-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств
Норма от 29 ноября 1999 года

Нормы пожарной безопасности. Вагоны пассажирские международного сообщения между государствами-участниками СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой. Требования пожарной безопасности

Принята
Советом по железнодорожному транспорту СНГ
29 ноября 1999 года
    1.Вводная часть
    1.1.Настоящие Нормы определяют требуемый на данном этапе развития вагоностроения уровень противопожарной защиты пассажирских вагонов для перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте и направлены на снижение материальных потерь в результате пожаров в вагонах.
    1.2.Настоящие Нормы должны выполняться при строительстве, реконструкции (модернизации), ремонтах в объеме КВР, КР-1, КР-2, ДР и эксплуатации на железных дорогах колеи 1520 мм пассажирских вагонов локомотивной тяги всех типов и являются обязательными для всех юридических и физических лиц и других министерств и ведомств, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Для вагонов - электростанций, вагонов - ресторанов, вагонов с буфетом, почтовых и багажных, вагонов - лабораторий и спецвагонов. Нормы должны быть дополнены отдельными специальными требованиями с учетом специфики их назначения и согласованы с железнодорожными администрациями.
    1.3.Пассажирские вагоны, построенные до введения настоящих Норм, не прошедшие модернизации, должны соответствовать техническим условиям и конструкторской документации, по которым они строились.
    1.4.Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно-техническими мероприятиями.
  1.        1.5. Вероятность воздействия опасных факторов пожара (ОФП)  на 
       пассажиров для эксплуатируемых пассажирских вагонов,  рассчитанная 
       по Методике,  приведенной в  Приложении  1,  не  должна  превышать 
                     -6 
       нормативной 10   в расчете на отдельного пассажира. 
  2. 1.6.Настоящие Нормы пожарной безопасности должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.
    2.Требования к материалам и конструкциям внутреннего оборудования
    2.1.На неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании пассажирских вагонов, в зависимости от их назначения должны быть документально подтвержденные испытаниями пожаротехнические характеристики, включающие показатели горючести, распространения пламени, дымообразующей способности и токсичности газообразных продуктов горения в соответствии с ГОСТами, действующими нормативными требованиями.
    Определение показателей пожарной опасности материалов должно производиться организациями, аттестованными и имеющими лицензии на данный вид деятельности.
    Все вновь разрабатываемые к применению в конструкциях вагонов неметаллические материалы и системы противопожарной защиты должны согласовываться Главным инспектором по пожарному надзору и Главным санитарным врачом на железнодорожном транспорте и иметь сертификаты пожарной безопасности и гигиенической, являющиеся обязательной составной частью сертификата соответствия.
    2.2.Из материалов одной группы горючести и (или) распространения пламени должны выбираться материалы, имеющие более лучшие показатели по дымообразующей способности и токсичности.
    2.3.Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании при строительстве пассажирских вагонов и ремонтах, в зависимости от их назначения, должны быть:
    2.3.1.При строительстве вагонов и ремонте их в объеме КВР:
    - негорючие - для изготовления потолков, подшивки изоляции крыши, воздухоотвода вентиляционной установки, каркасов диванов и спальных полок;
    - негорючие или трудногорючие - для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторных батарей, перегородок, багажных полок, мебели, рундуков, обшивки стен и дверей, деревянных закладных деталей, обрешетки стен, потолков и крыши;
    - трудновоспламеняемые - для гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентустановки, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб водоснабжения, баков водоснабжения и труб отопления, корпусов аккумуляторов. При использовании аккумуляторов с металлическим корпусом допускается использование изоляционных резиновых чехлов;
    - медленно распространяющие пламя - для изготовления занавесей, штор, обивки диванов, спальных полок и кресел, покрытия полов, облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, рундуков, мебели.
    2.3.2.При ремонтах вагонов в объеме КР-2:
    - негорючие - при замене потолков, подшивки крыши, воздуховода вентиляционной установки;
    - негорючие или трудногорючие - при замене рундуков, перегородок, каркасов диванов и спальных полок, багажных полок, мебели, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, деревянных закладных деталей и обрешетки, стен, потолков и крыши;
    - трудновоспламеняемые - при замене гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной установки, термоизоляции труб водоснабжения, звукоизоляции потолков;
    - медленно распространяющие пламя - при замене штор, обивки диванов, спальных полок и кресел, покрытия полов, для облицовки поверхностей стен, перегородок, мебели.
    2.3.3.При ремонте вагонов в объеме КР-1:
    - негорючие - при замене потолков, подшивки крыши, воздуховода вентиляционной установки;
    - негорючие или трудногорючие - при замене каркасов диванов и спальных полок, багажных полок, мебели, рундуков, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, деревянных закладных деталей и обрешетки стен и крыши, перегородок;
    - трудновоспламеняемые - при замене гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной установки, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб водоснабжения, баков водоснабжения и труб отопления;
    - медленно распространяющие пламя - при замене штор, занавесей, обивки диванов, спальных полок и кресел, покрытия полов, облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, рундуков, мебели.
    2.4.Конструкции диванов, полок и кресел не должны распространять горение при испытании по Методике, приведенной в Приложении 4.
    2.5.Данные требования не распространяются на мелкие детали (типа: крючки, втулки, плафоны, таблички, декоративные решетки) массой не более 100 г, а также уплотнительные и герметизирующие материалы, рассеиватели светильников, щитки фотосхем, конструкции пола (изоляцию, обрешетку, настил), кроме напольного покрытия.
    2.6.Пожаробезопасность вагонов новой постройки оценивается по результатам натурных огневых испытаний базовой модели, а в дальнейшем при внесении принципиальных изменений в систему его противопожарной защиты по мере необходимости и требованию заказчика.
    Допускается проведение натурных огневых испытаний на макете отсека вагона.
    3.Требования к отоплению и водоснабжению
    3.1.При использовании в конструкциях ограждения котельного отделения и нише кипятильника огнезащищенных облицовочных материалов, они должны защищаться от возгорания металлическим листом по негорючему или трудногорючему изоляционному материалу толщиной не менее 5 мм.
    При строительстве и ремонте вагонов в объеме КВР котельное отделение должно выделяться в замкнутый блок, отделенный от других помещений перегородками из негорючих или трудногорючих материалов, исключающими возможность попадания искр в межпотолочное пространство и другие помещения вагона. В зависимости от типа и конструкции вагона по согласованию с заказчиком в объем котельного отделения допускается включать пространство над потолком от фрамуги концевой стены до фрамуги служебного отделения.
    Для вагонов с установкой кондиционирования воздуха крышевого моноблочного исполнения допускается в объеме котельного помещения включать все пространство над потолком тамбура, туалета и служебного отделения.
    3.2.Полы и стены котельного отделения должны иметь уплотнения из негорючего материала во всех местах прохода через них трубопроводов.
    3.3.Вывод дымовытяжных труб, котлов, бойлеров, кипятильников и плиток наружу вагона должен производиться через специальные противоположные разделки, которые должны удовлетворять следующим требованиям:
    3.3.1.Для вагонов, проходивших ремонты в объеме КВР, КР-1, КВР-2, разделка дымовытяжных труб, проходящих через горючие конструкции вагона, должны соответствовать проекту ПКБ ЦВМ-590, а для вагонов постройки Германии после 1978 г. - альбомным чертежам завода - изготовителя.
    3.3.2.Разделки дымовытяжных труб, проходящих сквозь негорючие конструкции вагона, должны иметь металлический экран (кожух) замкнутого контура с изоляцией из негорючего материала толщиной не менее 8 мм. Зазор между дымовытяжной трубой и металлическим экраном (кожухом) должен быть:
    - для труб диаметром до 90 мм - не менее 8 мм;
    - для труб диаметром до 120 мм - не менее 12 мм;
    - для труб диаметром до 260 мм - не менее 25 мм.
    3.3.3.Противопожарные разделки дымовых труб, установленные в крыше, должны исключать возможность проникновения через них искр внутрь вагона.
    3.4.Дымовытяжные трубы на всем протяжении внутрь вагона должны быть изолированы негорючими или трудногорючими изоляционными материалами или закрыты экранами (кожухами) с воздушными прослойками, с размерами, соответствующими п. 3.5.
    3.5.Дымовытяжная труба котла водяного отопления с отдельным расширителем на всем протяжении выше водяной рубашки должна быть заключена в металлический экран с отверстиями для циркуляции воздуха. Расстояние между дымовой трубой и экраном должно быть не менее 25 мм.
    Для вагонов, проходящих ремонты в объеме КВР, КР-1, КР-2 конструкции крыши вокруг разделки, выполненные из горючих материалов, должны быть защищены негорючими материалами толщиной 10 мм и иметь воздушную прослойку 20 - 25 мм.
    3.6.Конструкции противопожарных разделок дымовых труб котла, кипятильника и плитки должны допускать в условиях эксплуатации осуществление контроля за их техническим состоянием и правильностью установки на вагоне.
    3.7.Для расчетов размеров противопожарных разделок дымовых труб котла, кипятильника, плитки должны быть приняты следующие данные:
    - температура поверхности дымовой трубы, омываемой дымовыми газами, +800 град. C;
    - температура поверхности, омываемой водой, +100 град. C.
    3.8.Температура на поверхности конструкций из горючих материалов, обращенных к теплоизлучающим поверхностям с температурой +80 град. C и выше, не должна превышать +60 град. C, а на поверхностях из огнезащищенных материалов (например: ОДБСП, ОФП, ОДВП, древесина, подвергнутая глубокой пропитке) +120 град. C.
    3.9.При оборудовании вагона установкой нагрева теплоносителя на жидком топливе необходимо руководствоваться НТД и КД на модернизацию, согласованными железнодорожными администрациями.
    4.Требования к системе вентиляции
    4.1.Монтаж электропроводов внутри воздуховодов не допускается, за исключением подводки к аппаратам и приборам, установленным непосредственно внутри воздуховодов, с соблюдением мероприятий пожарной безопасности (в соответствии с пунктами раздела 5).
    4.2.Электрокалориферы должны иметь устройство, предупреждающее их перегрев.
    4.3.Конструкция дефлекторов естественной вентиляции и заборных жалюзи не должна допускать попадания искр внутрь вагона на стоянках и при движении.
    4.4.Для ограничения распространения опасных факторов пожара по воздуховоду вагона, в нем должна устанавливаться противопожарная заслонка, автоматически и (или) вручную перекрывающая воздуховод.
    5.Требования к системе электрооборудования
    5.1.Общие требования.
    5.1.1.Электрооборудование вагона должно отвечать требованиям:
    - по аппаратам электрическим;
    - по электрическим машинам;
    - по безопасности.
    Допускается применение электрооборудования по другим ГОСТ, ОСТ, ТУ или стандартам других стран по согласованию с заказчиком, в установленном порядке. При этом, показатели, влияющие на их пожарную безопасность, должны быть не ниже аналогичных показателей отечественного электрооборудования, что подтверждается сертификатом соответствия. Электрооборудование должно соответствовать технической документации и принципиальной электрической схеме. Изменения в электрооборудовании и в электрической схеме допускаются только после изменения технической документации в установленном порядке и согласования с заказчиком.
    Пассажирские вагоны не модернизированные эксплуатируются по существующей на них документации.
    5.1.2.Конструкции аппаратов, узлов и электропроводок должны исключать во время эксплуатации вагона снижение сопротивления изоляции элементов электрооборудования напряжением до 1000 В ниже значений "Норм сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В пассажирских вагонов", данных в Приложении 5.
    5.1.3.Сопротивление изоляции электрооборудования номинальным напряжением 3000 В постоянного и однофазного переменного тока, собранного в одном каркасе, блоке или ящике, в холодном состоянии должно быть не менее 5 МОм при нормальных климатических условиях.
    5.1.4.Все электрооборудование напряжением выше 110 В постоянного тока и выше 42 В переменного тока должно иметь надежное заземление на корпус (кузов) вагона. На каждую тележку устанавливаются две перемычки между кузовом вагона и рамой тележки и две перемычки между рамой тележки и буксами. Сечение перемычек определяется расчетом, но по условиям механической прочности должно быть для каждой перемычки не менее 12,5 кв. мм. Сопротивление каждого контакта защитного заземления должно быть не более 0,01 Ом.
    5.1.5.Ящик с высоковольтной коммутационной аппаратурой должен быть расположен под вагоном на раме. Ящик должен быть снабжен замком под специальный ключ, используемый для междувагонных электрических высоковольтных соединений и иметь уплотнение от проникновения внутрь ящика влаги, пыли и грязи, а также устройство в днище для стока конденсата.
    5.1.6.Все аппараты и узлы высоковольтного электрооборудования (нагревательные элементы печей и калориферы, реле, блокировки, провода и др.) должны обеспечивать нормальную работу при колебаниях напряжения от 2200 до 4000 В постоянного тока и 2200 до 3600 В переменного тока.
    5.1.7.Электрооборудование вагона не должно повреждаться под действием коммутационных, индуктивных перенапряжений и при резких колебаниях напряжений в пределах, установленных техническими условиями.
    5.1.8.Крепления электрических контактных соединений должны иметь устройства против самоотвинчивания.
    5.1.9.Электрооборудование должно иметь селективную защиту цепей потребителей от коротких замыканий и перегрузок. Защита электрических цепей напряжением до 1000 В должна быть выполнена автоматическими выключателями или предохранителями с плавкими вставками.
    В низковольтных цепях постоянного тока при двухпроводной изолированной системе защита должна осуществляться как в плюсовой, так и в минусовой шинах (проводах). Номинальный ток предохранителя не должен быть больше допустимого тока защищаемых проводов и кабелей.
    5.1.10.Низковольтное (до 1000 В) оборудование постоянного тока в нормальном режиме должно быть выполнено по двухпроводной системе, изолировано от "корпуса" вагона и иметь сигнализацию о снижении сопротивления изоляции.
    5.1.11.Ниши всех распределительных щитов и пускорегулирующей аппаратуры должны быть изолированы от горючих материалов конструкции негорючими или трудногорючими изоляционными материалами толщиной не менее 5 мм. Конструкция ниши распределительных щитов и пускорегулирующей аппаратуры должна предотвращать распространение пламени по вагону в случае его возникновения в нише, щите и должна позволять легко производить осмотр, ремонт и проверку состояния электрооборудования.
    5.1.12.Конструкции из горючих материалов, на которых располагаются электронагревательные приборы (например, электропечи для отопления), должны быть изолированы металлическим листом толщиной не менее 0,5 мм по негорючему или трудногорючему изоляционному материалу толщиной 5 мм. При этом от верхнего края электронагревателя до края изоляции должно быть не менее 50 мм. Для светильников с лампами накаливания толщина изоляции должна быть не менее 2,8 мм, допускается без металлического листа.
    5.1.13.Температура на поверхности наружных кожухов электронагревателей (электропечей для отопления) не должна превышать +60 град. C. Температура на поверхности всех элементов электрооборудования и защитных поверхностей должна иметь значения, исключающие возможность возгорания близлежащих элементов и конструкций.
    5.2.Требования к электропроводкам.
    5.2.1.Электропроводки должны выполняться кабельными изделиями и соответствовать нормативным требованиям по применению марок кабельных изделий для выполнения электропроводок, согласно табл. 1.
    Таблица 1
    Способы прокладки электропроводки Прокладка по конструкциям
    из горючих материалов из трудновоспламеняемых материалов из негорючих материалов
    а) Монтаж проводов и кабелей с ограниченной подвижностью
    Металлические короба, трубы С подкладкой негорючих материалов 1 Непосредственно Непосредственно
    Металлорукава С подкладкой негорючих материалов 1, 2 Непосредственно Непосредственно
    Жгуты - - Непосредственно в пульте управления, подвагонных ящиках и нишах распределительных щитов
    б) Открытые электропроводки к подвижным токоприемникам и спуски к токоприемникам (подвижным и неподвижным)
    Незащиненные электропровода и кабели В металлорукавах или защищенных оболочках из материалов, медленно распространяющих пламя
    С подкладкой под металлорукава или защитные защитные оболочки негорючих материалов 1 Непосредственно Непосредственно
    Провода и кабели с изоляцией, нераспространяющей горение, в прокладке к светильникам тамбуров С подкладкой негорючих материалов 1 Непосредственно Непосредственно

    Примечание к таблице 1 п. 5.2.
    1. Прокладка из негорючих или трудногорючих теплоизоляционных материалов толщиной не менее 2,8 мм должна выступать с каждой стороны трубы, металлорукава или короба не менее, чем на 15 мм. В условиях возможности воздействия дизельного топлива или смазочных масел прокладка должна быть армирована металлическим листом толщиной не менее 0,5 мм.
    2. Прокладка из негорючих или трудногорючих теплоизоляционных материалов (например, тканей, базальтового картона и т.д.) толщиной не менее 2,8 мм должна защищать горючие сплошным слоем вокруг металлорукава в случае его прокладки внутри конструкций, выполненных из горючих материалов. В остальных случаях допускается прокладка металлорукавов согласно примечанию п. 1.
    3. Для защиты от механических повреждений незащищенных электропроводов и кабелей, прокладываемых под вагоном, допускается применение материалов типа брезент с водоотталкивающей пропиткой, кожа и т.д.
    4. Прокладка электропроводки по конструкциям из трудногорючих фанерных плит, облицованных огнезащищенным бумажнослоистым пластиком, осуществляется непосредственно.


    5.2.2.Прочие требования к электропроводкам:
    - места прохода труб, металлорукавов и трубок через перегородки, места установки штепсельных розеток, выключателей, светильников с лампами накаливания и другой аппаратуры в зависимости от конструкции, изолируются от контакта с конструкциями вагона из горючих материалов негорючими или трудногорючими теплоизоляционными материалами толщиной 2,8 - 3 мм. Штепсельные розетки и выключатели открытой проводки, светильники с лампами накаливания допускается устанавливать непосредственно на конструкциях из трудногорючих материалов, облицованных огнезащитными материалами. При этом должно обеспечиваться плотное прилегание розеток и выключателей к основаниям конструкций;
    - на концы проводов (или кабелей), присоединяемых к люминесцентным светильникам, выключателям, указателям занятости туалета с лампой накаливания до 15 Вт и др. аппаратам, не имеющим повышенного нагрева в эксплуатации, должны одеваться поливинилхлоридные трубки;
    - на концы проводов и кабелей (кроме термостойких), присоединяемых к электропечам, светильникам с лампами накаливания и другим аппаратам, имеющим температуру нагрева в месте присоединения проводов в рабочем состоянии выше 65 град. C, а также к штепсельным розеткам, должны одеваться термоизоляционные трубки. На концы проводов и кабелей, присоединяемых к штепсельным розеткам и светильникам для чтения, могут одеваться поливинилхлоридные трубки, закрепленные ПВХ лентой. В качестве маркировочных трубок допускается использовать поливинилхлоридные трубки;
    - чехлы для защиты электропроводов от механических повреждений внутри вагона должны изготавливаться из материалов с индексом распространения пламени I < 20.
    5.3.Требования к конструкциям для выполнения монтажа электропроводок с ограниченной подвижностью:
    а) трубы, детали их соединения, ответвительные (соединительные) коробки, короба и кабельные каналы должны быть очищены от пыли, грязи, масла, посторонних предметов, продуты и защищены от коррозии; острые кромки и грат не допускаются;
    б) трубы, металлорукава, короба, ответвительные коробки должны быть надежно закреплены на конструкциях вагона;
    в) кабельные каналы, выполняемые в полу вагона, должны быть уплотнены от попадания жидкостей во внутренние полости.
    Допускается применение лабиринтных дренажных канавок;
    г) на концах металлических труб и металлорукавов должны быть установлены защитные элементы, исключающие касания проводов и кабелей об их кромки;
    д) радиус изгиба труб должен быть не менее 2,5 наружных диаметров этих труб; в местах изгиба допускается овальность в пределах до 15% от наружного диаметра трубы;
    е) соединения стальных или алюминиевых труб между собой должны выполняться на резьбовых муфтах с контргайками; под вагонами и в местах возможного воздействия жидкостей - места соединений дополнительно должны уплотняться льняной прядью, пропитанной цинковыми белилами (для алюминиевых труб), железным или свинцовым суриком (для стальных труб);
    ж) трубы должны соединяться с соединительными коробами, ящиками, шкафами и др. аппаратами (жестко закрепленными на конструкциях вагонов) в зависимости от конструкции ввода этих аппаратов резьбовыми или др. соединениями, обеспечивающими необходимую в данном месте плотность. Ввод проводов и кабелей в шкафы, коробки и др. аппараты внутривагонного электрооборудования должен осуществляться в зависимости от конструкции ввода этих аппаратов;
    з) трубопровод (трубопроводы) для высоковольтной магистрали, прокладываемой под вагоном, должен быть испытан на плотность;
    и) внутренние полости коробов и места их соединений должны иметь исполнения, исключающие повреждения изоляции проводов и кабелей;
    к) монтаж проводов и кабелей должен исключать перетирание их изоляции.
    5.3.1.Совместная прокладка проводов электрических цепей напряжением до 1000 В и выше 1000 В в одних и тех же трубах и коробах не допускается.
    5.3.2.Наращивание проводов пайкой запрещается. Соединение проводов разрешается делать на зажимах соединительных планок, на зажимах аппаратов и с применением пайки при присоединении к приборам, имеющим паяное соединение. В отдельных случаях допускается соединение проводов с помощью болтов и пайки в местах, предусмотренных чертежами.
    5.3.3.Провода внутри аппаратов пультов, ящиков и ответвительных коробок должны быть уложены без натяжения, надежно закреплены и не мешать работе аппаратов.
    5.3.4.Провода в аппаратах, коммутирующих ток, должны быть уложены так, чтобы образующаяся при разрыве дуга не могла повредить их изоляцию. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать расстояния по воздуху от точек присоединения до заземленных частей.
    5.3.5.Контактные соединения в соответствии с конструкторской документацией должны быть покрыты термоиндикаторной краской.
    5.3.6.Температура нагрева проводов и кабелей в жгутах, проложенных внутри электрораспределительных щитов и за их пределами, не должна превышать допустимой температуры на жиле отдельных проводов и кабелей.
    5.3.7.Электрические цепи, короткое замыкание которых не может привести к пожароопасному разогреву проводов, т.е. току короткого замыкания, равному по величине рабочему току нагрузки (например: вторичные (слаботочные) цепи к термоконтакторам, термосопротивлениям, шлейфы пожарной сигнализации, цепи радио и телефона, кабели или провода от антенн, цепи информационной, видео- и аудиосистем и т.п.), прокладываются проводами и кабелями непосредственно по конструкциям из огнезащитных материалов. При этом допускается прокладывать провода в поливинилхлоридных трубках.
    6.Требования к оснащению средствами пожаротушения
    6.1.Пассажирские вагоны должны оснащаться первичными средствами пожаротушения. Обеспечение пассажирских вагонов первичными средствами пожаротушения и их размещение должно производиться в соответствии с Нормами оснащения подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденными на 25 заседании Совета по железнодорожному транспорту.
    6.2.Пульт управления комплексом электрооборудования вагона должен быть оснащен установкой автоматического пожаротушения (автоматическим огнетушителем).
    6.3.Пассажирские вагоны при строительстве и проведении КВР должны оборудоваться установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы водоснабжения.
    7.Требования к средствам оповещения о пожаре
    7.1.Пассажирские вагоны должны оборудоваться устройствами экстренной связи "проводник - штабной вагон - локомотив". Оснащение устройствами экстренной связи производится заказчиком в пунктах приписки вагонов при постановке их в поезд.
    7.2.Новые пассажирские вагоны должны оборудоваться автоматическими установками пожарной сигнализации (УПС), способными обнаруживать и оповещать о признаках пожара в контролируемых помещениях.
    7.3.УПС должна состоять из пожарных извещателей, пожарного приемно-контрольного прибора (ППКП) и линий связи извещателей с ППКП.
    7.4.ППКП должен выдавать акустическую и оптическую информацию с указанием места возникновения загорания, автоматически определять неисправности (короткое замыкание, обрыв) в линиях связи, а также должен иметь возможность периодической проверки исправности всей УПС.
    7.5.Пожарные извещатели должны реагировать на дымовые и (или) тепловые признаки пожара.
    7.6.Тепловые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении внутри объема контролируемого помещения значений максимальной температуры и (или) скорости нарастания температуры, установленных техническими условиями на УПС.
    7.7.Дымовые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях определенных значений задымленности, установленных техническими условиями на УПС.
    7.8.Контролируемые помещения, количество, типы и пределы срабатывания пожарных извещателей, а также места и способы размещения извещателей, должны выбираться на стадии проектирования вагона и подтверждаться результатами испытаний на вагоне каждой модели.
    7.9.Конструкция и исполнение монтажа пожарных извещателей на вагоне должны обеспечивать легкосъемность их с применением специального инструмента.
    7.10.Оборудование пассажирских вагонов установками пожарной сигнализации должно производиться при постройке, а также при производстве капитально-восстановительного ремонта и модернизации.
    8.Требования к огнезадерживающим конструкциям
    8.1.При строительстве и производстве ремонтов в объеме КВР в пассажирских вагонах должна устанавливаться огнезадерживающая перегородка между купе проводников и пассажирским салоном, а в купейных вагонах и между купе, разделяющими пассажирский салон не менее, чем на три блока.
    Межпотолочное пространство в вагонах некупейного типа и над большим коридором вагона купейного типа должно быть разделено не менее, чем на три зоны путем установки огнезадерживающих фрамуг.
    8.2.Огнезадерживающая перегородка между купе проводников и пассажирским салоном должна быть доведена до металлической обшивы кузова по контуру: крыша - боковые стены. Входящие в состав перегородки стойки обрешетки боковых стен должны быть выполнены из негорючего или трудногорючего материала. Технологические зазоры между щитом перегородки и металлов обшивки крыши и в пазах стоек обрешетки внутренней обшивы боковых стен должны быть уплотнены набивкой из негорючего или трудногорючего материала и обладать такой же огнестойкостью, как и сама перегородка.
    Щит огнезадерживающей межкупейной перегородки должен быть доведен до металла подшивки изоляции крыши и облицовки обшивки боковой стены и пола. Технологические зазоры по контуру примыкания щита перегородки к подшивке изоляции крыши и облицовке боковой стены должны быть перекрыты негорючим или трудногорючим материалом и обеспечивать такую же огнестойкость, как и щит.
    8.3.Предел огнестойкости огнезадерживающих перегородок, определенный по "Методике испытаний на огнестойкость внутривагонных огнезадерживающих конструкций" (Приложение 6), - 15 мин. и при этом перегородки должны обладать следующими свойствами:
    - в течение 15 мин. средняя температура на необогреваемой стороне не должна превышать первоначальную более, чем на 139 град. C, а максимальная температура в отдельных точках конструкции не должна превышать +225 град. C. Исключения составляют металлические детали - болты, винты, втулки и т.д.;
    - препятствовать прохождению пламени в течение 30 мин. - перегородка между пассажирским салоном и купе проводника и 20 мин - межкупейные перегородки и огнезадерживающие фрамуги.
    8.4.Стыки элементов огнезадерживающих перегородок, конструкция дверей и дверных рам в перегородке между купе и пассажирским салоном должны обладать такой же огнестойкостью, как и сама перегородка.
    8.5.Заделки отверстий в местах прохода через огнезадерживающие перегородки труб, вентиляционного канала, кабельных коробов должны удовлетворять требованиям п. 8.3.
    8.6.Петли дверей должны быть изготовлены из материалов, имеющих температуру плавления не ниже +850 град. C.
    8.7.Огнезадерживающие перегородки могут быть выполнены как из негорючих материалов, так и комбинированными, но отвечающим требованиям п. 8.3.
    9.Требования по обеспечению безопасных условий эвакуации пассажиров
    9.1.При строительстве и ремонтах в объеме КВР и КР-2 пассажирские вагоны должны оборудоваться дополнительными аварийными выходами. Количество (не менее двух) и расположение аварийных выходов должно обеспечивать завершение эвакуации людей до наступления предельно-допустимых значений ОФП. Для вагонов специального назначения, не предназначенных для массовых перевозок пассажиров, наличие, количество и место расположения аварийных выходов определяется заказчиком.
    9.2.Необходимое и расчетное время эвакуации пассажиров должны определяться для каждой модели пассажирского вагона.
    9.3.В каждом вагоне должна быть вывешена памятка о пожарной безопасности.
    Основные термины и определения
    1.Опасные факторы пожара - факторы пожара, воздействие которых приводит к травмам, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу.
    2.Горючесть - способность веществ к горению под воздействием источника зажигания.
    3.Дым - видимая в воздухе взвесь твердых или жидких частиц или газа, образующихся при горении.
    4.Показатель пожарной опасности - величина, количественно характеризующая какое-либо свойство пожарной опасности.
    5.Огнестойкость - свойство конструкции сохранять огнепреграждающую способность в период нагрева (пожара).
    6.Предел огнестойкости - продолжительность сопротивления конструкции огневому воздействию по режиму стандартного пожара до потери огнепреграждающей способности.
    7.Огнезащищенный материал - материал, пониженная пожарная опасность которого является результатом его огнезащиты.
    8.Группа горючести - классификационная характеристика способности материалов к горению.
    9.Индекс распространения пламени - условный безразмерный показатель, характеризующий способность материалов воспламеняться, распространять пламя по поверхности и выделять тепло.
    10.Коэффициент дымообразования - показатель, характеризующий оптическую плотность дыма, образующегося при пламенном горении или термоокислительной деструкции (тлении) определенного количества твердого вещества (материала) в условиях специальных испытаний.
    11.Показатель токсичности продуктов горения - отношение количества материала к единице объема замкнутого пространства, в котором образующиеся при горении материалов газообразные продукты вызывают гибель 50% подопытных животных.
    12.Установка пожарной сигнализации - совокупность технических средств, установленных на защищаемом объекте, для обнаружения пожара, обработки и представления в заданном виде извещения о пожаре на этом объекте.
    13.Установка пожаротушения - совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счет выпуска огнегасящих веществ.
    14.Пожарный извещатель - устройство для формирования сигнала о пожаре.
    15.Пожарный приемо-контрольный прибор - составная часть установки пожарной сигнализации для приема информации от пожарных извещателей, выработки сигнала о возникновении пожара или неисправности установки и для дальнейшей передачи и выдачи команд на другие устройства.