Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
16 мая 2011 года
Глава I.Общие положения
1.Настоящий Закон устанавливает принципы и определяет основные направления регулирования отношений, связанных с использованием Интернета, устанавливает порядок государственной поддержки развития Интернета, определяет отношения между участниками процесса регулирования Интернета и их функции при осуществлении регулирования, устанавливает правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета. 2.Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное прямо не установлено в настоящем Законе.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
Интернет - глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанная на использовании комплексов интернет-протоколов (Internet Protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) и предоставляющая возможность реализации различных форм коммуникации, в том числе размещения информации для неограниченного круга лиц;
управление Интернетом - разработка и применение правительствами, государственными предприятиями и учреждениями, предприятиями частного сектора и организациями гражданского общества согласованных принципов, правовых норм, организационных правил и технических процедур принятия решений, регулирующих развитие Интернета и его использование;
оператор услуг Интернета - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению пользователей доступом в Интернет и (или) иными услугами, оказываемыми с использованием интернет-технологий;
уполномоченный орган (в области Интернета) - орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и использования Интернета;
национальный сегмент Интернета - включает в себя домены, признанные в установленном национальным законодательством порядке национальными доменами государства, интернет-ресурсы, расположенные в иных доменах или не относящиеся к каким-либо доменам, хостинг которым предоставляется на территории государства, а также сети связи национальных операторов связи, предоставляющих услуги по доступу в Интернет;
доменное имя (домен) - символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен DNS;
национальный домен первого уровня - домен, имя которого представлено кодом страны, утвержденным Международной организацией по стандартизации (ISO 3166), или иной домен;
национальный домен второго уровня - субдомен домена первого уровня, имя которого включает в себя имя домена первого уровня и собственное имя;
национальный регистратор - организация, осуществляющая регистрацию электронных адресов национальных доменов и ведение справочника указанных адресов.
Субъектами отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: - государство в лице его органов власти, уполномоченных на осуществление регулирования Интернета; - пользователи Интернета - юридические и физические лица, которым предоставляются услуги Интернета; - операторы услуг Интернета; - саморегулируемые организации, участвующие в процессе регулирования Интернета.
Если международным договором, участником которого является государство, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются положения международного договора.
Глава II.Принципы регулирования
Регулирование отношений, связанных с использованием Интернета, осуществляется с соблюдением следующих основных принципов: - обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации; - учет особенностей построения и развития Интернета, включая установленные на международном уровне и действующие на момент принятия настоящего Закона применимые организационные правила и технические процедуры; - ограничение сферы регулирования Интернета только теми предметными областями, в отношении которых отсутствуют либо не могут быть применены в силу требований действующего законодательства нормы и правила, установленные на международном уровне либо принятые саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета; - нераспространение регулирования на отношения, связанные с развитием Интернета и не затрагивающие установленные законодательством права и интересы личности, общества и государства. 1.Подготовка нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием Интернета, осуществляется при участии представителей саморегулируемых организаций пользователей и операторов услуг Интернета в качестве экспертов (специалистов). 2.Нормативные правовые акты, затрагивающие нормы и правила, которые регулируют технологические и организационные аспекты развития Интернета на международном уровне, подлежат обязательному согласованию с международными организациями, принявшими указанные нормы и правила. 1.Государство поощряет и поддерживает развитие Интернета. 2.Органы государственной власти, органы местного самоуправления принимают меры, обеспечивающие: - равноправный, недискриминационный доступ пользователей к Интернету; - недопущение необоснованных ограничений деятельности операторов услуг Интернета и осуществляемого посредством Интернета обмена информацией; - содействие развитию рынка услуг, оказываемых с использованием интернет-технологий, недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции. 3.Государство в лице уполномоченного органа государственной власти и саморегулируемые организации пользователей и операторов услуг Интернета совместно участвуют в разработке проектов международных норм, регулирующих технологические и организационные аспекты развития Интернета. 4.Бюджетные ассигнования, связанные с государственной поддержкой развития Интернета, предусматриваются законодательством о бюджете на соответствующий период и направляются органам исполнительной власти и иным организациям, участвующим в развитии Интернета.
Глава III.Основные направления регулирования
1.Участниками процесса регулирования Интернета являются государство, операторы услуг Интернета, саморегулируемые организации. 2.Государство в лице уполномоченных органов в процессе регулирования Интернета осуществляет: - разработку, координацию и реализацию государственной политики на национальном, региональном и международном уровнях; - создание благоприятных условий для развития, распространения и широкого применения Интернета и интернет-технологий; - разработку, согласование и принятие законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с использованием Интернета; - надзор за соблюдением законодательства, регулирующего отношения, связанные с использованием Интернета; - содействие распространению передового опыта в области регулирования отношений, связанных с использованием Интернета; - борьбу с правонарушениями, совершаемыми с использованием Интернета. 3.Операторы услуг Интернета в процессе регулирования Интернета осуществляют: - разработку предложений, принципов и инструментария для заинтересованных сторон по вопросам регулирования отношений, связанных с использованием Интернета; - участие в разработке государственной политики, проектов нормативных правовых актов в сфере использования Интернета; - участие в разработке стандартов, применяемых при развитии Интернета. 4.Саморегулируемые организации в процессе регулирования Интернета осуществляют: - общественный контроль за мерами, предлагаемыми и применяемыми государством; - общественную экспертизу разрабатываемых и (или) принимаемых законов и иных нормативных правовых актов; - участие в разработке стандартов, применяемых при развитии Интернета; - участие в организации функционирования системы национальных доменных имен; - контроль качества услуг, оказываемых операторами услуг Интернета; - содействие решению задачи обеспечения равноправного доступа граждан к Интернету. 1.Международное сотрудничество в области регулирования Интернета осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также устоявшихся в международной практике обычаев и деловых обыкновений. 2.Уполномоченный орган в пределах своих полномочий представляет и защищает интересы государства в области Интернета, взаимодействует с уполномоченными органами иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области Интернета, осуществляемого государством, его гражданами и организациями, обеспечивает выполнение обязательств государства, вытекающих из международных договоров в области Интернета. 3.Национальный регистратор принимает такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальном сегменте Интернета, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих национальное законодательство или публичный порядок других государств либо используемых администратором домена для осуществления деятельности, запрещенной национальным законодательством. 4.Иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области использования Интернета на территории государства, пользуются правовым режимом, установленным для собственных граждан, если иное не установлено национальным законодательством. 5.Компетентные судебные и правоохранительные органы по вопросам оказания правовой помощи по преступлениям в сфере компьютерной информации взаимодействуют с компетентными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами или на основе принципа взаимности путем направления и исполнения запросов.
Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами. 6.Взаимодействие и разрешение споров государств-участников СНГ по вопросам регулирования Интернета осуществляется через Координационный совет государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи, созданный решением Совета глав правительств СНГ. 1.Государство осуществляет стимулирование развития и использования инфраструктуры Интернета, в том числе путем применения налоговых льгот и преференций. 2.При принятии решений о государственной поддержке инфраструктурных проектов развития Интернета приоритет должен отдаваться передовым технологическим решениям, обеспечивающим более широкое использование Интернета гражданами по доступным для них ценам. 3.Государство создает условия для равного доступа к инфраструктуре Интернета для всех пользователей на недискриминационной основе. 4.Государство осуществляет целевую деятельность по распространению использования интернет-технологий во взаимодействии между государством, предприятиями частного сектора и гражданами, путем оказания государственных услуг с использованием указанных технологий. 1.Юридически значимые действия, осуществленные с использованием Интернета, признаются совершенными на территории государства, если действие, породившее юридические последствия, было совершено лицом во время его нахождения на территории этого государства. 2.Временем совершения юридически значимых действий признается время совершения первого действия, породившего юридические последствия.
В случае если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия иностранного и национального законодательства, то действует норма национального законодательства государства, на территории которого в соответствии со статьей 11 настоящего Закона считается совершенным юридически значимое действие.
Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в противоправных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 12 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов.