-32300: transport error - HTTP status code was not 200

СССР
Государственный стандарт от 01 января 1981 года № ГОСТ 10448-80

ГОСТ 10448-80 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний (с Изменениями N 1-5)

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
06 ноября 1980 года
Разработан
Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
01 января 1981 года
    ГОСТ 10448-80
    Группа Г89
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
    ДВИГАТЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ
    Приемка. Методы испытаний
    Marine, lokomotive and industrial engines. Acceptance. Test methods*
    ___________________
    * Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 5.
    МКС 47.020.20
    ОКП 31 2000
    Дата введения 1981-01-01
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.11.80 N 5295
    Изменение N 4 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.11.98)
    За принятие изменения проголосовали:
    Наименование государства Наименование национального органа по стандартизации
    Азербайджанская Республика Азгосстандарт
    Республика Армения Армгосстандарт
    Республика Беларусь Госстандарт Беларуси
    Грузия Грузстандарт
    Республика Казахстан Госстандарт Республики Казахстан
    Киргизская Республика Киргизстандарт
    Республика Молдова Молдовастандарт
    Российская Федерация Госстандарт России
    Республика Таджикистан Таджикгосстандарт
    Туркменистан Главная государственная инспекция Туркменистана
    Республика Узбекистан Узгосстандарт
    Украина Госстандарт Украины

    3.Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 1582-87
    4.В стандарт введены требования международных стандартов ИСО 3046-2 и ИСО 3046-3
    5.ВЗАМЕН ГОСТ 10448-63
    6.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 15.001-88 1.1.1
    ГОСТ 15.309-98 2.4.6
    ГОСТ 10150-88 1.2.3, 2.1.4
    ГОСТ 10511-83 1.2.3
    ГОСТ 11479-75 2.3.6
    ГОСТ 11928-83 1.2.3, 2.3.6
    ГОСТ 18174-83 1.2.3
    ГОСТ 22836-77 1.2.3
    ГОСТ 24028-80 2.3.6
    ГОСТ 24585-81 2.3.6

    (Измененная редакция, Изм. N 5).
    7.ИЗДАНИЕ (ноябрь 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в июле 1983 г., декабре 1985 г., октябре 1988 г., феврале 1999 г. (ИУС 10-83, 4-86, 1-89, 4-99)
    ВНЕСЕНО Изменение N 5, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 28 от 09.12.2005). Государство-разработчик Россия. Приказом Ростехрегулирования от 31.08.2006 N 174-ст введено в действие на территории РФ с 01.07.2007
    Изменение N 5 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 11, 2006 год
    Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные, промышленные дизели, газовые и газодизельные двигатели (далее - двигатели) и устанавливает правила приемки и методы испытаний двигателей серийного производства.
    Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и комбайновые двигатели*.

    ________________
    * В соответствии с Изменением N 5 по всему тексту стандарта слово "дизели" заменено на "двигатели".


    Термины и пояснения приведены в приложении 1.
    (Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
    1.ПРИЕМКА
    1.1.Общие положения
    1.1.1.Порядок проведения испытаний двигателей должен соответствовать требованиям ГОСТ 15.001*.

    ________________
    * На территории РФ действует ГОСТ Р 15.201-2000.


    Испытания двигателей должны проводиться на стенде предприятия-изготовителя или на месте установки двигателя (по согласованию между предприятием-изготовителем и заказчиком).
    (Измененная редакция, Изм. N 5).
    1.1.2.Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:
    приемосдаточным;
    периодическим.
    1.1.3.Для каждого вида испытаний разрабатывают программу испытаний.
    Программу разрабатывает предприятие-изготовитель и согласовывает с заказчиком и органами государственного надзора.
    Примерное содержание программы дано в приложении 2.
    1.1.4.Устанавливаются следующие группы двигателей:
    I - двигатели с не контролируемым в условиях эксплуатации рабочим режимом, с частотой вращения коленчатого вала более 30 с (1800 об/мин);
    II - двигатели без наддува, с частотой вращения коленчатого вала от 25 с (1500 об/мин) и более;
    III - двигатели с наддувом, с частотой вращения коленчатого вала от 25 с (1500 об/мин) и более;
    IV - двигатели с частотой вращения коленчатого вала от с (250 об/мин) до 25 с (1500 об/мин);
    V - двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее с (250 об/мин).
    Примечани
    я:
    1.Модификации двигателей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе двигателей базовой модификации.
    2.Частота вращения указана на режиме номинальной (полной) мощности.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.1.5.Измеряемые параметры двигателей при испытаниях всех видов в зависимости от группы двигателя должны соответствовать указанным в табл.1.
    Таблица 1
    Измеряемые параметры Группа двигателей
    I II III IV V
    1. Атмосферное давление + + + + +
    2. Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) + + + + +
    3. Влажность окружающей среды + + + + +
    4. Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности + + + + +
    5. Частота вращения + + + + +
    6. Положение рейки топливного насоса или регулятора + + + + +
    7. Расход топлива + + + + +
    8. Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор + + + +
    9. Давление наддувочного воздуха после компрессора + + +
    10. Давление наддувочного воздуха после каждого охладителя + + +
    11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах + + +
    12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке + + + +
    13. Максимальное давление сгорания + +
    14. Давление в конце сжатия +
    15. Среднее индикаторное давление +
    16. Давление смазочного масла + + + + +
    17. Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и т.д.) + +
    18. Давление смазочного масла до и после фильтров и охладителей + +
    19. Давление топлива + +
    20. Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях + +
    21. Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) + +
    22. Температура наддувочного воздуха после охладителя + + +
    23. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока) + + +
    24. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах + + +
    25. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на выпускных газах + + + +
    26. Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из двигателя (цилиндра) + + + + +
    27. Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях + +
    28. Температура вторичной охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя + +
    29. Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха + + +
    30. Температура смазочного масла на входе и (или) выходе из двигателя + + +
    31. Температура топлива + +
    32. Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров) +
    33. Частота вращения ротора турбокомпрессора + + +
    34. Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе + +
    35. Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN) + + + + +
    36. Удельный выброс вредного вещества + + + + +

    Примечания:
    1.Знаком "+" указана необходимость измерения параметра.
    2.Измерения параметров по пп.6, 8, 9 или 10, 11-15, 17-29, 31-34 производят, если это предусмотрено конструкцией двигателя.
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 4).
    1.1.6.Двигатели, которые имеют встроенные механизмы для передачи мощности (гидравлические и зубчатые передачи, реверсивные муфты и др.) или встроенные электрогенераторы, необходимо испытывать в комплекте с ними.
    1.1.7.Проверка систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, дистанционного автоматизированного управления, автоматического регулирования температуры, пусковой, реверсивной и топливной (при переключении с одного вида топлива на другой, если это предусмотрено конструкцией двигателя), должна производиться только в том случае, если комплектующие изделия систем монтируются на двигателе предприятием - изготовителем двигателя. В остальных случаях проверке совместно со стендовыми устройствами подлежат те части систем, которые смонтированы на двигателе.
    Объем проверяемых параметров систем двигателя устанавливают в программе испытаний.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.2.Приемосдаточные испытания
    1.2.1.Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый двигатель с целью проверки качества изготовления, сборки, регулировки и контроля основных параметров, установленных техническими условиями.
    Примечание. Допускается проводить приемосдаточные испытания двигателей выборочно от партии. Размер партии и объем выборки устанавливают в технических условиях на двигатели конкретного типа.
    1.2.2.На приемосдаточные испытания предъявляют двигатель, прошедший обкатку и регулировку в соответствии с программой.
    1.2.3.Приемосдаточные испытания должны включать:
    а) измерения параметров в соответствии с табл.1;
    б) определения:
    отклонения от среднего значения температуры газов на выпуске и максимального давления сгорания;
    направления вращения по ГОСТ 22836;
    в) проверки (при наличии на двигателе):
    предельного выключателя (защиты по предельной частоте вращения) на соответствие требованиям ГОСТ 10150;
    системы автоматического регулирования скорости на соответствие требованиям ГОСТ 10511;
    системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты на соответствие ГОСТ 11928;
    системы дистанционного автоматизированного управления на соответствие ГОСТ 18174;
    системы пуска при фактических атмосферных условиях;
    системы реверса двигателя на соответствие требованиям технических условий на двигатели конкретного типа;
    устройств, обеспечивающих автоматическое ограничение нагрузки двигателя, а также сигнализации о перегрузке при различных режимах в рабочем диапазоне частоты вращения.
    В технически обоснованных случаях допускается сокращение объема проверок двигателей.
    1.2.4.Обязательными режимами при испытаниях являются:
    холостой ход;
    нагрузки 25% (для главных судовых и тепловозных двигателей), 50 и 75% от номинальной мощности;
    режим максимального крутящего момента (для тепловозных двигателей);
    номинальная или полная мощность;
    максимальная мощность (если предусмотрено техническими условиями на двигатели конкретного типа);
    минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала;
    задний ход (для главных судовых двигателей реверсивных и с реверсивно-редукторной передачей).
    Для двигателей, выпускаемых по лицензиям, режимы испытаний устанавливают с учетом лицензионных документов.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.2.5.В конце приемосдаточных испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей двигателя путем осмотра в объеме, установленном программой испытаний.
    1.2.6.После осмотра, если он сопровождается разборкой, двигатель должен быть подвергнут проверке по сокращенной по времени и объему программе.
    Двигатели, транспортируемые потребителю в разобранном состоянии, допускается не подвергать повторной проверке на стенде предприятия-изготовителя, если их детали и сборочные единицы не требуют замены.
    1.2.7.Для двигателей со стабильными результатами испытаний допускается проводить сокращенные приемосдаточные испытания.
    1.3.Периодические испытания
    1.3.1.Периодическим испытаниям следует подвергать отдельные образцы двигателей с целью контроля;
    соответствия основных параметров двигателей, находящихся в производстве, требованиям технических условий;
    стабильности качества изготовления двигателей.
    1.3.2.Периодические испытания должны включать:
    измерения и проверки, предусмотренные программой приемосдаточных испытаний для V группы двигателей;
    снятие характеристик двигателя, предусмотренных программой;
    определение расхода смазочного масла;
    определение фактической границы помпажа компрессора при работе турбокомпрессора на двигателе (для двигателей с наддувом);
    определение расхода воздуха, потребляемого двигателем для работы, а также проверки работоспособности:
    промышленных и судовых двигателей при температуре воды на входе внешнего контура охлаждения 305 К (32 °С);
    системы автоматического регулирования температуры воды и масла (при наличии ее на двигателе);
    двигателя при переключении топливной системы с одного вида топлива на другое (при работе двигателя на различных видах топлива, если это предусмотрено конструкцией).
    (Измененная редакция, Изм. N 2).
    1.3.3.(Исключен, Изм. N 1).
    1.3.4.В конце периодических испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей двигателя в соответствии с программой испытаний.
    1.3.5.По заказу потребителя (заказчика) двигатели дополнительно подвергают испытаниям, примерная номенклатура которых приведена в приложении 3.
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    2.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
    2.1.Условия проведения испытаний
    2.1.1.Испытаниям должен подвергаться двигатель, укомплектованный штатным оборудованием и технической документацией в соответствии с техническими условиями на двигатели конкретного типа и программой испытаний. Допускается использовать для испытаний двигателя, имеющееся стендовое оборудование и приборы при условии, если они обеспечивают получение предусмотренных показателей при переходе на штатное оборудование.
    2.1.2.В процессе испытаний не допускается проведение на двигателе работ и регулировок, кроме работ по техническому обслуживанию двигателя, предусмотренных в инструкции (руководстве) по эксплуатации и программе. При прекращении (перерывах) испытаний, вызванных неисправностями деталей двигателя и прочими причинами, вопрос о дальнейшем продолжении испытаний должен быть согласован в порядке, установленном программой испытаний.
    2.1.3.Испытания должны проводиться на горюче-смазочных материалах и охлаждающей жидкости, указанных в технических условиях на двигатель конкретного типа.
    2.1.4.Атмосферные (барометрическое давление, температура воздуха на входе в двигатель или турбокомпрессор, относительная влажность) и рабочие условия (давление на впуске, противодавление на выпуске), при которых обеспечиваются заявленные параметры двигателя, указывают в программе испытаний.
    В качестве стандартных исходных условий принимают условия по ГОСТ 10150*. Если условия проведения испытаний отличаются от условий, установленных в программе, или условий на месте установки двигателя, мощность, при которой должен испытываться двигатель, определяют путем пересчета с учетом местных условий.

    ________________
    * В качестве исходных стандартных условий на территории РФ также действует ГОСТ Р ИСО 3046-1-99*.
    _______________
    * ГОСТ Р ИСО 3046-1-99 отменен на территории Российской Федерации с 01.01.2007. Действует ГОСТ Р 52517-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


    Допускается испытывать двигатель при искусственно измененных условиях, имитирующих условия на месте его установки с соответствующим пересчетом мощности.
    (Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
    2.1.5.Пересчет мощности и удельного расхода топлива двигателей производят по методикам*, утвержденным в установленном порядке.

    _________________
    * Пересчет мощности и удельного расхода топлива с учетом местных условий на территории РФ проводится в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3046-1-99.


    Примечание. Если двигатель с турбонаддувом при установленных атмосферных и рабочих условиях не достигает при установленной предприятием-изготовителем мощности пределов частоты вращения турбокомпрессора и температуры газов на входе в его турбину, то предприятие-изготовитель может установить в качестве исходных для пересчета мощности другие атмосферные условия, заменяющие исходные стандартные.
    (Измененная редакция, Изм. N 5).
    2.1.6.Если при пересчете мощности двигателя, обеспечиваемой на месте установки, к условиям на испытательном стенде будет получено такое ее значение, при котором максимальное давление сгорания в цилиндре будет больше допустимого, то допускается проводить испытания двигателя при таком значении мощности, при котором максимальное давление сгорания не будет превышать допустимого значения.
    2.2.Определяемые параметры и погрешность измерений
    2.2.1.При проведении испытаний определяемые параметры, их обозначения, единицы измерения, а также погрешность измерения или расчета параметров должны соответствовать указанным в табл.2.
    Таблица 2
    Наименование параметров, обозначения, единицы измерений Максимально допускаемая погрешность измерения или расчета параметров
    1. Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности , Н·м (кг·м) ±1,5%
    2. Частота вращения:
    , с (об/мин) ±2,0%
    при определении мощности , с (об/мин) ±1,0%
    3. Эффективная мощность (тормозная) , кВт (л.с.) ±2,5%
    4. Атмосферное давление , кПа (мм рт.ст.) ±0,5%
    5. Давление в конце сжатия , кПа (кгс/см) ±3,0%
    6. Максимальное давление сгорания , кПа (кгс/см) ±3,0%
    7. Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор , кПа (кгс/см) ± 1,5% (±1,0% - с 01.01.91)
    8. Абсолютное давление воздуха на входе в двигатель или компрессор , кПа (кгс/см) ±1,5%
    9. Давление наддувочного воздуха после компрессора , кПа (кгс/см) ±2,5%
    10. Давление наддувочного воздуха после охладителя , кПа (кгс/см) ±2,5%
    11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах (только в двигателях с постоянной системой давления) , кПа (кгс/см) ±5,0%
    12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке , кПа (кгс/см) ±5,0%
    13. Давление охлаждающей жидкости (агента) , кПа (кгс/см) ±5,0%
    14. Давление смазочного масла (на смазку двигателя, турбокомпрессора, охлаждение поршня, до и после фильтров и т.д.) , кПа (кгс/см) ±5,0%
    15. Давление топлива , кПа (кгс/см) ±5,0%
    16. Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) , К (°С) ±2К
    17. Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) , К (°С) ±4К
    18. Температура наддувочного воздуха после охладителя , К (°С) ±4К
    19. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока) , К (°С) ±25К
    20. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на выпускных газах , К (°С) ±20 К
    21. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на выпускных газах , К (°С) ± 15 К
    22. Температура охлаждающей жидкости (агента) (на входе и выходе из двигателя (цилиндра), в отдельных цепях, на входе и выходе из охладителей) ±4 К
    23. Температура смазочного масла на входе и выходе из двигателя , К (°С) ±4 К
    24. Температура топлива , К (°С) ±3 К
    25. Расход топлива , г/с ±1,0%
    26. Удельный расход топлива , г/кВт·ч (г/л.с·ч) ±3,5%
    27. Расход смазочного масла:
    цилиндрового , г/с ±10,0%
    циркуляционного , г/с ±10,0%
    28. Удельный расход масла:
    цилиндрового , г/(кВт·ч) ±12,5%
    циркуляционного , г/(кВт·ч) ±12,5%
    29. Расход воздуха , кг/с ±5,0%
    30. Поток охлаждающей жидкости , кг/с ±5,0%
    31. Поток смазочного масла , кг/с ±5,0%
    32. Относительная влажность воздуха ±5,0%
    33. Среднее индикаторное давление , кПа (кгс/см) ±10,0%
    34. Частота вращения ротора турбокомпрессора , с (об/мин) По НД
    35. Положение рейки топливного насоса или регулятора ±0,5 деления шкалы

    Примечания:
    1.Погрешности измерения, приведенные в табл.2, относятся к максимальному значению измеряемого параметра при номинальной (полной) мощности.
    2.Погрешность измерения давления (за исключением давления по пп.4 и 8) выражена в процентах избыточного давления.
    3.Погрешность измерения времени при испытаниях не должна превышать ±0,07% (2,5 с/ч).
    4.Если общая погрешность измерения включает измерение ряда величин, каждая из которых имеет свою погрешность измерений, то общую определяют путем извлечения квадратного корня из суммы квадратов отдельных погрешностей, каждая с необходимым коэффициентом, равным показателю степени данного параметра в расчетной формуле.
    5.Предельную погрешность комплекта средств измерений рассчитывают как корень квадратный из суммы квадратов погрешностей отдельных средств измерений, входящих в комплект.
    6.По согласованию с потребителем допускается для измерения температуры в системах смазки и охлаждения применять манометрические термометры класса 4.
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
    2.2.2.Применяемые приборы должны быть выбраны таким образом, чтобы измеряемые параметры находились на участке шкалы наибольшей точности предела измерений. Применяемая измерительная аппаратура - по приложению 4.
    2.2.3.Места установки датчиков измеряемых параметров на стенде и испытываемом двигателе, а также специальная измерительная аппаратура устанавливаются программой испытаний.
    2.3.Проведение испытаний
    2.3.1.Испытания двигателей проводят при работе по характеристикам, устанавливаемым программой испытаний.
    2.3.2.Характеристики следует снимать в соответствии с программой путем последовательного увеличения (или уменьшения) нагрузки двигателя в диапазоне от холостого хода до максимальной мощности при соответствующей частоте вращения.
    2.3.3.Продолжительность режима должна обеспечивать проведение необходимых измерений. В режиме номинальной (полной) мощности число измерений каждого параметра должно быть не менее трех.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.3.4.Измерения проводят после достижения двигателем установившегося температурного режима.
    2.3.5.Во время проведения измерений нагрузка, частота вращения, температура и давление рабочих агентов должны поддерживаться в пределах, установленных программой испытаний.
    2.3.6.В программе испытаний двигателя должны устанавливаться следующие методики проверки:
    системы автоматического регулирования скорости в соответствии с ГОСТ 11479;
    системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты в соответствии с ГОСТ 11928;
    показателей надежности;
    шума и вибрации;
    системы автоматического регулирования температуры воды и масла;
    системы дистанционного автоматизированного управления;
    системы пуска и реверсирования;
    переключения топливной системы с одного вида топлива на другое (если это предусмотрено конструкцией двигателя);
    работоспособности судовых и промышленных двигателей при температуре воды внешнего контура охлаждения 305 К (32 °С);
    расхода смазочного масла объемным или весовым способами;
    определение показателей дымности в соответствии с ГОСТ 24028*;
    устойчивой работы двигателя при допустимых кренах и дифферентах (расчетным путем при проектировании двигателя и (или) контролем на макете, или испытаниями опытного образца, или другим методом, установленным в программе испытаний);
    определение параметров выброса вредных веществ с отработавшими газами двигателей в соответствии с ГОСТ 24585*.

    ______________
    * Определение параметров выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности на территории РФ определяется в соответствии с ГОСТ Р 51249-99 и ГОСТ Р 51250-99.


    (Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 5).
    2.3.7.Имитацию атмосферных и рабочих условий на месте установки двигателя при испытании на стенде рекомендуется осуществлять следующими методами:
    снижением давления на входе в двигатель (турбокомпрессор) с одновременным равным по значению снижением давления выпускных газов (за турбиной);
    дросселированием на входе в двигатель (турбокомпрессор) или на выходе из двигателя (за турбиной);
    повышением температуры воздуха на входе в двигатель (турбокомпрессор), воды на входе в охладитель воздуха и топлива путем их искусственного подогрева.
    На двигателях с наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха повышенную температуру окружающей среды допускается имитировать путем дросселирования на входе в турбокомпрессор, создавая при этом температуру воздуха после охлаждения ту же, что и в условиях на месте установки. Степень дросселирования следует определять по диаграмме, приведенной в приложении 5.
    2.4.Обработка результатов испытаний
    2.4.1.Эффективную мощность двигателя в кВт определяют по формулам:
    при измерении крутящего момента (гидротормозом, электрической балансирной машиной и т.д.) и частоты вращения:
    , (1)
    где - крутящий момент, Н·м;
    - частота вращения, об/мин;
    при измерении параметров генератора:
    постоянного тока
    , (2)
    где - сила тока, А;
    - напряжение на зажимах генератора, В;
    - КПД генератора при данной частоте вращения и измеряемой мощности;
    переменного тока
    , (3)
    или
    , (4)
    где - число фаз;
    - фазное напряжение на зажимах генератора, В;
    - фазное значение силы тока. А;
    - сдвиг по фазе между напряжением и силой тока;
    - показания ваттметра, Вт.
    2.4.2.Удельный расход топлива в г/(кВт·ч), приведенный к условной теплотворной способности топлива, определяют по формуле
    , (5)
    где - количество израсходованного при измерении топлива, кг (количество израсходованного газового топлива в кг определяется через плотность данного газового топлива при нормальных условиях);
    - продолжительность измерения, с;
    - фактическая низшая теплотворная способность топлива, применяемого при испытаниях, кДж/кг;
    - условная теплотворная способность топлива, равная 42700 кДж/кг (10200 ккал/кг).
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 5).
    2.4.3.Удельный расход масла в г/кВт·ч определяют по формуле
    , (6)
    где - количество израсходованного при измерении масла, кг;
    - продолжительность измерения, ч.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.4.4.Коэффициент запаса крутящего момента определяют по формуле
    , (7)
    где - максимальное значение крутящего момента при работе двигателя по внешней характеристике, Н·м;
    - значение крутящего момента на режиме номинальной мощности, Н·м.
    2.4.5.Отклонение от среднего значения максимального давления сгорания в % определяют по формуле
    , (8)
    где - значение максимального давления сгорания данного цилиндра, МПа;
    - среднее значение максимального давления сгорания по двигателю, МПа.
    2.4.6.Результаты периодических и приемосдаточных испытаний двигателя должны оформляться в соответствии с ГОСТ 15.309-98.
    (Измененная редакция, Изм. N 5).
    3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    3.1.При испытаниях должны выполняться требования безопасности, предусмотренные стандартами, техническими условиями и инструкциями по эксплуатации предприятия-изготовителя на двигатели, испытательные стенды, измерительные приборы, топлива, масла и охлаждающие жидкости.
    3.2.Не допускается проведение испытаний без защитных ограждений вращающихся деталей двигателя, испытательного стенда и измерительных приборов.
    3.3.Выпускные трубопроводы стенда и выпускной ресивер, а также патрубки, соединяющие турбокомпрессор с охладителем наддувочного воздуха, должны быть термоизолированы. Участки трубопроводов, с которыми исключено соприкосновение обслуживающего персонала при работе двигателя, допускается не термоизолировать.