Покрытия лакокрасочные грузовых автомобилей. Технические требования
СССР
Государственный стандарт от 01 января 1981 года № ГОСТ 7593-80*
Покрытия лакокрасочные грузовых автомобилей. Технические требования
Утвержден
Государственным комитетом СССР по стандартам
28 марта 1980 года
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 марта 1980 г. № 1410 срок введения установлен
с 01.01.81
Постановлением Госстандарта СССР снято ограничение срока действия от 10.07.91 № 1237
Настоящий стандарт распространяется на лакокрасочные покрытия грузовых автомобилей, предназначенных для работы в умеренном климате в соответствии с ГОСТ 16350-80 и ГОСТ 9.104-79, и устанавливает технические требования к лакокрасочным покрытиям и процессу окрашивания.
Стандарт не распространяется на покрытия лакокрасочные автомобилей специального назначения и автомобилей, предназначенных для работы в особых условиях.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 1.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1.Окрашивание деталей, сборочных единиц и автомобилей в сборе должна производиться в помещении, защищенном от попадания пыли, грязи, влаги и атмосферных осадков. Температура помещений должна быть не ниже 15°С и не выше 30°С, а относительная влажность воздуха - не выше 75%. 1.2.Лакокрасочные материалы, технологические параметры их нанесения и сушки, толщины лакокрасочных покрытий должны соответствовать указанным в технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Классификацию и системы лакокрасочных покрытий в соответствии с условиями эксплуатации устанавливают в отраслевой нормативно-технической документации. 1.3.Поверхности металлических деталей и сборочных единиц, подлежащие окрашиванию, должны соответствовать требованиям: ГОСТ 9.402-80 и другой технической документации, утвержденной в установленном порядке. 1.4.Поверхности деревянных деталей, подлежащие окрашиванию, должны соответствовать требованиям ГОСТ 9008-81.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 1.5.Металлические поверхности кабин, деталей оперения и топливных баков должны быть загрунтованы. Внутренние поверхности кабин, закрываемые обивкой, должны быть загрунтованы. 1.6.Наружные металлические поверхности кабин, оперения и топливных баков должны быть окрашены защитно-декоративными в два слоя эмалями, нормативно-техническая документация на которые предусматривает применение их без грунтовки или в один слой по грунтовке.
Допускается окрашивать топливные баки в два слоя без грунтовки или в один слой по грунтовке.
Для защиты днища кабин и крыльев от коррозии, истирания и шума должны быть применены мастики или пластизоли. Внутренние поверхности крыльев, при необходимости обеспечения декоративного вида, допускается взамен мастик и пластизолей окрашивать в два слоя по грунтовке.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 1.7.Для выравнивания наружных поверхностей металлических деталей и узлов допускается местное нанесение шпаклевок и пластмасс. 1.8.Детали и сборочные единицы платформ автомобилей должны быть окрашены защитно-декоративными эмалями.
Деревянные детали и узлы платформ должны быть окрашены в два слоя без грунтовки или в один слой по грунтовке.
Металлические платформы, сборочные единицы и детали платформ окрашивают в два слоя по грунтовке. Допускается окрашивать металлические платформы, сборочные единицы м детали платформ в два слоя эмалями, нормативно-техническая документация на которые предусматривает применение их без грунтовки.
Внутренние поверхности металлических платформ автомобилей-самосвалов должны быть окрашены в один слой без грунтовки. 1.9.Ободья и диски колес в сборе, кольца колес, радиаторы и рессоры, рамы автомобилей, воздушные баллоны, мосты, карданные валы, амортизаторы, детали рулевого управления и другие детали шасси должны быть окрашены водоразбавляемыми грунтовками или эмалями, нормативно-техническая документация на которые предусматривает применение их без грунтовки в один слой.
Перечисленные выше детали и сборочные единицы автомобилей, предназначенных для Министерства обороны, кроме деталей радиаторов, изготовленных из цветных металлов, необходимо окрашивать в один слой по грунтовке или в два слоя без грунтовки, или эмалями с улучшенными защитными свойствами в один слой без грунтовки.
1.8, 1.9. (Измененная редакция, Изм. № 1). 1.10.Поверхности стальных и чугунных отливок должны быть загрунтованы. Допускается в отдельно обусловленных случаях не грунтовать стальные и чугунные отливки (детали), что должно быть указано в конструкторской документации. 1.11.Наружные поверхности двигателей должны быть окрашены или на двигателе в сборе или на его сборочных единицах и деталях. Окрашивание должно производиться в один слой.
Допускается детали и сборочные единицы, изготовленные из алюминиевых сплавов методом литья под давлением и в кокиль, не окрашивать.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 1.12.Штампованные, детали двигателя должны быть окрашены: в один слой. 1.13.Запасные части (кабина, двери, детали оперения) должны быть загрунтованы. Остальные запасные части к автомобилю должны иметь такой же вид, как аналогичные детали и сборочные единицы, предназначенные для сборки. 1.14.Поверхность лакокрасочных покрытий по внешнему виду должна соответствовать требованиям ГОСТ 9.032-74.
Для сборочных единиц и деталей грузовых автомобилей устанавливаются следующие классы покрытий:
III - для кабины;
V - для сборочных единиц и деталей платформы;
VI - для рамы и других деталей шасси, для двигателя автомобиля и его сборочных единиц и деталей;
VII - для рессор.
Для сборочных единиц и деталей большегрузных карьерных самосвалов классы покрытий устанавливают по ГОСТ 23852-79. 1.15.Цветографические схемы окрашивания должны устанавливаться в нормативно-технической документации на автомобиль, утвержденной в установленном порядке.
1.14, 1.15 (Измененная редакция, Изм. № 1). 1.16.Повреждения лакокрасочных покрытий должны быть устранены после сборки. 1.17.Срок службы лакокрасочного покрытия должен соответствовать сроку службы до капитального ремонта грузового автомобиля при условии эксплуатации автомобиля не более 5 лет. Декоративные свойства покрытий должны быть не ниже балла 3, защитные свойства - не ниже балла 1 по ГОСТ 9.407-84.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 1.18.Классы покрытий, число слоев краски и наличие грунтовки при окраске автомобилей, их сборочных единиц и деталей, предназначенных для экспорта, определяются заказ - нарядами внешнеторговых организаций. 2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 2.1.Основные требования безопасности к технологическим процессам, помещениям окрасочных цехов и участков, размещению производственного оборудования, исходным материалам и полуфабрикатам, хранению и транспортированию исходных материалов и отходов производства, а также охране окружающей среды в процессе производства должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.005-75 и ГОСТ 12.3.002-75.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 2.2.Требования к основным средствам пожарной техники, обеспечивающей защиту от пожара помещений окрасочных цехов, участков, складов и краскоподготовительных отделений, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.009-83. 2.3.Эргономические показатели, обеспечивающие удобство выполнения рабочих операций, должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на эти показатели.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 2.4.Требования к индивидуальным средствам защиты должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-89. 3.ПРАВИЛА ПРИЕМКИ 3.1.Готовые окрашенные автомобили, их сборочные единицы и детали должны соответствовать требованиям пп. 1.14, 1.15.
(Измененная редакция, Изм. № 1). 4.МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 4.1.При окрашивании автомобиля контролю подлежат:
применяемые лакокрасочные материалы;
подготовка поверхностей под окраску в соответствии с пп. 1.3 и 1.4;
толщина покрытий на кабине, деталях оперения, металлических платформах. 4.2.Контроль качества лакокрасочных материалов проводится в соответствии с нормативно-технической документацией на эти материалы.
4.1, 4.2. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.3.Контроль качества лакокрасочных покрытий проводится в соответствии с нормативно-технической документацией на эти покрытия и в соответствии с пп. 1.14 и 1.15 настоящего стандарта.
(Введен дополнительно, Изм. № 1). 5.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 5.1.Предприятие-изготовитель гарантирует сохранность лакокрасочного покрытия в пределах гарантийного срока, установленного на данную модель автомобиля, при соблюдении инструкции предприятия-изготовителя по уходу и эксплуатации автомобиля.