-32300: transport error - HTTP status code was not 200

СССР
Государственный стандарт от 01 января 1984 года № ГОСТ 19838-82

ГОСТ 19838-82 Характеристика контролепригодности изделий авиационной техники. Правила изложения и оформления

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
01 октября 1982 года
    ГОСТ 19838-82
    Группа Т52
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТИ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
    Правила изложения и оформления
    Controlability characteristic of aviation items.
    Rules of account and appearence
    Дата введения 1984-01-01
    ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 1 октября 1982 года N 3895
    ВЗАМЕН ГОСТ 19838-74
    Настоящий стандарт устанавливает формы и правила выполнения документа "Характеристика контролепригодности" (ХК), отражающего контролепригодность (КП) изделий авиационной техники (AT): пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (ЛА), их силовых установок, бортовых систем и функционально связанного оборудования и вооружения.
    ХК содержит сведения (данные) о КП изделия AT, необходимые для разработки эксплуатационной документации и технических заданий (ТЗ) на разработку средств контроля, не являющихся составной частью изделия AT, а также для оценки КП изделия AT.
    Термины, применяемые в стандарте, приведены в ГОСТ 19919-74.
    1.ОБОЗНАЧЕНИЕ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
    1.1.ХК оформляют как текстовой документ по ГОСТ 2.105-79 на листах формата 11 (ГОСТ 2.301-68) с основной надписью по ГОСТ 2.104-68 на формах 2 и 2а, титульный лист - по ГОСТ 2.105-79.
    1.2.ХК присваивают обозначение основного конструкторского документа изделия AT с шифром "Д" и порядковым номером, определяющим очередной номер документа.
    1.3.Сведения о контролируемых параметрах изделия AT и характеристиках контролируемых и стимулирующих сигналов, помещаемых в ХК, выполняют по формам 1-3 настоящего стандарта.
    1.4.Электрические схемы подключения в ХК выполняют по ГОСТ 2.701-76 и ГОСТ 2.702-75 с учетом требований настоящего стандарта, пневматические схемы подключения выполняют по ГОСТ 2.704-76.
    1.5.Форматы листов электрических схем подключения и таблиц по формам 1-3 выбирают по ГОСТ 2.301-68 в зависимости от объема содержащихся в них сведений.
    2.ПОСТРОЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ
    2.1.ХК должны содержать следующие разделы:
    введение;
    краткая техническая характеристика;
    контролепригодность.
    2.2.Введение
    2.2.1.В разделе указывают полное и сокращенное (условное) наименование изделия AT и виды обслуживания, на которых изделие AT подлежит контролю, а также приводят перечень сокращений и условных обозначений, применяемых в тексте документа.
    2.2.2.Для бортового комплекса и ЛА в разделе дополнительно приводят перечень документов ХК изделий AT, входящих в их состав, на которые имеются ссылки в тексте документа.
    2.3.Краткая техническая характеристика
    2.3.1.В разделе помещают краткую техническую характеристику изделия AT как объекта контроля.
    2.3.1.1.Для изделий AT, исключая ЛА, в разделе указывают:
    состав (комплект) изделия AT;
    перечень сменных сборочных единиц и съемных электрорадиоэлементов с глубиной, до которой может осуществляться поиск мест отказов при эксплуатации изделий AT;
    задачи контроля, на которые ориентирована КП изделия AT, и виды средств контроля, с помощью которых предусмотрено обеспечить выполнение этих задач контроля.
    Перечень сменных сборочных единиц и съемных электрорадиоэлементов изделия AT указывают в табл.1.
    Таблица 1
    Перечень сменных сборочных единиц и съемных электрорадиоэлементов
    Наименование изделия Обозначение конструкторского документа Сменная сборочная единица и (или) съемный электрорадиоэлемент
    1 2 3

    Для функционально связанного бортового оборудования в табл.1 указывают:
    в графе 1 - полное и сокращенное (условное) наименование бортового изделия AT, входящего в функционально связанное бортовое оборудование;
    в графе 2 - обозначение конструкторского документа бортового изделия AT, указанного в графе 1;
    в графе 3 - наименования и обозначения конструкторских документов бортового изделия AT, указанного в графе 1, отказы которых обнаружены при контроле функционально связанного бортового оборудования.
    Для бортовой системы, силовой установки, бортового оборудования и вооружения в табл.1 указывают:
    в графе 1 - полное и сокращенное (условное) наименование автономных устройств бортовой системы;
    в графе 2 - обозначения конструкторских документов автономных устройств, указанных в графе 1;
    в графе 3 - наименования и обозначения конструкторских документов сменных сборочных единиц и съемных электрорадиоэлементов автономных устройств, отказы которых обнаруживаются при контроле бортовой системы.
    Задачи контроля и виды средств контроля для выполнения этих задач указывают в табл.2.
    Таблица 2
    Вид средства контроля Выполняемая задача контроля
    в полете при предварительной подготовке при предполетной подготовке при подготовке к повторному вылету при послеполетной подготовке при регламентных работах
    1 2 3 4 5 6 7

    В табл.2 указывают:
    в графе 1 - вид средства контроля, с помощью которого при эксплуатации изделия AT должна быть реализована установленная задача контроля;
    в графах 2-7 - сокращенные наименования задач контроля, реализуемых в полете и при обслуживании на земле.
    Для изделий AT, устанавливаемых на ЛА, имеющих другие виды обслуживания, наименование графы 3 и последующих указывают в соответствии с установленными видами подготовки, на которых применяют средства контроля, а заполнение граф аналогичное.
    Примечания:
    1.В состав задач контроля изделия AT могут входить:
    контроль работоспособности (КР);
    поиск мест отказов (ПМО);
    контроль параметров изделия AT, отражающих действия экипажа при пилотировании и выполнении полетного задания (КПЗ);
    контроль параметров изделия AT, подтверждающих правильность ввода летным экипажем исходных данных для выполнения полетного задания (КВД);
    контроль параметров изделия AT в полете и их наземная обработка для прогнозирования его технического состояния и др.
    2.При эксплуатации ЛА могут использоваться следующие виды средств контроля:
    встроенные средства контроля (ВСК);
    бортовые автоматизированные системы контроля (БАСК);
    наземно-бортовые системы контроля (НБСК);
    наземные автоматизированные системы контроля (HACK);
    автоматизированные средства контроля отдельных бортовых систем, силовых установок, бортового оборудования и вооружения (АСК);
    контрольно-проверочная аппаратура (КПА) и др.
    2.3.1.2.Для ЛА в разделе указывают:
    состав изделий AT ЛА, подлежащих контролю в полете и (или) при обслуживании на земле;
    сводный перечень сменных сборочных единиц и съемных электрорадиоэлементов изделий AT ЛА, отказы которых обнаруживаются при контроле изделий AT ЛА установленными средствами контроля ЛА при эксплуатации;
    задачи контроля и виды средств контроля.
    Сведения указывают в табл.3:
    в графе 1 - бортовые системы, силовые установки, функционально связанное бортовое оборудование и вооружение, подлежащие контролю при эксплуатации ЛА.
    в графах 2-22 - сокращенные наименования задач контроля, реализуемых установленными для указанных в графе 1 изделий AT видами средств контроля.
    Таблица 3
    Распределение задач контроля ЛА между средствами контроля
    Наименование изделия АТ, устанавли- ваемого на ЛА Полет Предварительная подготовка Предполетная подготовка Подготовка к повторному полету
    ВСК БАСК НБСК ВСК БАСК Наземные средства контроля ВСК БACK Наземные средства контроля ВСК БАСК Наземные средства контроля
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

    Продолжение
    Наименование изделия AT, устанавливаемого на ЛА Послеполетная подготовка Регламентные работы на изделии AT, размещенном на ЛА Регламентные работы на изделии AT, демонтированном с ЛА
    ВСК БАСК Наземные средства контроля ВСК БACK Наземные средства контроля ВСК БАСК Наземные средства контроля
    1 14 15 16 17 18 19 20 21 22

    Для ЛА, имеющих другие виды обслуживания, в головке табл.3, начиная с графы 5, указывают установленные виды обслуживания и сокращенные наименования видов, применяемых при обслуживании средств контроля, а сами графы заполняют аналогично.
    2.4.Контролепригодность
    2.4.1.Для изделий AT, исключая пилотируемые ЛА, в разделе указывают:
    контролируемые параметры и характеристики контролируемых и стимулирующих сигналов;
    характеристики датчиков (первичных измерительных преобразователей);
    электрические и, при необходимости, пневматические схемы подключения;
    сведения об устройствах подключения;
    расчетные значения показателей КП (для каждой установленной задачи контроля), заданных нормативно-техническими документами, утвержденными в установленном порядке;
    методы контроля.
    2.4.1.1.Сведения о контролируемых параметрах изделия AT, контролируемых и стимулирующих сигналах, используемых при контроле параметров, приводят для каждой установленной задачи контроля в табличном виде по формам 1 и 2.
    Правила заполнения форм 1-3 приведены в обязательном приложении 1.
    ФОРМА 1
    Параметры изделия AT и характеристики контролируемых сигналов
    Условное обозна- чение сигнала (пара- метра сигнала) Наименование параметра изделия AT, вид и параметры контроли- руемого сигнала, единица измерения или размерность Краткая характе- ристика контроли- руемого сигнала или вид функции сигнала Номи- нальное значение и предельные отклонения параметра Диапазон возможных значений измеряемого параметра сигнала Погрешность измерения или предел допускаемой погрешности Точка вывода (съема) Характе- ристики выхода Сопро- тивление нагрузки Требо- вания к линии связи Форма и временное соотношение стимули- рующих и контроли- руемых сигналов Формула вычисления параметра Примечание
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

    ФОРМА 2
    Характеристики стимулирующих управляющих сигналов
    Условное обозначение сигнала (параметра сигнала) Наименование сигнала, параметры сигнала, единица измерения или размерность Краткая характе- ристика сигнала или вид функции сигнала Номи- нальное значение и пре- дельные откло- нения параметра сигнала Диапазон возможных значений изме- няемого или изме- ряемого параметра сигнала Точки ввода Характе- ристика входа Требования к линии связи Приме- чание
    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    ФОРМА 3
    Описание процесса контроля параметров
    Сведения о параметре и сигналах, необходимых для его контроля Запись процесса контроля параметра
    Сведения о режиме работы Индекс пара- метра Наименование параметра, единица измерения (размерность) Номи- нальное значение и предельное отклонение параметра сигнала Предел допус- каемой погреш- ности или погреш- ность изме- рения (выдачи пара- метра) Индекс стимули- рующего (контроли- руемого) сигнала Форма и времен- ные соотно- шения стимули- рующих и контро- лируемых сигналов Формула вычисления параметра Блок-схема алгоритма контроля параметра Оче- редной номер опе- рации Услов- ное обозна- чение операции Пояс- нение к опе- рации Переход для повторения контроля параметра Ограни- чения по времени Приме- чание
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

    2.4.1.2.Характеристики датчиков (первичных измерительных преобразователей), обеспечивающих преобразование различных физических величин в электрические сигналы, должны содержать:
    наименование и тип датчика;
    данные об устройствах подключения;
    электрические характеристики;
    метрологические характеристики.
    2.4.1.3.Электрические схемы подключения изделия AT должны быть представлены, при необходимости, для каждой установленной задачи контроля, реализуемой внешними средствами контроля.
    На электрической схеме подключения должны быть изображены участки контрольных цепей с элементами электрической принципиальной схемы, на которые при контроле подают стимулирующие и с которых снимают контролируемые сигналы, и участки цепей от точек подачи (съема) до контрольных разъемов, к которым подключают средство контроля.
    Если при контроле изделия AT, демонтированного с ЛА, должны подключаться согласующие нагрузки, то в разделе приводят схемы согласующих нагрузок.
    2.4.1.4.Сведения об устройствах подключения средств контроля к изделиям AT должны содержать данные о типах, условных обозначениях и местах установки рабочих и контрольных соединителей.
    2.4.1.5.Методы контроля в разделе приводят для каждой установленной задачи контроля.
    Описание методов контроля приводят в виде алгоритмов контроля, записанных на стандартизованном алгоритмическом языке, а при его отсутствии в разделе указывают словесное описание методов контроля с использованием циклограмм, временных графиков и таблиц.
    При описании методов контроля работоспособности изделия AT должны быть указаны:
    подготовительные операции (подключение внешнего средства контроля, согласующих нагрузок и др.);
    положение, в которое необходимо установить органы управления и коммутации изделия AT перед началом контроля;
    порядок включения и управления изделием AT для приведения его в состояние (режим), на котором следует производить контроль первого (очередного) параметра или первой (очередной) группы параметров изделия AT;
    последовательность контроля каждого параметра изделия AT с учетом взаимосвязи в реальном масштабе времени стимулирующих (управляющих) и контролируемых сигналов, указанной в форме 1, по следующей схеме:
    подача стимулирующего и (или) управляющего воздействия (воздействий);
    выдержка времени от момента подачи стимулирующего воздействия до момента выполнения измерения параметра контролируемого сигнала;
    измерение параметра (параметров) контролируемого сигнала (сигналов), запись или запоминание измеренных значений;
    выполнение операций для определения значения параметра изделия AT;
    проверка соответствия измеренного значения параметра изделия AT требованиям технической документации.
    По окончании описания контроля параметров изделия AT в установленном состоянии (режиме) указывают, как перевести изделие AT в новое состояние (режим), на котором должен быть продолжен контроль других параметров изделия AT, а затем также поочередно описать по указанной выше схеме контроль параметров изделия AT, проверяемых в этом состоянии изделия AT.
    По окончании контроля всех параметров изделия AT, характеризующих его работоспособность, указывают, как выключить изделие AT и привести его органы управления и коммутации в исходное положение.
    Описание метода контроля работоспособности должно быть выполнено так, чтобы можно было установить, какие действия необходимо выполнить, чтобы произвести выборочный контроль любого параметра изделия AT. При описании контроля работоспособности следует отметить, по каким параметрам изделия AT может быть без дополнительных операций контроля определена сборочная единица изделия AT, отказ которой является причиной несоответствия параметра изделия AT установленным требованиям, и поиска места отказа не требуется, а также указать признаки аварийного состояния изделия AT, по которым оно должно быть немедленно отключено.
    Процесс поиска мест отказов должен быть описан с использованием матрицы поиска мест отказов или с применением ветвящегося алгоритма поиска мест отказов, при котором выбор очередного параметра изделия AT для контроля зависит от результата оценки проверяемого параметра, что и определяет направление поиска отказавшей сборочной единицы изделия AT.
    Примеры матрицы поиска мест отказов и ветвящегося алгоритма поиска мест отказов приведены в справочном приложении 2.
    Если при поиске мест отказов требуется контролировать параметры изделия AT, не проверяемые при контроле работоспособности, то в разделе приводят методы контроля этих параметров.
    Описание методов контроля действий экипажа в полете представляется для каждой установленной задачи контроля действий экипажа в виде алгоритма обработки и анализа информации, зарегистрированной в полете.
    При контроле изделия AT с помощью его ВСК в разделе указывают описание задач контроля с помощью этих средств контроля как летным экипажем в полете, так и техническим персоналом на земле.
    2.4.2.Для пилотируемых ЛА в разделе указывают:
    размещение на ЛА изделий AT, подлежащих контролю, места установки их контрольных разъемов и других средств подключения;
    доступы и подходы к средствам подключения и их характеристики по габаритам и, при необходимости, по высоте от пола;
    размещение средств контроля и источников силового питания вблизи ЛА при контроле, ограничения по их размещению и по длине линий связи от средств контроля;
    размещение на ЛА сети сбора и регистрации полетной информации и ее устройств, а также подходы к ним;
    значения показателей, необходимых для оценки КП ЛА (для установленных задач контроля в полете и при обслуживании на земле) и предусмотренных в нормативно-технической документации;
    организацию и методы выполнения установленных задач контроля.
    При описании организации и методов выполнения установленных задач контроля указывают:
    порядок подготовки ЛА к выполнению задач контроля;
    очередность контроля изделий AT, установленных на ЛА, при контроле их работоспособности, ограничения по времени контроля, а также возможности одновременного контроля изделий AT;
    порядок подготовки каждого изделия AT, размещенного на ЛА, к выполнению установленных задач контроля в полете и при обслуживании на земле;
    организацию в реальном масштабе времени регистрации полетной информации бортовыми накопителями и методы обработки этой информации.
    Если установленные на ЛА бортовые системы и комплексы образуют взаимодействующие группы изделий AT, параметры которых подлежат контролю, то в разделе дополнительно приводят для каждой группы таких изделий AT сведения о контролируемых параметрах и сигналах по формам 1-3, электрическую схему подключения внешнего средства контроля, а также описывают методы контроля этих параметров.