-32300: transport error - HTTP status code was not 200

СССР
Государственный стандарт от 01 января 1986 года № ГОСТ 16264.3-85

ГОСТ 16264.3-85 Двигатели коллекторные. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
28 января 1985 года
Разработан
Министерством электротехнической промышленности СССР
01 января 1986 года
    ГОСТ 16264.3-85
    Группа Е61
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT СОЮЗА ССР
    ДВИГАТЕЛИ КОЛЛЕКТОРНЫЕ
    Общие технические условия
    Commutator motors. General specifications
    ОКП 33 1000
    Срок действия с 01.01.86
    до 01.01.96*

    _______________________________
    * Ограничение срока действия снято
    по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета
    по стандартизации, метрологии и сертификации
    (ИУС N 11-12, 1994 год). - Примечание "КОДЕКС".


    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ
    А.Ю.Станюлис, А.А.Дежурный, П.Й.Катилюс, А.А.Шивицкас
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.01.85 N 168
    3.ВЗАМЕН ГОСТ 10800-77, ГОСТ 16264-78 в части коллекторных двигателей
    4.Срок проверки 1990 год; периодичность проверки 5 лет
    5.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 8.051-81 6.2
    ГОСТ 183-74 2.2, 6.3
    ГОСТ 13109-87* 1.2
    _______________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ 13109-97, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
    ГОСТ 16264.0-85 Вводная часть, 3.1, 5.1, 5.2, 6.1, 7.1, 7.2, 8.1, 9.1
    ГОСТ 16842-82* 6.5
    _______________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51320-99, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
    ГОСТ 16962-71 5.2
    ГОСТ 20459-87 2.1
    ГОСТ 21128-83 1.1
    ГОСТ 23511-79* 2.3
    _______________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51318.14.1-99, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
    ГОСТ 26772-85 7.2

    6.Проверен в 1990 году. Срок действия продлен до 01.01.96 Постановлением Госстандарта СССР от 26.06.90 N 1862
    7.ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1991 года) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в феврале 1989 года, июне 1990 года (ИУС 5-89, 10-90)
    Настоящий стандарт распространяется на коллекторные двигатели мощностью до 1000 Вт.
    Стандарт не распространяется на двигатели со встроенным механическим редуктором, электрифицированных игрушек и следящих приводов.
    Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 16264.0 и настоящего стандарта.
    Все требования настоящего стандарта, кроме пп.2.6, 2.7, являются обязательными.
    (Измененная редакция, Изм. N 2).
    1.ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
    1.1.Двигатели должны изготовляться на следующие номинальные напряжения:
    6; 12; 24; 27; (36); (40); 42; 110; (127); 220 В - переменного тока и универсальные частотой 50 или 60 Гц;
    1,5; 2,4; 3; 4,5; 6; 9; 12; 24; 27; 36; 40; 48; 60; 110; 220 В - постоянного тока.
    Двигатели, питаемые от химических источников тока, допускается изготавливать на диапазон напряжений.
    Напряжения, указанные в скобках, допускается применять с учетом допущений по ГОСТ 21128.
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
    1.2.Коэффициент пульсации выпрямленного напряжения постоянного тока на зажимах двигателя - по ГОСТ 13109.
    1.3.Двигатели должны изготавливаться на следующие номинальные частоты вращения:
    100, 200, 400, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 2200, 2400, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 10000, 12000, 15000, 18000, 20000, 22000, 30000 мин - постоянного тока;
    1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 10000, 12000, 15000, 18000, 20000, 22000, 24000, 25000 мин - универсальные и переменного тока.
    Номинальную частоту вращения универсальных двигателей устанавливают при работе на переменном токе.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    2.1.Способы охлаждения двигателей - по ГОСТ 20459.
    2.2.Степень искрения на коллекторе по ГОСТ 183 не должна превышать значений, указанных в табл.1.
    Таблица 1
    Режим работы Степень искрения для двигателей
    постоянного тока переменного тока
    Нормальный 1 2
    Кратковременная перегрузка по току или моменту 2 3

    Степень искрения допускается проверять в режиме холостого хода.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.3.Напряжение и напряженность поля радиопомех двигателей, установленных в приборы, не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 23511 для соответствующего типа приборов. При этом требования к индустриальным радиопомехам устанавливают на объект в целом.
    Примечание. Указанные требования для двигателей не устанавливают, если объект, комплектуемый двигателем, сам является источником радиопомех или конструктивно влияет на радиопомехи, создаваемые двигателем.
    2.4.Двигатели должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин следующие повышения частоты вращения:
    на 50% сверх наибольшей номинальной - двигатели с последовательным возбуждением;
    на 20% сверх наибольшей номинальной - двигатели с параллельным или смешанным возбуждением или с постоянными магнитами.
    2.5.Двигатели должны выдержать перегрузку по току на 50% выше номинального значения в течение 1 мин, если иное время не оговорено в технических условиях на конкретный тип двигателя.
    2.6.Отношение начального пускового вращающего момента к номинальному при номинальных значениях напряжения и частоты питающей сети должно соответствовать указанным в табл.2.
    Таблица 2
    Номинальная частота вращения, мин 1000- 6000* 1000- 6000* 8000- 12000 15000- 18000 Св. 18000
    Номинальная мощность, Вт 0,6-90 120-750 0,6-750
    Отношение начального пускового вращающего момента к номинальному Устанавливается в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей 3,0 4,0 5,0 Устанавливается в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей

    ________________
    * Соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".


    2.7.Допускаемые отклонения номинальной частоты вращения двигателей при номинальном напряжении, номинальной нагрузке и практически установившейся рабочей температуре обмоток должны быть не более указанных в табл.3.
    Таблица 3
    Исполнение двигателя Допускаемые отклонения, % от номинального значения
    Смешанного возбуждения ±20
    Последовательного возбуждения ±20
    Постоянного тока с параллельным возбуждением или постоянными магнитами ±15
    Универсальные с ответвлением в обмотке возбуждения ±20
    Универсальные без ответвления в обмотке возбуждения +50 -20

    Для двигателей всех видов и типов мощностью до 40 Вт, а также двигателей со стабилизатором частоты вращения и многоскоростных коллекторных двигателей допускаемые отклонения частоты вращения должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
    Расхождение фактических частот вращения универсальных двигателей, работающих с номинальной нагрузкой на переменном и постоянном токе, не должно превышать 10% от номинальной частоты вращения.
    2.5-2.7.(Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    3.1.Требования безопасности - по ГОСТ 16264.0.
    3.2.Сопротивление изоляции токоведущих частей коллекторных двигателей, не предназначенных для применения в бытовых электроприборах, относительно корпуса должно быть не менее:
    20 МОм - при практически холодном состоянии в нормальных климатических условиях;
    2 МОм - при практически установившейся рабочей температуре обмоток;
    1 МОм - после воздействия влаги.
    Указанные нормы устанавливаются на период до ввода двигателя в эксплуатацию. На период эксплуатации в пределах наработки, а также в условиях повышенной влажности воздуха допускается снижение сопротивления изоляции. При этом в обоих случаях сопротивление изоляции должно быть не менее 1 кОм на 1 В напряжения на выводах двигателя.
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    4.КОМПЛЕКТНОСТЬ
    4.1.Двигатели должны комплектоваться:
    одним комплектом сменных электрощеток - по требованию потребителя;
    помехоподавляющим устройством, если оно предусмотрено стандартами и техническими условиями на конкретные виды или типы двигателей.
    Допускается, по согласованию с потребителем, двигатели помехоподавляющими устройствами не комплектовать.
    4.2.Двигатели, предназначенные для комплектации серийной продукции, помехоподавляющими устройствами не комплектуют.
    5.ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
    5.1.Приемо-сдаточные испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл.4.
    Таблица 4
    Пункты
    Вид испытаний и проверок требований методов испытаний
    ГОСТ 16264.0 ГОСТ 16264.3 ГОСТ 16264.0 ГОСТ 16264.3
    1. Проверка внешнего вида 2.2.1 - 6.3 -
    2. Проверка установочных и присоединительных размеров и биения коллектора и выступающего конца вала 1.6, 2.1.1, 2.2.4 - 6.4 6.2
    3. Проверка направления вращения вала и маркировки выводов обмоток 2.1.1, 2.2.6 7.2 6.4 -
    4. Проверка сопротивления изоляции между токоведущими частями и корпусом 3.2 3.2 6.1 -
    5. Проверка сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии 2.1.1 - 6.1 -
    6. Проверка электрической прочности изоляции между токоведущими частями обмоток и корпусом 3.3 - 6.1; 6.5 6.1
    7. Проверка коммутации в номинальном режиме и при кратковременной перегрузке по току - 2.2 - 6.3
    8. Проверка уровня звука 2.4.6; 2.4.17 - 6.11 -

    Примечания:
    1.Испытания по пп.2, 4, 5, 8 допускается проводить выборочно на не менее чем 1% двигателей суточного выпуска. При суточном выпуске на одном предприятии более 1000 двигателей одного типа, а также для двигателей мощностью до 10 Вт объем выборки для испытаний по п.8 должен устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей, но не менее 10 двигателей. Испытания по п.2, 4 и 5 допускается проводить на сборочных единицах. По согласованию с потребителем испытания по п.8 не проводят.
    2.Если двигатели изготавливают на одном предприятии с изделием, в котором они применяются, испытание по пп.3, 5, 6 и 8 допускается проводить совместно с изделием.
    3.Для закрытых двигателей при приемо-сдаточных испытаниях вместо коммутации допускается проверять потребляемый ток и мощность холостого хода, что должно быть оговорено в технических условиях на конкретные типы двигателей.
    4.Испытание по п.7 при кратковременной перегрузке по току допускается проводить выборочно в количестве не менее 1% суточного выпуска только для двигателей, предназначенных для внутрисоюзных поставок.
    5.Проверку по п.3 допускается совмещать с испытаниями по п.7.
    5.2.Периодические испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл.5.
    Таблица 5
    Пункты
    Вид испытаний и проверок требований методов испытаний
    ГОСТ 16264.0 ГОСТ 16264.3 ГОСТ 16264.0 ГОСТ 16264.3
    1. Проверка габаритных, присоединительных и установочных размеров 1.6, 2.1.1 - 6.4 -
    2. Испытание на кратковременную перегрузку по току - 2.5 - 6.4
    3. Испытание при повышенной частоте вращения - 2.4 - 6.6
    4. Проверка работы двигателей при предельных отклонениях напряжения и частоты питания 2.4.14 - 6.7 -
    5. Определение начального пускового момента и пускового тока 2.4.2; 2.4.4 2.6 6.8 6.8
    6. Испытание на нагревание 2.4.5 - 6.9 -
    7. Определение потребляемой мощности 1.2-1.5; 2.4.1; 2.4.3; 2.4.17 1.1; 1.3; 2.7 6.10 -
    8. Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после испытания на нагревание 3.2-3.4 3.2 6.1; 6.5; 6.13 -
    9. Измерение радиопомех - 2.3 - 6.5
    10. Измерение уровня звука 2.4.6; 2.4.17 - 6.11 -
    11. Измерение среднеквадратического значения вибрационной скорости 2.4.7; 2.4.17 - 6.12 -
    12. Испытания на механические воздействия 2.3.4; 2.3.5 - 6.14 6.7
    13. Испытания на климатические воздействия 2.3.1; 2.3.3 - 6.15 6.7
    14. Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после воздействия влаги 3.2-3.4 3.2 6.1; 6.5; 6.13; 6.15.4 -
    15. Измерение массы 2.4.10 - 6.17 -
    16. Проверка степени защиты 2.2.3 - 6.18 -
    17. Испытание на надежность 2.5 - 6.16 -

    Примечания:
    1.Для двигателей, встраиваемых в изделия с двойной изоляцией, испытание по п.8 допускается не проводить.
    2.Испытания по п.9 проводят только в том случае, если для двигателей установлены соответствующие требования.
    3.Программа испытаний двигателей на механические и климатические воздействия - по ГОСТ 16962.
    5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
    6.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
    6.1.Электрическую прочность изоляции в практически холодном состоянии при серийном выпуске двигателей допускается проверять в течение (1±0,2) с напряжением, повышенным на 20% от указанного в табл.5 ГОСТ 16264.0 в графе "до испытания на влагостойкость" или в течение (5±0,2) с напряжением, указанным в ГОСТ 16264.0-85 в графе "до испытаний на влагостойкость".
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
    6.2.Биение коллектора проверяют индикатором, расположенным по середине рабочей части коллектора, при медленном вращении якоря вокруг оси. При проверке определяют максимальное и минимальное значения показаний индикатора. Разность между показаниями индикатора не должна превышать значений, указанных в технической документации на конкретный тип двигателя.
    Допускаемая погрешность при измерениях - по ГОСТ 8.051.
    6.3.Проверку коммутации проводят визуально невооруженным глазом. Степень искрения под сбегающим краем щетки оценивают по ГОСТ 183.
    У закрытых двигателей коммутацию при периодических испытаниях допускается проверять методами, указанными в технических условиях на конкретные типы двигателей.
    6.4.Испытания на кратковременную перегрузку по току проводят на испытательном стенде при температуре обмоток, близких к температурам при номинальном режиме работы двигателей в течение (1±0,05) мин. Для двигателей кратковременного режима работы допускается в технических условиях устанавливать другое время испытаний. Перегрузку по току достигают увеличением момента нагрузки и, при необходимости, напряжения, но не более 10% от номинального значения напряжения. До и после испытаний проводят тщательный внешний осмотр и проверяют сопротивление изоляции между обмотками и корпусом, а также состояние коллектора и щеток.
    6.3, 6.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    6.5.Измерение напряжения радиопомех и напряженности поля радиопомех - по ГОСТ 16842.
    6.6.Испытание на механическую прочность при повышенной частоте вращения проводят без нагрузки на валу и напряжении питания, при котором достигаются требуемые частоты вращения. До и после испытаний проводят тщательный внешний осмотр двигателей, проверяют невооруженным глазом отсутствие трещин и изломов. После испытаний также проверяют биение коллектора.
    6.7.До и после испытаний двигателей на механические и климатические воздействия, кроме испытаний на теплостойкость и грибостойкость, проверяют дополнительно потребляемый ток и частоту вращения при номинальной нагрузке.
    6.8.Начальный пусковой ток и начальный пусковой момент двигателей постоянного тока параллельного, независимого или смешанного возбуждения при номинальном напряжении определяют методом двух точек на механической характеристике путем экстраполяции на частоту вращения, равную нулю.
    Для двигателей с относительно малым сопротивлением якоря допускаются испытания начального пускового момента и начального пускового тока проводить при пониженном напряжении методом, установленным в технических условиях на двигатели конкретного типа.
    (Введен дополнительно, Изм. N 2).
    7.МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
    7.1.Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение двигателей - по ГОСТ 16264.0.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    7.2.Маркировка выводов обмоток двигателей переменного тока и универсальных - по ГОСТ 26772 как для двигателей постоянного тока с учетом ГОСТ 16264.0.
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    8.УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
    8.1.Указания по эксплуатации - по ГОСТ 16264.0.
    9.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
    9.1.Гарантии изготовителя - по ГОСТ 16264.0.
    Текст документа сверен по:
    официальное издание
    Машины электрические малой мощности.
    Двигатели. Общие технические условия.
    ГОСТ 16264.0-85 - ГОСТ 16264.5-85: Сб. ГОСТов. -
    М.: Издательство стандартов, 1992