СССР
Государственный стандарт от 01 января 1991 года № ГОСТ 28247-89

Устройства седельно-сцепные седельных тягачей. Типы, основные размеры и технические требования

Утвержден
Государственным комитетом СССР по стандартам
08 сентября 1989 года
Разработан
Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
01 января 1991 года
    Дата введения 01.01.91
    Несоблюдение стандарта преследуется по закону
    Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые седельно-сцепные устройства (ССУ), предназначенные для дорожных седельных автопоездов в составе седельного тягача с полуприцепом и допустимой полной массой от 10,5 до 130 т, имеющего ловительное устройство для сцепного шкворня и пригодного для клина управления полуприцепа с принудительно управляемыми колесами.
    Настоящий стандарт не распространяется на ССУ, передающие механическое усилие привода от седельного тягача к агрегатам полуприцепа, ССУ, регулируемые по высоте, и ССУ, устанавливаемые на полноприводные седельные тягачи.
    1.ТИПЫ
    ССУ изготовляются двух типов: 50 и 90 в зависимости от типа сцепного шкворня. Применение ССУ в зависимости от приходящейся на них массы, полной массы седельного автопоезда и полуприцепа должно соответствовать указанному в табл. 1.
    Таблица 1
    Тип ССУ Масса, приходящаяся на ССУ, т, не более Полная масса, т, не более
    седельного автопоезда полуприцепа
    50 6,5 24 18,5
    11 38 31
    15 48 41
    20 65 55
    90 32 130 110

    Пример условного обозначения ССУ типа 50 с массой, приходящейся на ССУ, не более 15 т:
    ССУ 50 - 15 СТ СЭВ 3637 - 88
    2.ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
    Основные размеры ССУ должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 2.

    Примечание. Е - рекомендуемые размеры; Т - размер для двухзахватного седельно-сцепного устройства выбирается конструктивно.


    Таблица 2
    Размеры, мм
    Тип ССУ А +0,4 0 В, не более С +2 -1 D +1 0 К, не менее
    50 51,0 200 52 73,5 88
    90 89,3 315 39 114,5 78

    3.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    3.1.ССУ должно обеспечивать следующий диапазон поворота; полный поворот сцепного шкворня вокруг его вертикальной
    оси, за исключением ССУ, предназначенных для принудительного управления поворотом колес полуприцепа;
    поворот в вертикальной продольной плоскости симметрии ССУ (угол продольного поворота) вперед (α1) и назад (α2) на угол не менее 12°;
    поворот в вертикальной поперечной плоскости (угол поперечного наклона) влево и вправо на угол не более 3°.
    3.2.Замок ССУ должен после сцепки закрываться автоматически. Блокировка ССУ от произвольного расцепления должна осуществляться двумя блокирующими устройствами, действующими независимо друг от друга. Одно из блокирующих устройств должно быть автоматическим.
    3.3.Закрытое и заблокированное положение замка ССУ в сцепленном состоянии должно быть однозначно различимо по положению какого-либо конструктивного элемента; это положение в темноте должно быть определено на ощупь.
    3.4.Орган управления разблокировкой должен располагаться на правой стороне седельного тягача.
    3.5.Разблокировка замка ССУ должна осуществляться вручную с помощью рукоятки.
    3.6.При расцеплении замок ССУ должен оставаться в открытом положении.
    3.7.Крепление ССУ типа 50 должно осуществляться не менее чем 8 болтами, расположенными симметрично относительно продольной и поперечной оси ССУ, а ССУ типа 90 должны закрепляться 12 болтами.
    4.МАРКИРОВКА
    Маркировка ССУ должна быть выполнена на заводской табличке, расположенной в месте, защищенном от повреждений и хорошо видимом на смонтированном ССУ. На табличке должны Выть нанесены следующие данные:
    наименование или товарный знак завода-изготовителя;
    тип ССУ;
    номер настоящего стандарта СЭВ;
    максимально допустимая нагрузка на ССУ;
    дата изготовления;
    знак национального или международного допуска к эксплуатации.