СССР
Государственный стандарт от 01 июля 1982 года № ГОСТ 21467-81

ГОСТ 21467-81 Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования (с Изменением N 1)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
07 августа 1981 года
    ГОСТ 21467-81
    Группа Д15
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
    Типы, основные параметры, размеры и технические требования
    Vehicle airborne equipment shock absorbers. Types, main
    characteristics, dimensions and technical requirements
    Дата введения 1982-07-01
    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 августа 1981 г. N 3710 срок действия установлен с 01.07.1982 г. до 01.07.1987 г.*

    ________________
    * Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 5/6, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.


    ВЗАМЕН ГОСТ 21467-76
    ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19.03.87 N 788 с 01.07.87
    Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 6, 1987 год
    Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры и технические требования к амортизаторам бортового оборудования летательных аппаратов (далее - амортизаторам), предназначенным для защиты бортового оборудования от воздействия вибрации и ударов, действующих в любом направлении.
    Стандарт не распространяется на амортизаторы космических аппаратов (искусственные спутники, межпланетные станции, орбитальные корабли и станции и т.д.).
    Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.
    1.ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
    1.1.В зависимости от условий эксплуатации амортизаторы подразделяют на семь типов. Амортизаторы всех типов изготовляют двух исполнений: 1 - цельнометаллические; 2 - резинометаллические. Каждое исполнение амортизаторов подразделяют на 13 типоразмеров.
    1.2.Основные параметры амортизаторов приведены в табл.1.
    Таблица 1
    Наименование параметра Норма для типа
    1 2 3 4 5 6 7
    Синусоидальная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:
    амплитуда ускорения, м·с () 98,1 (10) 294 (30) - - - 19,6 (2)
    амплитуда перемещения, мм 1,25 2,5 5 - - - 2,5
    диапазон частот, Гц 5-2000 - - - 5-500
    Случайная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:
    среднее квадратичное ускорение, м·с () - - - 226 (23) 117 (12) -
    диапазон частот, Гц - - - 1-2000 1-2000 -
    Максимальный коэффициент динамичности в зоне резонанса:
    для исполнения 1 4
    для исполнения 2 5
    Механический удар многократного действия на входе амортизатора по оси OY:
    пиковое ударное ускорение, м·с () 78 (8) 147 (15) 59 (6) 294 (30) 343 (35) 59 (6)
    длительность действия ударного ускорения, мс 20 15 5-10 5-10 20
    Виброудар многократного действия на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:
    ускорение, м·с () - - - 59 (6) 294 (30) По техническому заданию на разработку амортизаторов (далее по ТЗ) -
    время достижения максимального значения, мс - - - 20 По ТЗ -
    длительность воздействия, мс - - - 200 По ТЗ -
    Линейное ускорение по осям OX, OY и OZ:
    значение линейного ускорения, м·с () 98,1 (10) 147 (15) по ТЗ 196 (20) 98,1 (10)

    Примечания:
    1.Обозначения и направления координатных осей - по ГОСТ 20058-80.
    2.Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 1-3 и 7 по осям ОХ и OZ составляют 70% от значений по оси OY.
    3.Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 4-6 по осям ОХ и OZ составляют 80% от значений по оси OY.
    4.Требования, задаваемые по ТЗ на разработку конкретных типов амортизаторов, предъявляет заказчик.
    5.Для цельнометаллических амортизаторов (исполнение 1) допускается один повторный резонанс в диапазоне высоких частот с шириной полосы 50 Гц.
    6.Значения максимальных амплитуд выходных вибрационных ускорений в зарезонансной зоне и выходных ударных ускорений устанавливают в технических заданиях на разработку.
    7.Виброзащитные характеристики амортизаторов, предназначенных для защиты самолетного оборудования, приведены в рекомендуемом приложении 2.
    1.3.Диапазоны весовых нагрузок амортизаторов должны соответствовать указанным в табл.2.
    Таблица 2
    Типоразмер амортизатора Диапазон весовых нагрузок, Н (кгс)
    1 0,3-1,2 (0,03-0,12)
    2 1,0-3,5 (0,10-0,35)
    3 3,0-10,0 (0,30-1,00)
    4 8,0-25,0 (0,80-2,50)
    5 20,0-50,0 (2,00-5,00)
    6 45,0-98,0 (4,50-10,00)
    7 88,5-157,0 (9,00-16,00)
    8 147,0-245,0 (15,00-25,00)
    9 215,0-390,0 (22,00-40,00)
    10 343,0-588,0 (35,00-60,00)
    11 538,0-785,0 (55,00-80,00)
    12 735,0-1176,0 (75,00-120,00)
    13 1078,0-1470,0 (110,00-150,00)

    1.4.Присоединительные размеры амортизаторов должны соответствовать указанным на черт.1-3 и в табл.3.

    Черт.1

    Черт.2

    Черт.3
    Таблица 3
    мм
    Типоразмер амортизатора
    1-3 25 3,2Н12 4,2H12 М4-5Н6Н М5-6е
    4-6 35 4,3Н12 6,2H12 М6-5Н6Н М8-6е
    7, 8 45 5,3Н12 10,2Н12 М10-5Н6Н М12-6е
    9, 10 54 6,4Н12 12,3Н12 М12-5Н6Н М16-6е
    11-13 88 8,4Н12 16,3Н12 М16-5Н6Н М20-6е

    1.5.Предельные отклонения размеров, координирующих оси отверстий - по ГОСТ 14140-81.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.6.Объем и масса амортизаторов должны соответствовать указанным в табл.4.
    Таблица 4
    Типоразмер амортизатора Объем, см Масса, кг
    не более
    1-3 15 0,025
    4-6 60 0,060
    7, 8 100 0,200
    9, 10 200 0,400
    11-13 950 1,000

    Пример условного обозначения амортизатора типа 2, исполнения 1, типоразмера 3:
    Амортизатор 2-1-3 ГОСТ 21467-81
    2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    2.1.Амортизаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
    2.2.Амортизаторы должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам, характеристики которых приведены в табл.5.
    Таблица 5
    Воздействующий фактор Норма для типа
    1 2 3 4 5 6 7
    Синусоидальная и случайная вибрации, механический удар и виброудар многократного действия, линейное ускорение По табл.1
    Механический удар одиночного действия:
    пиковое ударное ускорение, м·с () 147 (15) По ТЗ 981 (100) 1470 (150) 147 (15)
    длительность действия ударного ускорения, мс 15 1-3 0,3-1 15
    Виброудар одиночного действия:
    ускорение, м·с () - - - 981 (100) По ТЗ -
    время достижения максимального значения, мс - - - 2 По ТЗ -
    длительность воздействия, мс - - - 20 По ТЗ -
    Акустический шум:
    диапазон частот, Гц 50-10000
    уровень звукового давления относительно 2·10 Па), дБ 150 160 170 150
    Атмосферное пониженное давление: рабочее давление до, кПа (мм рт.ст.) 0,67 (5) По ТЗ 26,7 (200)
    Повышенная температура среды, °С:
    рабочая +60 По ТЗ +60 +55 +60
    рабочая кратковременная +70 По ТЗ - - +70
    предельная +125 По ТЗ +85 +65 +85
    Пониженная температура среды, °С:
    рабочая -60 -55 -50 -60
    предельная -60
    Повышенная относительная влажность, % 100 98-100 100 98 100
    при температуре, °С +35 +55 +35 +25 +35
    Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение):
    Относительная влажность при температуре 28 °С, %, не менее 95
    пониженная температура, °С -30
    пониженное давление, кПа (мм рт.ст.), не менее 22,67 (170)
    Соляной (морской) туман:
    водность, г·м 2-3
    температура, °С +35
    Статическая пыль (песок):
    влажность относительная пониженная, % 50
    скорость циркуляции, м·с 0,5-10,0
    массовая концентрация, г·м 3
    Динамическая пыль (песок):
    влажность относительная пониженная, % 50
    скорость циркуляции, м·с 10-15
    массовая концентрация, г·м 5
    Солнечное излучение:
    интегральная плотность потока излучения, Вт·м 1125
    плотность ультрафиолетового потока, Вт·м 68
    спектр ультрафиолетового излучения, мкм 0,28-0,40
    температура, °С +55
    Плесневые грибы:
    повышенная влажность, % 95-98
    температура, °С +29

    Примечание. Для амортизаторов 6-го типа допускается воздействие многократных ударов, превышающее установленное в табл.5. Характеристики их должны быть оговорены в технических заданиях на разработку амортизаторов.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.3.Амортизаторы должны быть стойкими к циклическим изменениям температур от предельной повышенной до предельной пониженной.
    2.4.Амортизаторы должны быть общеклиматического исполнения.
    2.5-2.8.(Исключены, Изм. N 1).
    2.9.Амортизаторы в упакованном виде и в составе изделия должны быть прочными при транспортировании всеми видами транспорта на любое расстояние.
    2.10.Назначенный ресурс амортизаторов должен быть:
    не менее ресурса до первого ремонта летательного аппарата - для типов 1, 2, 3 и 7;
    400 ч - для типов 4 и 5;
    1 ч - для типа 6.
    2.11.Назначенный срок службы амортизаторов всех типов - 10 лет.
    2.12.Назначенный срок хранения амортизаторов всех типов - 4 года.