СССР
Государственный стандарт от 01 января 1983 года № ГОСТ 2093-82

ГОСТ 2093-82 Топливо твердое. Ситовый метод определения гранулометрического состава

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
13 августа 1982 года
    ГОСТ 2093-82
    Группа А19
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
    ТОПЛИВО ТВЕРДОЕ
    Ситовый метод определения гранулометрического состава
    Solid fuel. Size analysis
    ОКП 03 0000
    Дата введения 1983-01-01
    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 августа 1982 г. N 3201 дата введения установлена 01.01.83
    Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 N 1933
    ВЗАМЕН ГОСТ 2093-77
    ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2001 г.
    Настоящий стандарт распространяется на антрацит, каменные и бурые угли, горючие сланцы, а также на продукты их обработки (далее - топливо) и устанавливает метод определения гранулометрического состава топлива.
    Стандарт не распространяется на топливо крупностью менее 0,063 мм.
    Метод заключается в рассеве топлива на ситах и определении выходов классов крупности.
    Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 2614-80.
    Пояснения к терминам, применяемым в стандарте, приведены в приложении 5.
    1.МЕТОД ОТБОРА ПРОБ
    1.1.Отбор проб - по ГОСТ 10742-71.
    Минимальную массу точечной пробы () в килограммах вычисляют по формулам:
    при размере максимального куска 120 мм и менее
    ;
    при размере максимального куска свыше 120 мм
    ,
    где - размер максимального куска топлива, мм.
    2.АППАРАТУРА
    2.1.Для проведения анализа применяют:
    грохоты или приспособления, позволяющие устанавливать на катках или подвесках одно или несколько сит с размером отверстий 3 мм и более или 1 мм и более;
    встряхиватели механические стационарные или подвесные и наклонные с открытой поверхностью сит - для рассева мокрым способом;
    делитель рифленый, имеющий не менее 10 желобков на каждой стороне; ширина каждого желобка должна быть не менее чем в 2,5 раза больше максимального размера частицы топлива;
    шкаф сушильный, обеспечивающий температуру нагрева (105±5) °С;
    весы технические с относительной погрешностью взвешивания не более 0,1%;
    емкости для хранения проб, совки, лопаты, щетки, флокулянты и смачиватели;
    сита с проволочными сетками по ГОСТ 3306-88, ГОСТ 3826-82 и листовые с квадратными и круглыми отверстиями (см. приложение 8).
    Размер сит должен быть не менее 500х500 мм, а высота бортов не менее 120 мм. После каждых 200 определений проверяют не менее 30 отверстий сит, расположенных по диагонали. Не допускается применять сита, если более 10% проверенных отверстий имеют отклонения от номинального значения, превышающие 2%.
    3.ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
    3.1.Топливо с массовой долей влаги, препятствующей разделению частиц, перед рассевом сушат на воздухе или в сушильном шкафу при температуре не выше (40±5) °С, а каменный уголь и антрацит - не выше (105±5) °С до видимого отделения частиц топлива друг от друга. Подсушенную пробу топлива перед рассевом охлаждают до комнатной температуры. В каменных углях, подсушенных при температуре (105±5) °С, не допускается определять показатели спекаемости и коксуемости.
    3.2.Сита выбирают в соответствии с приложением 1.
    3.3.При размере кусков в пробе свыше 100 мм всю массу пробы подвергают рассеву. После отсева кусков размером свыше 100 мм оставшуюся пробу допускается сокращать до массы, указанной в таблице.
    Максимальный размер кусков, мм Масса сокращенной пробы, кг, не менее
    100 150
    50 75
    25 40
    13 10
    6 5
    3 1
    1 0,5
    0,5 0,3
    0,2 0,1

    Примечание. Если максимальный размер кусков имеет значение, не указанное в таблице, массу сокращенной пробы принимают по ближайшему большему размеру.
    3.4.Деление и сокращение проб топлива производят порционным методом, а для топлива крупностью 25 мм и менее - рифленым делителем. При порционном методе сокращение производят по периметру основания исходной пробы, насыпанной на ровную площадку, совком шириной не менее 1,5 диаметра максимального размера куска топлива. Порции отбирают последовательно и распределяют их в сокращенную пробу и в отходы. Количество порций в сокращенной пробе должно быть не менее 32.
    Пример. Имеется проба топлива крупностью 0-50 мм массой 236 кг. Масса сокращенной пробы для данного класса не менее 75 кг. Пробу можно сократить в три раза, так как 236:753. Для этого первую порцию помещают в сокращенную пробу, вторую и третью порции - в отходы, четвертую - снова в сокращенную пробу, пятую и шестую - в отходы и т.д. до завершения сокращения.
    3.5.В период отбора, транспортирования, подготовки и хранения проб не допускается засорение, измельчение и потеря топлива.
    3.6.Помещение, в котором проводят ситовый анализ, должно быть защищено от атмосферных осадков и ветра.
    Пол должен быть ровным, без щелей и выбоин или покрыт брезентом.
    4.ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
    4.1.Пробу топлива перед рассевом взвешивают полностью или частями.
    4.2.Рассев топлива с размером кусков 3 мм и более или 1 мм и более ведут на грохотах и приспособлениях, указанных в п.2.1, или вручную. Ручной рассев применяют также для контроля просеивания механизированным способом.
    Рассев начинают на сите с наибольшим размером отверстий.
    Схема проведения ситового анализа для рядового топлива приведена на чертеже.
    Схема проведения ситового анализа рядового топлива крупностью 0-100 мм
    Проба для испытания Условные обозначения
    Взвешивание Деление (сокращение) Рассев - размер отверстий сита - определение массы - определение показателей качества

    Примечание. Пунктиром обозначены операции, которые проводятся при необходимости.
    4.3.Высота подачи топлива на сито и разгрузки подрешетного продукта после рассева должна быть не более 400 мм.
    4.4.Топливо на сито подают частями, не допуская его перегрузки, так, чтобы к концу рассева надрешетный продукт покрывал не более поверхности сетки сита.
    4.5.При ручном способе рассев ведут в горизонтальной плоскости или с наклоном сита не более 10° при равномерном перемещении материала на сите. Если рассев проводят на подвесных ситах или ситах, расположенных на катках, то время перемещения сита из исходного положения и возвращения в исходное положение должно составлять 1-2 с.
    Рассев считают законченным, если выход подрешетного продукта в течение 1 мин будет составлять менее 1% массы топлива, поданного на сито. При использовании комплекта сит необходимо учитывать подрешетный продукт нижнего сита.
    Не допускается продавливать отдельные куски через отверстия сита, но куски размером свыше 100 мм допускается выбирать вручную и отделять во избежание их измельчения.
    4.6.Рассев топлива крупностью 3 мм и менее или 1 мм и менее ведут на механическом встряхивателе сухим или мокрым способом.
    4.7.При сухом рассеве пробу топлива помещают на верхнее сито, закрывают его крышкой и включают встряхиватель. Рассев ведут в течение 25 мин. После этого сетку каждого сита снизу очищают щеткой, топливо добавляют в подрешетный продукт данного сита и пробу подвергают контрольному рассеву в течение 1 мин. Снова очищают сетку каждого сита. Надрешетный продукт каждого сита переносят в отдельную емкость.
    4.8.При мокром рассеве на верхнее сито встряхивателя подают предварительно смоченное топливо массой не более 1 г на 1 см сетки.
    Включают встряхиватель и пробу непрерывно поливают водой. Рассев считают законченным, если вода, прошедшая через нижнее сито, не содержит частиц топлива.
    При рассеве на наклонном встряхивателе с открытой поверхностью сит топливо и воду подают на верхнее сито; рассев на верхнем сите заканчивают после того, как вода, прошедшая через него, не будет содержать частиц топлива. Затем воду подают на следующее сито и ведут рассев, как указано выше.
    Надрешетный продукт с каждого сита переносят в отдельные емкости. Подрешетный продукт после нижнего сита осаждают, при этом допускается применять флокулянты. Все продукты рассева сушат, как указано в п.3.1.
    4.9.Полученные при рассеве классы крупности раздельно взвешивают. При необходимости от каждого класса крупности выделяют пробы по п.3.4 для определения массовой доли общей серы и фракционного состава, зольности - для углей, удельной теплоты сгорания - для сланцев.
    Массовую долю общей влаги в рабочем состоянии топлива определяют, если проба перед рассевом не подвергалась сушке.
    В топливе крупностью более 25 мм могут быть определены составляющие компоненты - уголь или сланец, сростки и минеральные примеси.
    Пробы хранят до конца испытания.
    4.10.Определение удельной теплоты сгорания - по ГОСТ 147-95;
    определение зольности - по ГОСТ 11022-95 или ГОСТ 11055-78;
    определение массовой доли общей влаги в рабочем состоянии - по СТ СЭВ 751-77*;

    ________________
    * Действует ГОСТ 27314-91. - Примечание "КОДЕКС".


    определение массовой доли общей серы - по ГОСТ 8606-93;
    определение фракционного состава - по ГОСТ 4790-80;
    ________________
    * Действует ГОСТ 4790-93. - Примечание "КОДЕКС".
    определение минеральных примесей - по ГОСТ 1916-75.
    5.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
    5.1.Выход классов крупности () в процентах вычисляют по формуле
    ,
    где - масса топлива данного класса крупности, кг;
    - общая сумма масс классов крупности, кг.
    5.2.Если проба подвергалась сушке, массу топлива отдельных классов крупности в подсушенном состоянии умножают на коэффициент и вычисляют массу их с массовой долей общей влаги в рабочем состоянии топлива в исходной пробе. Эту массу применяют для расчета выходов классов крупности. Значение коэффициента для каждого класса крупности вычисляют по формуле
    ,
    где - массовая доля общей влаги в рабочем состоянии топлива классов крупности в подсушенной пробе, %;
    - массовая доля общей влаги в рабочем состоянии топлива в исходной пробе, %.
    5.3.В случае сокращения пробы при испытании в расчете выходов классов крупности массу топлива сокращенного класса крупности умножают на коэффициент сокращения пробы (), который вычисляют по формуле
    ,
    где - масса пробы до сокращения, кг;
    - масса пробы после сокращения, кг.
    5.4.Выход классов крупности вычисляют до второго десятичного знака, а результаты вычислений округляют до первого десятичного знака.
    5.5.Потеря массы пробы при просеивании должна быть не более 2% массы пробы, взятой для испытания. В противном случае испытание считают недействительным.
    5.6.Результаты испытаний оформляют актом по форме, приведенной в приложении 2, а также могут быть представлены в виде графиков, изображенных на черт.1 и 2 приложения 3. По результатам ситового анализа можно вычислить средний размер кусков топлива (см. приложение 4). При применении сит с круглыми отверстиями в акте указывают размер частиц топлива, выделяемого на них, умноженный на коэффициент, равный 0,8.
    5.7.Погрешность определения выхода классов крупности составляет в процентах:
    0,8 - при выходе класса крупности менее 5%;
    1,8 - при выходе класса крупности 5-10%;
    2,7 - при выходе класса крупности 10-20%;
    3,2 - при выходе класса крупности 20-30%;
    3,5 - при выходе класса крупности 30-50%.
    5.8.При использовании механизированных средств рассева расхождения между выходами классов крупности по сравнению с рассевом вручную не должны превышать значений величин, указанных в п.5.7.
    5.9.Расчетные методы определения гранулометрического состава каменных углей и антрацита крупностью более 0,1 и менее 0,1 мм приведены соответственно в приложениях 6 и 7.