СССР
Государственный стандарт от 01 июля 1986 года № ГОСТ 8489-85

Топливо моторное. Метод определения фактических смол (по Бударову)

Утвержден
Государственным комитетом СССР по стандартам
26 марта 1985 года
    Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 26 марта 1985 г. № 806 дата введения установлена
    01.07.86
    Ограничение срока действия снято по протоколу № 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
    Переиздание. Июнь 2001 г.
    Настоящий стандарт устанавливает метод определения фактических смол в моторном топливе (керосине, дизельном топливе).
    Метод заключается в выпаривании испытуемого топлива под струей водяного пара в условиях испытания и служит для условной оценки склонности топлива к смолообразованию при его применении в двигателе.
    1.АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ
    Прибор типа ПОС в комплекте.
    Воронка В-36-80 ХС, В-56-80 ХС по ГОСТ 25336-82.
    Эксикатор 2 по ГОСТ 25336-82.
    Пипетки 1-1-10, 1-1-20, 2-1-10, 2-1-20, 1-1-25, 2-1-25 по ГОСТ 29227-91.
    Цилиндры 1-25, 1-50, 1-100, 2-25, 2-50, 2-100 по ГОСТ 1770-74.
    Толуол по ГОСТ 9880-76 или ГОСТ 14710-78.
    Ацетон по ГОСТ 2603-79 или ГОСТ 2768-84.
    Спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-87.
    Натрий сернокислый по ГОСТ 4166-76, свежепрокаленный.
    Вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72.
    Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76.
    Весы лабораторные с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.
    Термометры ТЛ-2 № 4 по ТУ 25-2021.003-88.
    2.ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
    2.1.Прибор типа ПОС собирают и подготавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
    2.2.В зависимости от фракционного состава испытуемого топлива устанавливают следующий температурный режим:
    (180 ± 3) °С - при испытании топлив с температурой конца перегонки до 310 °С (керосин);
    (225 ± 3) °С - при испытании топлив, выкипающих выше 300 °С (дизельное топливо).
    2.3.Стаканы для определения фактических смол, нижние концы трубок, расположенных на крышках и подающих в стаканы пар, тщательно промывают растворителем (толуолом, ацетоном или спирто-толуольной смесью 1:4) как снаружи, так и внутри.
    2.4.Подготовленные по п. 2.3 стаканы ставят в карманы прибора, нагретого до температуры испытания, плотно закрывают крышками и выдерживают 20 мин, после чего снимают крышки и через 2 мин стаканы вынимают щипцами из карманов, охлаждают 40 мин в эксикаторе и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
    2.5.Подлежащее испытанию топливо фильтруют через бумажный фильтр. При наличии явных следов воды топливо взбалтывают со свежепрокаленным сернокислым натрием в течение 10 - 15 мин и фильтруют.
    3.ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
    3.1.В стаканы для воды наливают с помощью измерительного цилиндра дистиллированную воду в следующих количествах: 35 см3 при испытании керосинов, 60 см3 - дизельных топлив.
    3.2.В зависимости от температуры конца кипения измерительным цилиндром или пипеткой отмеряют в два стакана керосина по 20 см3, дизельного топлива - по 10 см3.
    3.3.Стаканы с топливом помещают в гнезда прибора, нагретого до заданной температуры. Гнезда осторожно и плотно закрывают крышками так, чтобы ниппели вошли в каналы на крышке, а пришлифованные плоскости крышек и карманов герметически соприкасались, не пропуская паров и топлива.
    3.4.Немедленно после этой операции два стакана с водой ставят в гнезда и также плотно закрывают крышками. Спустя 60 мин после того, как были поставлены стаканы с водой, открывают крышки гнезд и через 2 мин щипцами вынимают стаканы из гнезд.
    3.5.Стаканы со смолами помещают в эксикатор, охлаждают 40 мин и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
    4.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
    4.1.Концентрацию фактических смол (X) в миллиграммах на 100 см3 топлива в каждом стакане вычисляют по формуле

    где т1 - масса чистого сухого стакана, мг;
    т2 - масса стакана со смолами, мг;
    V - объем топлива, налитого в стакан для испытания, см3.
    4.2.Расхождения между результатами двух определений концентраций фактических смол не должны превышать значений, указанных в таблице.
    Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива Допускаемое расхождение
    До 15 2 мг
    Св. 15 до 40 3 мг
    » 40 » 100 8 % от меньшего результата
    » 100 15 % от меньшего результата

    Концентрация фактических смол до 2 мг на 100 см3 топлива оценивается как их отсутствие.
    4.3.Результаты отдельных испытаний одного и того же топлива сравнимы между собой только в том случае, если между испытаниями прошло не более 5 сут.
    4.4.За результат испытания принимают среднеарифметическое результатов двух определений. Результат испытания округляют до целых единиц.