-32300: transport error - HTTP status code was not 200

СССР
СНиП от 01 января 1973 года № 1012-72*

Бензины авиационные. Технические условия

Утверждены
Государственным комитетом СССР по стандартам
06 января 1972 года
Разработаны
Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
01 января 1973 года
    Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.
    Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
    Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.
    Авиационные бензины не должны содержать поверхностно-активных веществ и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства.
    (Измененная редакция, Изм. № 8).
    (Измененная редакция, Изм. № 12, 13).
    1.МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    1.1.Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок:
    авиационный бензин Б-95/130,
    авиационный бензин Б-91/115.
    1.2.По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
    Таблица 1
    Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
    Б 95/130 Б 91/115
    ОКП 02 ОКП 02
    51:11 0201 51:11 0301
    1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более 3,1 2,5 По ГОСТ 13210-72 или ГОСТ 28828-90 и по пп. 2.4 или 2.7 настоящего стандарта
    2. Детонационная стойкость: По ГОСТ 511-82
    октановое число по моторному методу, не менее 95 01 По ГОСТ Р 52946 или ГОСТ 511
    сортность на богатой смеси, не менее 130 115
    3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее 42947-103 (10250) По ГОСТ 21261-91
    4. Фракционный состав потери от разгонки, %, не более: 1,5 По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177
    температура начала перегонки, °С, не ниже 40
    10 % перегоняется при температуре, °С, не выше 82
    50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 105
    90 % перегоняется при температуре, °С, не выше 145
    97,5 % перегоняется при температуре, °С, не выше 180
    остаток, %, не более 1,5
    5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.) не менее 33325 (250) 29326 (220) По ГОСТ 1756-52 или ГОСТ 28781-90
    не более 45422 (340) 47988 (360)
    6. Кислотность в мг/КОН на 100 см3 бензина, не более 0,3 По ГОСТ 5985-79 или ГОСТ 11362-76
    7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше -60 По ГОСТ 5066-91 (1 метод - без обезвоживания бензина)
    8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более 6,0 2,0 По ГОСТ 2070-82
    9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 35 По ГОСТ 6994-74
    10. Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более 3 3 По ГОСТ 1567-83 и п. 2.5 настоящего стандарта
    11. Массовая доля серы, %, не более 0,03 По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р 51859, или ГОСТ 19121
    12. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321-92
    13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307-75
    14. Содержание механических примесей и воды Отсутствие По п. 2.6
    15. Прозрачность Прозрачный По п. 2.6
    16. Цвет Зеленый Зеленый По п. 2.6
    17. Массовая доля параоксидифениламина, % 0,002-0,005 По ГОСТ 7423-55
    18. Период стабильности, ч. не менее 12 По ГОСТ 6667-75
    19. Плотность при 20 °С кг/м3 Определение обязательно По ГОСТ 3900-85

    (Измененная редакция, Изм. № 10)
    (Измененная редакция, Изм. № 11, 13)
    (Поправка. ИУС 1-2005)
    (Поправка. ИУС 1-2006)

    Примечания:
    1. (Исключено, Изм. № 6).
    2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:
    а) йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина,
    б) содержание фактических смол не более 3 мг на 100 см3 бензина.
    3. (Исключен, Изм. № 8).
    4. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004%.
    5. (Исключен, Изм. № 13).
    6. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50% на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.
    7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин, предназначенный для экспорта.
    8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157-103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).
    9. (Исключено. Изм. № 7).
    10. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «Период стабильности» с нормой «не менее 8 ч».
    11. Норма по показателю «Массовая доля ароматических углеводородов» для ПО «Омскнефтеоргсинтез», ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез», Бакинского НПЗ вводится с 01.01.95. Определение обязательно».
    12. (Исключен, Изм. № 13).


    (Измененная редакция, Изм. № 6, 7, 8, 9, 10).
    (Измененная редакция, Изм. № 11, 13).
    1.3.К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20 % толуола по ГОСТ 14710-78 и 10 % пиробензола.
    К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола или алкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6 %.
    1.2, 1.3. (Измененная редакция, Изм. № 4,. 5, 6).
    1.4.Для окрашивания этилированных бензинов добавляются, красители, указанные в табл. 2.
    Таблица 2
    Марки бензинов Цвет Наименование красителей Масса красителя, мг на 1 кг бензина
    Б-95/130 Зеленый Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый 6±0,1
    Б-91/115 Зеленый Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый 6±0,1

    Примечания:
    1. Интенсивность окраски (концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924-75.
    2. При применении жирорастворимого зеленого антрохинонового красителя, допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком.


    (Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8, 13).
    1а. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    1а.1. Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м3 (определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод).
    1а.2. Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус 38°С, область воспламенения 0,98-5,48 % (по объему); температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до плюс 5°С.
    1а.3. В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
    1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
    При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
    При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.
    1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека.
    При работе с авиационными бензинами применимы индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
    Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду рабочего помещения должны быть герметизированы.
    Помещения, в которых проводятся работы с авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.
    (Измененная редакция, Изм. № 13).
    1а.6. Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.018.
    (Измененная редакция, Изм. № 13).
    1б. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
    1б.1. Авиационные бензины принимают партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества и сопровождаемого паспортом.
    Паспорт продукции, оформляемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), должен содержать наименование и марку продукции, сведения об изготовителе (продавце), включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, и настоящим стандартом, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок. Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.
    При реализации продукции продавец по требованию потребителя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:
    - наименование продукции и ее целевое назначение;
    - информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;
    - наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;
    - номер партии продукции, поставленной для реализации;
    - массу нетто продукции в таре;
    - сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об их отсутствии;
    - знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;
    - сведения о сертификате соответствия;
    - сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции.
    (Измененная редакция, Изм. № 7, 13).
    1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85.
    1б.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.
    Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
    (Измененная редакция, Изм. № 8).
    Разд. 1а, 16. (Введены дополнительно, Изм. № 5).
    2.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
    2.1.Отбор проб - по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 10 дм3.
    (Измененная редакция, Изм. № 8).
    2.2.Содержание параоксидифениламина определяют на месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производства бензина не реже одного раза в месяц.
    (Измененная редакция, Изм. №4).
    2.3.При разногласиях в оценке качества бензина показатель «кислотность» определяют по ГОСТ 5985-79.
    (Введен дополнительно, Изм. № 5).
    2.4.Содержание свинца в бензине, полученное по ГОСТ 28828-90, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца (С1) в г на 1 кг бензина по формуле

    где С1 - содержание свинца в бензине по ГОСТ 28828-90, г/дм3;
    ρ - плотность бензина, кг/м3;
    1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.
    (Измененная редакция, Изм. № 8, 10).
    (Измененная редакция, Изм. № 11).
    (Поправка. ИУС 1-2000).
    2.5.(Исключен, Изм. № 13).
    2.6.Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально.
    Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.
    2.5, 2.6. (Введены дополнительно, Изм. № 8).
    2.7.Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца
    Метод предназначен для определения содержания свинца при концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм3 и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5 г/кг.
    Сущность метода заключается в разложении алкильных соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическим титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого.
    2.7.1.Аппаратура, реактивы, материалы
    Весы лабораторные общего назначения с наибольшим пределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ 24104-88.
    Ареометры для нефти по ГОСТ 18481-81.
    Термометры ртутные стеклянные ТЛ-4-4-Б2 по ГОСТ 28498-90.
    Цилиндры по ГОСТ 1770-74, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100 см3.
    Колбы по ГОСТ 1770-74, исполнения 2, вместимостью 100, 1000 см3.
    Колбы по ГОСТ 25336-82, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250 см3 ТС.
    Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3 по ГОСТ 29252-91
    Пипетки по ГОСТ 29169-91, исполнения 1-2, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3.
    Холодильник прямой воздушный.
    Дефлегматор 250-19/26-29/32.
    Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2.
    Электроплитка с закрытой спиралью.
    Палочка стеклянная.
    Склянка из темного стекла.
    Йод, ч. д. а.
    Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Na-ЭДТА) по ГОСТ 10652-73, раствор концентрации 0,01 моль/дм3.
    Свинец II азотнокислый, х. ч., по ГОСТ 4236-77 или ТУ 6-09-2008-77, или ОС.Ч. по ТУ 6-09-121-75.
    Индикатор ксиленоловый оранжевый.
    Уротропин технический по ГОСТ 1381-73 или другой марки по физико-химическим показателям не ниже технического.
    Кислота соляная, х. ч., по ГОСТ 3118-77 или ос. ч. по ГОСТ 14261-77, раствор 0,1 моль/дм3.
    Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80 или С3 = 80/120, С2 = 80/120.
    Вода дистиллированная рН 5,4-6,6.
    Допускается применять реактивы квалификации не ниже указанной в методе.
    2.7.2.Подготовка к испытанию
    2.7.2.1.Приготовление насыщенного раствора йода
    В склянку с притертой пробкой из темного стекла помещают 100 см3 бензина и добавляют (6,0±0,5) г кристаллического йода, взвешенного с погрешностью, не более 0,1 г. Содержимое в склянке перемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензина йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут.
    2.7.2.2.Приготовление раствора уротропина
    Навеску уротропина массой (50,0±0,5) г растворяют в 70-80 см3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100 см3 и доводят объем до метки.
    (Измененная редакция, Изм. № 11).
    2.7.2.3.Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора азотнокислого свинца
    В мерную колбу вместимостью 1000 см3 помещают (3,3±0,1) г азотнокислого свинца, добавляют 500 см3 дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки.
    2.7.2.4.Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА
    Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7±0,1) г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000 см3 в 400-500 см3 дистиллированной воды, перемешивают и доводят объем до метки.
    2.7.2.5.Приготовление индикатора
    Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой (1,0 + 0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навеской азотнокислого калия массой (100,0±0,5) г до получения однородного цвета смеси и переносят в склянку из темного стекла.
    2.7.2.6.Приготовление 0,1-моль/дм3 раствора соляной кислоты
    8 см3 концентрированной соляной кислоты растворяют в -500 см3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 1000 см3 и доводят объем до метки.
    2.7.2.7.Установление фактора (f) раствора ди-Nа-ЭДТА)
    К 20 см3 0,01 моль/дм3 раствора азотнокислого свинца добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и 0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски и титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.
    Фактор раствора вычисляют по формуле

    где 20 - объем раствора 0,01 моль/дм3 азотнокислого свинца, см3;
    V - объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см3.
    Фактор раствора f вычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V.
    При температуре (20±0,5) °С определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900-85.
    2.7.3.Проведение испытания
    В коническую колбу вместимостью 250 см3 помещают 100 см3 дистиллированной воды и подогревают до температуры 80-90°С.
    Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 см3 испытуемого бензина и 10 см3 раствора йода.
    Присоединяют к колбе обратный холодильник или дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовую прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допуская бурного кипения, постоянно перемешивая.
    После обесцвечивания анализируемого раствора выключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение 30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускается выдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, до полного удаления избытка йода.
    В колбу с содержимым добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и 0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.
    Параллельно проводят контрольный опыт с дистиллированной водой.
    2.7.4.Обработка результатов
    Концентрацию свинца, г/дм3, вычисляют по формуле

    где V1 - объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Na-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см3;
    V2 - объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование контрольного опыта, см3;
    V - объем испытуемой пробы бензина, см3;
    2,072 - масса свинца, эквивалентная 1 см3 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, мг;
    f - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА.
    За результат измерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений.
    Содержание тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по формуле

    где С - концентрация свинца в бензине, г/дм3;
    ρ - плотность бензина при 20 °С, г/см3;
    1,561-коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.
    2.7.5.Точность метода
    Сходимость
    Два результата определений, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03 г/дм3 (свинца).
    Воспроизводимость
    Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения 0,05 г/дм3 (свинца).
    2.7-2.7.5.(Введены дополнительно, Изм. № 10).
    2.8.В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества авиационного бензина устанавливается метод, указанный в таблице первым.
    (Введен дополнительно, Изм. № 13).
    3.УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
    3.1.Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ 1510-84.
    (Измененная редакция, Изм. № 13).
    3.2.(Исключен, Изм. № 7).
    4.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
    4.1.Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
    4.2.Гарантийный срок хранения бензинов - пять лет со дня изготовления.