Термин | Определение |
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ |
1. Машинная графика Computer graphics | Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные |
2. Линейная графика Line graphics | Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных |
3. Растровая графика Raster graphics | Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам |
4. Команда визуализации Display command | Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства. Примечание. Под графическим устройством понимается устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных |
5. Абсолютная команда визуализации Absolute command | Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты |
6. Относительная команда визуализации Relative command | Команда визуализации, в которой используются относительные координаты |
7. Адресуемость Addressability | Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства |
8. Адресуемая позиция Addressable point | Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
9. Закодированное изображение Coded image | Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ |
10. Абсолютная координата Absolute coordinate | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат |
11. Относительная координата Relative coordinate | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке |
12. Инкрементальная координата Incremental coordinate | Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета |
13. Координата пользователя User coordinate | Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств |
14. Мировая координата World coordinate | Независимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных |
15. Координата устройства Device coordinate | Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства |
16. Нормированная координата Normalized device coordinate | Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1. Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство |
17. Примитив вывода Output primitive | Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения. Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов |
18. Невидимая линия Hidden line | Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта |
19. Каркасное представление Wire frame representation | Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет |
20. Сегмент Segment | Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым. Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода |
21. Маркер Marker | Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации |
22. Примитив ввода Input primitive | Совокупность данных, полученных от устройств ввода. Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций |
23. Виртуальное пространство Virtual space | Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств |
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
24. Визуализация Display | Визуальное представление данных |
25. Изображение Display image | Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации |
26. Мягкая копия Soft copy | Несохраняемое изображение графических данных |
27. Физическое пространство Device space | Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства |
28. Пространство визуализации Display space | Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений |
29. Пиксель Pixel | Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения |
30. Абсолютный вектор Absolute vector | Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах |
31. Относительный вектор Incremental vector | Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки |
32. Величина инкремента Increment size | Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации |
33. Растровая единица Raster unit | Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей |
34. Шаг графопостроителя Plotter step size | Величина инкремента на графопостроителе |
35. Гашение изображения Blanking | Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов |
36. Мерцание изображения Blinking | Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов |
37. Мигание изображения Flicker | Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки. Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана |
38. Заворачивание изображения Wraparound | Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА |
39. Поверхность визуализации Display surface | Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе |
40. Графический терминал Display console | Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода |
41. Растровый дисплей Raster display device | Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики |
42. Векторный дисплей Directed beam display device | Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой |
43. Запоминающая электроннолучевая трубка Storage tube | По ГОСТ 13820-77 |
44. Плазменная панель Plasma panel | Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом. Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации |
45. Барабанный графопостроитель Drum plotter | Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане |
46. Планшетный графопостроитель Flatbed plotter | Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных |
47. Растровый графопостроитель Raster plotter | Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода |
48. Электростатический графопостроитель Electrostatic plotter | Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов |
49. Пишущий узел графопостроителя Plotting head | Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации |
50. Генератор символов Character generator | Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое |
51. Штриховой генератор символов Stroke character generator | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий |
52. Точечный генератор символов Dot matrix character generator | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек |
53. Генератор кривых Curve generator | Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое |
54. Генератор векторов Vector generator | Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий |
55. Устройство ввода позиций УВП Locator | Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции |
56. Шаровой указатель Control ball | Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции |
57. Рычажный указатель Joy-stick | Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции |
58. Устройство типа «колесо» «Колесо» Tumb wheel | Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины. Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции |
59. Устройство типа «мышь» «Мышь» «Mouse» | Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности. Примечание. Для управления устройством типа «мышь» используют шар или пару колес |
60. Планшет Tablet | Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения |
61. Устройство указания Pick device | Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента |
62. Световое перо Light-pen | Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации |
63. Световая кнопка Light button | Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания |
64. Устройство ввода чисел Valuator | Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины. Примечание. К таким устройствам относится устройство типа «колесо», потенциометр |
65. Устройство ввода альтернативы Choice device | Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив. Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура |
66. Устройство ввода последовательности позиций Stroke device | Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода. Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью |
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ |
67. Повторная генерация изображения Image regeneration | Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти |
68. Регенерация Refresh | Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым |
69. Частота регенерации Refresh rate | Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с |
70. Эхо Echo | Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода |
71. Курсор Cursor | Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция |
72. Трассировка Tracking | Перемещение символа трассировки |
73. Символ трассировки Tracking symbol | Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции |
74. Указание световым пером Light-pen detection | Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации |
75. Символ прицеливания Aiming symbol | Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера |
76. Обнаруживаемый элемент Detectable element | Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания |
77. Метод резиновой нити Rubber-banding | Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными |
78. Рисование Inking | Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге |
79. Метод буксировки Dragging | Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций |
80. Выделение Highlighting | Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов |
81. Перенос Translating | Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор |
82. Масштабирование Scaling | Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям |
83. Поворот Rotation | Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси |
84. Зеркальное отражение Mirroring | Поворот примитивов вывода на 180 вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации |
85. Окно Window | Заданная часть виртуального пространства |
86. Поле вывода Viewport | Заданная часть пространства визуализации |
87. Видовое преобразование Viewing transformation | Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода |
88. Отсечение Clipping | Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области |
89. Экранирование Schielding | Подавление примитивов вывода или их частей, падающих внутрь заданной области |
90. Прокручивание Scrolling | Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают |
91. Вертикальное прокручивание Rolling | Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз |
92. Трансфокация Zooming | Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя. Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям |
93. Кувыркание Tumbling | Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве |
94. Панорамирование Panning | Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении. Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода |
95. Фоновое изображение Background image | Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций |
96. Накладываемое изображение Foreground image | Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях |
97. Типовая форма Form overlay | Бланк, применяемый в качестве основного изображения. Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту |
98. Визуализация типовой формы Form flash | Визуальное представление типовой формы |