Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
09 декабря 2000 года
Глава 1.Общие положения
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон (СЭЗ) на территории государства, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах.
Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами государства, а также в соответствии с международными договорами государства.
Свободные экономические зоны создаются в целях повышения эффективности производства, развития производительных сил и экспортного потенциала государства, расширения производства импортозамещающей продукции, инвестиционного, научно-технического прогресса, развития финансовых и товарных рынков на территориях свободных экономических зон, увеличения доходов бюджета государства, выравнивания уровней развития территорий.
Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории государства, в пределах которого в соответствии с настоящим Законом и таможенным законодательством государства для товаров и транспортных средств устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны, а субъектам предпринимательской деятельности предоставляются налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом и законодательством государства о налогах и сборах.
К регулируемым настоящим Законом свободным экономическим зонам на территории государства относятся: - зона экспортного производства; - свободная таможенная зона производственного типа; - свободная таможенная зона торгового типа; - инновационно-технологическая зона; - сервисная зона; - специальная экономическая зона. 1.Субъектами предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны являются зарегистрированные и осуществляющие в ней производственную, торговую и иную деятельность лица независимо от их организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством государства, и филиалы иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне в соответствии с законодательством государства. 2.Порядок регистрации и аккредитации субъектов предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах устанавливается законодательством государства. 3.Порядок установления объемов производственной, коммерческой деятельности, удовлетворяющих требованиям регистрации субъекта предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне, определяется законодательством государства. 1.Субъектам предпринимательской деятельности, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в свободной экономической зоне, в зависимости от ее вида предоставляются следующие налоговые льготы. 1.1.Освобождение от налога на прибыль на пять лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, осуществляемого на территории свободной экономической зоны (далее - налоговые каникулы). 1.2.Снижение налоговой ставки на прибыль на 50 процентов в течение двух лет после периода налоговых каникул. 1.3.Уменьшение налогооблагаемой базы прибыли на сумму прибыли, направляемой на расширение или модернизацию производства в пределах данной СЭЗ, по истечении сроков периода налоговых каникул (подпункт 1.1) и периода применения сниженной налоговой ставки (подпункт 1.2). 1.4.Освобождение от налога на имущество, размещенное в СЭЗ и находящееся в производительном потреблении, на пять лет. 1.5.Освобождение от таможенной пошлины технологического оборудования и комплектующих, завозимых на территорию СЭЗ с целью монтажа и производительного применения для осуществления инвестиционного проекта или модернизации производства. 1.6.Освобождение от подоходного налога на пять лет физических лиц, занятых на территории СЭЗ (далее - налоговые каникулы физических лиц). 1.7.Применение режима ускоренной амортизации с коэффициентом __ для имущества, размещенного на территории СЭЗ. 2.В случае, если по истечении двух лет со дня начала финансирования проекта, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или иного срока, согласованного с администрацией данной зоны, субъект предпринимательской деятельности не приступит к выполнению своих обязательств по реализации такого проекта или будет ненадлежащим образом выполнять эти обязательства, то в отношении такого субъекта предпринимательской деятельности должен быть произведен пересчет налоговых обязательств в соответствии с порядком, установленным законодательством государства о налогах и сборах. При этом дополнительно начисленная сумма налогов подлежит уплате в том же порядке, что и сумма налогов, доначисленная в результате проверки налоговых органов.
Аналогичный порядок применяется в случае, если субъект предпринимательской деятельности прекращает свою деятельность в данной зоне.
При неуплате указанной ранее суммы в добровольном порядке она взыскивается в судебном порядке. 1.Зона экспортного производства представляет собой вид свободной экономической зоны, в которой субъекты предпринимательской деятельности должны: - быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне; - осуществлять техническое перевооружение собственного производства, создавать новые или совершенствовать применяемые технологии, производить новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья; - вывозить с территории данной зоны за пределы таможенной территории государства не менее 25 процентов товаров, отвечающих критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.
Критерии продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны определяются правительством государства. 2.Субъект предпринимательской деятельности, который зарегистрирован (аккредитован) в зоне экспортного производства, обязан по истечении срока, установленного администрацией зоны экспортного производства, производить продукцию, предназначенную для экспорта, в определенном объеме и вывозить ежегодно с территории данной зоны за пределы таможенной территории государства не менее 25 процентов произведенной продукции, отвечающей критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны. 3.Зона экспортного производства создается на участке территории государства, имеющем выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры, конкурентоспособное высокотехнологичное производство, научный и конструкторский потенциал и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности государства. 4.В зоне экспортного производства применяются налоговые льготы, предусмотренные подпунктами 1.1 - 1.5, 1.7 статьи 7 настоящего Закона. 1.Свободная таможенная зона производственного типа представляет собой вид свободной экономической зоны, в которой субъекты предпринимательской деятельности должны: - быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне; - осуществлять техническое перевооружение производства, создавать новые или совершенствовать применяемые технологии, производить новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья; - вывозить с территории данной зоны на остальную территорию государства более 20 процентов товаров, являющихся импортозамещающими товарами и отвечающими критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны. 2.Критерии продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны, а также отнесения товаров к числу импортозамещающих определяются правительством государства. 3.Свободная таможенная зона производственного типа создается на участке территории государства, имеющем развитые производственную и транспортную инфраструктуры, конкурентоспособное высокотехнологичное производство, научный и конструкторский потенциал и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В свободной таможенной зоне производственного типа разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товара в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, в том числе позиция товара на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товара. 4.В свободной таможенной зоне производственного типа применяются налоговые льготы, предусмотренные подпунктами 1.1 - 1.5 статьи 7 настоящего Закона, и таможенные режимы, установленные таможенным законодательством государства. 1.Свободная таможенная зона торгового типа представляет собой вид свободной экономической зоны, в которой субъекты предпринимательской деятельности должны: - быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне; - осуществлять коммерческие операции, связанные с выполнением особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или оказанием особо важных услуг населению. 2.Свободная таможенная зона торгового типа создается в морском (речном) порту, в аэропорту, на железнодорожной станции, участке автомобильной магистрали, в пограничном пункте и на иных ограниченных участках территории государства, через которые осуществляются регулярные международные перевозки грузов. Территория данной зоны используется для проведения выставок, а также для осуществления доработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в данную зону товаров для последующего их вывоза за пределы территории государства или на остальную часть территории государства. 3.В свободной таможенной зоне торгового типа не допускается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товара в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товара. 4.В свободной таможенной зоне торгового типа применяются налоговые льготы, предусмотренные подпунктами 1.1, 1.2, 1.5 статьи 7 настоящего Закона, и таможенные режимы, установленные таможенным законодательством государства.
Инновационно-технологическая зона представляет собой вид свободной экономической зоны, на территории которой располагаются научно-исследовательские, научно-учебные, опытно-конструкторские организации и предприятия, обеспечивающие исследования, разработки, опытное производство в области современных передовых технологий, ноу-хау, товаров и пользующихся в своей деятельности налоговыми льготами, установленными подпунктами 1.1, 1.3, 1.5 статьи 7 настоящего Закона.
Сервисная зона представляет собой вид свободной экономической зоны, на территории которой располагаются предприятия и организации, оказывающие туристические и оздоровительные услуги, а также услуги в сфере кредитно-финансовых отношений, аудита и консалтинга.
Предприятия и организации данных зон пользуются льготами, предусмотренными подпунктами 1.1, 1.3, 1.4 статьи 7 настоящего Закона.
Специальная зона представляет собой вид свободной экономической зоны, создаваемой на территории, в отношении которой решаются задачи по выравниванию уровня социально-экономического развития и преодоления проблем отсталости.
Предприятия и организации специальных зон, а также физические лица, проживающие в данной зоне и работающие на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в зоне, пользуются льготами, предусмотренными подпунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 статьи 7 настоящего Закона.
Глава 2.Порядок создания, функционирования и ликвидации Свободной экономической зоны
Решение о создании свободной экономической зоны в виде зоны экспортного производства, свободной таможенной зоны производственного типа или свободной таможенной зоны торгового типа на территории государства принимается уполномоченным государственным органом в соответствии с национальным законодательством и государственной программой создания и развития свободных экономических зон.
Правительство государства утверждает положение о свободной экономической зоне по согласованию с соответствующим органом административно-территориальной единицы, на территории которой создается свободная экономическая зона.
В положении о свободной экономической зоне должны быть указаны: - вид свободной экономической зоны; - наименование свободной экономической зоны; - границы свободной экономической зоны; - сведения об обустройстве свободной экономической зоны и о наличии в ней развитых производственной и транспортной инфраструктур; - наименование органа исполнительной власти административно - территориальной единицы государства, выполняющего функции администрации свободной экономической зоны, и состав администрации свободной экономической зоны; - срок функционирования свободной экономической зоны. 1.Правительство государства по согласованию с соответствующими органами власти административно-территориальных единиц государства разрабатывает и ежегодно уточняет государственную программу создания и развития свободных экономических зон в соответствии с законодательством государства о порядке разработки и реализации государственных целевых программ.
Правительство государства устанавливает критерии отбора проектов создания свободных экономических зон для их включения в указанную государственную программу. 2.По решению правительства государства соответствующий орган исполнительной власти разрабатывает совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти проект государственной программы, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на основе вносимых в правительство государства органами власти административно-территориальных единиц предложений о создании свободных экономических зон. Эти предложения должны соответствовать целям, указанным в статье 3 настоящего Закона, и содержать технико-экономическое обоснование создания свободной экономической зоны, проект положения о свободной экономической зоне и заключение государственной экологической экспертизы. Данный орган исполнительной власти согласовывает проект государственной программы, указанной в пункте 1 настоящей статьи, с органами власти соответствующих административно-территориальных единиц и представляет его на утверждение в правительство государства. 3.При утверждении государственной программы, указанной в пункте 1 настоящей статьи, правительство государства включает в нее перечень источников финансирования затрат на создание свободных экономических зон, в том числе объектов инфраструктуры, зданий и сооружений производственного и административного назначения.
Государственная программа, указанная в пункте 1 настоящей статьи, включает в себя следующие основные разделы: - основные направления экономической политики государства в области создания и развития свободных экономических зон; - анализ функционирования свободных экономических зон на территории государства и меры по повышению эффективности их функционирования; - перечень существующих свободных экономических зон на территории государства, а также свободных экономических зон, которые планируется создать на территории государства; - материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации государственной программы создания и развития свободных экономических зон на территории государства, в том числе за счет средств государственного бюджета, с распределением указанных ресурсов по свободным экономическим зонам. 1.Управление свободной экономической зоной осуществляется администрацией свободной экономической зоны. Функции администрации свободной экономической зоны осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти территориально-административной единицы, на территории которой создается свободная экономическая зона, в соответствии с положением об администрации свободной экономической зоны, разрабатываемым в порядке, предусмотренном законодательством государства о территориально-административных единицах, на территории которых создается свободная экономическая зона, по согласованию с правительством государства.
Администрация свободной экономической зоны подотчетна правительству государства, а также органам власти административно-территориальной единицы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов.
Основными функциями администрации свободной экономической зоны являются: - выполнение программы развития свободной экономической зоны и подготовка предложений о ее корректировке; - обеспечение создания и функционирования производственной и транспортной структур свободной экономической зоны, в том числе организация проектирования и строительства зданий и сооружений производственного, складского, транспортного и иного служебного назначения и контроль за их эксплуатацией; - содействие заключению с субъектами предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы в свободной экономической зоне (с головными организациями филиалов иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне), договоров об аренде (субаренде) земельных участков, зданий и сооружений производственного, складского, транспортного и иного служебного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и с субъектами предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы в свободной экономической зоне (головными организациями филиалов иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне), договоров о проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений производственного, складского, транспортного и иного служебного назначения в данной зоне; - контроль за осуществлением в соответствии с государственной программой создания и развития свободных экономических зон на территории государства и принятых на ее основе региональных и местных программ создания и развития свободных экономических зон инвестиций и предпринимательской деятельности субъектами предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы (аккредитованы) в свободной экономической зоне; - представление отчетности о функционировании свободной экономической зоны соответствующим органам исполнительной власти государства, органам исполнительной власти административно - территориальных единиц, на территории которых созданы свободные экономические зоны, по вопросам, входящим в их компетенцию; - представление находящихся в соответствии с государственной программой создания и развития свободных экономических зон на территории государства законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы (аккредитованы) в свободной экономической зоне, в органах государственной власти; оказание содействия в создании кредитных организаций, фондов развития свободных экономических зон и страховых организаций в свободной экономической зоне.
Администрация свободной таможенной зоны торгового типа, помимо выполнения указанных ранее основных функций, оказывает содействие заключению договоров об оказании услуг по хранению, сортировке, доработке, экспонированию товаров и иных услуг торгового типа с субъектами предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы (аккредитованы) в данной зоне. 2.Координация деятельности администрации свободной экономической зоны и контроль за функционированием такой зоны осуществляются наблюдательным советом, в состав которого входят представители органов исполнительной власти государства, органов власти административно-территориальных единиц, на территории которых созданы свободные экономические зоны. 3.Оперативное руководство деятельностью администрации свободной экономической зоны осуществляет глава администрации свободной экономической зоны. Главу администрации свободной экономической зоны назначает и отзывает указанный в пункте 1 настоящей статьи уполномоченный орган власти административно - территориальной единицы, на территории которого создана свободная экономическая зона, по согласованию с правительством государства.
При необходимости допускается создание единой администрации нескольких свободных экономических зон, расположенных в пределах территории административно-территориальной единицы, на территории которой созданы указанные свободные экономические зоны. 1.Ликвидация свободной экономической зоны осуществляется в соответствии с настоящим Законом по решению правительства государства.
Свободная экономическая зона может быть ликвидирована по следующим основаниям: - истечение срока функционирования свободной экономической зоны, установленного положением о свободной экономической зоне, и отсутствие мотивированного предложения органа власти административно-территориальной единицы, на территории которой была создана свободная экономическая зона, о продлении указанного срока при условии успешного функционирования свободной экономической зоны; - несоответствие функционирования свободной экономической зоны интересам безопасности государства, в том числе экономической и экологической безопасности. Предложения о досрочной ликвидации свободной экономической зоны могут вносить соответствующие органы исполнительной власти государства или органы власти административно-территориальной единицы, на территории которой находится данная зона. Ликвидация свободной экономической зоны по указанному основанию осуществляется в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее ликвидации.
В иных случаях досрочная ликвидация свободной экономической зоны не допускается. 2.Ликвидация свободной экономической зоны влечет за собой лишение субъекта предпринимательской деятельности, который зарегистрирован (аккредитован) в свободной экономической зоне, прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, однако ее ликвидация не влечет за собой каких-либо правовых последствий в отношении деятельности или ликвидации юридических лиц и филиалов иностранных юридических лиц на территории бывшей свободной экономической зоны, осуществляющих деятельность или ликвидируемых в соответствии с гражданским законодательством государства.
Споры, возникшие в связи с применением настоящего Закона, рассматриваются государственными судами (в том числе государственными арбитражными судами) или международным арбитражем (третейским судом) в соответствии с законодательством государства и международными договорами государства.
Глава 3.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Рекомендовать правительству государства привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.