Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 16 мая 2011 года

О дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ

Принят
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
16 мая 2011 года
    Настоящий Закон устанавливает правовые основы для разработки и реализации общегосударственной политики в области дистанционного обучения и призван способствовать созданию в государствах-участниках СНГ национальных систем дистанционного обучения (далее - ДО), соответствующих задачам формирования общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    дистанционное обучение - целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение не является отдельной формой обучения;
    технология дистанционного обучения - совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии с использованием информационных и коммуникационных технологий;
    дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника и применяемые при реализации образовательных программ всех уровней образования;
    центры доступа - места, где обучающиеся имеют доступ к образовательным ресурсам образовательного учреждения/организации, включая сами образовательные учреждения/организации, их обособленные подразделения, библиотечные, корпоративные, школьные, семейные и индивидуальные центры и другие места коллективного и индивидуального доступа;
    электронный учебно-методический комплекс - совокупность учебных материалов и электронных средств обучения, позволяющих обеспечить освоение и реализацию образовательной программы;
    информационно-образовательные ресурсы - образовательные ресурсы (учебные, методические, научные, справочные, виртуальные лабораторные, интеллектуальные работы и др.), доступные обучающимся в электронном виде;
    выпускающая образовательная организация - образовательное учреждение/организация, имеющее государственную аккредитацию, которое осуществляет прием на обучение и выдает лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
    инфокоммуникационные аналоги аудиторных занятий - опосредованные учебные занятия, основанные на использовании информационно-коммуникационных технологий и выполняющие такие же функции и задачи, как и традиционные аудиторные занятия, которые проводят преподаватели в непосредственном контакте со студентами.
    Целью развития ДО является использование потенциала государств-участников СНГ для удовлетворения потребностей граждан в образовании вне зависимости от места их проживания, содействие формированию общего образовательного пространства СНГ.
    Основная цель развития ДО реализуется в соответствии со следующими принципами:
    - соответствие создаваемых национальных систем ДО задачам формирования общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств;
    - государственная поддержка ДО;
    - использование мирового опыта при создании национальных систем ДО.
    Правовое регулирование отношений в области дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ основывается на национальном законодательстве, Концепции развития дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ, положениях настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, международных договоров и соглашений в области образования.
    Государства прилагают усилия для разработки учебно-методической документации по дистанционному обучению.
    К основным задачам настоящего Закона относятся:
    - определение основных принципов государственной политики в сфере ДО;
    - создание нормативно-правовой базы для дальнейшего развития дистанционного обучения;
    - установление правовых основ деятельности образовательных учреждений/организаций, использующих ДОТ;
    - создание условий для развития ДОТ;
    - регулирование отношений между субъектами образовательного процесса;
    - обеспечение прав граждан на получение образования;
    - повышение качества обучения;
    - создание общего образовательного пространства СНГ;
    - модернизация образования.
    Предметом правового регулирования настоящего Закона является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с использованием ДОТ в образовательных учреждениях/организациях различных типов и видов в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.
    Законодательство о дистанционном обучении распространяется на деятельность всех субъектов образовательных отношений, причастных к принятию и реализации решений, которые затрагивают вопросы дистанционного обучения, и на правовые отношения, возникающие в связи с применением дистанционных образовательных технологий.
    Законодательство о дистанционном обучении распространяется:
    - на членов общества, являющихся участниками образовательных правоотношений;
    - образовательные учреждения/организации при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ высшего профессионального образования;
    - органы центральной государственной власти и иные государственные органы;
    - органы государственной власти и органы местного самоуправления;
    - неправительственные организации, связанные с образовательной деятельностью;
    - учреждения/организации и предприятия всех форм собственности, являющиеся участниками образовательных правоотношений.
    Образовательное учреждение/организация вправе использовать ДОТ при всех формах получения образования:
    - в очной форме;
    - в очно-заочной форме;
    - в заочной форме;
    - в форме экстерната.
    Допускается использование ДОТ при сочетании различных форм получения образования, в том числе в форме семейного образования и самообразования.
    По профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной, заочной форме и в форме экстерната не допускается, могут быть введены ограничения на их освоение посредством ДОТ в порядке, установленном межправительственным соглашением государств-участников СНГ.
  3. Глава 2.Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность в области развития дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ

  4. 1.Международное сотрудничество в области развития ДО, осуществляемое в рамках внешнеполитической деятельности государств, основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии и строится на основе межгосударственных договоров и соглашений.
    2.Органы управления образованием всех уровней, образовательные учреждения/организации и другие организации, участвующие в образовательном процессе, имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными и международными учреждениями/организациями и предприятиями, осуществлять международные образовательные, научные и научно-исследовательские программы в рамках развития ДО, входить в международные общественные образовательные объединения в установленном национальным законодательством порядке.
    3.Государства-участники СНГ проводят согласованную политику в международных организациях в области ДО в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
    1.Органы управления образованием, образовательные учреждения/организации и другие организации, участвующие в образовательном процессе, самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством порядке. Они имеют право открывать валютные счета в банковских и других кредитных организациях в соответствии с национальным законодательством.
    2.Валютные средства, полученные образовательным учреждением/организацией от внешнеэкономической образовательной деятельности, принадлежат ему на правах собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат. Они направляются на развитие системы ДО и укрепление ее материально-технической базы.
  5. Глава 3.Порядок создания и регламентации деятельности образовательных учреждений/организаций и их филиалов, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий

  6. Вопросы регламентации создания и деятельности образовательных учреждений/организаций и их филиалов, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, регулируются национальным законодательством с учетом специфики гражданского и образовательного законодательства.
    Учебные занятия, проводимые в традиционной форме, и их инфокоммуникационные аналоги с применением ДОТ являются равноценными как при проведении аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе.
    Готовность образовательного учреждения/организации реализовывать образовательные программы в полном объеме посредством ДОТ, а также непосредственно осуществлять учебный процесс и все виды аттестации обучающихся в своих филиалах устанавливается по его заявлению на основании заключения экспертной комиссии при выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности.
    Обязательным условием начала обучения с использованием ДОТ является наличие в высшем учебном заведении электронных учебно-методических комплексов для дистанционного обучения по всем учебным дисциплинам учебного плана по каждой образовательной программе. Электронные учебно-методические комплексы для дистанционного обучения должны быть включены в базу учебных материалов и электронную библиотеку образовательного учреждения/организации.
    Особенности предмета и содержания экспертизы образовательных учреждений/организаций, использующих ДОТ для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются органом управления образованием, если иное не установлено законом.
    При экспертизе филиалов образовательного учреждения/организации, использующего ДОТ для реализации образовательных программ в полном объеме, при условии осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах, учитывается обеспеченность в целом педагогическими работниками данного образовательного учреждения/организации.
    На филиалы образовательного учреждения/организации, использующего ДОТ для реализации образовательных программ в полном объеме, при условии осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах, распространяется государственная аккредитация данного образовательного учреждения/организации по соответствующим образовательным программам. При очередной аккредитации указанного образовательного учреждения/организации учитывается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников, обучающихся в филиалах этого образовательного учреждения/организации, требованиям национальных образовательных стандартов.
    Местом обучения студентов в образовательном учреждении/организации, имеющем филиалы и другие центры доступа, является место расположения головного вуза.
  7. Глава 4.Общие требования к организации образовательного процесса

  8. Образовательное учреждение/организация вправе использовать ДОТ при наличии в штате руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.
    Каждый вид занятий, проводимых в центрах доступа, должен быть обеспечен соответствующими площадями, лабораторным оборудованием и оборудованием для использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также преподавательским составом по технологическим параметрам, определенным на основании проведенных образовательными учреждениями/организациями технологических расчетов, базирующихся на санитарно-гигиенических и строительных нормах и правилах с учетом применяемых образовательных технологий. По этим же технологическим параметрам с учетом сменности использования учебных площадей и технологического оборудования определяется предельный контингент обучающихся.
    Нормативы оснащенности учебного процесса определяются образовательным учреждением/организацией с учетом специфики применяемых ДОТ.
    С учетом возможности индивидуального характера обучения при реализации образовательных программ с использованием ДОТ образовательное учреждение/организация, имеющее государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам, может принимать на обучение и проводить текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию выпускников в течение всего года.
    Образовательное учреждение/организация самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе ДОТ.
    Для всех форм получения образования текущая и промежуточная аттестации обучающихся осуществляются с помощью дистанционных образовательных технологий. Итоговая государственная аттестация осуществляется выпускающей образовательной организацией как в традиционной форме, так и посредством телекоммуникаций с гарантированной идентификацией выпускников.
    Взаимодействие педагогического работника и обучающегося осуществляется при реализации ДОТ как опосредованно (на расстоянии) с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, так и непосредственно в прямом контакте с обучающимся.
    Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением/организацией.
    Образовательное учреждение/организация может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы), а также центров доступа к образовательным ресурсам.
    Сетевое взаимодействие образовательных учреждений/организаций представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений/организаций.
    Итоговая государственная аттестация при сетевом взаимодействии образовательных учреждений/организаций осуществляется выпускающей образовательной организацией.
    Формы сетевого взаимодействия имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений/организаций определяются участниками сетевого взаимодействия.
    При освоении образовательных программ с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений/организаций место получения образования для всех обучающихся определяется юридическим адресом выпускающей образовательной организации.
    Образовательное учреждение/организация при реализации образовательных программ с использованием ДОТ осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также архивное хранение данных об этих результатах в бумажном и (или) электронном виде в порядке, установленном органом управления образованием.
    При использовании ДОТ образовательное учреждение/организация обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к электронному учебно-методическому комплексу посредством информационно-образовательной среды дистанционного обучения.
    Электронный учебно-методический комплекс должен включать:
    - учебный план образовательного учреждения/организации, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса);
    - электронные учебники и учебные пособия, интерактивные мультимедиакурсы, компьютерные программы, лабораторные практикумы;
    - электронные тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;
    - методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники;
    - иные информационно-образовательные ресурсы, позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
    Электронный учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением/организацией справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.
    Распределение прав на материалы электронного учебно-методического комплекса между их создателями и образовательным учреждением/организацией определяется национальным законодательством в области интеллектуальной собственности.
    Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать национальному стандарту страны выпускающей организации.
    При использовании ДОТ для реализации дополнительных образовательных программ, по которым не установлены национальные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется на основании соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.
    Образовательное учреждение/организация устанавливает порядок и формы доступа обучающегося, педагогических работников к используемым данным учреждением/организацией информационным ресурсам при реализации образовательных программ с применением ДОТ. В целях обеспечения обучающихся учебной литературой в электронном виде образовательные учреждения/организации заключают соответствующие договоры с правообладателями.
    Образовательное учреждение/организация для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах). Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения/организации, использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения/организации, может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
    Образовательное учреждение/организация при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
  9. Глава 5.Права обучающихся в образовательном учреждении/организации, использующем дистанционные образовательные технологии

  10. Обучающиеся в образовательном учреждении/организации, использующем ДОТ для реализации образовательных программ в полном объеме, а также в филиалах указанного образовательного учреждения/организации, при условии осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах, обладают всеми правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме получения образования, а при окончании образовательного учреждения/организации - правом на получение документов об образовании данного образовательного учреждения/организации.
    Контроль за соблюдением прав обучающихся осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, неправительственными организациями и другими общественными организациями, имеющими правозащитные функции.
  11. Глава 6.Экономика дистанционного обучения

  12. Использование образовательными учреждениями/организациями при реализации образовательных программ различных методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, не влечет за собой увеличение нормативов их финансирования.