| |
Термин | Определение |
1. Судовой валопровод | Конструктивный комплекс, кинематически связывающий главный двигатель с движителем и предназначенный для передачи крутящих моментов и осевых нагрузок, возникающих при работе судовой двигательно-движительной установки (далее движительной установки), составной частью которой он является |
2. Элемент судового валопровода | Составная часть судового валопровода, изготовляемая как самостоятельное изделие в виде отдельной детали или сборочной единицы и подлежащая монтажу на судне для выполнения взаимосвязанных функций |
3. Судовой вал | Элемент судового валопровода, предназначенный для передачи крутящих моментов и осевых нагрузок и выполняемый в виде балки круглого сплошного или полого поперечного сечения с шейкой в месте установки подшипника и уплотнения |
4. Валовая линия валопровода | Линейно расположенная система валов, жестко или эластично соединенных между собой |
5. Гребной вал | Вал, непосредственно соединенный с гребным движителем |
6. Упорный вал | Вал, устанавливаемый в упорном подшипнике и предназначенный для передачи осевого усилия, или упора, создаваемого движителем, корпусу судна |
7. Упорно-гребной вал | - |
8. Торсионно-упорный вал | Вал, состоящий из двух соосно расположенных валов, из которых внутренний вал нагружен только крутящим моментом, а наружный передает только упор |
9. Промежуточный вал | Вал, встраиваемый в валовую линию валопровода в случаях, когда общая длина упорного и гребного валов недостаточна для кинематической связи двигателя с движителем |
10. Карданный вал | Вал с шарнирным исполнением присоединительных концов, предназначенный для передачи крутящей нагрузки |
11. Торсионный вал | Вал, встраиваемый в валовую линию, предварительно тарированный и предназначенный для непосредственного измерения передаваемого им крутящего момента |
12. Проставочный вал | Короткий вал с припуском на длине, встраиваемый в валовую линию при сборке с пригонкой по месту во время монтажа валопровода |
13. Дейдвудное устройство | Комплекс элементов судового валопровода, предназначенный для размещения опор, смазки, устройств охлаждения и защиты проходящего через него гребного вала и для предотвращения перетекания забортной воды в корпус судна и включающий дейдвудную трубу, подшипники, уплотнительные устройства, а также систему охлаждения и смазки |
14. Встроенное дейдвудное устройство | Дейдвудное устройство, размещенное внутри корпуса судна |
15. Подвесное дейдвудное устройство | Дейдвудное устройство, носовая часть которого встроена в корпус судна, а кормовая - вне его, на кронштейне |
16. Дейдвудная труба | Элемент дейдвудного устройства, служащий для прохождения гребного вала |
17. Кронштейн валопровода | Элемент судового валопровода, присоединяемый одной или двумя лапами к корпусу судна в его кормовой подводной части и предназначенный для поддержания консольно расположенной части гребного вала или подвесного дейдвудного устройства |
18. Уплотнительное устройство | Элемент судового валопровода, устанавливаемый соосно с уплотняемым валом, предназначенный для предотвращения перетекания забортной воды внутрь корпуса судна, между его водонепроницаемыми отсеками или смазочного масла из дейдвудных маслосмазываемых устройств и включающий цилиндрический корпус, торцовую или нажимную крышку, уплотняющие и запорные элементы |
19. Внешнее дейдвудное уплотнение | Уплотнительное устройство, входящее в состав дейдвудного устройства и устанавливаемое со стороны движителя соосно гребному валу |
20. Внутреннее дейдвудное уплотнение | Уплотнительное устройство, входящее в состав дейдвудного устройства и устанавливаемое со стороны двигателя соосно гребному валу |
21. Переборочное уплотнение | Уплотнительное устройство, устанавливаемое на водонепроницаемой переборке внутри корпуса соосно проходящей через него валовой линии |
22. Подшипник валопровода | Элемент судового валопровода, устанавливаемый на судовом фундаменте или встроенный в дейдвудное устройство и кронштейн, предназначенный для восприятия нагрузки, возникающей при монтаже и работе валопровода |
23. Опорный подшипник | Подшипник, предназначенный для восприятия поперечных нагрузок |
24. Упорный подшипник | Подшипник, предназначенный для передачи осевого усилия, создаваемого движителем, корпусу судна |
25. Дейдвудный подшипник | Опорный подшипник, встроенный в дейдвудное устройство |
26. Выносной подшипник | Опорный подшипник гребного вала, устанавливаемый на фундаменте вне дейдвудного устройства со стороны двигателя |
27. Подшипник кронштейна | Опорный подшипник гребного вала, встроенный в кронштейн валопровода |
28. Монтажный подшипник | Опорный подшипник, предназначенный для использования в качестве временной опоры при монтаже валовых линий |
29. Соединение валовой линии | Элементы валопровода или их соединительные узлы, связывающие главный двигатель, редуктор, валы и движитель в единую движительную установку |
30. Тормозное устройство | Элемент судового валопровода, предназначенный для фрикционного стопорения валопровода и устанавливаемый на судовом фундаменте с соосным расположением фрикционных элементов относительно тормозных дисков, в качестве которых могут быть использованы фланцевые соединения |
31. Токосъемное устройство | Элемент судового валопровода, выполняемый в виде контактно-щеточного устройства, предназначенный для электрического замыкания валопровода с корпусом судна в целях их защиты от электрохимической коррозии |
32. Валоповоротное устройство | Элемент движительной установки, встраиваемый в главный двигатель или редуктор, или устанавливаемый на отдельном фундаменте, предназначенный для проворачивания или перемещения подвижных элементов и деталей движительной установки при подготовке ее к действию при длительных стоянках и ремонте |
33. Тахометр | Устройство для измерения частоты вращения валовой линии движительной установки, включающее преобразователь, показывающие приборы и линии связи между ними |
34. Торсиометр | Устройство для измерения среднего крутящего момента, передаваемого торсионным валом |