Содружество Независимых Государств
Решение от 20 июня 2000 года

О ходе выполнения решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года о создании зоны свободной торговли

Принято
Советом глав правительств Содружества Независимых Государств
20 июня 2000 года
    Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
    одобрить проект Решения о ходе выполнения решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года о создании зоны свободной торговли и внести его на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств.
    Совершено в городе Москве 20 июня 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству - участнику Содружества Независимых Государств ее заверенную копию.
    (Подписи)
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    Первоочередные меры по созданию зоны свободной торговли
    Сроки и основные мероприятия по созданию ЗСТ определены в Программе действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года.
    На первоначальном этапе в период 2000 - 2001 годов необходимо:
    1.В 2000 году обеспечить завершение выполнения внутригосударственных процедур по введению в действие Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола о внесении изменений и дополнений в него от 2 апреля 1999 г., а также Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 28 ноября 1998 г.
    2.В 2000 году разработать и согласовать графики отмены изъятий из режима свободной торговли.
    3.Перейти на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения".
    Мероприятия по формированию зоны свободной торговли
    1.Завершить внутригосударственные процедуры и ввести в действие следующие ранее подписанные документы:
    - Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 1999 года;
    - Конвенцию о транснациональных корпорациях от 6 марта 1998 года;
    - Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года;
    - Соглашение о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов от 17 января 1997 года;
    - Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 года;
    - Соглашение об Общем аграрном рынке государств - участников СНГ от 6 марта 1998 года;
    - Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в области транспортной политики от 9 октября 1997 года;
    - Соглашение о порядке транзита через территории государств - участников Содружества от 4 июля 1999 года;
    - Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 8 октября 1999 года;
    - Протокол о порядке взаимодействия таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств при перевозках специальных грузов и продукции военного назначения от 8 октября 1999 года.
    2.Подготовить предложения по использованию балансовых расчетов для рационализации товарных потоков и механизму регулирования торгово-экономических отношений и защиты общих интересов в рамках ЗСТ.
    3.Разработать предложения по созданию эффективного механизма платежно-расчетных отношений, внедрению электронных форм торговли, созданию финансового центра СНГ по взаиморасчетам с использованием лизинга, клиринга и векселей.
    4.Периодически (не реже 2-х раз в год) проводить мониторинг и анализ торгово-экономических отношений и с учетом полученных результатов вносить уточнения в мероприятия по формированию ЗСТ.
    5.Ежегодно определять перечень конкурентоспособных товаров, которые могут составить основу для расширения экспорта стран СНГ и обеспечить анализ возможных рынков их сбыта.
    6.Проанализировать и подготовить предложения по использованию в практике СНГ мирового опыта функционирования зон свободной торговли (МЕРКОСУР, ЦЕФТА, НАФТА, АСЕАН и др.), в том числе по выявлению "чувствительных" групп товаров, введению тарифных квот либо постепенному ежегодному снижению тарифов, проведению многосторонних переговоров (по принципам ГАТТ - ВТО).
    7.Провести анализ национальных законодательных и нормативных актов на предмет выявления прямых и косвенных барьеров во взаимной торговле в целях выработки предложений по устранению названных барьеров.
    8.В 2001 году создать деловой центр СНГ (Межгосударственный информационно-маркетинговый и контракт-лизинговый центр СНГ), подготовить проект Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки стран СНГ.
    9.Создать в 2000 году специальный раздел о зоне свободной торговли в сети Интернет и обеспечить выпуск специального бюллетеня по проблемам ее формирования.
    10.Сформировать отдельные важнейшие сегменты зоны свободной торговли.
    10.1.Подготовить предложения по унификации порядка применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства - участники СНГ.
    Топливно-энергетический комплекс
    10.2.Подготовить предложения по формированию рынка топливно-энергетических ресурсов.
    10.3.Разработать предложения по совершенствованию форм и условий оплаты поставленных энергоресурсов и их транзита.
    10.4.Подготовить предложения по разработке балансов топливно-энергетических ресурсов в качестве основы для заключения дву- или многосторонних долгосрочных межправительственных соглашений об объемах добычи и поставок энергоресурсов, включая согласованные условия транзита, а также схемы потоков энергоресурсов (нефти, газа, электроэнергии и др.), отвечающие интересам стран, восстановлению параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ, расширению сотрудничества в совместном освоении месторождений топливно-энергетических ресурсов на территориях стран СНГ.
    Агропромышленный комплекс
    10.5.Обеспечить создание правовых основ и институциональных структур Общего аграрного рынка, определить перечни товаров и услуг, поступающих в оборот.
    10.6.Разработать Концепцию согласованной аграрной политики государств - участников СНГ на базе межгосударственных программ развития сотрудничества в отраслях АПК.
    10.7.Осуществлять формирование Общего аграрного рынка путем последовательной интеграции рынков отдельных видов продукции.
    10.8.Подготовить предложения по созданию сети оптовых продовольственных рынков в крупных промышленных центрах и столицах государств - участников Соглашения.
    Транспортный комплекс
    10.9.Подготовить предложения по созданию взаимовыгодных условий для перемещения грузопотоков, осуществления транзита товаров и услуг, а также по созданию транспортных коридоров.
    10.10.Обеспечить взаимодействие в сближении механизмов налогообложения на всех видах транспорта.
    10.11.Разработать меры по снижению транспортной составляющей в затратах при перевозках грузов всеми видами транспорта, обеспечить согласованную тарифную политику, улучшить систему взаиморасчетов.
    Машиностроительный комплекс
    10.12.Подготовить предложения по формированию рынка машинотехнической продукции.
    10.13.Разработать предложения по основам формирования рынка наукоемких технологий.
    10.14.Разработать и внедрить лизинг изделий, выпускаемых промышленностью государств СНГ.
    10.15.Продолжить работу по созданию транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, совместных предприятий и производств.
    11.Подготовить предложения по последовательному углублению межрегионального и приграничного сотрудничества в процессе формирования зоны свободной торговли, созданию благоприятных организационно-правовых и финансово-экономических условий для установления прямых связей между регионами государств - участников СНГ.