СССР
Государственный стандарт от 01 января 1986 года № ГОСТ 26319-84

ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка (с Изменением N 1)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
31 октября 1984 года
Разработан
Министерством морского флота СССР
01 января 1986 года
    ГОСТ 26319-84
    Группа Д08
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
    ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ
    Упаковка
    Dangerous cargo. Package
    МКС 13.300
    ОКСТУ 0079
    Дата введения 1986-01-01
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством морского флота СССР
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.10.84 N 3812
    3.ВЗАМЕН ГОСТ 10.74-74
    4.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта, приложения
    ГОСТ 12.1.044-89 Приложение 1а
    ГОСТ 8420-74 Приложение 1а
    ГОСТ 9330-76 21
    ГОСТ 17527-2003 Приложение 1
    ГОСТ 18425-73 35
    ГОСТ 19433-88 Приложения 1, 1a
    ГОСТ 25014-81 38
    ГОСТ 25439-82 22

    5.Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 30.03.92 N 319
    6.ИЗДАНИЕ (март 2007 г.) с Изменением N 1, утвержденным в марте 1992 г. (ИУС 6-92), Поправкой (ИУС 12-2004)
    1.Настоящий стандарт устанавливает упаковку опасных грузов, предъявляемых к перевозке транспортом любого вида, массой нетто грузового места не более 400 кг и вместимостью не более 450 дм и устанавливает общие требования к транспортной таре и упаковке, а также их виды, типы, основные параметры и виды испытаний.
    Стандарт должен применяться при разработке нормативно-технической документации на транспортную тару и упаковку конкретных видов опасных грузов, а также правил перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.
    2.Стандарт не распространяется на упаковку опасных грузов классов 2, 7 и подкласса 6.2.
    3.Стандарт полностью соответствует требованиям Рекомендаций, подготовленных Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций, и международных правил перевозки опасных грузов.
    1-3.(Измененная редакция, Изм. N 1).
    4.Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.
    5.Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативно-технической документации на продукцию; на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям настоящего стандарта.
    6.Для опасных грузов должна применяться транспортная тара, указанная в табл.1.
    Таблица 1
    Вид, тип, исполнение и обозначение транспортной тары
    Вид Тип Исполнение Обозначение
    Барабаны, бочки, фляги Стальные Узкогорлые 1А1
    Со съемным верхним дном или широкогорлые 1А2
    Алюминиевые Узкогорлые 1В1
    Со съемным верхним дном или широкогорлые 1В2
    Барабаны, бочки Фанерные - 1D
    Барабаны Картонные - 1G
    Барабаны, бочки, фляги Полимерные Узкогорлые 1H1
    Со съемным верхним дном или широкогорлые 1H2
    Бочки Деревянные Заливные 2C1
    Сухотарные (со съемным верхним дном) 2C2
    Канистры Стальные Узкогорлые 3A1
    Широкогорлые 3A2
    Полимерные Узкогорлые 3H1
    Широкогорлые 3H2
    Ящики Стальные - 4А1
    С внутренним вкладышем или покрытием 4A2
    Алюминиевые - 4B1
    С внутренним вкладышем или покрытием 4B2
    Дощатые Обычные 4С1
    Плотные 4С2
    Древесно-волокнистые - 4F
    Картонные - 4G
    Фанерные - 4D
    Полимерные Пенопластовые 4Н1
    Пластмассовые 4Н2
    Мешки Из полимерной ткани Без внутреннего покрытия или вкладыша 5Н1
    Плотные 5Н2
    Влагопрочные 5Н3
    Из полимерной пленки - 5Н4
    Тканевые Без внутреннего покрытия или вкладыша 5L1
    Плотные 5L2
    Влагопрочные 5L3
    Бумажные Многослойные 5М1
    Многослойные, влагопрочные 5М2
    Комбинированная тара 1. Полимерный сосуд в:
    стальном барабане - 6НА1
    стальной обрешетке или ящике - 6HA2
    алюминиевом барабане - 6HB1
    алюминиевой обрешетке или ящике - 6НВ2
    дощатом ящике - 6НС
    фанерном барабане - 6HD1
    фанерном ящике - 6HD2
    картонном барабане - 6HG1
    картонном ящике - 6HG2
    полимерном барабане - 6НН1
    полимерном ящике - 6НН2
    2. Стеклянный, фарфоровый или керамический сосуд в:
    стальном барабане - 6РА1
    стальной обрешетке или ящике - 6РА2
    алюминиевом барабане - 6РВ1
    алюминиевой обрешетке или ящике - 6РВ2
    дощатом ящике - 6РС
    фанерном барабане - 6PD1
    плетеной корзине - 6PD2
    картонном барабане - 6PG1
    картонном ящике - 6PG2
    пенопластовой таре - 6РН1
    пластмассовой таре - 6РН2

    7.Масса нетто и вместимость транспортной тары для опасных грузов не должны превышать указанных в табл.2.
    Таблица 2
    Обозначение тары Тип тары Вместимость, дм Масса нетто, кг
    1А1, 1А2, 1В1, 1В2 Барабаны, бочки и фляги стальные и алюминиевые 450 400
    1D Барабаны и бочки фанерные 250 400
    1G Барабаны картонные 450 400
    1Н1, 1Н2 Барабаны, бочки и фляги полимерные 450 400
    2C1, 2C2 Бочки деревянные 250 400
    3А1, 3А2, 3Н1, 3Н2 Канистры стальные и полимерные 60 120
    4А1, 4А2, 4В1, 4В2, 4С1, 4C2, 4D, 4F, 4G Ящики стальные, алюминиевые, дощатые, фанерные, древесно-волокнистые, картонные - 400
    4Н1 Ящики пенопластовые - 60
    4Н2 Ящики пластмассовые - 400
    5Н1, 5Н2, 5Н3, 5Н4, 5L1, 5L2, 5L3, 5М1, 5М2 Мешки полимерные, тканевые, бумажные - 50
    6НА1, 6НВ1, 6HD1, 6HG1, 6HH1 Комбинированная тара (полимерный сосуд в барабане) 250 400
    6НА2, 6НВ2, 6НС, 6HD2, 6HG2, 6НН2 Комбинированная тара (полимерный сосуд в ящике) 60 75
    6РА1, 6РА2, 6РВ1, 6РВ2, 6РС, 6PD1, 6PD2, 6PG1, 6PG2, 6РН1, 6РН2 Комбинированная тара (стеклянный, фарфоровый или керамический сосуд в транспортной таре) 60 75

    5-7.(Измененная редакция, Изм. N 1).
    7а. Транспортная тара (упаковка) каждого вида, типа и исполнения по показателям прочности, устанавливаемым в результате испытаний, разделяется на три группы упаковки (см. приложение 1a).
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    8.Допускаемое количество конкретного опасного груза в таре или упаковке или масса брутто должны соответствовать правилам перевозки опасных грузов, действующим на каждом виде транспорта.
    9, 10. (Исключены, Изм. N 1).
    11.Воздушные пробки и другие устройства для сброса внутреннего давления допускается устанавливать при условии, что количество выделяющихся паров или газов неопасно. Тара с устройствами для сброса внутреннего давления не допускается для транспортирования воздушным транспортом. Герметичная тара, включая укупорочные средства, предназначенная для перевозки жидких опасных грузов воздушным транспортом, должна выдерживать без утечки снижение наружного давления до 68 кПа.
    12.Возвратную тару перед наливом жидкости подвергают испытанию на герметичность в соответствии с п.36 настоящего стандарта.
    13.Транспортную тару применяют для опасных жидкостей при соблюдении одного из следующих условий:
    ; ; ,
    где - рабочее давление в таре при 55 °С, т.е. суммарное давление паров жидкости, воздуха и других неконденсирующихся газов в таре с учетом коэффициента наполнения п.14 минус 100 кПа;
    - испытательное гидравлическое давление, кПа;
    , - давление насыщенных паров жидкости, кПа, при 50 и 55 °С соответственно.
    14.При наливе в таре оставляют незаполненное пространство (недолив) из расчета, чтобы жидкость не заполняла весь внутренний объем тары при температуре 55 °С.
    Объем жидкости вычисляют по формуле
    ,
    где - объем жидкости при наливе, дм;
    - вместимость тары, дм;
    - коэффициент наполнения тары вычисляют по формуле
    ,
    где - температурный коэффициент объемного расширения;
    - температура жидкости при наливе, °С;
    - величина, выбираемая в зависимости от температурного коэффициента объемного расширения, приведена в табл.4.
    Таблица 4*
    До 0,0010 Св. 0,0010 до 0,0014 Св. 0,0014
    0,985 0,980 0,975

    ________________
    * Таблица 3. (Исключена, Изм. N 1).
    15.Материалы, из которых изготовлена тapa, упаковка и укупорочные средства, должны быть инертными по отношению к упаковываемому продукту или иметь инертное покрытие или прокладку (вкладыш).
    16.Полимерная тара должна быть изготовлена из материалов, устойчивых к старению, вызываемому воздействием упаковываемого продукта или ультрафиолетового излучения, и должна обеспечивать сохранность груза при транспортировании и хранении.
    17.Швы корпуса стальных барабанов, бочек и канистр (1А1, 3А1, 3А2) вместимостью более 40 дм, предназначенных для жидкостей, должны быть сварными.
    Швы корпуса барабанов, бочек и канистр (1А1, 1А2, 3А1, 3А2), предназначенных для твердых грузов, а также для жидкостей, вместимостью менее 40 дм должны быть механически закатаны или сварены.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    18.Алюминиевые барабаны и бочки (1В1 и 1В2) должны изготовляться со сварными швами. Швы, соединяющие донья с корпусом, должны быть защищены обручем. Фланцы должны быть приварены.
    19.Металлические барабаны и бочки (1А1, 1А2, 1В1, 1В2) вместимостью более 60 дм должны иметь не менее двух гофров катания или двух обручей, прочно соединенных с корпусом. Точечная сварка в этом случае не допускается.
    20.Фанера, применяемая для изготовления барабанов и бочек, должна быть склеена водостойким клеем.
    20а. Крышка фанерного барабана (1D) должна быть выложена с внутренней стороны бумагой или другим материалом для предотвращения просыпания продукта. Бумага (материал) должна быть прикреплена к крышке и выступать за ее края по всему периметру.
    20б. Металлические ящики (4А2, 4В2) должны быть выложены с внутренней стороны картоном или войлочными прокладками. В ящиках с двойным швом не допускается попадание вещества в полость шва.
    20а; 20б. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
    21.Каждая стенка ящика (4С2), дно и крышка должны быть изготовлены из цельной доски или щитов, собранных при помощи кромочных соединений типов К-1 - К-6 по ГОСТ 9330 на клею или с применением рифленых металлических накладок (скрепок).
    22.Картонные ящики (4G) изготовляют из картона, влагопрочность наружной поверхности которого должна быть такой, чтобы при испытании на водопроницаемость по ГОСТ 25439 в течение 30 мин масса поглощенной воды не превышала 155 г/м.
    21; 22. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    23.Пенопластовые ящики (4Н1) должны состоять из двух частей, изготовленных из формованного пенопласта: нижней части, имеющей специальные полости, соответствующие форме помещаемой в них тары, и верхней части, закрывающей нижнюю и плотно с нею скрепляемой тканевой или ламинированной бумажной лентой. Крышка или пробка, уложенной в ящик тары, не должна соприкасаться с верхней частью ящика.
    24.На внутреннюю поверхность мешков (5Н2 и 5L4) при их изготовлении наклеивают бумагу или полиэтиленовую пленку или применяют один или более вкладышей из бумаги или полимерного материала.
    25.На внутреннюю поверхность мешков (5Н3 и 5L3) при их изготовлении наносят покрытия из полимерного материала или применяют внутренние вкладыши из влагопрочной бумаги (парафинированной, битумированной или ламинированной полиэтиленом) или из полимерной пленки.
    26.Количество слоев в бумажных мешках должно быть не менее трех.
    Наружный слой бумажного мешка (5М2) должен быть влагопрочным. В четырехслойных и более мешках (5М2) влагопрочным допускается второй слой после наружного.
    Внутренний слой мешка для упаковывания гигроскопичной продукции или для продукции во влажном состоянии должен быть влагопрочным.
    27.В комбинированной таре (6НА1-6НН2) внутренний сосуд из полимерных материалов должен отвечать требованиям п.16 и должен быть плотно встроен или вставлен в наружную тару.
    24-27.(Измененная редакция, Изм. N 1).
    28.Внутренние сосуды из стекла, фарфора или керамики комбинированной тары (6РА1-6РН2) должны быть плотно укупорены и помещены в ящики, обрешетки, корзины или барабаны с заполнением промежутков инертным прокладочным и (или) поглощающим материалом так, чтобы сосуд не перемещался в наружной таре во время транспортирования. Наружная тара должна полностью закрывать внутренний сосуд и защищать его от механических повреждений. Допускается применять съемные крышки или колпачки.
    29; 30. (Исключены, Изм. N 1).
    31.Испытания образцов транспортной тары (упаковки) каждого проектного типа для конкретных видов продукции должны проводиться в соответствии с табл.5.
    Таблица 5
    Вид испытания
    Вид или тип тары (упаковки) удар при свободном падении герметич- ность гидравли- ческое давление штабели- рование
    Алюминиевые, стальные; полимерные барабаны, бочки и фляги + +* +** +
    Фанерные и картонные барабаны + - - +
    Деревянные заливные бочки + + - +
    Деревянные сухотарные бочки + - - +
    Стальные и полимерные канистры + +* +** +
    Ящики + - - +
    Мешки + - - -
    Комбинированная тара + +* +** +
    Комбинированная упаковка + - +*** +

    ________________
    * Проводят испытания тары, предназначенной для жидкостей, твердых веществ подкласса 4.3, а также твердых веществ, перевозимых в герметичной таре.
    ** Проводят испытания тары, предназначенной только для жидкостей.
    *** Проводят испытания внутренней тары, предназначенной для жидкостей, транспортируемых воздушным транспортом.


    Примечания:
    1.Знак "+" означает, что испытания проводят; знак "-" - не проводят.
    2.Нормы показателей качества тары (упаковки) устанавливают в соответствии с группой упаковки, для которой образец проектного типа выдержал испытание.
    3.Испытания комбинированной упаковки могут не проводить при соблюдении следующих условий:
    в наружной таре объединены различные типы внутренней тары, прошедшие испытания в той же наружной таре;
    в наружной таре размещено меньшее (по сравнению с первоначально испытанным) количество внутренней тары с применением прокладочного материала, предотвращающего ее смещение;
    в наружной таре размещена внутренняя тара равного или меньшего размера по сравнению с первоначально испытанной при условии, что:
    внутренняя тара имеет такую же конструкцию и форму;
    материал внутренней тары обладает равной или большей прочностью при ударах и штабелировании;
    внутренняя тара имеет отверстия равного или меньшего размера, а их укупорка (крышка, пробка) имеет одинаковую конструкцию;
    для заполнения пустот и предотвращения смещения внутренней тары применяют достаточное количество прокладочного материала.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    31а. Серийные образцы тары и упаковки испытывают в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
    31б. Кроме испытаний образцов тары, указанных в пп.31 и 31а, испытанию на герметичность подвергают каждую единицу транспортной тары, предназначенной для жидкостей. Это испытание проводят после изготовления или реставрации тары.
    31а; 31б. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
    32.Испытаниям на удар при свободном падении и штабелировании подвергают транспортную тару (упаковку), заполненную продукцией, для которой она предназначена.
    Допускается заполнять тару (упаковку) габаритно-массовым эквивалентом, имеющим физические свойства, аналогичные свойствам упаковываемого продукта.
    Тару (упаковку) для жидкостей допускается заполнять водой или водой с антифризом.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    33.Для испытания на свободное падение и на штабелирование тару заполняют: жидкостью на 98%, твердым продуктом на 95% от полной вместимости тары.
    Деревянные заливные бочки заполняют водой не менее чем за 24 ч до испытания.
    33а. Картонную и бумажную транспортную тару перед испытаниями выдерживают не менее 24 ч в атмосфере с относительной влажностью (50±5)% и температурой - (23±2) °С; или относительной влажностью - (65±5)% и температурой (20±2) °С или (27±2) °С.
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    34.Температура тары из полимерных материалов (кроме ящиков из полистирола и мешков) и содержащегося в ней продукта при испытании на свободное падение должна соответствовать указанной в нормативно-технической документации на конкретные виды тары или упаковываемого продукта.
    Если в нормативно-технической документации нет других указаний, то температуру принимают равной минус 18 °С.
    35.Испытание на удар при свободном падении проводят по ГОСТ 18425. Циклы испытания приведены в табл.6.
    Таблица 6
    Вид (тип) или исполнение тары Количество испытываемых образцов Положение сбрасывания
    Барабаны, бочки, фляги, канистры, деревянные бочки, комбинированная тара в форме барабана Шесть (три на каждое сбрасывание) Первое сбрасывание: по диагонали к утору (или торцу) или кольцевому шву Второе сбрасывание: наименее прочной частью, которой образец не ударялся при первом сбрасывании, например, пробкой или продольным сварным швом корпуса
    Ящики, комбинированная тара в форме ящика Пять (по одному на каждое сбрасывание) На дно, на крышку, на длинную стенку, на короткую стенку, на угол
    Мешки однослойные с боковым швом (все типы) Три (три сбрасывания каждого мешка) Плашмя на широкую часть, плашмя на узкую часть, на торцовую часть мешка
    Мешки однослойные без бокового шва или многослойные (все типы) Три (два сбрасывания каждого мешка) Плашмя на широкую часть, на торцовую часть мешка

    Высота сбрасывания при свободном падении, м, тары, предназначенной для жидкостей с плотностью более 1,2 г/см, при замене жидкости водой (или водой с добавлением антифриза) должна быть не менее:
    1,5х - для упаковки группы I;
    1,0х - для упаковки группы II;
    0,67х - для упаковки группы III.
    Высота сбрасывания при испытании на удар при свободном падении тары, предназначенной для твердых веществ или жидкостей с плотностью () не более 1,2 г/см, а также при замене жидкостей водой должна быть не менее:
    1,8 м - для упаковки группы I;
    1,2 м - для упаковки группы II;
    0,8 м - для упаковки группы III.
    36.Испытания транспортной тары на герметичность проводят сжатым воздухом (газом) при избыточном давлении не менее:
    30 кПа - для упаковки группы I;
    20 кПа - для упаковки групп II и III.
    В случае, если испытание проводят при погружении образца тары в жидкость, то давление воздуха (газа) должно быть увеличено на величину гидростатического давления жидкости в нижней части погружаемого образца. Внутренняя тара комбинированной тары может подвергаться испытанию без наружной, если это не влияет на результаты испытания. Испытанию подвергают три образца проектного типа тары каждого изготовителя (п.31б).
    37.Испытания тары (упаковки) на гидравлическое давление проводят в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на конкретные виды тары (упаковки). Избыточное испытательное давление () должно быть не менее рассчитанного по одной из формул (обозначения см. в п.13):
    ; .
    Независимо от результатов расчета по указанным формулам испытательное давление должно быть не менее:
    250 кПа - для упаковки группы I;
    100 кПа - для упаковки группы II или III.
    Испытанию подвергают три образца проектного типа тары каждого изготовителя.
    38.Испытание на штабелирование проводят по ГОСТ 25014.
    Испытание на штабелирование полимерной тары проводят в течение 28 сут при температуре 40 °С.
    Высота штабелирования упаковки должна быть не менее 3 м. Испытанию подвергают по три образца каждого проектного типа тары.
    39.Результаты испытания образцов тары (упаковки) оформляют протоколом, на основании которого при положительных результатах испытаний выдают свидетельство (сертификат) о соответствии тары (упаковки) требованиям настоящего стандарта с указанием:
    наименования организации, производившей испытания тары (упаковки) и выдавшей свидетельство;
    наименования предприятия-изготовителя тары;
    вида, типа и исполнения тары;
    маркировки тары (упаковки) в соответствии с приложением 2;
    группы упаковки;
    назначения упаковки (для твердых или жидких веществ, максимальная плотность вещества);
    высоты штабелирования;
    испытательного гидравлического давления;
    способна ли тара, предназначенная для твердых веществ, имеющих температуру плавления менее 50 °С, удерживать их в расплавленном состоянии;
    регистрационного номера свидетельства;
    даты выдачи свидетельства и срока его действия (не более 3-х лет).
    Копия свидетельства направляется предприятию-изготовителю тары (упаковки).
    35-39.(Измененная редакция, Изм. N 1).
    40.Каждая единица тары (упаковки), предназначенная для опасных грузов (кроме грузов классов 2, 7 и подкласса 6.2), имеющих свидетельства (п.3а), маркируется предприятием-изготовителем в соответствии с приложением 2. Маркировка должна быть четкой, несмываемой. Многооборотную отремонтированную тару маркируют в соответствии с пп.1-5 приложения 2 таким способом, чтобы маркировка сохранялась в процессе реставрации.
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    якорь