СССР
Государственный стандарт от 04 июня 1988 года № ГОСТ 24396-88

ГОСТ 24396-88 Кабина самолета для двух летчиков. Общие требования к размещению основных и аварийных органов управления

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
24 июня 1988 года
    ГОСТ 24396-88
    Группа Д10
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    КАБИНА САМОЛЕТА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ
    Общие требования к размещению основных и аварийных органов управления
    Aircraft cabin for two pilots. Main and emergency controls location general requirements
    ОКСТУ 7502
    Дата введения 1989-07-01
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.ИСПОЛНИТЕЛИ
    Г.Ф.Шитиков, канд. техн. наук (руководитель темы); В.А.Каряка; А.Л.Луговенко; В.В.Коренков; И.В.Диденко
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.06.88 N 2238
    3.Срок проверки - 1994 г.;
    периодичность проверки - 5 лет
    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа), сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы летчиков на всех режимах полета.
    Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные катапультными креслами.
    Термины и их пояснения приведены в приложении.
    1.Размещение органов управления должно соответствовать указанному на черт.1 и в табл.1.

    Черт.1
    Таблица 1
    Обозна- чение органа управ- ления Выполняемая функция Местоположение органов управления Оператор Примечание
    1 Управление по каналам тангажа и крена Штурвал самолета Левый и правый летчики -
    2 Управление по каналу курса Педали управления Левый и правый летчики -
    3 Управление режимами работы двигателей Центральный пульт Левый и правый летчики -
    4 Управление колесами передней опоры шасси на режимах взлета и посадки Педали управления Левый и правый летчики -
    5 Управление торможением колес шасси Педали управления Левый и правый летчики -
    6 Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (электрическое) На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика Левый и правый летчики При использовании стабилизатора для балансировки по усилиям орган управления триммером руля высоты (механизмом триммерного эффекта) допускается только как резервный под пломбой. В этом случае орган управления триммером руля высоты следует располагать вблизи органов управления 15 и 16
    7 Управление углом установки стабилизатора, имеющего несколько фиксированных положений На центральном пульте кабины в зоне, установленной для рычага 15 Левый и правый летчики -
    8 Управление оперативным отключением автопилота от системы штурвального управления На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика Левый и правый летчики -
    9 Аварийное отключение автопилота На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика Левый и правый летчики При наличии оперативного отключения автопилота размещать на штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика
    10 Управление выпуском штанги дозаправки топливом в полете На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика Левый и правый летчики -
    11 Управление выпуском тормозного парашюта На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика Левый и правый летчики -
    12 Управление открытием огня На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика Левый и правый летчики -
    13 Включение радиосвязи На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика Левый и правый летчики -
    14 Включение внутрисамолетной связи На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика Левый и правый летчики Допускается объединение органов управления 13 и 14
    15 Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (механическое) В средней части центрального пульта кабины слева и справа или только слева в зависимости от расстояния между летчиками в зоне II, допускается в зоне I Левый и правый летчики При наличии двух органов управления каждый летчик управляет одним
    16 Управление балансировкой по усилиям в канале крена В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II, допускается в зоне III Левый и правый летчики -
    17 Управление балансировкой по усилиям в канале курса В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее, за органом управления 16 в зоне III, допускается в зоне II Левый и правый летчики -
    18 Управление аварийным рассоединением проводок управления самолетом В задней части центрального пульта кабины в зоне III, допускается в зоне II Левый и правый летчики, третий член экипажа, рабочее место которого размещено у центрального пульта кабины летчиков и ориентировано лицом по направлению полета; (далее - третий член экипажа) -
    19 Управление закрылками и предкрылками В средней части центрального пульта кабины, справа от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I Левый и правый летчики Допускается наличие раздельного (основного) управления закрылками и предкрылками
    20 Управление интерцепторами, воздушными тормозами В средней части центрального пульта кабины слева от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I Левый и правый летчики -
    21 Управление стреловидностью крыла В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I Левый летчик -
    22 Управление уборкой и выпуском шасси В левой части правой приборной доски, правой части центральной приборной доски летчиков Правый летчик При установке на приборной доске летчиков шести многофункциональных экранных индикаторов допускается установка органа управления в передней части верхнего пульта летчиков или под ним
    23 Рулежное управление колесами передней опоры шасси На левом пульте в зоне II Левый летчик При необходимости для обеспечения удобства руления орган управления устанавливается у правого летчика
    24 Управление аварийным торможением колес шасси В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I Левый летчик -
    25 Управление остановом двигателей В средней части центрального пульта кабины слева и справа или сзади органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I Левый и правый летчики, третий член экипажа Допускается объединять с органами управления режимами работы двигателей. При наличии в составе экипажа бортинженера с основным рабочим местом у борта необходима установка резервных органов останова двигателей на его рабочем месте
    26 Управление реверсом тяги В средней части центрального пульта кабины непосредственно перед органами управления режимами работы двигателей или на них в зоне I Левый и правый летчики -
    27 Управление запуском двигателей в воздухе На верхнем пульте летчиков в зоне II. Допускается установка на центральном пульте кабины Левый и правый летчики, третий член экипажа -
    28 Включение режимов системы автоматического управления На козырьке приборной доски летчиков Левый и правый летчики Для летчиков, одетых в специальное снаряжение, на козырьке приборной доски устанавливают два пульта - для левого и правого летчиков. Для летчиков, одетых в летние костюмы, допускается установка на козырьке одного пульта
    29 Строевое управление автопилотом В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II Левый и правый летчики -
    30 Управление отключением автомата тяги На органах управления режимами работы двигателей Левый и правый летчики Для левого летчика - на крайнем левом органе, для правого - на крайнем правом
    31 Управление противопожарной системой На верхнем пульте летчиков в зоне I или II Левый и правый летчики, третий член экипажа -
    32 Управление перекрывными топливными кранами (перед двигателями) В зоне, установленной для органов останова двигателей. Зона II Левый и правый летчики, третий член экипажа Если перекрывные топливные краны закрываются только в случае пожара, то органы управления ими следует размещать на щитке управления противопожарной системой 31 или вблизи него
    33 Переключение системы приемников воздушного давления на резервное питание На левом пульте - для левого летчика, на правом пульте - для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III Левый и правый летчики -
    34 Управление открытием аварийного люка На левом пульте - для левого летчика, на правом пульте - для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III Левый и правый летчики -
    35 Включение сигнализации об аварийных выходах, об аварийном покидании самолета На левом пульте в зоне II, допускается в зоне III Левый летчик -
    36 Управление аварийным сбросом давления в кабине На верхнем пульте в зоне II Правый летчик, третий член экипажа -
    Допускается на правом пульте Правый летчик
    37 Управление внешним светотехническим оборудованием На верхнем пульте летчиков в зоне I, допускается в зоне II Правый летчик -
    38 Управление флюгированием винтов маршевых двигателей На верхнем пульте летчиков в зоне II, допускается на центральном пульте кабины в зоне II отдельно или совместно с органами управления 25 Левый и правый летчики, третий член экипажа -

    Примечания:
    1.В зависимости от конструкции самолета, состава экипажа и т.д., отдельные органы управления могут не устанавливаться на рабочем месте летчика. При отсутствии какого-либо органа управления взаимное размещение остальных органов управления должно быть сохранено.
    2.Допускается объединение органов управления балансировкой по усилиям (электрических) в каналах тангажа, крена и курса в различных сочетаниях. При этом воздействие на такой объединенный орган управления обеспечивает только приведение к нулю усилий на соответствующих рычагах управления. Если объединенный орган управления обеспечивает в том числе балансировку по усилиям в канале тангажа, место его размещения такое, как органа управления 6. Если такой орган управления обеспечивает балансировку по усилиям только в каналах крена и курса, место его размещения - как органа управления 16.
    2.Координаты размещения штурвала управления самолетом, педалей, органов управления режимами работы двигателей и координаты при применении укороченной колонки с миништурвалом относительно точки должны соответствовать указанным на черт.2 и в табл.2.

    ______________
    * Размер для справок.
    - точка проекции линии, соединяющей середины обеих рукояток штурвала при нейтральном положении поверхностей управления тангажом и креном самолета; - точка на контактной поверхности педалей, находящаяся на пересечении линии перегиба подошвы (в месте соединения с каблуком) и оси симметрии педали; - центр рукояток органов управления режимами работы двигателей в положении "малый газ"; - теоретическая точка взаимного пересечения трех плоскостей: плоскости симметрии кресла, плоскости сиденья и плоскости спинки при среднем положении кресла по вертикали;
    1 - регулировка педалей; 2 - перемещение педалей
    Черт.2
    Таблица 2
    Размеры, мм
    Вид штурвала самолета Расстояние между осями рукояток штурвала Расстояние между центрами левой и правой педалей , не более
    Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл.
    Обычный 340 +40 -50 415 +25 -100 630 325 ±10 640 ±40 45° +7° -3°
    Миништурвал на укороченной колонке 210 +90 -10 565 325 +10 540 ±20 53° ±2°

    3.При применении укороченной колонки с миништурвалом значение рабочего хода педалей может сокращаться до 50%.
    4.Органы управления размещают в пределах зон функциональной досягаемости для летчика, одетого в легкий костюм или специальное снаряжение в зависимости от назначения самолета.
    5.Органы управления, случайное воздействие на которые может привести к аварийной ситуации, необходимо устанавливать так, чтобы исключить возможность непроизвольного их перемещения.
    6.Расстояние между двумя органами управления, расположенными рядом, должно исключать непроизвольное одновременное воздействие на них летчика при работе в перчатках.
    7.Органы управления должны быть установлены так, чтобы при их захвате и перемещении обеспечивалось естественное, удобное положение руки летчика и удобное приложение усилий.
    8.Размещение органов управления в технически обоснованных случаях может уточняться решением макетной комиссии.
    9.Размещение органов управления одного наименования и назначения (режимами работы двигателей и др.) должно соответствовать расположению управляемых объектов на самолете.
    10.Расстояние между границей зон I, II и точкой (черт.2) должно быть 400 мм, а между границей зон II, III и точкой - 150 мм.
    якорь
    ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ТЕРМИНЫ И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Справочное
    ТЕРМИНЫ И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
    Термин Пояснение
    Основной орган управления Орган управления, используемый членом экипажа при нормальном функционировании бортовых систем или агрегатов самолета
    Аварийный орган управления Орган управления, используемый в аварийной ситуации
    Резервный орган управления Орган управления, используемый для приведения в действие резервной системы в случае отказа (невозможности использования) основной системы