-32300: transport error - HTTP status code was not 200

СССР
Государственный стандарт от 01 января 1980 года № ГОСТ 21345-78

ГОСТ 21345-78 Краны конусные, шаровые и цилиндрические на условное давление Ру
Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
15 августа 1978 года
Разработан
Министерством химического и нефтяного машиностроения СССР
01 января 1980 года

    ГОСТ 21345-78
    Группа Г18
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
    КРАНЫ КОНУСНЫЕ, ШАРОВЫЕ И ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ
    НА УСЛОВНОЕ ДАВЛЕНИЕ 25 МПа (250 кгс/см)
    Общие технические условия
    Lifting-plug, ball and cylindrical cocks for.
    Pnom to 25 MPa (250 kgf/cm). General specifications
    ОКП 37 0000
    Дата введения 1980-01-01
    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химического и нефтяного машиностроения
    2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.08.78 N 2214
    3.ВЗАМЕН ГОСТ 7520-66 и ГОСТ 21345-75
    4.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 9.014-78 5.2
    ГОСТ 12.2.063-81 2.1
    ГОСТ 356-80 1.3
    ГОСТ 2822-78 1.7
    ГОСТ 2991-85 5.3
    ГОСТ 4666-75 1.13, 5.1
    ГОСТ 6357-81 1.15
    ГОСТ 6527-68 1.6
    ГОСТ 8908-81 1.16
    ГОСТ 9012-59 4.1
    ГОСТ 9013-59 4.1
    ГОСТ 9702-87 1.2
    ГОСТ 10198-91 5.3
    ГОСТ 10549-80 1.14
    ГОСТ 12815-80 1.4
    ГОСТ 13955-74 1.7
    ГОСТ 14187-84 1.5
    ГОСТ 14192-96 5.6
    ГОСТ 15150-69 5.9
    ГОСТ 16093-81 1.14
    ГОСТ 24643-81 1.16
    ГОСТ 24705-81 1.14
    ГОСТ 25670-83 1.16
    ГОСТ 26304-84 Вводная часть

    5.Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 27.04.89 N 1163
    6.ИЗДАНИЕ (октябрь 2001 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в феврале 1984 г., феврале 1987 г., апреле 1990 г. (ИУС 6-84, 5-87, 7-90)
    Настоящий стандарт распространяется на конусные, шаровые и цилиндрические краны общепромышленного назначения на условное давление 25 МПа (250 кгс/см), изготавливаемые для нужд народного хозяйства, а также для экспорта.
    Дополнительные требования для экспорта, в том числе в страны с тропическим климатом - по ГОСТ 26304.
    Стандарт не распространяется на краны для специальных условий эксплуатации: АЭС, работающие в режиме регулирования, краны из сталей, стойких к сульфидному коррозионному растрескиванию, из неметаллических материалов, футерованные и сантехнические.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    1.1.Краны должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на конкретные краны по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
    1.2.Основные параметры - по ГОСТ 9702.
    1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.3.Условные, пробные и рабочие давления - по ГОСТ 356.
    1.4.Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев - по ГОСТ 12815 и (или) по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.5.Строительные длины - по ГОСТ 14187 и нормативно-технической документации (НТД) на конкретные краны.
    1.6.Муфтовые концы - по ГОСТ 6527.
    1.7.Цапковые концы - по ГОСТ 2822.
    Штуцерные концы - по ГОСТ 13955.
    Концы под приварку - по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.8.Фланцевые краны должны изготовляться с отверстиями в присоединительных фланцах.
    По заказу потребителей допускается изготовление присоединительных фланцев без отверстий под болты и шпильки.
    1.9.Отклонение от параллельности уплотнительных поверхностей присоединительных фланцев кранов на каждые 100 мм диаметра не должно превышать значений, указанных в табл.1.
    Таблица 1
    Размеры в миллиметрах
    Условное дапление , МПа (кгс/см) Условный проход, Отклонения от параллельности
    До 1,6 (16) включ. До 200 включ. 0,20
    Св. 200 0,30
    2,5; 4,0 (25, 40) Все размеры 0,20
    6,4 (64) и свыше До 200 включ. 0,10
    Св. 200 0,15

    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.10.Оси резьб в муфтах, цапках и штуцерах проходных кранов должны составлять угол 180°, а трехходовых - 90°. Предельное отклонение - не более ±1°.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.11.Проходные краны, предназначенные для газа, должны иметь упор, ограничивающий поворот пробки от полного открывания до полного закрывания крана в пределах 90°.
    1.12.Поворот пробки для закрывания кранов, имеющих ограничение поворота пробки, должен производиться по часовой стрелке.
    1.13.В кранах, имеющих пробку с квадратом "под ключ", на торце квадрата должно быть указано расположение проходных отверстий в пробке по ГОСТ 4666.
    В проходных и пробно-спускных кранах, имеющих пробку с ручкой или барашком, направление ручки или барашка должно соответствовать направлению прохода в пробке, если нет других указателей поворота.
    1.14.Метрическая резьба - по ГОСТ 24705 с полями допусков по ГОСТ 16093. Сбег резьбы, проточки, недорезы и фаски - по ГОСТ 10549.
    1.15.Трубная цилиндрическая резьба - по ГОСТ 6357.
    1.16.Неуказанные допуски соосности и симметричности - по 11-й степени точности ГОСТ 24643.
    Отклонения обрабатываемых угловых размеров, не ограниченных допусками, не должны превышать допуска по 13 по ГОСТ 8908.
    Предельные отклонения радиусов обрабатываемых поверхностей, не ограниченных допусками, - по классу "очень грубый" ГОСТ 25670.
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
    1.17.Предельные отклонения размера "под ключ" для необработанных литых шестигранных поверхностей деталей не должны превышать указанных в табл.2.
    Таблица 2
    В миллиметрах
    Номинальный размер От 19 до 30 От 32 до 50 От 55 до 60 От 70 до 105
    Предельное отклонение -1,3 -2,0 -2,4 -2,8

    1.18.Вмятины и заусенцы на поверхности резьбы, препятствующие навинчиванию проходного калибра, не допускаются.
    Для метрических резьб, выполняемых с полями допусков 8 и 7Н, и трубных резьб, выполняемых по классу точности В, не допускаются рванины и выкрашивания на поверхности резьб, выходящие по глубине за пределы среднего диаметра резьбы и имеющие общую протяженность по длине более половины витка.
    На метрических резьбах, выполняемых с полями допусков 6 и 6Н, и трубных резьбах, выполняемых по классу точности А, на резьбах деталей из коррозионностойких и жаростойких сталей, независимо от класса точности и поля допуска резьбы, вмятины, заусенцы и выкрашивания не допускаются.
    На резьбовых втулках, заготовки для которых изготовляются литьем, не допускается более трех раковин размером и глубиной до 3 мм на последнем витке с каждой стороны.
    1.19.Проверка качества термообработки измерением твердости не должна вести к порче рабочих поверхностей деталей.
    При невозможности определения твердости без повреждения рабочих поверхностей допускается проводить проверку на образце-свидетеле из того же материала.
    1.20.Сварные швы должны быть очищены от шлака и брызг. Переход от основного металла к наплавленному должен быть плавным, без надрезов и наплывов.
    1.21.Перед сборкой все детали должны быть очищены от загрязнений.
    Не допускаются к сборке детали, имеющие забоины и другие механические повреждения на рабочих поверхностях сопрягаемых деталей.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.22.Конусные уплотнительные поверхности корпусов и пробок перед сборкой должны быть осушены и покрыты тонким слоем бескислотной смазки.
    Допускается смазку уплотнительных поверхностей не производить.
    1.23.В собранных кранах шпильки должны быть завернуты до упора, концы болтов и шпилек должны выступать из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.24.После окончательного уплотнения асбестовой сальниковой набивки втулка (кольцо) сальника должна войти в гнездо не более чем на 30%, а для резиновой набивки - не более чем на 60% своей высоты.
    Величина погружения втулки (кольца) сальника в гнездо при применении других набивок - согласно НТД на конкретные краны.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    1.25.Материалы деталей и сварных швов, работающих под давлением, должны быть прочными и плотными. Негерметичность соединений деталей и узлов, работающих под давлением, не допускается.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    1.25а. Требования по герметичности затвора указывают в технических условиях на краны конкретных видов.
    (Введен дополнительно, Изм. N 3).
    1.26.Партия кранов, отгружаемых в один адрес по одному сопроводительному документу, должна сопровождаться не менее чем двумя комплектами эксплуатационной документации:
    - паспортом;
    - техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.
    В комплект кранов с невстроенными приводами должны дополнительно входить паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации на привод.
    По требованию заказчика изготовитель обеспечивает эксплуатационной документацией в необходимом количестве. Запрещается эксплуатация кранов при отсутствии эксплуатационной документации.
    1.27.Показатели надежности, критерии отказов и предельного состояния должны быть указаны в технических условиях на краны конкретных видов.
    1.26, 1.27. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    2.1.Требования безопасности - по ГОСТ 12.2.063.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.2.(Исключен, Изм. N 1).
    3.ПРИЕМКА
    3.1.Для проверки соответствия кранов требованиям настоящего стандарта следует проводить приемосдаточные, периодические и типовые испытания.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    3.2.Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый кран до окраски. Краны подвергают внешнему осмотру и следующим проверкам:
    - на прочность и плотность материала (п.1.25) деталей и сварных швов, внутренние полости которых находятся под давлением среды;
    - на герметичность затвора (п.1.25а) сальниковых уплотнений и прокладочных соединений, уплотнений пневмо- и гидропривода, насоса, фильтра-осушителя, мультипликатора и других узлов и соединений пневмо- и гидросистем;
    - на работоспособность.
    3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).
    3.3.Периодическим испытаниям должны подвергаться краны не реже одного раза в три года.
    Объем выборки и контролируемые показатели - в соответствии с требованиями НТД на краны конкретных исполнений.
    Допускается замена периодических испытаний подконтрольной эксплуатацией или сбором информации об эксплуатационной надежности кранов.
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
    3.4.Типовые испытания должны проводиться при изменении конструкции или технологии изготовления кранов, если эти изменения могут повлиять на их технические характеристики и работоспособность изделий.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    4.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
    4.1а. Внешним осмотром проверяют комплектность изделия, полноту и правильность маркировки.
    Контроль размеров, указанных на сборочном чертеже, проводят с помощью универсального или специального измерительного инструмента.
    4.1б. Краны испытывают на стендах с использованием контрольно-измерительных средств, обеспечивающих заданные условия испытаний и погрешности измерений параметров.
    4.1в. Предельные отклонения от номинальных значений измеряемых параметров, не указанные в технических условиях на краны конкретных видов, не должны превышать:
    ±5% - для давления;
    ±5% - для температуры;
    ±2% - для времени.
    4.1а-4.1в. (Введены дополнительно, Изм. N 3).
    4.1.Проверка твердости термообработанных деталей (п.1.19) - по ГОСТ 9012 и ГОСТ 9013.
    4.2.Методы и объемы контроля сварных швов должны оговариваться в соответствующей конструкторской документации.
    4.3.Испытания на прочность и плотность материала (п.1.25) и сварных швов кранов должны проводиться водой пробным давлением (). Давление должно подаваться в один из патрубков крана при заглушенных остальных патрубках. Положение затвора должно обеспечивать поступление воды во внутренние полости крана. Испытание пробно-спускных кранов должно проводиться при закрытом положении пробки и незаглушенном выходном патрубке.
    Испытания на прочность и плотность материала кранов должны проводиться при постоянном давлении, затем давление снижают до условного или рабочего, при котором осматривают кран.
    Допускается:
    - не снижать давление до условного (рабочего), а осматривать кран при пробном давлении;
    - испытаниям на прочность и плотность материала подвергать краны как в собранном виде, так и отдельные детали.
    Материал считают прочным, если не обнаружено механических разрушений или видимых остаточных деформаций.
    Материал деталей и сварные швы считают плотными, если не обнаружено течи, потения.
    4.4.Краны на 0,1 кгс/см, предназначенные для газа, допускается испытывать на прочность и плотность материала воздухом давлением 1,1 кгс/см.
    Контроль плотности проводят пузырьковым методом - способом обмыливания или погружением в воду.
    4.2-4.4.(Измененная редакция, Изм. N 3).
    4.5.При гидравлических испытаниях необходимо обеспечить вытеснение воздуха из внутренних полостей крана, пневмо- и гидропривода и других узлов.
    Вода, оставшаяся после испытаний, должна быть удалена.
    4.6.Испытание на прочность и плотность материала и сварных швов пневмо- и гидроприводов, гидроприставок, насосов, фильтроосушителей, мультипликаторов и других узлов пневмо- и гидросистем должно проводиться водой или другой жидкостью давлением .
    4.7.Испытание на прочность и плотность материала и сварных швов рубашек обогрева или охлаждения корпусов кранов должно проводиться водой давлением, указанным в рабочих чертежах.
    4.8.Испытания на герметичность прокладочных соединений и сальниковых уплотнений следует проводить подачей воды давлением или во входной патрубок при положении затвора, обеспечивающем попадание воды в корпус, и заглушенных остальных патрубках.
    Прокладочные соединения и сальниковые уплотнения считают герметичными, если не обнаружено течи. Метод контроля - визуальный.
    4.9.Испытания на герметичность в затворе проводят в соответствии с методами, указанными в технических условиях на краны конкретных видов.
    4.7-4.9.(Измененная редакция, Изм. N 3).
    4.10.Краны на менее 0,4 кгс/см на герметичность затвора, прокладочных соединений и сальниковых уплотнений должны быть испытаны давлением 0,5 кгс/см.
    4.11.Краны, предназначенные для газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред, по требованию потребителя должны дополнительно испытываться на плотность сварных швов, герметичность затвора и сальниковых уплотнений давлением воздуха, равным рабочему , но не более 6 кгс/см.
    Испытания проводят по программе предприятия-изготовителя. Объемы испытаний должны соответствовать указанным в табл.3.
    Таблица 3
    Условный проход , мм Количество испытываемых образцов
    До 40 0,1% от годового выпуска, но не менее 10 шт.
    Св. 40 до 300 включ. 0,2% от годового выпуска, но не менее 6 шт.
    " 300 " 700 " 0,2% от годового выпуска, но не менее 3 шт.
    " 700 0,2% от годового выпуска, но не менее 2 шт.

    Результаты испытаний кранов одного условного прохода могут быть распространены на другие краны, аналогичные по конструкции и технологии изготовления.
    4.12.Детали, в которых пропуск среды или "потение" через металл, выявленные при испытании, исправлены заваркой, должны быть повторно подвергнуты испытаниям по пп.4.3, 4.4 и 4.11.
    4.13.Гидравлические испытания конусных кранов на до 1,6 МПа (16 кгс/см) включительно на плотность, герметичность затвора, прокладочных соединений и сальниковых уплотнений допускается проводить давлением .
    4.14.4.15. (Исключены, Изм. N 3).
    4.16.Испытание на герметичность уплотнений пневмо- и гидропривода, насоса, фильтра-осушителя, мультипликатора и других узлов и соединений пневмо- и гидросистем следует проводить давлением или .
    4.17.При испытании на работоспособность кранов с ручным приводом следует провести:
    - один цикл "открыто-закрыто" при отсутствии давления.
    Испытание допускается проводить при сборке крана;
    - один цикл "открыто-закрыто" при одностороннем давлении воды на пробку или или заданном максимальном перепаде давления.
    4.18.При испытании на работоспособность кранов с приводом необходимо провести с помощью последнего:
    - два цикла "открыто-закрыто" при отсутствии давления на пробку;
    - два цикла "открыто-закрыто" при одностороннем давлении воды на пробку или или заданном перепаде давления.
    Для кранов с пневмоприводом - по два цикла "открыто-закрыто" при максимальном и минимальном давлении управляющей среды и при одностороннем давлении или или заданном максимальном перепаде давления.
    4.19.При испытании на работоспособность кранов с дублирующим устройством необходимо произвести поворот пробки на 15° при одностороннем давлении на пробку.
    4.17-4.19.(Измененная редакция, Изм. N 3).
    4.20.(Исключен, Изм. N 3).
    4.21.Контроль массы следует проводить в соответствии с методами, указанными в технических условиях на краны конкретных видов.
    (Введен дополнительно, Изм. N 3).
    5.МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
    5.1.Маркировка и отличительная окраска кранов - по ГОСТ 4666 и НТД.
    5.2.Краны должны быть подвергнуты консервации по ГОСТ 9.014 и НТД.
    5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    5.3.Краны с условными проходами до 200 мм включительно должны быть упакованы в тару по ГОСТ 2991 или ГОСТ 10198 или контейнеры. Упаковка должна обеспечивать защиту кранов от повреждений во время перевозок транспортом всех видов и хранения.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    5.4.Пробки кранов должны быть установлены в положение "открыто".
    5.5.При упаковке допускается снимать с кранов маховики, ручки, редукторы, приводы и упаковывать в ту же или другую тару. В этом случае привод должен иметь соответствующую маркировку, облегчающую его сборку с краном.
    5.6.Маркировка транспортной тары - по ГОСТ 14192.
    5.7.Краны свыше 200 мм в тару не упаковывают, а устанавливают на прочном основании (поддоне), при этом краны должны быть надежно закреплены, внутренние полости предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесные устройства - от повреждений.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    5.8.Допускается транспортирование кранов без упаковки в тару, а также без установки на основании, при этом установка кранов на транспортные средства должна исключать возможность ударов их друг от друга, внутренние поверхности должны быть предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесные устройства - от повреждений.
    5.9.Условия транспортирования и хранения кранов с электроприводом - 4 (Ж2), остальные - 7 (Ж1) по ГОСТ 15150, если другие не указаны в технических условиях на краны конкретных видов.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    5.10.Краны перевозят транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данного вида.
    М.: ИПК Издательство стандартов, 2001
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    Текст документа сверен по:
    официальное издание