту линий подразделяют на:
    1-е техническое обслуживание (TO);
    2-е техническое обслуживание (ТО);
    3-е техническое обслуживание (ТО);
    техническое обслуживание перед текущим ремонтом (ТО);
    техническое обслуживание перед капитальным ремонтом (ТО);
    текущий ремонт (Р);
    капитальный ремонт (Р);
    неплановый ремонт (Р
    ).
    3.2.Техническое обслуживание
    3.2.1.Техническое обслуживание линий проводят с целью поддержания работоспособности и исключения или сокращения числа отказов и включает: TO, ТО, ТО, ТО, ТО.
    3.2.2.TO может проводиться перед, после, в начале или в конце смены. Для специальных линий TO должно проводиться с периодичностью, определенной технологическим процессом и инструкцией по эксплуатации.
    3.2.3.К работам по TO относятся:
    контроль и регулировка пусковых и управляющих устройств, блоков и механизмов;
    контроль и регулировка инструментальных блоков;
    пополнение или замена смазки, контроль и регулировка смазочных систем;
    чистка линии;
    чистка фильтров, маслоотстойников гидропривода, технологических емкостей;
    контроль и регулировка электрооборудования;
    обработка моющими растворами и дезинфекция деталей и сборочных единиц, предусмотренных технологическим процессом на конкретную линию;
    контроль за соблюдением правил эксплуатации, безопасности и промсанитарии.
    3.2.4.В ТО, кроме работ, предусмотренных ТО, должны входить:
    контроль технического состояния и замена поврежденных и выработавших свой ресурс захватных органов;
    контроль технического состояния деталей и сборочных единиц автоматов питания, питающих устройств, лотков, дозирующих устройств и их регулировка;
    контроль крепления деталей стаканов, кулачков, копиров, кронштейнов, шкивов, звездочек, зубчатых колес, электродвигателей, редукторов, насосов и т.д.;
    контроль и регулировка натяжения конвейерных устройств, транспортных лент и т.п.;
    контроль и регулировка электропрерывателей, электромагнитов, синхронизаторов, датчиков и других элементов электроавтоматики;
    смазка реек, ползунов, кулачков, подшипников скольжения, осей и роликов ползунов, осей ориентаторов роторов питания, звездочек, зубчатых колес;
    контроль и регулировка предохранительных и разгрузочных клапанов гидросистем.
    3.2.5.В ТО, кроме работ, предусмотренных ТО, должны входить:
    контроль технического состояния и замена изношенных зубчатых колес, звездочек, собачек, губок, осей, ползунов, шпонок, роликов, реек, кулачков и т.п.;
    частичная разборка инструментальных блоков и замена изношенных деталей;
    контроль технического состояния и регулировка конвейерных устройств, составных частей главного привода линий, центрирование на совпадение позиций роторов;
    частичная разборка фильтров и промывка их составных частей;
    осмотр и контроль технического состояния устройств подачи технологических средств (помп, насосов, коммуникаций);
    осмотр плоского гидравлического распределителя гидропривода, гидрокоммуникаций;
    контроль наличия и пополнение смазки в редукторах.
    3.3.Техническое обслуживание перед текущим или капитальным ремонтами
    3.3.1.Техническое обслуживание перед текущим или капитальным ремонтами проводят с целью определения фактического технического состояния линии, сбора информации об износе и повреждении деталей и сборочных единиц.
    3.3.2.В ТО, кроме работ, предусмотренных ТО, должны входить:
    контроль технического состояния сборочных единиц и деталей линии, подлежащих ремонту с составлением дефектной ведомости;
    определение потребного количества и составление перечня материалов и запасных частей для ремонта линии;
    составление перечня необходимой для ремонта оснастки.
    3.3.3.В ТО, кроме работ, предусмотренных ТО, должны входить:
    определение объема и вида работ по ремонту, восстановлению и изготовлению наиболее трудоемких корпусных и базовых деталей и сборочных единиц.
    3.4.Текущий ремонт
    В Р, кроме работ, предусмотренных ТО, должны входить:
    частичная разборка питающих, транспортных и технологических роторов и автоматов питания, ремонт изношенных и поврежденных деталей и сборочных единиц;
    полная разборка и ремонт инструментальных блоков, шпиндельных головок, механической части запоминателей, синхронизаторов и других сборочных единиц электроавтоматики;
    контроль технического состояния муфт и редукторов;
    замена или пополнение смазки в опорных подшипниковых узлах роторов;
    контроль технического состояния поршневой группы и уплотнительных элементов гидропривода.
    3.5.Капитальный ремонт
    В работы по Р должны входить:
    полная разборка и дефектация автомата питания, питателя, технологических и транспортных роторов, гидропривода и главного привода линии, конвейерных устройств, устройств подачи технологических средств и других механизмов линии;
    контроль технического состояния и восстановление или замена корпусных и базовых деталей (блоков цилиндров, барабанов, валов, блокодержателей и т.п.);
    разборка, чистка и ремонт или замена редукторов, муфт, фильтров, теплообменников, клапанов, вентилей, поршней, штоков и других сборочных единиц;
    контроль технического состояния и ремонт электрооборудования, средств автоматики и управления, высокочастотного оборудования;
    контроль технического состояния и ремонт гидрокоммуникаций;
    ремонт ограждений, блокировочных и предохранительных устройств;
    полная чистка, промывка и окраска линии;
    пуско-наладочные работы, обкатка линии на холостом ходу и под нагрузкой;
    сдача линии с оформлением приемо-сдаточного акта.
    3.6.Неплановый ремонт
    3.6.1.При выполнении Р составляется аварийный акт.
    3.6.2.Трудоемкость неплановых ремонтов линий должна составлять не более 15-20% среднегодовой трудоемкости всех видов технического обслуживания и плановых ремонтов.
    3.7.Техническое обслуживание и ремонт линий проводят по документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602-68.
    якорь
    4.СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЛИНИЙ
    Структура технического обслуживания и ремонта линий между капитальными ремонтами должна соответствовать табл.2.
    Таблица 2
    Группа линий Структура работ Количество работ между капитальными ремонтами
    ТО ТО ТО ТО Р
    1; 2 55 55 4 1 4
    3 66 66 5 5
    4; 5 50 50 9 9
    6 60 60 11 11
    якорь
    5.ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТА
    5.1.Периодичность технического обслуживания и ремонта при работе линии с установленным коэффициентом технического использования должна соответствовать табл.3.
    Таблица 3
    Периодичность
    Группа линий технического обслуживания, ч текущего ремонта, ч капитального ремонта, ч
    ТО ТО
    1; 2 150 300 3600 18000
    3 21600
    4; 5 1800 18000
    6 21600

    5.2.Продолжительность выполнения технического обслуживания и ремонта зависит от категории сложности линии, количественного состава и квалификации персонала ремонтных служб, разработки и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение качества, сокращение сроков и трудоемкости ремонтных работ.
    якорь
    6.КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ РЕМОНТА
    6.1.Категория сложности ремонта линии представляет собой сумму категорий сложности ремонта ее составляющих сборочных единиц, определяемых отдельно для механической и электрической частей линии.
    6.2.Категорию сложности ремонта механической части линии () в ЕРС определяют как сумму категорий сложности ее составляющих сборочных единиц по формуле
    ,
    где - категория сложности ремонта технологических роторов;
    - категория сложности ремонта транспортных роторов;
    - категория сложности ремонта автоматов питания;
    - категория сложности ремонта конвейерных устройств;
    - категория сложности ремонта главного привода линии;
    - коэффициент, учитывающий число позиций только технологических роторов, категории сложностей ремонта которых приведены в табл.4 и 5;
    - коэффициент, учитывающий однотипность сборочных единиц;
    - число однотипных сборочных единиц, ш
    т.
    6.3.Категория сложности ремонта технологических роторов с механическим, гидравлическим и гидромеханическим приводами исполнительных органов должна соответствовать табл.4.
    Таблица 4
    Тип привода исполнительных органов технологического ротора Категория сложности ремонта , ЕРС
    Технологическое усилие ротора, кН
    До 5 Св. 5 до 10 Св. 10 до 20 Св. 20 до 40 Св. 40 до 60 Св. 60 до 90 Св. 90 до 150 Св. 150 до 200 Св. 200
    Механический односторонний 2,0 3,0 4,0 - - - - - -
    двухсторонний 2,5 4,0 5,0 - - - - - -
    Механический с наклонной шайбой односторонний - - 5,0 6,0 7,0 8,0 - - -
    двухсторонний - - 6,0 7,0 8,0 9,0 - - -
    Гидравлический односторонний - - 3,5 4,0 5,0 6,0 8,0 9,0 11,0
    двухсторонний - - 4,5 5,0 6,0 7,0 10,0 11,0 13,0
    Гидромеханический односторонний - - 3,0 3,0 3,5 4,0 5,0 7,0 9,0
    двухсторонний - - 3,5 3,5 4,0 5,0 6,0 8,0 10,0

    6.4.Категория сложности ремонта в ЕРС технологических роторов для обработки резанием , ЕРС:
    для технологического ротора с приводом предметов производства - 5,0;
    для технологического ротора с приводом инструмента - 7,0;
    для технологического ротора с приводом инструмента и предмета производства - 9,0.
    6.5.Категория сложности ремонта в ЕРС прочих технологических роторов с начальным диаметром:
    до 300 включ. - 1,5;
    св. 300 до 600 " - 2,0;
    " 600 " 900 " - 2,5;
    " 900 - 3,0.

    6.6.Категория сложности ремонта транспортных роторов должна соответствовать табл.5.
    Таблица 5
    Категория сложности ремонта , ЕРС
    Конструктивное исполнение транспортного ротора Число позиций ротора, шт.
    До 9 Св. 9 до 12 Св. 12 до 18 Св. 18
    Транспортные роторы без поворотных и с поворотными захватными органами, не изменяющие высоты траектории потока 1,0 1,2 1,5 2,0
    Транспортные роторы с плавающими захватными органами и с поворотными захватными органами, изменяющие высоту траектории потока 2,0 2,5 3,0 3,5

    6.7.Категория сложности ремонта автоматов питания должна соответствовать табл.6.
    Таблица 6
    Тип автомата питания Категория сложности ремонта , ЕРС
    Привод
    индивидуальный от главного привода линии
    Дисковый с шибером 2,5 2,0
    Дисковый без шибера с диаметром диска, мм:
    до 300 включ. 1,8 1,2
    св. 300 " 600 " 2,5 1,5
    " 600 3,5 2,5
    Вибрационный с диаметром бункера, мм:
    до 200 включ. 0,8 -
    св. 200 " 500 " 1,5 -
    " 500 2,5 -

    6.8.Категория сложности ремонта конвейерных устройств на 100 звеньев для шага в мм:
    до 31,75 включ. - 0,3;
    св. 31,75 " 50,80 " - 0,6;
    " 50,80 " 101,60 " - 1,5;
    " 101,60 - 2,2.

    6.9.Категория сложности ремонта главного привода линии на 10 кинематических пар при числе редукторов:
    1 - 0,8;
    2 - 1,0;
    3 - 1,2;
    св. 3 до 5 включ. - 1,5;
    " 5 - 2,0.

    6.10.Коэффициент , учитывающий число позиций технологических роторов с односторонним приводом исполнительных органов:
    до 6 - 1,0;
    св. 6 " 12 - 1,15;
    " 12 " 18 - 1,20;
    " 18 - 1,25.

    Коэффициент учитывающий число позиций технологических роторов с двухсторонним приводом исполнительных органов для числа позиций ротора:
    до 6 - 1,1;
    св. 6 " 12 - 1,20;
    " 12 " 18 - 1,25;
    " 18 - 1,30.

    6.11.Коэффициент , учитывающий число однотипных сборочных единиц в линии:
    1 - 1,0;
    2 - 0,95;
    3 - 0,9;
    св. 3 до 5 - 0,8;
    " 5 " 10 - 0,75;
    " 10 - 0,65.

    6.12.Электрооборудование и составные части электроавтоматики, установленные непосредственно на линии или вынесенные на отдельный пульт управления, характеризуются большим диапазоном ресурса работы, разнообразием технических требований по их обслуживанию, проверке, регулировке, а также высоким уровнем ремонтопригодности.
    Расчет категории сложности ремонта электрической части () в ЕРС может быть определен путем сравнения с аналогичной линией или ориентировочно по формуле:
    ,
    где - категория сложности ремонта электродвигателей;
    - категория сложности ремонта электрошкафов и пультов управления, определяется по формуле
    ,
    где - коэффициент, учитывающий число электрошкафов и пультов управления в линии:
    0,1 - при числе электрошкафов и пультов управления свыше 2;
    0,3 - при числе электрошкафов и пультов управления не более 2;
    - число установленных в электрошкафах и в пультах управления магнитных пускателей, пакетных выключателей, переключателей, рубильников, предохранителей, реле всех назначений, кнопочных станций, сигнальной арматуры, выпрямителей трансформаторов и т.п.;
    0,08 - коэффициент, установленный эмпирически;
    - категория сложности ремонта электроаппаратуры;
    - категория сложности ремонта высокочастотного генератора;
    - число линий, обслуживаемых высокочастотным генератором, шт.