-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств
Модельный законодательный акт от 08 июня 1997 года

Модельный закон о гидрометеорологической деятельности

Принят
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
08 июня 1997 года
    Настоящий Закон направлен на регулирование гидрометеорологической деятельности с целью удовлетворения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. В настоящем Законе применяются следующие понятия:
    окружающая природная среда - совокупность используемых и неиспользуемых климатических, земельных, водных ресурсов, недр, атмосферного и околоземного космического пространства, объектов растительного и животного мира, взаимосвязанных между собой и образующих естественные экологические комплексы или системы;
    гидрометеорологическая служба - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных между собой предприятий, учреждений, центров, станций, постов, обеспечивающих выполнение комплекса работ в области метеорологии, гидрологии и других смежных областях, включая климатологию, океанологию, агрометеорологию, мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, и предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и стихийных явлениях;
    национальная гидрометеорологическая система - совокупность государственных и ведомственных гидрометеорологических организаций и служб, других производителей гидрометеорологической информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства;
    международная гидрометеорологическая сеть - совокупность технологически взаимосвязанных национальных гидрометеорологических систем, действующих на основе международных договоров;
    наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением - инструментальные измерения и визуальные наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью оценки и прогноза ее метеорологических, гидрологических, климатических, океанологических, агрометеорологических, патологических и гелиогеофизических характеристик и параметров, а также состояния ее загрязнения (химического, радиоактивного, гидробиологического, теплового);
    наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
    мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения - система постоянных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды и ее загрязнения в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях (импактный мониторинг);
    информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - данные, полученные в результате наблюдений за состоянием, загрязнением окружающей природной среды, а также информационная продукция (сведения и прогнозы, получаемые в результате анализа и обработки используемых данных);
    экстренная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - фактическая и прогностическая информация о стихийных явлениях и опасных уровнях загрязнения окружающей природной среды, которая передается немедленно после ее получения и подготовки в установленном порядке;
    информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении общего назначения - фактическая и прогностическая информация, полученная и собранная в установленном режиме и обработанная по специальным методикам;
    специализированная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - целевая информация, влекущая за собой дополнительные затраты на ее получение, обработку, анализ, хранение и предоставление в соответствии с требованиями потребителей;
    гидрометеорологические работы общенационального и международного уровней - работы и исследования глобального, национального или межрегионального масштабов, а также работы и исследования, имеющие важное значение для развития экономики, безопасности населения и государства, а также устойчивого функционирования экономики и социальной сферы;
    гидрометеорологические работы специального назначения - работы и исследования, выполняемые в интересах отдельных регионов, юридических и физических лиц;
    единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - все данные о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении гидрометеорологического характера, полученные на территории государства и за его пределами субъектами национальной гидрометеорологической системы.
    Целями настоящего Закона являются:
    установление общеобязательных законодательных требований, предъявляемых к гидрометеорологической деятельности;
    согласование национальных норм законодательства с международными правовыми принципами и нормами в области гидрометеорологической деятельности;
    создание условий для формирования рыночных отношений в области производства, сбора, обработки, анализа, хранения и использования (предоставления, реализации) информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    правовое обеспечение согласованного и эффективного функционирования национальной гидрометеорологической системы в международной гидрометеорологической сети.
    Закон служит основой для формирования национального законодательства в области гидрометеорологической деятельности.
    Законодательство в области гидрометеорологической деятельности состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов государства.
    Отношения по использованию информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, не урегулированные настоящим Законом, регулируются гражданским законодательством и специальным законодательством государства об информатизации и защите информационных данных.
    Гидрометеорологическая деятельность должна осуществляться при соблюдении следующих принципов:
    а) глобальности, комплексности, системности и непрерывности наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
    б) единства научно обоснованных технологий производства наблюдений, сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства;
    в) координации и интеграции деятельности национальной гидрометеорологической системы с деятельностью международной гидрометеорологической сети и мониторинговых систем;
    г) доступности, достоверности, необходимой достаточности и эффективности использования информации о фактическом и ожидаемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
    Гидрометеорологической деятельностью является процесс производства, сбора, обработки, анализа, хранения и использования на договорных началах или других законных основаниях информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, а также связанные с ним иные работы и услуги информационного характера.
    Гидрометеорологическая деятельность включает комплексную систему государственных наблюдений и государственного контроля для получения информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, отвечающую принципам статьи 4 настоящего Закона, и обеспечения этой информацией заинтересованных юридических и физических лиц.
    В качестве производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении выступают специализированные государственные национальные и зарубежные гидрометеорологические органы и службы, а также неспециализированные субъекты хозяйствования, производящие наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением по договорам (при наличии лицензий) с государственными гидрометеорологическими органами и службами.
    Потребителями информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении являются юридические лица, в том числе органы государственной власти, граждане государства, лица без гражданства, а также иностранные юридические и физические лица, если иное не предусмотрено законодательством.
    Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении имеют право:
    осуществлять гидрометеорологическую деятельность, предусмотренную их учредительными документами, а в некоторых случаях договорами или специальными разрешениями (лицензиями);
    получать плату за информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении в соответствии с законодательством;
    обладать информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, авторством на научные и другие результаты деятельности и полномочиями защиты авторских прав;
    отказаться от предоставления информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении потребителю при нарушении им условий договора на обеспечение такой информацией;
    требовать возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) и вреда, причиненных по вине потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении или третьих лиц;
    заявлять ходатайства об устранении необоснованных препятствий для осуществления гидрометеорологической деятельности;
    осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством.
    Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны:
    проводить наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением в соответствии с требованиями национального законодательства, международных правовых актов, методик и другими общепризнанными требованиями;
    соблюдать условия договоров при производстве, сборе, обработке, анализе, хранении и предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    вести учет и предоставлять в установленном порядке информацию о выполненных гидрометеорологических работах;
    вносить в установленные сроки налоги и другие обязательные платежи.
    Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, не относящиеся к государственной гидрометеорологической службе, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в установленном порядке предоставляют результаты наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением и информационную продукцию в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии, если иное не предусмотрено законодательством.
    Законодательством и специальными соглашениями на производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении могут быть возложены другие обязанности.
    Потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении имеют право:
    получать информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, в том числе на основании договоров, заключенных с производителями такой информации;
    отказаться от информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении при нарушении производителем этой информации условий договоров, действующего законодательства, нормативов, методик, других общепризнанных требований;
    свободно выбирать производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    совершать иные действия, не запрещенные законодательством.
    Потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны соблюдать условия договоров, заключенных с производителями гидрометеорологических работ.
    Законодательством и договорами на потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении могут быть возложены и другие обязанности.
    Граждане, общественные объединения и иные юридические лица имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении является открытой и общедоступной за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа.
    Граждане и природоохранные общественные объединения имеют право проводить независимые наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением. Полученные данные могут быть распространены через средства массовой информации и иными способами только после согласования со специально уполномоченными органами исполнительной власти по гидрометеорологии.
    Граждане и юридические лица обязаны сообщать в специально уполномоченные органы исполнительной власти по гидрометеорологии и (или) местные органы исполнительной власти о стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, нарушениях технологических процессов, вследствие которых произошли или могут произойти загрязнение окружающей природной среды и другие опасные последствия, угрожающие жизни и здоровью населения, а также об уничтожении и повреждении гидрометеорологического оборудования.
    К объектам гидрометеорологической деятельности относятся: климат, метеорологические и гидрологические условия, изменения окружающей природной среды в результате воздействия естественных и антропогенных факторов, отдельные регионы и экосистемы.
    Результаты гидрометеорологической деятельности могут использоваться в любых сферах и отраслях государством, осуществляющим эту деятельность, зарубежными странами и международными организациями.
  3. Глава 2.Государственное регулирование и управление в области гидрометеорологической деятельности

  4. Функции государственного регулирования гидрометеорологической деятельности осуществляют органы законодательной власти и центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции путем:
    1) определения направлений и разработки государственных программ в области гидрометеорологической деятельности;
    2) принятия нормативных актов, определяющих условия и порядок осуществления гидрометеорологической деятельности;
    3) утверждения структуры и компетенции органов управления гидрометеорологической деятельностью, а также перечня видов гидрометеорологической деятельности, являющихся прерогативой государства;
    4) определение порядка и условий ведения мониторинга охраны окружающей природной среды и ее загрязнения как составной части национальной системы мониторинга окружающей среды;
    5) содействия развитию рынка информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и защиты прав производителей и потребителей этой информации;
    6) разработки национальных нормативов, методик и других условий гидрометеорологической деятельности в соответствии с международными требованиями;
    7) осуществления тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики в области гидрометеорологии;
    8) определения норм безопасности и охраны окружающей среды при производстве наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, а также в процессе осуществления их в особых условиях;
    9) установления порядка возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) и вреда, причиненных в процессе гидрометеорологической деятельности;
    10) участия в развитии международной гидрометеорологической сети;
    11) разработки систем учета и отчетности в области гидрометеорологической деятельности, сертификации гидрометеорологических работ;
    12) осуществления государственного контроля за соблюдением настоящего Закона, других нормативных актов, норм и условий в области гидрометеорологической деятельности;
    13) организации международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности.
    Общее государственное управление гидрометеорологической деятельностью осуществляют центральные и местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.
    Непосредственное управление гидрометеорологической деятельностью является компетенцией специально уполномоченных и местных (территориальных) центральных органов исполнительной власти по гидрометеорологии, которым подчинена государственная гидрометеорологическая служба.
    Отдельные функции государственного управления гидрометеорологической деятельностью осуществляют центральные и местные органы по чрезвычайным ситуациям, охране природы, транспорту и коммуникациям, здравоохранению, внутренних дел и другие органы исполнительной власти.
    При осуществлении гидрометеорологической деятельности центральные и местные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции реализуют:
    функции, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, а также исполнительные, распорядительные, разрешительные, надзорные и контрольные функции;
    координацию деятельности национальных гидрометеорологических органов и служб независимо от их подчиненности;
    организацию финансирования и выполнения национальных, региональных, местных и специальных программ, работ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности;
    обеспечение финансирования государственной гидрометеорологической службы, включая финансирование научной, производственно-хозяйственной деятельности и развития ее социальной инфраструктуры.
    К компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии относятся:
    реализация государственной политики, участие в разработке и реализации государственных программ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности;
    подготовка проектов нормативных актов, национальных нормативов, методик и других общеобязательных требований в области гидрометеорологической деятельности;
    распределение полномочий между центральными и местными (территориальными) органами по гидрометеорологии;
    формирование, обеспечение функционирования и развития национальной гидрометеорологической системы и координация деятельности субъектов хозяйствования, не входящих в государственную гидрометеорологическую службу, но осуществляющих наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
    выдача специальных разрешений (лицензий) на право осуществления гидрометеорологической деятельности субъектам хозяйствования, не входящим в структуру государственной гидрометеорологической службы;
    создание и обеспечение функционирования единой взаимоувязанной государственной подсистемы сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    обеспечение органов государственной власти, вооруженных сил, отраслей экономики, населения и других пользователей режимно-справочными материалами, фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, включая экстренную информацию о стихийных явлениях и опасных уровнях загрязнения;
    определение перечня гидрометеорологических работ международного, национального, регионального и местного уровней, обеспечение их выполнения и выдача официальных прогнозов, другой продукции по оценке состояния окружающей природной среды и ее загрязнения;
    организация и проведение научных исследований национального, регионального и местного значения по оценке и прогнозированию состояния окружающей природной среды и ее загрязнения;
    формирование базы государственных информационных ресурсов, создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений, расчетов, прогнозов, данных и продукции, средств контроля состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, их сертификации, стандартизации;
    организация и проведение работ по активным воздействиям на метеорологические и другие геофизические процессы в интересах отраслей экономики и безопасности населения страны, а также государственный надзор за их проведением на всей территории государства, осуществляемый в соответствии с положением, утверждаемым правительством государства;
    обеспечение совместно с органами внутренних дел охраны пунктов государственной наблюдательной сети от противоправных действий;
    осуществление международного сотрудничества в области гидрометеорологии и других смежных областях по направлениям деятельности, входящим в его компетенцию.
    Решения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии, относящиеся к вопросам гидрометеорологической деятельности, обязательны для исполнения всеми участниками этой деятельности.
    Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии и его органы на местах осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.
    Органы исполнительной власти должны учитывать рекомендации органов гидрометеорологии по вопросам состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.
    Гидрометеорологическая служба государства включает государственную, ведомственную и другие гидрометеорологические службы.
    В состав государственной гидрометеорологической службы входят:
    а) государственная сеть наблюдений, включающая метеорологические, гидрологические, аэрологические, морские гидрометеорологические, агрометеорологические и другие специализированные посты и станции, бюро и обсерватории, а также центры по гидрометеорологии, контролю природной окружающей среды и ее загрязнения, солнечные, радиоастрономические, магнитные и ионосферные центры;
    б) лаборатории наблюдения за загрязнением окружающей природной среды; гидрометеорологические, океанологические и природоресурсные космические станции и спутники международной гидрометеорологической сети, функционально входящие в национальную гидрометеорологическую систему;
    в) станции, расположенные на дрейфующих льдах в Антарктике, на научно-исследовательских, транспортных и промысловых судах; авиалаборатории; дрейфующие буи; станции ракетного зондирования атмосферы и другие наблюдательные службы;
    г) единая государственная подсистема сбора, обработки, анализа, хранения и доведения до пользователей фактической и прогностической информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    д) единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    е) военизированные подразделения по активному воздействию на метеорологические, гидрологические и другие естественные процессы, протекающие в окружающей природной среде.
    Состав ведомственных, коммерческих и некоммерческих структур, осуществляющих наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, определяется по подведомственности этих структур.
    Права и обязанности, а также условия труда и социального обеспечения работников государственной и ведомственных гидрометеорологических служб определяются положением, утверждаемым правительством государства.
    Должностные лица и специалисты государственной гидрометеорологической службы имеют статус государственных служащих.
    Государственные органы, указанные в части третьей статьи 12 настоящего Закона, осуществляют функции управления в области гидрометеорологической деятельности в соответствии с действующим законодательством и положениями об этих органах, а также обеспечивают:
    выполнение наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением по специальным разрешениям (лицензиям), выдаваемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии;
    координацию и контроль работы находящихся в их ведении гидрометеорологических организаций и служб с целью обеспечения потребителей качественной информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении применительно к профилю своей отраслевой деятельности;
    формирование предложений по участию находящихся в их ведении гидрометеорологических организаций и служб в наблюдениях и научных исследованиях национального, регионального или местного уровней;
    участие в работе межведомственных комиссий, создаваемых для согласования отдельных направлений гидрометеорологической деятельности.
    В национальную гидрометеорологическую систему входят:
    1) государственная гидрометеорологическая служба;
    2) ведомственные гидрометеорологические организации и службы органов, предусмотренных частью третьей статьи 12 настоящего Закона;
    3) коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие отдельные виды наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением.
  5. Глава 3.Основания и порядок осуществления гидрометеорологической деятельности

  6. Государственная гидрометеорологическая служба на основании действующего законодательства или договоров вправе осуществлять любые виды гидрометеорологической деятельности без необходимости получения для этого специальных разрешений.
    Ведомственные гидрометеорологические организации и службы, юридические и физические лица осуществляют гидрометеорологическую деятельность на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых специально уполномоченными центральным или местными (территориальными) органами исполнительной власти по гидрометеорологии в соответствии с требованиями положения о порядке осуществления гидрометеорологической деятельности. Для осуществления гидрометеорологической деятельности службами и подразделениями вооруженных сил государства не требуется получения специального разрешения (лицензии).
    Официальные предупреждения, прогнозы и другая информационная продукция, связанная с обеспечением безопасности жизни, здоровья населения и охраны собственности, передается потребителям только специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и его местными (территориальными) органами.
    Гидрометеорологическая деятельность осуществляется в формах наблюдений и контроля за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением.
    Видами контроля и наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением являются:
    приземные метеорологические;
    гидрологические;
    актинометрические и теплобалансовые;
    аэрологические;
    морские гидрометеорологические;
    агрометеорологические;
    за уровнем загрязнения атмосферы, вод, почв, земель, снежного покрова и растительного мира;
    метеорологические радиолокационные;
    за атмосферным электричеством;
    озонометрические;
    радиометрические;
    геомагнитные;
    мониторинг фонового состояния окружающей природной среды.
    Гидрометеорологическая деятельность в указанных формах и видах может осуществляться и по отношению к другим элементам окружающей природной среды, а также в особых условиях и в оборонных целях.
    Деятельность гидрометеорологической службы в области метеорологии направлена на определение состояния и развития естественных метеорологических явлений, природных, техногенных, физических, химических и иных процессов в атмосфере при ее взаимодействии с подстилающей земной и водной поверхностью, живыми организмами и неживыми объектами окружающей среды.
    Для получения комплекса данных о составляющих радиационного баланса фотосинтетически активной радиации, определения прозрачности атмосферы гидрометеорологическими службами проводятся актинометрические наблюдения. Для получения метеоданных на стандартных и особых уровнях высот проводятся аэрологические наблюдения. Для изучения влияния метеорологических условий на развитие сельскохозяйственных культур производятся агрометеорологические наблюдения.
    Основными задачами деятельности гидрометеорологической службы в области метеорологии являются:
    непосредственное обеспечение заинтересованных государственных органов и субъектов хозяйствования о метеорологических условиях в конкретных пунктах наблюдения;
    оповещение государственных органов, юридических лиц и населения об опасных и стихийных атмосферных явлениях или процессах, климатических, иных метеорологических изменениях окружающей природной среды;
    обеспечение прогностических организаций необходимыми данными для составления прогнозов всех видов метеорологических условий и предупреждений об ожидаемых неблагоприятных условиях;
    обобщение и накопление достоверных данных о метеорологическом и радиационном режимах на территории государства, его отдельных регионов и административно-территориальных образований.
    Деятельность гидрометеорологической службы в области гидрологии осуществляется в целях сбора данных о состоянии рек, озер, водохранилищ, каналов, болот, подземных источников, иных водных объектов и в целом о запасах вод, необходимых для:
    обеспечения потребностей населения и народного хозяйства в информации об изменении гидрологических режимов водных объектов (наводнения, паводки, ледоходы и т.д.);
    изучения пространственно-временных закономерностей гидрологического режима, ведения государственного учета вод, водного кадастра, расчетов водных ресурсов и водных балансов бассейнов и территорий, оценки влияния хозяйственной деятельности на режим водных объектов и водные ресурсы.
    Гидрометеорологическая служба осуществляет наблюдение и контроль за уровнем загрязнения атмосферы, вод, почв, земель, снежного покрова и растительного мира в целях определения объемов локальных и трансграничных выбросов (сбросов) в указанные элементы природной среды промышленных или других загрязняющих веществ и отходов, ненормированного внесения ядохимикатов и удобрений.
    Перечни подлежащих наблюдению и контролю загрязняющих веществ и отходов, нормы внесения ядохимикатов и удобрений устанавливаются с учетом объемов, составов и степени токсичности выбрасываемых (сбрасываемых) конкретных видов загрязняющих веществ.
    Гидрометеорологическая деятельность в особых условиях (стихийных бедствий, катастроф, аварий) и иных чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий на территории государства является составной частью функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    При стихийных бедствиях, катастрофах или авариях, которые повлекли или могут повлечь за собой загрязнения окружающей природной среды, проводятся дополнительные наблюдения за изменениями в окружающей природной среде и отдельных ее элементах (воде, земле и т.д.), вызванными такими стихийными бедствиями, катастрофами или авариями.
    К гидрометеорологической деятельности в особых условиях относятся наблюдения за состоянием природной среды и ее загрязнением в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных аварий.
    Порядок осуществления гидрометеорологической деятельности в особых условиях определяется настоящим Законом, а также специальными нормативными актами и (или) решениями правительства государства.
    Обеспечение вооруженных сил информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Закона, специального законодательства и межгосударственных соглашений.
    В случае введения на территории государства военного положения государственная гидрометеорологическая служба в полном составе поступает в ведение министерства обороны (совета обороны) государства.
    Осуществление гидрометеорологической службой наблюдений, предусмотренных статьями 20 - 24 настоящего Закона, представляет собой мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, а также импактный мониторинг.
    Данные мониторинга состояния окружающей природной среды и импактного мониторинга являются составной частью мониторинга окружающей среды.
    Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны соблюдать методики, действующие межгосударственные и национальные стандарты, нормативы при производстве наблюдений, сборе, обработке, анализе, хранении и использовании данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, производстве информационной продукции общего назначения, а также соблюдать сертификационные и иные требования в области гидрометеорологии.
    Результаты гидрометеорологической деятельности должны быть оформлены в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных нормативных актов.
    Пунктом наблюдательной сети является первичная производственная единица национальной гидрометеорологической системы и международной гидрометеорологической сети, непосредственно получающая, обрабатывающая и представляющая в гидрометеорологические центры данные о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
    Совокупность пунктов наблюдательной сети образует государственную сеть наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением.
    Пункты наблюдательной сети, включая отведенные для них в установленном порядке участки земельных территорий и водных акваторий, а также технологические комплексы, обеспечивающие производство наблюдений, обработку и передачу данных, являются собственностью государства.
    Снос пунктов наблюдательной сети, а также изменение места положения пунктов, открытие новых, закрытие действующих пунктов производится только с разрешения специально уполномоченного центрального или местного (территориального) органа исполнительной власти по гидрометеорологии по согласованию с местными органами исполнительной власти.
    В целях обеспечения получения достоверной информации о протекании естественных процессов в местах производства наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением вокруг пунктов наблюдательной сети вводятся охранные зоны с ограничением в них хозяйственной и иной деятельности, сервитуты. Порядок установления охранных зон и перечень ограничений в них хозяйственной и иной деятельности определяются положением, утверждаемым правительством государства.
    Отвод участков территорий и водных акваторий для размещения на них пунктов наблюдательной сети, включая технологические комплексы, производится местными органами исполнительной власти по ходатайству специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии в соответствии с законодательством государства.
    Землевладельцы, землепользователи, а также собственники земельных участков и иные природопользователи, на участках которых расположены пункты наблюдательной сети, обязаны предоставлять возможность подъезда (подхода) к этим пунктам для производства наблюдений, отбора проб, ремонтных, восстановительных и иных работ. Порядок установления сервитутов определяется законодательством государства.
    Гидрометеорологическая деятельность и связанные с нею работы, приносящие доходы и (или) прибыль, независимо от источников финансирования этой деятельности и работ облагаются налогами, сборами и другими обязательными платежами в соответствии с налоговым законодательством государства.
    Законодательством государства производители информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении могут полностью или частично освобождаться от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
  7. Глава 4.Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении

  8. Данные, полученные в результате наблюдений за состоянием окружающей природной среды, а также информационная продукция (сведения и прогнозы, получаемые в результате обработки и анализа используемых данных) составляют информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
    Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, полученная на территории государства, является его собственностью в объеме бюджетного, иного централизованного финансирования или материально-технического обеспечения и относится к информационным ресурсам государства.
    Информация, получаемая за счет других источников финансирования, может быть признана собственностью производителей такой информации, если иное не предусмотрено национальным законодательством и международными договорами.
    Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении за исключением сведений, отнесенных законодательством государства к категории ограниченного доступа, является открытой и общедоступной.
    Не относятся к информации с ограниченным доступом документы, содержащие экологическую, гидрометеорологическую информацию и информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.
    Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении предоставляется ее потребителям безвозмездно и на платных договорных основаниях.
    Безвозмездно предоставляются:
    а) экстренная информация и информация общего назначения. Состав экстренной информации и информации общего назначения утверждается правительством государства по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гидрометеорологии, согласованному с заинтересованными центральными органами исполнительной власти;
    б) сведения о наличии и условиях получения информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    в) информация о текущем и ожидаемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства, предназначенная для распространения через средства массовой информации;
    г) данные и информационная продукция, предназначенные для обеспечения органов законодательной и исполнительной власти, а также некоммерческих юридических лиц, содержащихся за счет государственного бюджета;
    д) информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, предназначенная для внутреннего пользования гидрометеорологических служб.
    С юридических (за исключением органов государственной власти) и физических лиц взимается плата только за услуги, связанные с подбором, копированием, тиражированием, пересылкой или передачей по каналам связи информации общего назначения о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
    Специализированная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении предоставляется потребителям на платной договорной основе.
    Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении доводится до потребителей в текстовом и (или) табличном, графическом виде по почте, через средства массовой информации, по телеграфу, через сети электронной связи в режиме регулярных сообщений и по запросу заинтересованных лиц.
    Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии обязан информировать потребителей информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, о составе информации и формах ее доведения, о службах, осуществляющих информационное обслуживание.
    Предприятия, учреждения, организации (юридические лица), использующие в расчетах по оплате труда, затратам энергетических ресурсов, оценке влияния выбросов (сбросов) вредных веществ на загрязнение окружающей среды специализированную информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, должны иметь документ специально уполномоченного центрального или местных (территориальных) органов по гидрометеорологии, удостоверяющий происхождение соответствующей информации.
    Все данные о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, полученные на территории государства и за его пределами субъектами национальной гидрометеорологической системы, образуют единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
    Порядок пополнения, обработки, хранения и использования сведений единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении определяется положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии.
    Документы единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, отнесенные в установленном порядке к составу архивного фонда государства, хранятся в соответствии с законодательством государства об архивах и архивных фондах.
  9. Глава 5.Обеспечение гидрометеорологической деятельности

  10. Финансовое обеспечение гидрометеорологической деятельности осуществляется за счет:
    государственного республиканского (федерального) и местных бюджетов;
    внебюджетных фондов;
    платежей потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
    иных не запрещенных законодательством источников.
    Из средств республиканского (федерального) бюджета финансируются виды гидрометеорологической деятельности, имеющие государственное значение, взносы во Всемирную метеорологическую организацию, другие межгосударственные гидрометеорологические организации, а также специальные работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами или авариями.
    Гидрометеорологическая деятельность, направленная на реализацию региональных и местных природоохранных программ, финансируется из средств местных бюджетов.
    Объемы бюджетного финансирования на текущий год определяются законом о бюджете и предусматриваются в соответствующих бюджетах отдельной строкой.
    Гидрометеорологическая деятельность может выполняться на договорной основе по заказам юридических и физических лиц без ущерба для выполнения ими заданных объемов работ, финансируемых за счет бюджетных средств, а также средств экологических и иных фондов в пределах реализации природоохранных программ.
    В целях содействия развитию гидрометеорологической службы, повышения эффективности выполнения социально-экономических программ и научно-технического потенциала участников гидрометеорологической деятельности в названной службе могут создаваться специальные фонды, порядок формирования и расходования средств которых определяется положениями об этих фондах.
    Инвестирование гидрометеорологической деятельности осуществляется за счет средств юридических и физических лиц государства, зарубежных инвесторов в соответствии с национальным законодательством об инвестициях и международными договорами.
    Материально-техническое обеспечение гидрометеорологической деятельности, связанной с выполнением международных, общенациональных и крупных региональных гидрометеорологических программ, проектов и наблюдений, а также государственных заказов, осуществляется из централизованных фондов государства или фондов соответствующих административно-территориальных образований.
  11. Глава 6.Разрешение споров и ответственность за нарушения законодательства в области гидрометеорологической деятельности

  12. Споры между производителями и потребителями информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и третьими лицами разрешаются в судебном порядке, если иное не предусмотрено законодательством государства.
    Споры между подразделениями государственной службы, а также ведомственных гидрометеорологических служб рассматриваются их вышестоящими органами в порядке подчиненности.
    Межгосударственные споры в области гидрометеорологии разрешаются специально создаваемыми межгосударственными комиссиями спорящих сторон или третейским судом.
    Лица, виновные в самовольном выполнении гидрометеорологических работ, в осуществлении их без специальных разрешений (лицензий), а также в нарушении правил и требований производства гидрометеорологических наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением и связанных с ними работ по сбору, обработке, анализу, хранению и предоставлению потребителям информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; искажении, задержке или непередаче экстренной информации, сведений об аварийных ситуациях, выявленных очагах загрязнения вредными веществами и отходами окружающей природной среды; умышленной порче или уничтожении пунктов наблюдательной сети; нарушении порядка использования охранных зон вокруг пунктов наблюдательной сети несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством государства.
    Убытки (реальный ущерб, упущенная выгода) и вред, причиненные производителям информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении в процессе гидрометеорологической деятельности, подлежат возмещению в порядке, определяемом законодательством государства.
  13. Глава 7.Международное сотрудничество в области гидрометеорологической деятельности

  14. Государственные и ведомственные гидрометеорологические организации, службы и иные производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении образуют национальную гидрометеорологическую систему.
    Национальная гидрометеорологическая система является составной частью международной гидрометеорологической сети.
    Государство участвует в формировании и развитии единых международных глобальных и региональных гидрометеорологических систем наблюдения, контроля за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнения, обмене информацией.
    Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии представляет и защищает интересы государства по вопросам гидрометеорологической деятельности при взаимодействии с международными организациями и гидрометеорологическими службами других стран, а также координирует международную деятельность по этим вопросам, осуществляемую юридическими и физическими лицами.
    Для решения задач в области гидрометеорологической деятельности, представляющих взаимный интерес и требующих объединения материальных, научно-технических и интеллектуальных ресурсов, между государствами могут создаваться специально уполномоченные межгосударственные органы по гидрометеорологии.
    Компетенция специально уполномоченного межгосударственного органа по гидрометеорологии и его взаимодействие с национальными специально уполномоченными органами исполнительной власти по гидрометеорологии, другими государственными органами, а также международными организациями в области гидрометеорологической деятельности определяется положением о специально уполномоченном межгосударственном органе по гидрометеорологии, утверждаемом в порядке, определяемом договаривающимися государствами.
    Общие основания для участия в международном сотрудничестве в области гидрометеорологической деятельности и международного обмена информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении закрепляются настоящим Законом и иными нормативными актами государства.
    Международное сотрудничество в области гидрометеорологической деятельности и международного обмена информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении осуществляется на основе международных договоров и соглашений.
    Общепризнанные принципы и нормы международного права в области гидрометеорологической деятельности являются составной частью правовой системы государства, если иное не предусмотрено его конституцией или международными договорами.
    Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора.