-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 24 ноября 2001 года
О парламентском контроле над военной организацией государства
- Принят
- Советом по железнодорожному транспорту СНГ
24 ноября 2001 года
Настоящий Закон определяет формы реализации полномочий и функций парламента в области демократического гражданского контроля над военной организацией государства - участника СНГ. Закон носит рекомендательный характер и служит основой для законодательной деятельности государств - участников СНГ по организации и осуществлению такого контроля.
В данном Законе парламентский контроль трактуется как центральный компонент более широкого демократического гражданского контроля над военной организацией государства.
Предметом регулирования данного Закона являются характер, направленность, формы и методы парламентского контроля над военной организацией.
1.Военная организация государства - совокупность органов и структур исполнительной власти, созданных и действующих в соответствии с конституцией и законами (государства - участника СНГ); предназначенных для обеспечения безопасности личности, общества и государства; имеющих право применения силовых средств и средств вооруженной борьбы и (или) осуществления специальных операций в рамках и случаях, установленных законом. Состав и структура военной организации государства определяется в законодательном порядке и приводится в соответствие с международными обязательствами государства.
Военная организация государства, с учетом особенностей государственного устройства отдельных государств - участников СНГ, может включать в себя:
а) вооруженные силы, войска, другие военизированные формирования и органы, предназначенные для отражения внешней агрессии и других угроз, связанных с применением извне военной силы против данного государства или выполнением государством его международных обязательств;
б) внутренние войска, другие военизированные формирования и органы, предназначенные для защиты конституционного строя, пресечения беспорядков, обеспечения охраны общественного порядка и безопасности внутри страны, борьбы с терроризмом, охраны государственной тайны;
в) пограничные войска;
г) органы и военизированные формирования, предназначенные для борьбы с преступностью;
д) органы государственной разведки и контрразведки;
е) органы и военизированные формирования, предназначенные для обеспечения правительственной связи;
ж) органы и войска гражданской обороны, военно-транспортные, а также предназначенные для преодоления последствий чрезвычайных ситуаций природно-экологического и социально-гуманитарного характера;
з) создаваемые на военное время специальные формирования.
Военизированные организации и формирования, не входящие в состав военной организации государства в том ее виде, как она законодательно определена (государством - участником СНГ), должны быть в законодательном порядке объявлены незаконными.
2.Парламентский контроль над военной организацией государства - центральный компонент демократического гражданского контроля - трактуется в контексте данного Закона как деятельность по созданию и обеспечению адекватного применения системы правовых установлений и административных мер, осуществляемых парламентом во взаимодействии с другими органами государственной власти и институтами гражданского общества в целях:
а) эффективного руководства вооруженными силами, войсками, военизированными формированиями и органами, входящими в состав военной организации государства, со стороны высших институтов гражданской политической власти, для обеспечения безопасности и защиты национальных интересов государства;
б) обеспечения политического нейтралитета (деполитизации) вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства;
в) деидеологизации вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства;
г) становления военной организации государства как неотъемлемого элемента правового государства, защиты гражданских прав и социальных интересов лиц, занятых в военной организации государства, и членов их семей, а также адаптации к гражданской жизни и защиты прав и интересов военнослужащих, уволенных с военной службы;
д) обеспечения максимально допустимой гласности и открытости военной организации; конструктивного взаимодействия военной организации государства со средствами массовой информации и общественными организациями, имеющими целью содействие защите гражданских, социальных и частных прав и интересов лиц, занятых в военной организации государства, и членов их семей, а также лиц, уволенных с военной службы.
3.Политический нейтралитет (деполитизация) вооруженных сил, войск, военизированных организаций и органов, входящих в состав военной организации государства, в контексте парламентского контроля предполагает законодательное обеспечение соблюдения следующих норм:
а) политическим партиям, общественным движениям и организациям запрещается вовлекать в свою деятельность военнослужащих и сотрудников вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, а также создавать подконтрольные себе военизированные и вооруженные формирования и организации;
б) военнослужащие и сотрудники вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, безусловно подчиняются распоряжениям и приказам легитимного государственного руководства, избранного, утвержденного или сформированного в соответствии с процедурами, определенными конституцией и законами (государства - участника СНГ), независимо от политической и идеологической ориентации этого государственного руководства;
в) военнослужащие и иной персонал вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, не имеют права заниматься политической деятельностью, выходящей за пределы, определенные служебными обязанностями; руководствоваться в своей служебной деятельности призывами, указаниями и решениями политических партий и политических движений, состоять членами политических партий и политических движений, сотрудничать с ними и содействовать им в их деятельности, участвовать в политической пропаганде и агитации;
г) в вооруженных силах, войсках, военизированных формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства, запрещается создание политических организаций и деятельность политических партий и движений;
д) при условии соблюдения требований политического нейтралитета, определенных данной статьей, военнослужащие и гражданский персонал вооруженных сил, войск, вооруженных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, не могут быть ограничены в назначении на занимаемые должности или подвергаться снятию с них по политическим мотивам.
4.Деидеологизация вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, означает правовое и административное недопущение того, чтобы в своей служебной и профессиональной деятельности военнослужащие и сотрудники указанных сил, войск, формирований и органов руководствовались идеологическими, политическими, мировоззренческими или религиозными взглядами и убеждениями, если последние противоречат конституции и законам, должностным инструкциям, приказам и распоряжениям, определяющим их служебную деятельность.
5.Политическая деятельность в контексте данного Закона трактуется как:
а) индивидуальные или коллективные действия с целью оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей;
б) индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан;
в) участие в работе органов государственной власти или местного самоуправления на выборных должностях;
г) содействие индивиду, политическим партиям, общественным движениям, организациям и объединениям, участвующим в выборах в органы государственной власти или местного самоуправления, в проведении политической пропаганды и агитации;
д) членство в организации, фактически ведущей политическую деятельность в соответствии с определением в предшествующих пунктах данной статьи, сотрудничество с данной организацией или содействие ей.
Парламент (государства - участника СНГ) осуществляет контроль над военной организацией (государства - участника СНГ) посредством:
а) принятия законов, определяющих механизм и порядок управления военной организацией государства, ее функционирования и взаимодействия с гражданскими институтами государственной власти, общественными организациями и средствами массовой информации; гарантирующих защиту гражданских, социальных и частных прав военнослужащих и сотрудников вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, и обеспечение их социальных интересов;
б) утверждения бюджета вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в военную организацию государства, а также контроля за выполнением бюджета и привлечением внебюджетных источников финансирования деятельности военной организации;
в) утверждения состава, структуры и штатной численности военнослужащих и сотрудников вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в военную организацию государства;
г) ратификации и денонсации международных соглашений и договоров, содержащих обязательства по ограничению и сокращению вооружений и вооруженных сил, а также использованию и ограничению использования вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства;
д) рассмотрения ключевых вопросов обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также функционирования военной организации государства и ее составных частей в форме парламентских слушаний, парламентских и депутатских запросов и расследований;
е) законодательного регулирования соблюдения гражданских, социальных и личных прав и интересов военнослужащих и сотрудников вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, а также учета и реализации предложений граждан, общественных организаций и средств массовой информации по вопросам деятельности военной организации государства, соблюдения гражданских, социальных и личных прав военнослужащих и сотрудников сил, войск, формирований и органов, входящих в эту организацию;
ж) рассмотрения и оценки военно-политической ситуации, утверждения введения и отмены чрезвычайного и военного положения, объявления состояния войны и заключения мира;
з) законодательного регулирования вопросов использования вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов за пределами национальных границ (государства - участника СНГ) и присутствия вооруженных сил других государств в пределах национальных границ (государства - участника СНГ).
1.Парламент (государства - участника СНГ) принимает в установленном конституцией (государства - участника СНГ) порядке законы, регламентирующие и определяющие систему управления военной организацией государства; полномочия и функции институтов и органов государственной власти по управлению этой организацией; порядок использования и применения входящих в нее вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов; цели, задачи и полномочия вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в военную организацию государства. Парламент законодательно обеспечивает гарантии соблюдения гражданских, социальных и частных прав военнослужащих и сотрудников указанных сил, войск, формирований и органов, а также регулирует другие вопросы функционирования военной организации государства и управления ею.
2.При разработке, принятии и контроле осуществления законодательных норм, относящихся к вопросам, перечисленным в пункте 1 данной статьи Закона, парламент, в частности, в законодательном порядке:
а) запрещает создание, функционирование и существование вооруженных сил, войск, военизированных формирований и организаций, не входящих в военную организацию государства или не подотчетных конституционно учрежденным органам государственной власти и не контролируемых ими;
б) законодательно обеспечивает условия, при которых вооруженные силы, войска, военизированные формирования и органы, входящие в состав военной организации государства, не приобретали бы способности к выполнению задач, выходящих за рамки, определенные законами, в соответствии с которыми созданы данные силы, войска, формирования и органы;
в) обеспечивает правовые основания для привлечения к персональной служебной и уголовной ответственности лиц, наделенных командными полномочиями, за отдание приказов и распоряжений, противоречащих конституции, национальному законодательству (государства - участника СНГ) и / или международному праву;
г) законодательно обеспечивает политический нейтралитет военной организации государства и ее деидеологизацию;
д) законодательно устанавливает, что рассмотрение гражданских и уголовных судебных дел, не являющихся должностными правонарушениями, в отношении военнослужащих и иного персонала военной организации государства является компетенцией гражданских судов, руководствующихся соответствующим законодательством.
1.Парламент по представлению правительства (главы государства) принимает решение о порядке, структуре и размерах финансирования вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, из средств государственного бюджета, а также допустимости, формах и размерах привлечения внебюджетных источников финансирования.
2.Парламент запрашивает, а правительство (глава государства) обязано предоставить парламенту информацию, в том числе содержащую государственную тайну, необходимую для принятия обоснованного и компетентного решения по финансированию вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в военную организацию государства.
3.Информация об общей структуре и размерах бюджетных ассигнований на деятельность и развитие военной организации государства, включая распределение бюджетных средств между разделами и группами статей бюджета на национальную оборону и обеспечение безопасности, является открытой.
Разделы и статьи государственного бюджета, относящиеся к финансированию военной организации государства, могут быть отнесены к закрытым, не подлежащим публичному обсуждению и разглашению только на основе закона о государственной тайне, если их содержание прямо соответствует перечням типов информации, не подлежащей разглашению, закрепленным в законе о государственной тайне. Такие разделы и статьи обсуждаются и утверждаются на закрытых заседаниях парламента.
4.Запрещается использование средств государственного бюджета, выделенных на финансирование военной организации государства, на другие цели, выходящие за рамки обеспечения безопасности государства, поддержания и развития его военной организации.
5.Для контроля за соответствием реального расходования средств утвержденным бюджетным ассигнованиям парламент запрашивает, а правительство (глава государства) предоставляет ежегодный отчет об исполнении государственного бюджета в части финансирования военной организации государства.
Правительство (глава государства) также предоставляет парламенту всю информацию о текущем материально-финансовом положении военной организации государства, необходимую для обоснованной и компетентной оценки положения дел в военной организации государства.
1.Парламент по представлению правительства (главы государства) принимает решение о составе, структуре и штатной численности вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства.
2.Парламент запрашивает, а правительство (глава государства) обязано предоставить парламенту информацию, в том числе содержащую государственную тайну, необходимую для принятия обоснованного и компетентного решения по определению состава и штатной численности вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в военную организацию государства, включая информацию относительно их реального состава и реальной (списочной) численности.
1.Парламент по представлению правительства (главы государства) принимает закон о государственной тайне, содержащий, в частности, исчерпывающий перечень сведений, относящихся к военной организации государства, запрещенных к опубликованию в средствах массовой информации или разглашению иным образом.
2.Парламент законодательно определяет перечень сведений, относящихся к военной организации государства, подлежащих обязательному оглашению, в том числе опубликованию в средствах массовой информации, позволяющий гражданам - налогоплательщикам и общественным организациям составить компетентное и обоснованное суждение о положении дел и состоянии военной организации государства.
3.Перечень сведений, упомянутый в пункте 2 настоящей статьи, включает в себя, в частности, все сведения, относящиеся к военной организации государства и ее функционированию, которые подлежат передаче международным организациям и иностранным государствам в рамках действующих международно-договорных обязательств и международных соглашений (государства - участника СНГ).
4.Парламент обеспечивает персональную ответственность парламентариев за неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, предоставленных членам парламента при обсуждении вопросов состава, структуры, штатной численности и финансирования военной организации государства.
1.В законы, определяющие статус военнослужащих и сотрудников сил, войск, формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, а также регулирующие деятельность общественных движений и политических партий, вносятся положения, обеспечивающие политический нейтралитет (деполитизацию) военной организации государства, военнослужащих и сотрудников входящих в нее сил, войск, формирований и органов.
2.В случае нарушения политическими партиями и общественными движениями требований о соблюдении политического нейтралитета (деполитизации) военной организации государства в том его виде, как он определен в пункте 3 статьи 1, парламент ставит перед судебными властями вопрос о принятии мер к уличенным в этом политическим партиям или движениям, вплоть до их запрещения.
3.В случае нарушения военнослужащими и гражданским персоналом сил, войск, формирований и органов, входящих в военную организацию государства, требований политического нейтралитета военной организации государства в том его виде, как он определен в пункте 3 статьи 1, или их прямого участия в политической деятельности в том ее виде, как она определена в пункте 5 статьи 1, парламент требует от руководства военной организацией государства немедленного принятия мер по ликвидации нарушений и обеспечению безусловного соблюдения политического нейтралитета военной организации государства.
4.Парламент обеспечивает законодательные гарантии верующим военнослужащим относительно возможности во внеслужебное время осуществлять религиозные отправления и обряды.
1.Направление военного персонала, входящего в состав военной организации государства, за рубеж для осуществления деятельности вне пределов государства в мирное время может осуществляться только с ведома и согласия парламента в соответствии с принятыми в (государстве - участнике СНГ) процедурами в следующих случаях:
- для участия в международных операциях по поддержанию мира по мандату Организации Объединенных Наций (в соответствии с положениями главы VI Устава ООН);
- для участия в региональных международных операциях по поддержанию мира по решению региональной межгосударственной организации (в соответствии с положениями глав VI и VIII Устава ООН);
- для участия в осуществлении принудительных мер по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушении мира и актов агрессии (в соответствии с положениями главы VII Устава ООН);
- для участия в действиях по оказанию гуманитарной помощи, а также помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- для реализации международных договоров и соглашений, в том числе об оказании военной и военно-технической помощи, заключенных данным государством и ратифицированных парламентом.
2.Направление военного персонала, входящего в состав военной организации государства, за рубеж для осуществления деятельности вне пределов государства в мирное время в случаях иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также без соответствующего решения парламента (государства - участника СНГ) не допускается.