-32300: transport error - HTTP status code was not 200

СССР
Государственный стандарт от 01 июля 1988 года № 27459-87

Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения

Утвержден
Государственным комитетом СССР по стандартам
28 октября 1987 года
    СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. МАШИННАЯ ГРАФИКА Термины и определения Information processing systems. Computer graphics. Terms and definitions ГОСТ 27459-87 (СТ СЭВ 5712-86)

    Дата введения 01.07.88
    Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
    Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
    Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971-84 и ГОСТ 19781-83.
    1.Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.
    2.Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.
    2.1.Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
    2.2.Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
    2.3.В табл. 1 в качестве справочных приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
    3.Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском языке и их иноязычных эквивалентов приведены в табл. 2 - 3.
    4.Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
    Таблица 1
    Термин Определение
    ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
    1. Машинная графика Computer graphics Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные
    2. Линейная графика Line graphics Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных
    3. Растровая графика Raster graphics Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам
    4. Команда визуализации Display command Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства. Примечание. Под графическим устройством понимается устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных
    5. Абсолютная команда визуализации Absolute command Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты
    6. Относительная команда визуализации Relative command Команда визуализации, в которой используются относительные координаты
    7. Адресуемость Addressability Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства
    8. Адресуемая позиция Addressable point Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами
    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ
    9. Закодированное изображение Coded image Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ
    10. Абсолютная координата Absolute coordinate Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат
    11. Относительная координата Relative coordinate Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке
    12. Инкрементальная координата Incremental coordinate Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета
    13. Координата пользователя User coordinate Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств
    14. Мировая координата World coordinate Независимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных
    15. Координата устройства Device coordinate Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства
    16. Нормированная координата Normalized device coordinate Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1. Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство
    17. Примитив вывода Output primitive Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения. Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов
    18. Невидимая линия Hidden line Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта
    19. Каркасное представление Wire frame representation Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет
    20. Сегмент Segment Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым. Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода
    21. Маркер Marker Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации
    22. Примитив ввода Input primitive Совокупность данных, полученных от устройств ввода. Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций
    23. Виртуальное пространство Virtual space Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств
    ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ
    24. Визуализация Display Визуальное представление данных
    25. Изображение Display image Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации
    26. Мягкая копия Soft copy Несохраняемое изображение графических данных
    27. Физическое пространство Device space Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства
    28. Пространство визуализации Display space Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений
    29. Пиксель Pixel Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения
    30. Абсолютный вектор Absolute vector Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах
    31. Относительный вектор Incremental vector Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки
    32. Величина инкремента Increment size Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации
    33. Растровая единица Raster unit Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей
    34. Шаг графопостроителя Plotter step size Величина инкремента на графопостроителе
    35. Гашение изображения Blanking Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов
    36. Мерцание изображения Blinking Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов
    37. Мигание изображения Flicker Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки. Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана
    38. Заворачивание изображения Wraparound Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства
    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
    39. Поверхность визуализации Display surface Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе
    40. Графический терминал Display console Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода
    41. Растровый дисплей Raster display device Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики
    42. Векторный дисплей Directed beam display device Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой
    43. Запоминающая электроннолучевая трубка Storage tube По ГОСТ 13820-77
    44. Плазменная панель Plasma panel Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом. Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации
    45. Барабанный графопостроитель Drum plotter Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане
    46. Планшетный графопостроитель Flatbed plotter Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных
    47. Растровый графопостроитель Raster plotter Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода
    48. Электростатический графопостроитель Electrostatic plotter Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов
    49. Пишущий узел графопостроителя Plotting head Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации
    50. Генератор символов Character generator Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое
    51. Штриховой генератор символов Stroke character generator Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий
    52. Точечный генератор символов Dot matrix character generator Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек
    53. Генератор кривых Curve generator Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое
    54. Генератор векторов Vector generator Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий
    55. Устройство ввода позиций УВП Locator Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции
    56. Шаровой указатель Control ball Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции
    57. Рычажный указатель Joy-stick Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции
    58. Устройство типа «колесо» «Колесо» Tumb wheel Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины. Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции
    59. Устройство типа «мышь» «Мышь» «Mouse» Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности. Примечание. Для управления устройством типа «мышь» используют шар или пару колес
    60. Планшет Tablet Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения
    61. Устройство указания Pick device Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента
    62. Световое перо Light-pen Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации
    63. Световая кнопка Light button Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания
    64. Устройство ввода чисел Valuator Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины. Примечание. К таким устройствам относится устройство типа «колесо», потенциометр
    65. Устройство ввода альтернативы Choice device Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив. Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура
    66. Устройство ввода последовательности позиций Stroke device Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода. Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью
    ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
    67. Повторная генерация изображения Image regeneration Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти
    68. Регенерация Refresh Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым
    69. Частота регенерации Refresh rate Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с
    70. Эхо Echo Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода
    71. Курсор Cursor Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция
    72. Трассировка Tracking Перемещение символа трассировки
    73. Символ трассировки Tracking symbol Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции
    74. Указание световым пером Light-pen detection Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации
    75. Символ прицеливания Aiming symbol Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера
    76. Обнаруживаемый элемент Detectable element Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания
    77. Метод резиновой нити Rubber-banding Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными
    78. Рисование Inking Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге
    79. Метод буксировки Dragging Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций
    80. Выделение Highlighting Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов
    81. Перенос Translating Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор
    82. Масштабирование Scaling Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям
    83. Поворот Rotation Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси
    84. Зеркальное отражение Mirroring Поворот примитивов вывода на 180 вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации
    85. Окно Window Заданная часть виртуального пространства
    86. Поле вывода Viewport Заданная часть пространства визуализации
    87. Видовое преобразование Viewing transformation Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода
    88. Отсечение Clipping Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области
    89. Экранирование Schielding Подавление примитивов вывода или их частей, падающих внутрь заданной области
    90. Прокручивание Scrolling Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают
    91. Вертикальное прокручивание Rolling Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз
    92. Трансфокация Zooming Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя. Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям
    93. Кувыркание Tumbling Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве
    94. Панорамирование Panning Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении. Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода
    95. Фоновое изображение Background image Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций
    96. Накладываемое изображение Foreground image Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях
    97. Типовая форма Form overlay Бланк, применяемый в качестве основного изображения. Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту
    98. Визуализация типовой формы Form flash Визуальное представление типовой формы

    АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    Таблица 2
    Термин Номер термина
    Адресуемость 7
    Вектор абсолютный 30
    Вектор относительный 31
    Величина инкремента 32
    Визуализации 24
    Визуализация типовой формы 98
    Выделение 80
    Гашение изображения 35
    Генератор векторов 54
    Генератор кривых 53
    Генератор символов 50
    Генератор символов точечный 52
    Генератор символов штриховой 51
    Генерация изображения повторная 67
    Графика линейная 2
    Графика машинная 1
    Графика растровая 3
    Графопостроитель барабанный 45
    Графопостроитель планшетный 46
    Графопостроитель растровый 47
    Графопостроитель электростатический 48
    Дисплей векторный 42
    Дисплей растровый 41
    Единица растровая 33
    Заворачивание изображения 38
    Изображение 25
    Изображение закодированное 9
    Изображение накладываемое 96
    Изображение типовой формы 98
    Изображение фоновое 95
    Кнопка световая 63
    «Колесо» 58
    Команда визуализации 4
    Команда визуализации абсолютная 5
    Команда визуализации относительная 6
    Координата абсолютная 10
    Координата инкрементальная 12
    Координата мировая 14
    Координата нормированная 16
    Координата относительная 11
    Координата пользователя 13
    Координата устройства 15
    Копия мягкая 26
    Кувыркание 93
    Курсор 71
    Линия невидимая 18
    Маркер 21
    Масштабирование 82
    Мерцание изображения 36
    Метод буксировки 79
    Метод резиновой нити 77
    Мигание изображения 37
    «Мышь» 59
    Окно 85
    Отражение зеркальное 84
    Отсечение 88
    Панель плазменная 44
    Панорамирование 94
    Перенос 81
    Перо световое 62
    Пиксель 29
    Планшет 60
    Поворот 83
    Поверхность визуализации 39
    Позиция адресуемая 8
    Поле вывода 86
    Представление каркасное 19
    Преобразование видовое 87
    Примитив ввода 22
    Примитив вывода 17
    Прокручивание 90
    Прокручивание вертикальное 91
    Пространство виртуальное 23
    Пространство визуализации 28
    Пространство физическое 27
    Регенерация 68
    Рисование 78
    Сегмент 20
    Символ прицеливания 75
    Символ трассировки 73
    Терминал графический 40
    Трассировка 72
    Трансфокация 92
    Трубка запоминающая электронно-лучевая 43
    УВП 55
    Узел графопостроителя пишущий 49
    Указание световым пером 74
    Указатель рычажный 57
    Указатель шаровой 56
    Устройство ввода альтернативы 65
    Устройство ввода последовательности позиций 66
    Устройство ввода позиций 55
    Устройство ввода чисел 64
    Устройство типа «колесо» 58
    Устройство типа «мышь» 59
    Устройство указания 61
    Форма типовая 97
    Частота регенерации 69
    Шаг графопостроителя 34
    Экранирование 89
    Элемент обнаруживаемый 76
    Эхо 70

    АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
    Таблица 3
    Термин Номер термина
    Absolute command 5
    Absolute coordinate 10
    Absolute vector 30
    Addressability 7
    Addressable point 8
    Aiming symbol 75
    Background image 95
    Blanking 35
    Blinking 36
    Character generator 50
    Choice device 65
    Clipping 88
    Coded image 9
    Computer graphics 1
    Control ball 56
    Cursor 71
    Curve generator 53
    Detectable element 76
    Device coordinate 15
    Device space 27
    Directed beam display device 42
    Display 24
    Display command 4
    Display console 40
    Display image 25
    Display space 28
    Display surface 39
    Dot matrix character generator 52
    Dragging 79
    Drum plotter 45
    Echo 70
    Electrostatic plotter 48
    Flatbed plotter 46
    Flicker 37
    Foreground image 96
    Form flash 98
    Form overlay 97
    Hidden line 18
    Highlighting 80
    Image regeneration 67
    Increment size 32
    Incremental coordinate 12
    Incremental vector 31
    Inking 78
    Input primitive 22
    Joy-stick 57
    Light button 63
    Light-pen 62
    Light-pen detection 74
    Line graphics 2
    Locator 55
    Marker 21
    Mirroring 84
    «Mouse» 59
    Normalized device coordinate 16
    Output primitive 17
    Panning 94
    Pick device 61
    Pixel 29
    Plasma panel 44
    Plotter step size 34
    Plotting head 49
    Raster display device 41
    Raster graphics 3
    Raster plotter 47
    Raster unit 33
    Relative command 6
    Relative coordinate 11
    Refresh 68
    Refresh rate 69
    Rolling 91
    Rotation 83
    Rubber-banding 77
    Scaling 82
    Schielding 89
    Scrolling 90
    Segment 20
    Soft copy 26
    Storage tube 43
    Stroke character generator 51
    Stroke device 66
    Tablet 60
    Tracking 72
    Tracking symbol 73
    Translating 81
    Tumbling 93
    Tumb wheel 58
    User coordinate 13
    Valuator 64
    Vector generator 54
    Viewing transformation 87
    Viewport 86
    Virtual space 23
    Window 85
    Wire frame representation 19
    World coordinate 14
    Wraparound 38
    Zooming 92