-32300: transport error - HTTP status code was not 200

СССР
Правила от 26 декабря 1985 года № 4060-85

Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации

Принято
Главным государственным санитарным врачом СССР
26 декабря 1985 года
    1.Назначение и область применения
    1.1.Санитарные правила предназначены для советских органов, проектных, строительных и других предприятий и организаций, занимающихся вопросами отвода земельных участков, проектирования, строительства новых, реконструкции и эксплуатации лечебных пляжей, а также для санитарных врачей, осуществляющих государственный санитарный надзор за лечебными пляжами.
    1.2.Настоящие Правила предусматривают внедрение в практику проектирования, строительства и эксплуатации санаторно-курортных учреждений комплекса санитарно-гигиенических и инженерно-технических требований, обеспечивающих оптимальные условия использования лечебных пляжей.
    1.3.Правила включают основные санитарно-гигиенические, инженерно-технические, геологические и физико-географические требования к участку (территории) суши и к зоне водного объекта (акватории пляжа).
    1.4.При проектировании и эксплуатации пляжей, кроме настоящих Правил, необходимо руководствоваться требованиями СНиПов (ВСН) и других действующих нормативных документов (Приложение 1).
    2.Общие положения
    2.1.Лечебный пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.
    2.2.Лечебные пляжи подразделяются:
    по характеру грунта - на песчаные (размер песчинок от 0,1 до 1 мм), гравийные или ракушечниковые (от 1 до 10 мм), галечные (от 10 до 100 мм), валунные (более 100 мм), смешанные (содержащие песок, галечник, валуны);
    по степени благоустройства и оборудованию - на лечебные пляжи высшей, первой и второй категорий.
    2.3.Вместимость лечебных пляжей принимается:
    при санаториях для взрослых: малая - до 1000 мест, средняя - от 1000 до 3000 и большая - более 3000 мест;
    при санаториях для родителей с детьми - до 500 мест;
    при детских санаториях, санаториях для подростков и санаторных пионерских лагерях - до 600 мест.
    2.4.При расчете необходимой площади пляжа для санаторно-курортных учреждений различного профиля необходимо учитывать коэффициенты одновременного пребывания больных на пляже (от коечной вместимости санаториев):
    санатории для взрослых на бальнеоклиматических и грязеклиматических курортах - 0,6;
    санатории для взрослых на климатических курортах - 0,8;
    санатории для родителей с детьми - 1,0;
    санатории для детей и подростков, санаторные пионерские лагеря - 1,0.
    2.5.При устройстве лечебных пляжей следует исходить из минимально допустимых норм на 1 место:
    специализированных (для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - 8 - 12 кв. м;
    морских - 5 кв. м;
    озерных и речных - 8 кв. м;
    детских - 5 кв. м.
    При этом протяженность береговой полосы на 1 человека на пляже, при ширине пляжной полосы 25 метров и более, должна составлять не менее 0,2 м, площадь водной поверхности на море и реке - не менее 5 кв. м, в пресноводных непроточных и малопроточных водоемах (озера, водохранилища) - не менее 10 кв. м.
    2.6.Необходимые мероприятия по безопасности и охране жизни людей на лечебных пляжах осуществляются организациями, в ведении которых находятся пляжи.
    3.Требования к участку лечебного пляжа и акватории
    3.1.Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.
    3.2.Участок под строительство лечебного пляжа выбирается в соответствии с действующими строительными нормами и настоящими Правилами. При выборе учитывается отрицательное влияние шума от автомобильных, железных дорог и промышленных предприятий, холодных ветров, оползневых явлений и волновых воздействий, химического и бактериального загрязнения воды, почвы и воздуха, определяются меры по их устранению.
    3.3.При выборе участка для организации лечебного пляжа необходимо учитывать следующий комплекс показателей:
    санитарные условия;
    механический и минеральный состав прибрежных и донных грунтов в зоне мелководья;
    солнечную экспозицию, розу ветров и возможную защиту пляжа от частых и сильных ветров;
    устойчивость пляжа к волновому воздействию во времени;
    безопасность местности в отношении обвалов, осыпей, оползней, селей, лавин, затоплений и т.д.;
    безопасность пляжа в отношении возможного нападения морских животных.
    3.4.При выборе водного объекта для организации лечебных пляжей необходимо учитывать:
    гидрогеологический режим (отсутствие водоворотов, течений более 0,5 м/сек., резких колебаний уровня воды);
    соответствие качества воды водного объекта требованиям настоящих Правил;
    рельеф дна и грунта (отсутствие ям, заиленных участков, острых предметов, конструкций и т.д.).
    3.5.Пляжи, их сооружения, искусственные изменения рельефа не должны изменять основные природные факторы: воздухообмен, водообмен, состояние атмосферы.
    3.6.Отвод участка осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством союзной республики, на территории которой намечается строительство лечебного пляжа.
    3.7.Граница лечебного пляжа с учетом местных условий и действующих санитарно-защитных зон должна быть удалена от источников шума, загрязнения почвы, воздушного и водного бассейна (предприятия, порты и портовые сооружения, шлюзы, гидроэлектростанции, места сброса сточных вод, устья рек, ручьев, ливнестоки и др.).
    3.8.Лечебные пляжи запрещается размещать в границах первого пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.
    3.9.Лечебные пляжи и примыкающая к ним полоса побережья (до 100 м от уреза воды) относятся к I зоне санитарной охраны курорта, и на них запрещается строительство объектов, не связанных с эксплуатацией пляжей и обслуживанием больных (предприятия общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и коммерческого характера и другие).
    3.10.При размещении на пляже лодочной станции и других сооружений для плавсредств границы коридоров для выхода последних следует определять вне зоны купания.
    3.11.Лечебные пляжи должны размещаться в зоне пешеходной доступности (до 1,2 км) от спальных корпусов, иметь удобные подъездные пути, подходы и спуски к ним или подъемно-транспортные средства (дорожки, лестницы, лифты, фуникулеры и т.д.). При доставке больных автотранспортом лечебные пляжи должны находиться в зоне не более чем получасовой доставки больных от спальных корпусов до пляжа.
    3.12.Для учета функционального зонирования, оборудования, рационального использования и охраны природных курортных ресурсов лечебные пляжи подлежат паспортизации (Приложение 2).
    4.Санитарная оценка лечебного пляжа и мероприятия по его защите
    4.1.Для санитарной оценки качества лечебного пляжа (акватории и побережья) устанавливаются 4 категории: I категория - оптимальная, II и III - относительно благоприятные, IV - неблагоприятная.
    4.2.Оценка береговой зоны пляжа:
    I категория - берег пологий песчаный, с мощностью песчаного слоя в речных условиях не менее 20 см, в морских - 1,0 м, его ширина от 10 - 20 м и более. Пляж практически не требует инженерной подготовки территории;
    II категория - берег пологий песчаный, галечный - требуются небольшие работы по расчистке пляжной полосы от валунов, мусора, мелких предметов и по инженерной подготовке пляжа (подсыпка, планировка);
    III категория - берег травянистый, частично заболоченный, валунно-галечный и др. - требуется значительная инженерная подготовка (вывоз и уборка валунов, дренирование, осушение, завоз песка, галечника и т.д.);
    IV категория - берег непригоден для устройства пляжа (болото, глина, скалы, обрывы) - необходимы большие материальные затраты на инженерную подготовку и оборудование пляжа.
    4.3.Оценка зоны водных объектов:
    I категория - отмели с пологим ровным песчаным дном. Работы по инженерному оборудованию дна проводить практически не требуется;
    II категория - отмели песчаные, галечные. Требуется проведение небольших работ по очистке дна от камней и других предметов;
    III категория - до глубины 1,5 м сплошные валуны, водоросли. Необходимы значительные инженерно-технические работы по улучшению дна;
    IV категория - отмель в естественных условиях непригодна для устройства пляжа - требуются большие материальные затраты по расчистке и выравниванию дна (обрывы, уклоны, ил, глина, валуны).
    4.4.Лечебные пляжи должны быть защищены от абразий, оползней, осыпей, обвалов, затоплений.
    4.5.Берегозащитные мероприятия должны разрабатываться в комплексе с противооползневыми мероприятиями и предусматривать меры активной защиты прибрежных территорий, а также возможность сохранения и расширения существующих или создание искусственных пляжей.
    5.Функциональное зонирование лечебного пляжа
    5.1.Организация и зонирование лечебного пляжа должны обеспечить оптимальные условия для использования природных факторов в лечебных целях. В соответствии с действующими медицинскими методиками для организации лечебного процесса, проведения климатопроцедур, создания определенного режима в обслуживании больных на пляже выделяются функциональные зоны:
    лечебная;
    обслуживания.
    5.2.В лечебной зоне пляжа должны быть предусмотрены:
    солярии;
    аэрарии;
    площадки ЛФК и обучения плаванию;
    участок акватории в обозначенных границах, выделенный для купания;
    участок акватории, выделенный для ЛФК, гребли на лодках, катания на гидровелосипедах, занятий на водных тренажерах.
    5.3.Лечебная зона пляжей санаториев для взрослых и родителей с детьми должна иметь 3 сектора (Приложения 3, 4). В составе сектора 1 для размещения 20% больных с предписанием лечения по режиму 1 (слабого воздействия) должны быть предусмотрены: аэрарий сплошной тени (50% от вместимости сектора), солярий (50% от вместимости сектора), оборудованные лежаками. В секторе необходимо выделить участок строгого медицинского контроля с постом дежурной медицинской сестры, 5% лежаков для больных, проходящих адаптацию к климату курорта.
    Сектор 2 вместимостью 30% для больных, находящихся на лечении по режиму 2 (умеренное воздействие климатических факторов), и сектор 3 вместимостью 50% для больных, находящихся на лечении по режиму 3 (выраженное воздействие климатических факторов), должны иметь в своем составе аэрарий рассеянной радиации, солярий и быть оборудованы лежаками.
    Разделение лечебной зоны на секторы осуществляется размещением строений, расстановкой оборудования и обозначается указателями. Возведение специальных ограждений для разделения секторов запрещается.
    На пляжах при санаториях для родителей с детьми, кроме перечисленных площадок, в состав лечебной зоны включается дополнительно детская площадка.
    5.4.Лечебная зона пляжа в детских санаториях, санаториях для подростков, санаторных пионерских лагерях (лечебный процесс организуется по режиму 1) разделяется на изолированные секторы по количеству спальных секций или отрядов в пионерских лагерях (Приложение 5).
    В каждом секторе детских пляжей оборудуются аэросолярии, в которых создаются три климатотерапевтических участка: сплошной тени, рассеянной и активной солнечной радиации.
    В составе лечебной зоны детских пляжей необходимо предусматривать площадку для построений и проведения лечебной физкультуры.
    5.5.Участок акватории для купания необходимо ограничивать максимальной глубиной: для взрослых - 3 - 4 метра, для родителей с детьми - 2,0 - 2,5 м, для детей - 1,5 м <*>. В зоне купания максимальное расстояние <**> от уреза воды до буйков не должно превышать: для взрослых - 75 м, для родителей с детьми - 40 м, для детей - 30 м.
    --------------------------------
    <*> Зона купания на детских пляжах должна иметь песчаное, гравийное или галечное дно с пологим уклоном tg альфа = не более 0,02.
    <**> Максимальное расстояние от уреза воды до буйков устанавливается в каждом конкретном случае постановлением местных органов по техническим условиям спасательной службы.
    Участок акватории для прогулочных шлюпок ограничивается удалением от уреза воды (моря и крупные водоемы) не более чем на 500 м и 200 м - для гидровелосипедов.
    5.6.Зона обслуживания является продолжением лечебной зоны. В составе зоны должны быть предусмотрены пляжный павильон со службами, обеспечивающими работу пляжа.
    Пляжный павильон санаториев для взрослых включает:
    медицинский пункт;
    дозиметрический пункт;
    спасательный пункт;
    комнату персонала;
    радиоузел;
    кладовую;
    детскую комнату (в санаториях родителей с детьми);
    кабинет врача-климатотерапевта;
    кабинет медсестры;
    вестибюль (при необходимости);
    душевые с пресной водой;
    санузлы;
    реанимационную (при вместимости пляжей более 3000 мест);
    технические помещения (электрощитовая, венткамеры).
    Пляжные павильоны детских пляжей должны иметь следующий набор помещений:
    медицинский пункт с радиоузлом;
    дозиметрический пункт;
    комнату спасателей;
    комнату персонала;
    душевые с пресной водой;
    санузлы;
    технические помещения.
    Кроме пляжного павильона в зоне обслуживания располагаются:
    кабины для переодевания;
    питьевые фонтанчики;
    мойки для ног;
    пункты сбора твердых бытовых отходов;
    перекачивающие насосные станции (при необходимости);
    проходная;
    информационный стенд.
    6.Требования к зданиям, сооружениям и оснащению лечебных пляжей
    6.1.Состав зданий, сооружений, площади и оборудование их должны отвечать профилю санатория, климатическим условиям. Площадь помещений, площадок и других сооружений пляжа приводится в Приложениях 6, 7, 8.
    6.2.Строительные конструкции, отделочные материалы, используемые при строительстве зданий и сооружений пляжей, должны быть из числа разрешенных Минздравом СССР и устойчивыми к неблагоприятным воздействиям водной среды.
    6.3.Основным зданием пляжа функционального назначения является пляжный павильон, высота которого должна быть не более 3-х этажей, высота этажа - 3,3 метра (в чистоте).
    Лечебный пляж высшей категории должен в своем составе содержать пляжный павильон круглогодичного функционирования и капитальные сооружения летнего пользования с постоянно действующими инженерными сетями.
    Лечебный пляж первой категории в своем составе должен содержать капитальный пляжный павильон и сооружения летнего пользования с постоянно действующими инженерными сетями.
    Лечебный пляж второй категории в своем составе должен содержать климатопавильон сезонного функционирования из легких строительных конструкций, разбираемые сооружения летнего пользования и временные инженерные сети.
    6.4.Пляжные павильоны оснащаются системами водоснабжения, канализации, электроснабжения, телефонизации, радио, оценки погоды, дозиметрического контроля, медицинским оборудованием, мебелью и инвентарем согласно действующим нормативам. Медицинские аппараты, приборы и инвентарь для оснащения пляжа разрешается применять только по номенклатуре, утвержденной Минздравом СССР и другими компетентными учреждениями.
    6.5.Навесы аэрариев, в зависимости от назначения, могут иметь покрытие: сплошное, ячеистое, жалюзийное или щелевое. Высота навеса в чистоте должна быть 2,5 - 3 метра. Конструкции навесов должны обеспечивать естественную вентиляцию, необходимый воздухообмен каждого процедурного места и защиту больных от холодных ветров.
    6.6.Строительство надводных аэросоляриев в условиях приморских пляжей целесообразно только в случае дефицита площади берега, пригодной для застройки.
    6.7.Здания, сооружения и оснащение пляжей при санаториях родителей с детьми и детских пляжей должны обеспечивать безопасность детей.
    6.8.Лежаки на ножках и другое оборудование, используемое на пляжах, должны изготавливаться из материалов, разрешенных МЗ СССР, а их размеры должны соответствовать "Единой номенклатуре мебели и оборудования общественных зданий массового строительства".
    Участок строгого медицинского контроля оснащается лежаками с солнцезащитными экранами, прикрывающими грудь и голову, по возможности, с двухсторонним переговорным устройством, световой или звуковой связью с постом медицинской сестры. Пляжи, используемые для работы с продленным сезоном, должны быть обеспечены лежаками с индивидуальной ветрозащитой.
    6.9.Детские площадки на пляжах для родителей с детьми (3% от общей площади) оснащаются спортивным и игровым инвентарем и оборудуются теневыми навесами.
    6.10.На площадке лечебной физкультуры (при расположении ее на пляже) устраивается помост для инструктора. Оснащение площадки спортивным инвентарем проводится с учетом профиля санатория. Сектор лечебной физкультуры акватории оснащается гидровелосипедами (1 на 150 человек) и лодками (1 на 200 человек).
    6.11.Спасательные пункты оборудуются:
    вышками спасателей (устанавливаются с интервалом 150 - 200 метров вблизи уреза воды, вне зоны волнового воздействия);
    стендами со спасательными средствами (устанавливаются с интервалом 25 метров в 4 - 5 метрах от уреза воды);
    сигнальной вышкой (устанавливается в центре).
    6.12.Медпункт, кабинеты врача, медсестры и санитарно-бытовые помещения обеспечиваются водопроводом (с подводкой горячей и холодной воды) и канализацией.
    6.13.Кабины для переодевания (1 на 50 человек) устанавливаются на открытых площадках на пути следования к процедурным местам. Основания площадок бетонируются или выполняются из других материалов, легко поддающихся санитарной обработке и дезинфекции.
    6.14.Души пресной воды (1 кабина на 75 человек) могут располагаться в пляжном павильоне или на открытых площадках. При расположении душей на открытых площадках они не ограждаются, основания бетонируются.
    Для мытья ног должны быть предусмотрены отдельные мойки из расчета 1 на 50 человек.
    6.15.Нагрев воды для душевой предусматривается от солнечных водонагревателей. Норма смешанной воды для взрослых - 20 л на 1 человека, для детей - 10 литров.
    6.16.Питьевые фонтанчики (1 на 10 человек) устанавливаются рассредоточенно на удалении от процедурных мест (лежаков) не менее 5,0 метров.
    6.17.Стоки от питьевых фонтанчиков, душевых и моек для ног допускается сбрасывать в ливневую канализацию.
    6.18.Туалеты (одно очко на 50 человек) располагаются в пляжном павильоне. На пляжах туалеты должны располагаться вне зоны максимального заплеска воды.
    6.19.Электроосвещение предусматривается во всех помещениях пляжного павильона. Наружное электроосвещение предусматривается в зоне обслуживания, на подъездных дорогах и подходах к пляжу.
    6.20.Электросиловые подводки выполняются к электрооборудованию насосных станций и радиоузла.
    6.21.Телефонной связью оборудуются: медицинский, дозиметрический и спасательный пункты, кабинеты врача и медсестры.
    6.22.Радиоточки местного (городского) вещания устанавливаются из расчета слышимости на каждом процедурном месте.
    6.23.Установка электрочасов предусматривается с таким расчетом, чтобы они просматривались с каждого процедурного места.
    6.24.Информационные стенды прогнозирования погоды и дозиметрических данных устанавливаются на подходе к пляжу и в зоне обслуживания. Информация метеослужбы о прогнозе осуществляется через местное радиовещание и курортные газеты.
    6.25.На территории пляжа рассредоточенно устанавливаются урны для мусора (из расчета 1 урна на 50 человек). Для сбора мусора на территории вспомогательной зоны предусматриваются площадки сбора бытовых отходов с контейнерами, которые бетонируются и ограничиваются бортиком. К площадкам для контейнеров предусматривается автомобильный подъезд.
    6.26.Территория пляжей должна быть благоустроена, озеленена (не менее 10% территории), иметь систему пешеходных дорожек, удобно связывающих здания, сооружения, секторы, площадки. Ширина и покрытия дорожек проектируются с учетом их назначения, интенсивности движения, климатических и местных условий.
    6.27.Граница акватории обозначается буйками или поплавками, расположенными через 25 - 30 м. В секторе для купания больных, находящихся на лечении по режиму 1, устанавливаются для отдыха на воде плотики через каждые 10 метров.
    7.Санитарная охрана лечебного пляжа
    7.1.Санитарная охрана лечебного пляжа, как и санитарная охрана всего курорта, должна быть направлена на сохранение основных свойств природных лечебных факторов, предохранение их от порчи, загрязнения и истощения.
    7.2.Лечебный пляж в соответствии с "Положением о курортах" находится в 1-й зоне санитарной охраны курорта. На территории пляжа запрещается постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство земляных и других работ, не связанных с его эксплуатацией.
    7.3.Район морского водопользования для лечебного пляжа по береговой протяженности определяется зоной фактического и перспективного развития курортного района (санатория), а в сторону моря - расстоянием не менее двух морских миль (~= 3,7 км).
    7.4.I пояс зоны санитарной охраны акватории устанавливается с целью предотвращения превышения установленных нормативных показателей микробного и химического загрязнения воды в пределах района фактического и перспективного водопользования от организованных выпусков сточных вод. Границы этого пояса по береговой протяженности и в сторону моря должны устанавливаться в соответствии с действующими "Правилами охраны от загрязнения прибрежных вод морей".
    7.5.II пояс зоны санитарной охраны акватории предназначается для предотвращения загрязнения воды района водопользования и I пояса зоны санитарной охраны со стороны моря от морских судов и промышленных объектов по добыче полезных ископаемых. Границы этого пояса определяются в сторону моря в соответствии с "Правилами охраны от загрязнения прибрежных вод морей" на расстоянии от 7 до 12 морских миль (~= 22 км) от ближайшего берега.
    7.6.Лечебный пляж на реках должен быть расположен не менее 500 м выше по течению от мест выпуска сточных вод, участков, используемых для хозяйственно-бытовых целей, стойбищ, водопоя скота.
    7.7.В непроточных водоемах (озера, пруды, лиманы, водохранилища) площадью до 10 кв. км, используемых для организации лечебных пляжей, не допускается сброс сточных вод и разведение водоплавающей птицы.
    8.Организация контроля за санитарным состоянием лечебных пляжей
    8.1.Контроль за санитарным состоянием пляжа (водного объекта, береговой зоны, сооружений) проводится администрацией санатория (курорта), а также органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке (перед началом купального сезона и в период купального сезона).
    8.2.При контроле за санитарным состоянием района лечебных пляжей необходимо оценивать следующие показатели:
    механический состав грунтов;
    соблюдение зонирования пляжа;
    благоустройство и оборудование пляжа;
    рекреационную нагрузку на пляж и водную поверхность;
    режим санитарной уборки и очистки пляжа;
    состав и качество воды и донных отложений по физическим, химическим и бактериологическим показателям;
    состав почвы по химическим, бактериологическим и гельминтологическим показателям.
    8.3.Показатели качества воды, донных отложений и почвы в районе лечебного пляжа должны отвечать требованиям, приведенным в Приложениях 9, 10. Эти требования распространяются на качество воды водотока в створе, расположенном в 1 километре выше зоны купания лечебного пляжа, а для непроточных водоемов (озера, водохранилища, моря) - в пределах от уреза воды до буйков и не менее 1 километра в обе стороны от границ лечебного пляжа.
    8.4.Санитарно-бактериологический контроль качества воды лечебных пляжей должен осуществляться по следующим показателям: определение лактозоположительных кишечных палочек, патогенных энтеробактерий (сальмонелл, шигелл, патогенных эшерихий), энтеровирусов, стафилококков, грибов рода Кандида, парагемолитических вибрионов <*>; донных отложений - по наличию ЛКП.
    --------------------------------
    <*> Определение парагемолитических вибрионов проводится по эпидпоказаниям в воде морских пляжей, допустимое количество - 1000 в 1 куб. дм.
    8.4.1.Основными микробиологическими показателями являются индекс лактозоположительных кишечных палочек и индекс колифагов. Вода считается пригодной для купания при индексе ЛКП не более 5000, индексе колифага не более 1000.
    8.4.2.В случае превышения допустимого числа ЛКП и колифагов, а также по эпидпоказаниям проводится определение дополнительных микробиологических показателей в воде и донных отложениях для выяснения источника и характера микробного загрязнения, проведения оздоровительных мероприятий или решения вопроса о закрытии пляжа. Дополнительными показателями фекального загрязнения и фактора риска острых кишечных инфекций являются E. Coli, энтерококки, патогенные энтеробактерии, энтеровирусы, показатели загрязнения микрофлорой кожи и слизистых человека - стафилококки, грибы рода Кандида <*>.
    --------------------------------
    <*> Сигнальное значение для регламентации нагрузки на пляже имеет количество стафилококков 100. E. Coli и энтерококка 2000 в 1 куб. дм, грибов рода Кандида 50 в 1 куб. дм.
    8.5.Отбор проб воды лечебных пляжей для контрольных исследований проводится ежегодно перед началом купального сезона на расстоянии 1 км выше по течению от зоны купания на водотоках и на расстоянии 0,1 - 1,0 км в обе стороны от нее на водоемах и в море, а также в границах зоны купания; в период купального сезона не менее чем в двух точках, выбранных в соответствии с характером, протяженностью и интенсивностью использования зон купания.
    8.6.Частота отбора проб устанавливается в каждом конкретном случае органами санитарно-эпидемиологической службы, но не менее двух раз по всем санитарно-химическим и бактериологическим показателям до начала купального сезона и не менее 2-х раз в месяц в период купального сезона. Для установления числа лактозоположительных кишечных палочек в период купального сезона пробы воды и донных отложений необходимо отбирать не менее 1 раза в неделю. Пробы воды и донных отложений отбирают до начала купания и в 12 - 14 часов, что позволит дифференцировать загрязнение за счет посторонних источников или самих купающихся, а также определить интенсивность процессов самоочищения.
    8.7.Санитарно-бактериологическая оценка почвы лечебных пляжей проводится по следующим показателям: определение лактозоположительных кишечных палочек и клостридиум перфрингенс. Количество лактозоположительных кишечных палочек не более 1 в 1,0 почвы свидетельствует об отсутствии патогенных бактерий. В случае превышения допустимого числа ЛКП и по эпидпоказаниям проводится определение дополнительных микробиологических показателей: E. Coli, энтерококков, грибов рода Кандида, а также патогенных бактерий.
    8.8.Контрольные исследования проб почвы пляжей проводятся по всем санитарно-химическим и санитарно-бактериологическим показателям 3 раза в год: весной, летом и осенью, а также по эпидпоказаниям (Приложение 10).
    Пробы почвы следует отбирать: вокруг возможных источников загрязнения, в местах наибольшего скопления людей и в теневых павильонах. Пробы отбираются в 4-х точках конвертообразно на участке 25 кв. м с последующим составлением среднего образца.
    8.9.Контроль за состоянием поверхности дна проводят ежегодно перед началом купального сезона (промер и водолазный осмотр поверхности дна с одновременным удалением стекла, железа и других предметов).
    8.10.Территория пляжа должна убираться ежедневно после закрытия пляжа. Пляж необходимо периодически выравнивать с рыхлением верхнего слоя.
    8.11.Уровень шума на лечебных пляжах не должен превышать 45 дБА в дневное время суток и кратковременно (в течение 1 мин.) не более 80 дБА.
    8.12.Администрация курорта (санатория), в ведении которой находится лечебный пляж, перед сезоном должна получить заключение СЭС о санитарно-эпидемиологическом благополучии береговой территории и воды и разрешение на их использование в лечебно-оздоровительных целях.