Содружество Независимых Государств

Модельный таможенный кодекс для государств-участников СНГ

Принят
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
25 ноября 2008 года
    Настоящий Модельный таможенный кодекс создает основу для регулирования правоотношений в области таможенного дела государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государства Содружества), определяет унифицированные таможенные порядок, правила и процедуры, которые способствуют развитию внешней торговли и других видов международного обмена государств Содружества без ущерба для эффективности национальной системы таможенного контроля.
    Настоящий Модельный таможенный кодекс базируется на следующих принципах:
    - использования норм и положений международного права в области таможенного регулирования;
    - гармонизации и унификации таможенных правил и повышения эффективности таможенных процедур;
    - транспарентности, предсказуемости и последовательности таможенных правил и процедур, их упрощения в интересах участников внешнеэкономической деятельности;
    - применения современных методов работы таможенных служб, включая таможенный контроль на основе управления таможенными рисками, посттаможенный контроль, максимального практического внедрения передовых информационных технологий;
    - совершенствования взаимодействия между таможенными службами государств-участников Содружества.
  1. РАЗДЕЛ I.Общие положения

  2. Глава 1.Термины и определения

  3. В настоящем Кодексе используются следующие термины и определения:
    ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию государства - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы государства и все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;
    ввозные пошлины, налоги и сборы - таможенные пошлины, налоги и сборы, которые подлежат уплате при ввозе или в связи с ввозом товаров, но за исключением любых сборов, уплачиваемых таможенной службе или собираемых ею по поручению других государственных органов;
    вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории государства - совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы государства. К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории государства, относятся: вход (въезд) физического лица, выезжающего из государства, в зону таможенного контроля; въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через государственную границу государства в целях убытия его с таможенной территории государства; сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории государства; действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных законодательством государства мест;
    вывозные пошлины, налоги и сборы - таможенные пошлины, налоги и сборы, которые подлежат уплате при вывозе или в связи с вывозом товаров, за исключением любых сборов, уплачиваемых таможенной службе или собираемых ею по поручению других государственных органов;
    выпуск товаров, транспортных средств - действие таможенной службы, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами, транспортными средствами, в отношении которых осуществляется таможенное оформление в соответствии с заявленным таможенным режимом;
    декларант - лицо, которое декларирует товары и транспортные средства либо от имени которого декларируются товары и транспортные средства;
    заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально;
    иностранные лица - лица, не являющиеся отечественными;
    иностранные товары - товары, не являющиеся отечественными;
    коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами, законодательством государства или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
    лицо - физическое и (или) юридическое лицо;
    отечественные лица - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государства, а также физические лица - граждане государства Содружества, в том числе зарегистрированные на его территории в качестве индивидуальных предпринимателей;
    отечественные товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории государства;
    перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу государства и (или) перевозку товаров под таможенным контролем по территории государства или являющееся ответственным за использование транспортных средств;
    перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу государства - совершение действий по ввозу товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию государства или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;
    свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории государства без ограничений и запретов, предусмотренных национальным таможенным законодательством;
    таможенная граница государства - пределы таможенной территории государства и (или) пределы свободных (особых, специальных) экономических зон, находящихся на территории государства, либо пределы иных территорий, предусмотренные национальным законодательством государства;
    таможенная декларация - документ установленной формы, в котором указываются сведения, необходимые для таможенного оформления товаров и транспортных средств;
    таможенная процедура - совокупность действий, определяющих порядок совершения таможенных операций и статус товаров и транспортных средств для таможенных целей;
    таможенная служба - государственная служба, на которую возложено применение таможенного законодательства и взимание пошлин, налогов и сборов, а также применение иных законов и правил, касающихся ввоза, вывоза, перемещения или хранения товаров и (или) транспортных средств;
    таможенная территория - территория, на которой применяется таможенное законодательство государства;
    таможенное законодательство - совокупность законов и подзаконных актов, касающихся ввоза, вывоза, перемещения или хранения товаров и (или) транспортных средств, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенную службу, а также любых нормативных предписаний, издаваемых таможенной службой в пределах ее компетенции;
    таможенное оформление - выполнение таможенных формальностей и операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу государства;
    таможенное регулирование - установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу государства;
    таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей;
    таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств;
    таможенные органы - административные подразделения таможенной службы, уполномоченные на производство таможенных формальностей;
    таможенные формальности - совокупность действий, подлежащих совершению соответствующими лицами и таможенной службой в целях исполнения требований таможенного законодательства;
    таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции;
    таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
    таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающая порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, сборов, а также ограничений и запретов на ввоз товаров в государства Содружества и их вывоз из государств Содружества, установленных национальными законодательствами и международными договорами государств Содружества по основаниям экономического и неэкономического характера, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории государства либо за ее пределами;
    товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, за исключением транспортных средств, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатных запасных частей, принадлежностей и оборудования, содержащихся в штатных баках горюче-смазочных материалов и топлива, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;
    товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию государства до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также отечественные товары при их вывозе с таможенной территории государства до фактического пересечения таможенной границы;
    транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;
    транспортные средства - любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
    Другие специальные понятия, применяемые в настоящем Кодексе, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
  4. Глава 2.Основные положения

  5. 1.Таможенное регулирование относится к ведению государств Содружества, осуществляется в соответствии с национальными таможенными законодательствами и законодательствами государств Содружества.
    2.Непосредственную реализацию задач в области таможенного регулирования и единообразие применения национального таможенного законодательства на территории государств Содружества обеспечивают национальные таможенные службы.
    3.Государства Содружества принимают участие во взаимном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации таможенного законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой.
    4.На территории государств Содружества могут находиться свободные (особые, специальные) экономические зоны, являющиеся частью их таможенной территории, если иное не установлено национальным законодательством государства Содружества. Товары, помещенные на территориях свободных (особых, специальных) экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории государств Содружества для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных национальными законодательствами государств Содружества.
    5.Положения Модельного таможенного кодекса предназначены для создания основы гармонизации и унификации национальных таможенных кодексов государств Содружества.
  6. Глава 3.Условия и порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

  7. Правом на перемещение товаров и транспортных средств через таможенные границы государств Содружества в соответствии с национальными таможенными законодательствами обладают все лица на равных основаниях. Исключение могут составлять только случаи, предусмотренные в национальных таможенных законодательствах государств Содружества и международных договорах, в которых участвуют эти государства.
    Товары и (или) транспортные средства перемещаются через таможенные границы государств Содружества в порядке, предусмотренном национальными таможенными законодательствами государств Содружества.
    1.Товары и (или) транспортные средства, запрещенные в соответствии с национальными законодательствами государств Содружества к ввозу на их таможенную территорию, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории государств Содружества, если иное не предусмотрено национальными законодательствами. Вывоз указанных товаров и (или) транспортных средств обеспечивается перевозчиком, осуществившим ввоз данных товаров и (или) транспортных средств.
    2.Товары и (или) транспортные средства, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории государств Содружества.
    1.Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу государств Содружества, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены национальными таможенными законодательствами государств Содружества.
    2.При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные службы, таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами национального таможенного законодательства или иными правовыми актами государства.
    3.Требования таможенных служб и таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов национального таможенного законодательства.
    Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено национальными таможенными законодательствами государств Содружества, несут:
    а) лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени или по поручению которого эта сделка заключена, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки, заключенной отечественным лицом;
    б) лицо, имеющее право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории государства Содружества;
    в) иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с национальным законодательством для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
    В случаях, предусмотренных национальными таможенными законодательствами государств Содружества в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных национальными таможенными законодательствами государств Содружества, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей.
  8. Глава 4.Страна происхождения товаров

  9. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с критериями, применяемыми в международной практике.
    1.Таможенные службы государств Содружества вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, в случаях, определенных национальными таможенными законодательствами государств Содружества.
    2.Документами, подтверждающими происхождение товаров из страны, заявленной в таможенной декларации, являются декларация о происхождении товара или в случаях, определяемых национальными законодательствами государств Содружества, сертификат о происхождении товара.
    Декларация о происхождении товара является документом, подтверждающим страну происхождения товаров, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров.
    Сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный уполномоченным органом или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.
    1.При ввозе товара на таможенную территорию государства Содружества документ, подтверждающий страну происхождения товара, представляется одновременно с представлением таможенной декларации в случае, если стране происхождения данного товара государство Содружества предоставляет тарифные преференции в соответствии с национальными законодательствами государств Содружества.
    Таможенные службы и таможенные органы вправе потребовать представления документа, подтверждающего страну происхождения товара, в иных случаях только при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товара, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальными законодательствами государств Содружества, являются недостоверными.
    2.Вне зависимости от положений пункта 1 настоящей статьи представление документа, подтверждающего страну происхождения товара, не требуется:
    а) если ввозимые на таможенную территорию государств Содружества товары заявляются к таможенным режимам, предусматривающим полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом государства Содружества обнаружены признаки того, что страной происхождения товара является страна, товары которой запрещены к ввозу или транзиту через территорию государств Содружества в соответствии с международными договорами или национальными законодательствами государств Содружества;
    б) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом и тем же отправителем в адрес одного получателя, менее установленной национальным таможенным законодательством суммы;
    в) если товары перемещаются через таможенную границу государства Содружества физическими лицами в соответствии с положениями национальных таможенных законодательств государств Содружества;
    г) в иных случаях, предусмотренных национальными законодательствами государств Содружества.
    3.Дополнительные условия выпуска товаров в случае отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций или на них распространяется система мер количественных ограничений, применяются в соответствии с национальными законодательствами государств Содружества.
  10. Глава 5.Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

  11. Для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли государства Содружества используют единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, которая разрабатывается исходя из принятых в международной системе классификации товаров критериев и практики государств Содружества.
    1.Товары при их декларировании таможенным органам государств Содружества подлежат классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по применяемой в соответствии с национальными законодательствами государств Содружества товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
    2.Компетентные органы государств Содружества, уполномоченные в области таможенного регулирования, принимают решения о классификации отдельных видов товаров и опубликовывают указанные решения в официальном порядке.
    3.Решения таможенных служб о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с положениями национальных законодательств.
  12. Раздел II.Таможенные процедуры

  13. Подраздел 1.Таможенное оформление

  14. Глава 6.Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению

  15. 1.Таможенное оформление производится в порядке, определяемом национальным законодательством государства, который устанавливается в зависимости от вида товаров, перемещаемых через таможенную границу государства, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.
    2.Таможенные формальности применяются независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров.
    Место и время таможенного оформления, а также таможенный орган, уполномоченный осуществлять таможенное оформление, определяются национальным таможенным законодательством государства.
    При производстве таможенного оформления таможенная служба требует только те таможенные, коммерческие и транспортные (перевозочные) документы и сведения, которые необходимы для проведения таможенного контроля и обеспечения всех требований национального таможенного законодательства.
    Таможенное оформление производится на государственном языке государства Содружества и (или) русском языке.
    Таможенное оформление товаров, срочный характер которых признается национальным таможенным законодательством, производится в первоочередном порядке.
    Таможенная служба может устанавливать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц по основаниям, определяемым национальными таможенными законодательствами государств Содружества.
  16. Глава 7.Прибытие товаров на таможенную территорию государства содружества

  17. 1.При прибытии товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию государства Содружества перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
    2.Перевозчик несет ответственность за достоверность и полноту сведений в документах, предъявляемых для таможенного оформления.
  18. Глава 8.Убытие товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории государства содружества

  19. 1.Убытие товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории государства Содружества допускается с разрешения таможенных органов.
    2.До убытия товаров и (или) транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, необходимые для таможенного оформления в соответствии с национальным таможенным законодательством.
  20. Глава 9.Декларирование товаров

  21. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу государства Содружества, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных национальным таможенным законодательством.
    1.Декларирование товаров производится декларантом путем представления таможенному органу таможенной декларации, в которой заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим либо для иных целей, предусмотренных национальным таможенным законодательством. Национальным таможенным законодательством могут быть предусмотрены иные способы декларирования товаров таможенному органу.
    2.Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, определяется национальным таможенным законодательством и ограничивается только теми сведениями, которые признаны необходимыми для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики внешней торговли и применения национального таможенного законодательства.
    Лица, которые вправе выступать в качестве декларанта, а также права и обязанности декларанта определяются национальным таможенным законодательством.
    Срок подачи таможенной декларации и условия его продления определяются национальным таможенным законодательством.
    1.Таможенная декларация может быть подана до прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию государства Содружества.
    2.Порядок и условия предварительного декларирования определяются в соответствии с национальным таможенным законодательством.
    Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены и дополнены декларантом с разрешения таможенного органа в случаях и на условиях, определенных национальным таможенным законодательством.
    Таможенная декларация может быть отозвана декларантом до выпуска товаров для заявления иного таможенного режима на условиях, определенных национальным таможенным законодательством.
  22. Глава 10.Таможенный брокер (представитель)

  23. Таможенным брокером (представителем) может быть юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), признанное таковым в соответствии с национальным таможенным законодательством государства Содружества, действующее от имени и по поручению заинтересованного лица во взаимоотношениях с национальными таможенными службами государств Содружества.
    При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенной службой.
    Обязанности таможенного брокера (представителя) перед таможенной службой за исполнение таможенных формальностей и ответственность за ненадлежащее их исполнение определяются национальным таможенным законодательством.
  24. Подраздел 2.Таможенные режимы

  25. Глава 11.Общие положения, относящиеся к таможенным режимам

  26. 1.Товары, указанные в таможенной декларации, выпускаются после проведения их проверки или после принятия решения таможенной службой не производить их проверку, при условии что не было выявлено никаких правонарушений, представлены необходимые документы, уплачены все таможенные платежи или приняты необходимые меры для обеспечения их уплаты.
    2.Товары, указанные в таможенной декларации, могут выпускаться до завершения таможенного оформления, при условии что таможенная служба имеет достаточные основания полагать, что впоследствии декларант выполнит все таможенные операции для завершения таможенного оформления.
    В целях таможенного регулирования в отношении товаров могут устанавливаться следующие виды таможенных режимов:
    - выпуск для свободного обращения;
    - реимпорт;
    - экспорт;
    - реэкспорт;
    - таможенный склад;
    - свободная таможенная зона (свободный склад);
    - международный таможенный транзит;
    - переработка на таможенной территории;
    - переработка вне таможенной территории;
    - переработка для свободного обращения;
    - временный ввоз;
    - временный вывоз;
    - уничтожение;
    - отказ в пользу государства;
    - магазин беспошлинной торговли;
    - перемещение припасов;
    - специальный таможенный режим.
    Таможенные режимы, в том числе не перечисленные в настоящей статье, устанавливаются национальным таможенным законодательством.
    1.Ввоз товаров на таможенную территорию государства Содружества и вывоз товаров с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных национальным таможенным законодательством, и соблюдать этот таможенный режим.
    2.Лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с национальным таможенным законодательством.
    3.Для помещения товаров под таможенный режим в таможенный орган представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под конкретный таможенный режим.
  27. Глава 12.Применение таможенных режимов

  28. § 1.Выпуск для Свободного обращения

  29. 1.Выпуск для свободного обращения - таможенный режим, который предусматривает, что ввозимые товары принимают статус товаров в свободном обращении на таможенной территории после уплаты всех причитающихся ввозных пошлин и налогов и выполнения всех необходимых таможенных формальностей.
    2.Товары в свободном обращении - товары, распоряжение которыми может осуществляться без ограничений, предусмотренных национальным таможенным законодательством.
  30. § 2.Реимпорт

  31. 1.Реимпорт - таможенный режим, в соответствии с которым ранее вывезенные с таможенной территории государства Содружества товары ввозятся на эту территорию в сроки, установленные национальным таможенным законодательством, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера в отношении указанных товаров.
    2.Товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, приобретают статус отечественных товаров.
    1.Реимпорт допускается в отношении товаров, имевших при вывозе с таможенной территории государства Содружества статус товаров в свободном обращении. Национальным таможенным законодательством могут определяться иные товары, в отношении которых допускается реимпорт.
    2.Под таможенный режим реимпорта помещаются товары, находящиеся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории государства Содружества, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или эксплуатации.
    3.Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается при условии уплаты суммы таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм, подлежащих возвращению в бюджет при импорте товаров, если это предусмотрено национальным законодательством государств Содружества.
  32. § 3.Экспорт

  33. 1.Экспорт - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории государства Содружества без обязательства об их обратном ввозе.
    2.Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном национальным законодательством, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического и неэкономического характера.
  34. § 4.Реэкспорт

  35. Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию государства Содружества, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера.
    1.Под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию государства Содружества.
    2.Товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеторговой сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если указанные товары:
    а) не использовались и не ремонтировались в государстве Содружества, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших за собой возврат товаров;
    б) могут быть идентифицированы таможенными органами;
    в) вывозятся в течение срока, установленного национальным таможенным законодательством, со дня их выпуска для свободного обращения.
    Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с национальным таможенным законодательством.
  36. § 5.Таможенный склад

  37. 1.Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию государства Содружества товары хранятся под таможенным контролем в определенном для этих целей месте без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальными законодательствами государств Содружества по основаниям экономического характера.
    2.Таможенные склады являются зоной таможенного контроля.
    1.Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, перечень которых определен национальным законодательством.
    2.Сроки хранения товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, определяются в соответствии с национальным таможенным законодательством.
    Любому лицу, имеющему право распоряжаться находящимися на хранении на таможенном складе товарами, при наличии причин, признанных таможенной службой обоснованными, разрешается:
    а) проверять товары;
    б) брать образцы (пробы) с уплатой ввозных пошлин и налогов, где это применимо;
    в) совершать операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров;
    г) совершать иные операции по обработке товаров, необходимые для улучшения их упаковки или товарных качеств либо для их подготовки к отгрузке (дробление партий, группировка упаковочных мест, сортировка, маркировка и переупаковка товаров).
    Не позднее дня истечения срока хранения товаров на таможенном складе товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму с соблюдением требований и условий, установленных национальным таможенным законодательством.
  38. § 6.Свободная таможенная зона (Свободный склад)

  39. Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с национальным законодательством, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
  40. § 7.Международный таможенный транзит

  41. Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории государства Содружества под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию государства Содружества и местом их убытия с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера.
    Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением тех, транзит которых запрещен в соответствии с национальным законодательством, иными правовыми актами и международными договорами государства Содружества.
    1.Международный таможенный транзит завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории государства Содружества.
    2.При вывозе транзитных товаров отдельными партиями международный таможенный транзит считается завершенным после убытия последней партии товаров с таможенной территории государства Содружества.
    3.Международный таможенный транзит может быть также завершен помещением товаров под иные таможенные режимы при соблюдении требований и условий, установленных национальным таможенным законодательством.
  42. § 8.Переработка на таможенной территории

  43. Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории государства Содружества для целей проведения операций по переработке товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов, при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории государства Содружества в определенный срок.
    При вывозе продуктов переработки с таможенной территории государства Содружества вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
    1.Переработка товаров на таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа, если иное не установлено национальным таможенным законодательством.
    2.Переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки.
    3.Под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных национальным таможенным законодательством.
    1.Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенной службой исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки.
    2.Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории, а при ввозе товаров отдельными партиями - со дня помещения первой партии товаров.
    Норма выхода продуктов переработки определяется заявителем по согласованию с соответствующим компетентным органом государства Содружества исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров.
    В отношении отходов и остатков, образовавшихся в результате переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяются правила, предусмотренные национальным таможенным законодательством.
  44. § 9.Переработка вне таможенной территории

  45. Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории государства Содружества без уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера, для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока с последующим ввозом продуктов переработки.
    1.Переработка товаров вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа, если иное не установлено национальным таможенным законодательством.
    2.Переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки.
    3.Товары, помещаемые под таможенный режим переработки вне таможенной территории, должны иметь статус находящихся в свободном обращении. Национальным таможенным законодательством может допускаться помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории иных товаров.
    1.Срок переработки товаров определяется декларантом по согласованию с таможенной службой исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для ввоза продуктов их переработки.
    2.Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными партиями - со дня помещения первой партии товаров.
    Норма выхода продуктов переработки определяется декларантом по согласованию с соответствующим компетентным органом государства Содружества исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров.
  46. § 10.Переработка для Свободного обращения

  47. Переработка для свободного обращения - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории государства Содружества в течение установленного срока для целей проведения операций по переработке товаров без уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
    1.Переработка для свободного обращения допускается при наличии разрешения таможенного органа, если иное не установлено национальным таможенным законодательством государств Содружества.
    2.Переработка для свободного обращения допускается, если:
    а) таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки;
    б) продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
    3.Под таможенный режим переработки для свободного обращения могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных национальным таможенным законодательством.
    1.Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенной службой исходя из продолжительности процесса переработки товаров.
    2.Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки для свободного обращения, а при ввозе товаров отдельными партиями - со дня помещения первой партии товаров.
    Норма выхода продуктов переработки определяется декларантом по согласованию с соответствующим компетентным органом государства Содружества.
    В отношении отходов и остатков, образовавшихся в результате переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки для свободного обращения, применяются правила, предусмотренные национальным таможенным законодательством.
  48. § 11.Временный ввоз

  49. 1.Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на таможенную территорию государства Содружества без уплаты или с частичной уплатой таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера, и предназначаются для обратного вывоза в течение установленного срока.
    2.Сроки временного ввоза товаров устанавливаются в соответствии с национальным таможенным законодательством.
    3.Временно ввезенные товары должны вывозиться в неизменном состоянии, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или эксплуатации.
    1.Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте).
    2.Под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных национальным таможенным законодательством.
    Категории товаров и условия, при которых товары помещаются под таможенный режим временного ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также случаи и порядок частичной уплаты таможенных пошлин, налогов определяются национальным таможенным законодательством.
  50. § 12.Временный вывоз

  51. 1.Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории государства Содружества, временно вывозятся за ее пределы без уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера, используются для определенных целей за пределами таможенной территории государства Содружества и предназначаются для обратного ввоза в течение установленного срока.
    2.Сроки временного вывоза товаров устанавливаются в соответствии с национальным таможенным законодательством.
    Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте).
    При невозвращении временно вывезенных товаров уплачиваются суммы вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном национальным таможенным законодательством.
  52. § 13.Уничтожение

  53. Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера.
    1.Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
    2.Перечень категорий товаров, не допускаемых к уничтожению, а также недопускаемые способы их уничтожения определяются национальным таможенным законодательством.
    Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения иностранных товаров, имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории государства Содружества.
  54. § 14.Отказ в пользу государства

  55. 1.Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в собственность государства без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера.
    2.С момента передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, указанные товары имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории государства Содружества.
    1.Конкретный перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается национальным законодательством.
    2.Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
  56. § 15.Магазин беспошлинной торговли

  57. 1.Магазин беспошлинной торговли - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию государства Содружества, или отечественные товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории государства Содружества, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера.
    2.Продажа товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории государства Содружества в пунктах пропуска через государственную границу государства Содружества либо в иных местах, определенных национальным законодательством.
    1.Под таможенный режим магазина беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, перечень которых определен национальным законодательством.
    2.Помещению под таможенный режим магазина беспошлинной торговли не подлежат товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли.
  58. § 16.Перемещение припасов

  59. Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для потребления и (или) использования на морских (речных) и воздушных судах, а также в поездах, осуществляющих международные грузовые или пассажирские перевозки, в том числе товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажей морских (речных) и воздушных судов, перемещаются через таможенную границу государства Содружества без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера.
    1.Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров:
    а) необходимых для нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) и воздушных судов, включая топливо и смазочные материалы, за исключением запасных частей и оборудования;
    б) предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей морских (речных) и воздушных судов или в поездах, независимо от того, продаются они или нет.
    2.Товары помещаются под таможенный режим перемещения припасов вне зависимости от страны регистрации или национальной принадлежности морских (речных) и воздушных судов или поездов.
    3.Припасы, находящиеся на борту морских (речных) и воздушных судов или в поездах, прибывающих на таможенную территорию государства Содружества, освобождаются от уплаты ввозных пошлин, налогов при условии, что они остаются на борту судов или в поездах.
  60. § 17.Специальный таможенный режим

  61. Специальный таможенный режим - таможенный режим, при котором товары полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к ним запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством по основаниям экономического характера.
    Под специальный таможенный режим помещаются товары:
    а) вывозимые с таможенной территории государства Содружества и предназначенные для обеспечения функционирования официальных представительств государства Содружества за рубежом;
    б) перемещаемые через таможенную границу между воинскими частями государств Содружества, дислоцированными на их таможенных территориях и за пределами этих территорий;
    в) перемещаемые через таможенную границу и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
    г) перемещаемые через таможенную границу в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством.
  62. Подраздел 3.Специальные таможенные процедуры

  63. Глава 13.Перемещение транспортных средств

  64. 1.Транспортные средства допускаются к временному ввозу на таможенную территорию государства Содружества без уплаты ввозных пошлин, налогов при условии, что эти транспортные средства не будут использоваться на таможенной территории страны временного ввоза в коммерческих целях.
    2.Транспортные средства, разрешенные к временному ввозу, должны быть предназначены для обратного вывоза, не претерпев никаких изменений, кроме обычного износа в результате эксплуатации, а также осуществления необходимого ремонта.
    3.Обратный вывоз временно ввезенных транспортных средств должен осуществляться в сроки, установленные в соответствии с национальным таможенным законодательством.
    1.Временный вывоз транспортных средств допускается при условии, что эти транспортные средства находятся в свободном обращении на таможенной территории государства Содружества.
    2.При временном вывозе транспортных средств таможенные пошлины не взимаются.
    Таможенное оформление транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию государства Содружества и вывозимых с ее территории, производится в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза или таможенными процедурами, установленными национальным таможенным законодательством для транспортных средств.
  65. Глава 14.Перемещение товаров физическими лицами

  66. Порядок перемещения через таможенную границу государства Содружества физическими лицами товаров для личного пользования устанавливается национальным таможенным законодательством.
  67. Глава 15.Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях

  68. 1.Под международными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории государства Содружества, поступающие на таможенную территорию государства Содружества либо следующие транзитом через эту территорию.
    2.Перечень товаров, не допускаемых к пересылке в международных почтовых отправлениях, определяется в соответствии с национальным законодательством государств Содружества и актами Всемирного почтового союза.
    3.Исчисление таможенных платежей, их уплата и освобождение от их уплаты в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производятся в порядке, устанавливаемом национальным таможенным законодательством.
    4.Таможенное оформление международных почтовых отправлений, перемещаемых транзитом по территории государства Содружества, не производится.
  69. Глава 16.Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц

  70. 1.Процедура применяется в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу государства Содружества официальными представителями иностранных государств, международных организаций, их персоналом и членами их семей, а также иностранными лицами, пользующимися привилегиями на таможенной территории государства Содружества в соответствии с международными договорами государства Содружества.
    2.Таможенное оформление перемещаемых товаров производится в упрощенном порядке с предоставлением таможенных льгот в соответствии с международными договорами и национальными законодательствами государств Содружества.
  71. Раздел III.Таможенные платежи

  72. Глава 17.Общие положения

  73. 1.К таможенным платежам относятся:
    - ввозная таможенная пошлина;
    - вывозная таможенная пошлина;
    - налоги;
    - таможенные сборы;
    - иные виды таможенных платежей, предусмотренные национальным законодательством.
    2.Объектом применения таможенных платежей являются товары, перемещаемые через таможенную границу государства Содружества, либо продукты, образовавшиеся в результате их переработки.
    1.Момент возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей определяется национальным законодательством.
    2.Условия и порядок освобождения от уплаты таможенных платежей определяются национальным законодательством.
    Лица, ответственные за уплату таможенных платежей, определяются национальным законодательством.
    В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные платежи в порядке, определяемом национальным законодательством.
  74. Глава 18.Обеспечение уплаты таможенных платежей

  75. 1.Обеспечение уплаты таможенных платежей предусматривается в случаях, определяемых национальным законодательством.
    2.Обеспечение уплаты таможенных платежей производится лицами, ответственными за их уплату, либо иными лицами, определенными национальным законодательством.
    3.Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется национальным законодательством.
    4.Возврат обеспечения уплаты таможенных платежей осуществляется в сроки и в порядке, установленные национальным законодательством.
    1.Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:
    - залог товара и иного имущества;
    - внесение денежных средств на счет таможенного органа;
    - банковская гарантия;
    - поручительство третьего лица;
    - иными способами, предусмотренными национальным законодательством.
    2.Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться по выбору плательщика любым способом, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, при условии что он приемлем для таможенной службы.
  76. Глава 19.Возврат таможенных платежей и иных денежных средств

  77. 1.Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных платежей и иных денежных средств признается разница между фактически уплаченными или взысканными и подлежавшими к уплате суммами таможенных платежей и иных денежных средств в соответствии с национальным законодательством.
    2.Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных платежей и иных денежных средств подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Заявление подается в таможенный орган не позднее срока, установленного национальным законодательством.
    3.Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей и иных денежных средств производится в сроки, установленные национальным законодательством.
    4.Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей и иных денежных средств по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате предстоящих таможенных платежей и иных денежных средств.
    5.Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей и иных денежных средств не производится:
    а) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей. В данном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и иных денежных средств в счет указанной задолженности;
    б) в случае подачи заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей и иных денежных средств по истечении установленных сроков;
    в) в иных случаях, определенных национальными законодательствами государств Содружества.
  78. Глава 20.Исчисление таможенных пошлин, налогов

  79. 1.Базой для целей исчисления сумм таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров, и (или) их количество, и (или) их иные характеристики.
    2.Элементы, служащие базой для исчисления сумм таможенных пошлин, налогов, и условия их определения устанавливаются национальным законодательством.
    1.Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.
    2.Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.
  80. Глава 21.Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

  81. 1.Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, определяемые национальным законодательством.
    2.По требованию плательщика таможенный орган обязан выдать в письменной форме подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов.
    3.Сроки подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются национальным законодательством.
    1.Формы уплаты таможенных пошлин, налогов определяются национальным законодательством.
    2.Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются национальным законодательством.
  82. Глава 22.Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов

  83. 1.По заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов может быть изменен срок уплаты таможенных пошлин, налогов при наличии оснований, установленных национальным законодательством.
    2.Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.
  84. Глава 23.Таможенные сборы

  85. 1.Виды таможенных сборов, порядок и условия их применения определяются национальным законодательством.
    2.Размер таможенных сборов определяется стоимостью услуг, оказываемых таможенными органами, в соответствии с национальным законодательством.
    1.Порядок, сроки и формы уплаты таможенных сборов устанавливаются национальным законодательством.
    2.Плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, определяемые национальным законодательством.
  86. Раздел IV.Таможенный контроль

  87. Глава 24.Общие положения, относящиеся к таможенному контролю

  88. 1.Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с национальным таможенным законодательством.
    2.При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из следующих принципов:
    - выборочности, которая предполагает применение только тех форм таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения национального таможенного законодательства;
    - управления рисками, которое предполагает применение методов анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки;
    - недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля лицам, их товарам и транспортным средствам;
    - взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями;
    - сотрудничества таможенных служб и органов государств Содружества с таможенными органами иностранных государств.
    1.Проверка таможенной декларации, иных документов, представленных в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в представленных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров и транспортных средств должны быть завершены со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления иных документов и предъявления товаров и транспортных средств в сроки, установленные национальным таможенным законодательством.
    2.Срок проверки может быть продлен в случаях, предусмотренных национальным таможенным законодательством.
    3.При продлении сроков проверки таможенный орган предоставляет декларанту в письменной форме обоснование причин такого продления.
    1.Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию государства Содружества, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы государства Содружества и до момента:
    - выпуска для свободного обращения;
    - уничтожения;
    - отказа в пользу государства;
    - обращения товаров в собственность государства;
    - фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории государства Содружества.
    2.Отечественные товары и транспортные средства государства Содружества находятся под таможенным контролем при их вывозе за пределы таможенной территории государства Содружества с момента принятия таможенной декларации или совершения иного действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров за пределы таможенной территории государства Содружества, и до пересечения таможенной границы государства Содружества.
    3.Таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе отечественных товаров и транспортных средств либо продуктов их переработки в соответствии с условиями таможенных режимов в порядке, предусмотренном национальным таможенным законодательством.
    Таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств в сроки и в порядке, установленные национальным таможенным законодательством.
    1.Для целей проведения отдельных форм таможенного контроля, хранения товаров и транспортных средств, а также в иных целях, определенных национальным таможенным законодательством, создаются зоны таможенного контроля.
    2.Зоны таможенного контроля создаются в местах:
    - таможенного оформления;
    - производства предварительных таможенных операций;
    - перегрузки товаров;
    - осмотра и досмотра товаров;
    - временного хранения товаров;
    - стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем;
    - нахождения таможенных органов;
    - иных местах, определенных национальным таможенным законодательством.
    3.Зоны таможенного контроля могут быть постоянными или временными.
    Национальным законодательством определяются порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним.
    1.Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу государства Содружества либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять таможенным органам необходимые для таможенного контроля документы и сведения в письменной и (или) электронной формах в соответствии с национальным таможенным законодательством.
    2.Срок представления документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, устанавливается национальным таможенным законодательством.
    3.Для проведения таможенного контроля таможенный орган государства Содружества вправе запрашивать и получать от банков, иных кредитных организаций, органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов имеющиеся у них сведения, необходимые для таможенного контроля, в соответствии с национальным законодательством.
  89. Глава 25.Формы и правила проведения таможенного контроля

  90. 1.Формами таможенного контроля являются:
    - проверка документов и сведений;
    - устный опрос;
    - получение объяснений;
    - таможенное наблюдение;
    - таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
    - таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
    - личный досмотр;
    - проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
    - осмотр помещений и территорий;
    - таможенная ревизия (посттаможенный контроль);
    - иные формы, предусмотренные национальным таможенным законодательством.
    2.При применении конкретных форм таможенного контроля могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяются национальным таможенным законодательством.
    3.Технические средства, применяемые при проведении таможенного контроля, должны быть безопасными для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причинять ущерба товарам, транспортным средствам, лицам.
    1.От применения определенных форм таможенного контроля могут освобождаться отдельные лица, отдельные товары и отдельные транспортные средства.
    2.Условия освобождения от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливаются национальным таможенным законодательством.
  91. Глава 26.Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю

  92. 1.В случае если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, может проводиться экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении них.
    Порядок и условия проведения экспертизы устанавливаются национальным таможенным законодательством.
    2.В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. Порядок привлечения лица в качестве специалиста, а также его права и обязанности устанавливаются национальным таможенным законодательством.
    3.Должностные лица таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы и (или) образцы товаров, необходимые для исследования.
    4.Пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты и другие лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители согласно национальному законодательству государства Содружества.
    5.Порядок взятия проб и (или) образцов товаров, порядок их исследования, а также порядок таможенного оформления взятых на исследование проб и (или) образцов товаров устанавливаются национальным таможенным законодательством.
    1.Таможенный контроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, осуществляется в порядке, установленном национальным таможенным законодательством.
    2.Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляются таможенной службой на основе национального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств Содружества.
    1.Под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства государства Содружества, которая может привести к экономическим и иным потерям для государства.
    Управление риском заключается в совершении со стороны таможенных органов необходимых действий, принятии управленческих решений в целях недопущения возникновения факта риска или уменьшения (минимизации) указанных потерь в случае его возникновения.
    2.Категории и перечни показателей рисков, критерии их определения и применения устанавливаются национальным таможенным законодательством.
    3.Установленные перечни показателей рисков используются таможенными органами при проведении таможенного контроля для применения дифференцированных форм таможенного контроля и не могут являться основанием для ограничения перемещения товаров через таможенную границу государства Содружества. Данные перечни являются конфиденциальной информацией.
  93. РАЗДЕЛ V.Таможенные службы и таможенные органы

  94. Глава 27.Система таможенных служб и таможенных органов, их функции

  95. Система таможенных служб и таможенных органов формируется в соответствии с национальным законодательством.
    1.Таможенные службы и таможенные органы выполняют в соответствии с национальным законодательством следующие основные функции:
    а) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенные границы государств Содружества;
    б) взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты;
    в) осуществляют контроль за соблюдением мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
    г) ведут национальную таможенную статистику внешней торговли;
    д) осуществляют информирование и консультирование, обеспечивают государственные органы, участников внешнеэкономической деятельности информацией в сфере таможенного регулирования.
    2.Обязанности, правомочия и ответственность таможенных служб и таможенных органов государств Содружества устанавливаются национальным таможенным законодательством.
    1.Таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются непосредственно в местах нахождения таможенных органов. По мотивированному запросу заинтересованного лица и разрешению таможенного органа таможенные операции могут совершаться в других местах.
    2.Время работы таможенных органов устанавливается национальным законодательством. По мотивированному запросу заинтересованного лица и разрешению таможенного органа отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.
    Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу государства Содружества, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств Содружества, должно быть согласовано с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.
  96. Глава 28.Информационные системы и информационные технологии, используемые таможенными службами и таможенными органами

  97. 1.Разработка, создание, приобретение и использование информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляются в соответствии с национальным законодательством.
    2.Внедрение информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется в соответствии с действующими в государствах Содружества стандартами и международными стандартами.
    3.Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения устанавливаются в соответствии с национальным законодательством.
    4.Информационные системы и информационные технологии для удостоверения подлинности и идентичности документов, предъявляемых для таможенных целей таможенным службам и таможенным органам государств Содружества, используют сочетание письменной и электронной форм информации либо только электронную форму.
    1.Таможенные службы и таможенные органы обязаны обеспечить защиту информации, используемой в таможенных целях.
    2.Разработка, создание и применение средств защиты информации, используемой в таможенных целях, осуществляются таможенными службами и таможенными органами в соответствии с национальным законодательством.
    3.Таможенные службы и таможенные органы государств Содружества участвуют в международном информационном обмене с таможенными службами и таможенными органами иностранных государств, а также с международными и иными организациями в порядке и на условиях, осуществляемых в соответствии с национальными законодательствами государств Содружества.
  98. Глава 29.Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу

  99. 1.Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу государства Содружества, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов государства Содружества, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на основании международных договоров государства Содружества или по договоренности с компетентными органами иностранных государств допускается ввоз на таможенную территорию государства Содружества, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.
    При перемещении товаров через таможенную границу государства Содружества контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров.
    2.Иные органы государства Содружества, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными службами и таможенными органами государств Содружества.
    При осуществлении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу государства Содружества товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с национальным законодательством, эти товары могут быть частично или полностью изъяты или заменены в порядке, определяемом национальным законодательством.
    Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом национальным законодательством.