Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
28 октября 2010 года
Глава 1.Общие положения
1.Целью настоящего Закона является обеспечение в государствах-участниках СНГ правовых оснований для оказания телемедицинских услуг в условиях защищенности прав и законных интересов граждан и юридических лиц, участвующих в процессах оказания телемедицинских услуг. 2.Действие настоящего Закона распространяется на граждан государств-участников СНГ и юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке на территории государств-участников СНГ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории государств-участников СНГ.
В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:
поставщики телемедицинских услуг - юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие право оказывать телемедицинские услуги;
потребители телемедицинских услуг - физические или юридические лица, получающие телемедицинские услуги;
провайдеры телемедицинских услуг - организации, обеспечивающие предоставление телемедицинских услуг по определенным регламентам и тарифным планам;
телекоммуникационные операторы - организации, предоставляющие телекоммуникационные услуги для функционирования телемедицинской системы;
телемедицина - комплекс организационных, технологических и финансовых мероприятий, обеспечивающих деятельность системы оказания дистанционной консультационно-диагностической медицинской услуги, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию специалиста-медика, используя современные информационно-коммуникационные технологии;
телемедицинская система - система оказания телемедицинских услуг;
телемедицинские услуги - отсроченные консультации, консультации в реальном времени, дистанционный контроль за физиологическими параметрами организма пациента, дистанционное проведение диагностических и лечебных манипуляций, медицинские видеоконференции, телеконсилиумы, телесеминары, телелекции и прочие медицинские услуги, оказываемые с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
электронное сообщение - информация, переданная или полученная с использованием информационно-коммуникационных технологий. 1.Сфера телемедицинских услуг государств-участников СНГ регулируется настоящим Законом, другими модельными законами, соглашениями государств-участников СНГ, законодательством государств-участников СНГ. 2.Принимаемые в соответствии с настоящим Законом нормативные правовые акты государств-участников СНГ не должны противоречить настоящему Закону.
Глава 2.Организация системы оказания телемедицинских услуг
1.Государственная политика в области телемедицины направлена на создание эффективных механизмов построения и функционирования совместимых телемедицинских систем, развитие связанных с этой областью научных и промышленных сфер, правовое регулирование системы оказания телемедицинских услуг на основе обеспечения конституционных прав и свобод человека. 2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления государств-участников СНГ в пределах своих полномочий реализуют государственную политику в области телемедицины путем: - осуществления нормативно-правового регулирования в области телемедицины и контроля исполнения нормативных правовых актов в данной области; - формирования и реализации различных программ оказания телемедицинских услуг физическим и юридическим лицам на основе создания и эксплуатации совместимых телемедицинских систем; - разработки и введения стандартов, регламентов, норм и правил в области телемедицины и осуществления контроля их соблюдения; - установления порядка подготовки, повышения квалификации и сертификации специалистов в области телемедицины и осуществления контроля его исполнения; - поддержки и координации научной деятельности в области телемедицины; - поддержки развития бизнеса в области телемедицины; - координации развития международного сотрудничества в области телемедицины на основе создания и использования совместимых телемедицинских систем. 1.Использование информационно-коммуникационных технологий в телемедицине должно обеспечивать своевременный, надежный и защищенный обмен информацией, необходимой для эффективного функционирования телемедицинских систем, между всеми участниками процессов оказания телемедицинских услуг. 2.Применение информационно-коммуникационных технологий в телемедицине регулируется настоящим Законом, другими модельными законами и международными соглашениями государств-участников СНГ, законодательством государств-участников СНГ.
Финансирование создания и эксплуатации систем оказания телемедицинских услуг может осуществляться за счет: - средств обязательного медицинского страхования; - средств государственных и местных бюджетов государств-участников СНГ; - средств добровольного медицинского страхования; - собственных средств физических и юридических лиц-участников процесса оказания телемедицинских услуг; - средств внебюджетных фондов; - иных источников финансирования, не запрещенных законодательством государств-участников СНГ. 1.Подготовка медицинских специалистов в области оказания телемедицинских услуг осуществляется в рамках получения среднего или высшего специального медицинского образования на основе государственного стандарта либо в ходе последипломной профессиональной подготовки и переаттестации из числа лиц, имеющих среднее или высшее медицинское образование, полученное в учебных заведениях государств-участников СНГ, с выдачей соответствующего сертификата. 2.Подготовка технических специалистов в области оказания телемедицинских услуг осуществляется в процессе обучения в средних специальных или высших учебных заведениях на основе государственного стандарта либо в ходе последипломной профессиональной подготовки из числа лиц, имеющих среднее специальное или высшее техническое образование, полученное в учебных заведениях государств-участников СНГ, с выдачей соответствующего сертификата.
Глава 3.Порядок предоставления телемедицинских услуг
Участниками процесса оказания телемедицинских услуг являются: - поставщики телемедицинских услуг; - потребители телемедицинских услуг; - провайдеры телемедицинских услуг; - телекоммуникационные операторы.
Взаимодействие между участниками процесса оказания телемедицинских услуг осуществляется на основе заключения договоров, форма которых определяется законодательством государств-участников СНГ. 1.Телемедицинские услуги могут предоставляться юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. 2.Право осуществлять деятельность по оказанию телемедицинских услуг возникает с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-участников СНГ о лицензировании видов деятельности, - с момента получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. 3.Поставщики телемедицинских услуг обязаны предоставлять в электронном виде информацию о своем правовом статусе, а также обеспечивать доступ к такой информации. Информация о правовом статусе поставщика телемедицинских услуг должна включать следующие обязательные сведения на государственном языке государства-участника СНГ, где зарегистрирован поставщик: - полное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; - местонахождение и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, по которым осуществляется связь; - в случаях, предусмотренных законодательством государств-участников СНГ, - сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа). 4.Исходящие от поставщика телемедицинских услуг оферты или приглашения делать оферты, а также рекламные или иные сведения о предлагаемых им услугах должны представляться в форме, которая позволяет их адресату, не обладающему специальными знаниями, однозначно определить полученные сведения как относящиеся к медицинским консультационно-диагностическим услугам и при заключении договора составить достоверное представление о правовом статусе поставщика услуг, о предлагаемых им услугах, ценах на них и условиях их получения. 5.Поставщик телемедицинских услуг может оказывать услуги как с использованием собственных средств информационно-коммуникационных технологий, так и арендуя соответствующие средства либо получая к ним доступ любым другим законным способом.
Потребителями телемедицинских услуг могут являться как физические, так и юридические лица 1.Провайдерами телемедицинских услуг могут выступать юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. 2.Право осуществлять деятельность в качестве провайдера телемедицинских услуг возникает с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-участников СНГ о лицензировании видов деятельности, - с момента получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. 3.Провайдеры телемедицинских услуг обязаны предоставлять в электронном виде информацию о своем правовом статусе, а также обеспечивать доступ к такой информации. Информация о правовом статусе провайдера телемедицинских услуг должна включать следующие обязательные сведения на государственном языке государства-участника СНГ, где зарегистрирован провайдер: - полное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; - местонахождение и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, по которым осуществляется связь; - в случаях, предусмотренных законодательством государств-участников СНГ, - сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа). 4.Исходящие от провайдера телемедицинских услуг оферты или приглашения делать оферты, а также рекламные или иные сведения о предлагаемых им услугах должны представляться в форме, которая позволяет их адресату, не обладающему специальными знаниями, однозначно определить полученные сведения как относящиеся к телемедицинским услугам и при заключении договора составить достоверное представление о правовом статусе провайдера телемедицинских услуг, о предлагаемых им услугах, ценах на них и условиях их получения. 5.Провайдеры телемедицинских услуг могут оказывать услуги как с использованием собственных средств информационно-коммуникационных технологий, так и арендуя соответствующие средства либо получая к ним доступ любым другим законным способом. 6.Провайдеры телемедицинских услуг не вправе изменять содержание электронных сообщений, пересылаемых между поставщиком и потребителем телемедицинских услуг. При выполнении данного требования провайдеры не несут ответственности за результаты оказанных с их помощью телемедицинских услуг.
Телекоммуникационные операторы должны обеспечить своевременный, надежный и защищенный в соответствии с законодательством государств-участников СНГ обмен информацией между участниками процесса оказания телемедицинских услуг.
Глава 4.Права и обязанности участников телемедицинской системы при оказании телемедицинских услуг
1.Потребители телемедицинских услуг имеют право на полную и достоверную информацию о доступных телемедицинских услугах. 2.Потребители телемедицинских услуг имеют право выбора места обращения за телемедицинской услугой. Если телемедицинская услуга осуществляется как составная часть медицинской услуги, выбор места обращения за телемедицинской услугой осуществляется лицом, ответственным за оказание медицинской услуги. 3.Потребители телемедицинских услуг имеют право получить оформленную надлежащим образом выписку из первичной медицинской документации и оригиналы либо копии первичных данных клинических исследований для обращения за телемедицинской услугой. 4.Потребитель телемедицинских услуг имеет право отказаться от телемедицинской услуги на любом этапе ее организации и проведения.
В этом случае при оказании платной телемедицинской услуги потребитель услуги обязан возместить затраты, понесенные поставщиком и (или) провайдером телемедицинской услуги. 5.Потребитель телемедицинских услуг или его законный представитель имеет право на полную и достоверную информацию о результатах оказанной телемедицинской услуги и решениях, принятых по результатам ее оказания. 1.Информированное согласие на телемедицинскую услугу означает полное информирование потребителя телемедицинской услуги или его законного представителя о цели, характере и объеме передачи медицинских данных, возможных рисках, возникающих при передаче, ожидаемых результатах, а также о расходах, которые должен будет взять на себя потребитель телемедицинской услуги или его законный представитель, в том числе при отказе от телемедицинской услуги на этапах ее организации и проведения. 2.Информированное согласие на телемедицинскую услугу должно быть задокументировано в месте обращения за телемедицинской услугой и доведено до всех участников процесса оказания телемедицинской услуги. 3.Оказание телемедицинских услуг без информированного согласия допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством государств-участников СНГ в части оказания медицинской помощи и проведения медицинского вмешательства, а также предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия потребителя телемедицинской услуги или его законного представителя. 1.При получении телемедицинской услуги потребитель обязан предоставить всю необходимую информацию, включая персональные данные. В случае анонимного получения телемедицинской услуги потребитель может отказаться от предоставления персональных данных, посредством которых возможна однозначная идентификация потребителя. 2.В случае получения платной телемедицинской услуги потребитель обязан оплатить стоимость телемедицинской услуги в объеме, указанном поставщиком телемедицинской услуги. 1.Поставщик телемедицинских услуг имеет право отказать потребителю в оказании телемедицинской услуги в случае непредоставления потребителем полной и достоверной информации, необходимой для оказания телемедицинской услуги. 2.Поставщик телемедицинских услуг может оказывать телемедицинские услуги как самостоятельно, так и через провайдеров телемедицинских услуг. 3.В случае предоставления платных телемедицинских услуг непосредственно поставщиком или через провайдера поставщик телемедицинских услуг имеет право требовать возмещения затрат за оказанную услугу в соответствии с договором с провайдером и (или) потребителем телемедицинской услуги. 1.Поставщики телемедицинских услуг обязаны предоставлять полную и достоверную информацию об оказываемых телемедицинских услугах, возможностях и условиях их оказания. 2.В случае отказа потребителя от телемедицинской услуги до завершения ее предоставления поставщик данной услуги обязан предоставить потребителю все полученные промежуточные результаты. 3.Поставщик обязан предоставить полную и достоверную информацию о результатах оказанной телемедицинской услуги и решениях, принятых по результатам ее оказания, потребителю или его законному представителю в виде надлежащим образом оформленного заключения. 4.Поставщик телемедицинской услуги обязан получить информированное согласие со стороны потребителя телемедицинской услуги или его законного представителя. 5.Поставщик телемедицинской услуги обязан задокументировать информированное согласие на телемедицинскую услугу и довести его до всех участников процесса оказания телемедицинской услуги. 1.Провайдер телемедицинской услуги имеет право отказать потребителю в оказании услуги в случае непредоставления потребителем полной и достоверной информации, необходимой провайдеру для оказания телемедицинской услуги. 2.Провайдер телемедицинских услуг в случае оказания платной услуги имеет право требовать возмещения затрат за оказанную услугу в соответствии с договором с поставщиком и (или) потребителем телемедицинской услуги. 1.Провайдер телемедицинских услуг обязан предоставлять всем участникам процесса оказания телемедицинских услуг полную и достоверную информацию в соответствии с договорами, заключенными с участниками процесса оказания телемедицинских услуг. 2.В случае отказа потребителя от телемедицинской услуги до завершения ее предоставления провайдер данной услуги обязан предоставить потребителю все полученные промежуточные результаты. 3.Провайдер телемедицинской услуги обязан получить информированное согласие со стороны потребителя телемедицинской услуги или его законного представителя. 4.Провайдер телемедицинской услуги обязан задокументировать информированное согласие на телемедицинскую услугу и довести его до всех участников процесса оказания телемедицинской услуги.
Права телекоммуникационного оператора определяются законодательством государств-участников СНГ и договорами, заключенными с поставщиками и провайдерами телемедицинских услуг.
Телекоммуникационный оператор обязан обеспечить своевременный обмен необходимой информацией между всеми участниками процесса оказания телемедицинских услуг и требуемую защиту этой информации.
Глава 5.Оказание телемедицинских услуг
1.Оказание телемедицинских услуг организуется на договорной основе и (или) на основе публичного договора и осуществляется в соответствии с заключенным договором и законодательством государств-участников СНГ. 2.Допускается оказание телемедицинских услуг потребителю в результате технического взаимодействия со средствами автоматизированных информационных систем, эксплуатируемых поставщиком или провайдером телемедицинских услуг. 1.Электронные сообщения, представленные в том виде, в котором они были направлены или получены, если иное не предусмотрено законодательством государств-участников СНГ, являются оригиналами. 2.Электронные сообщения, переведенные на бумажные носители и заверенные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами государств-участников СНГ или соглашением участников процесса оказания телемедицинских услуг, могут быть представлены в качестве копий электронных сообщений. 3.Документирование телемедицинской услуги осуществляется в соответствии с законодательством государств-участников СНГ. Любые виды информации в цифровой форме, полученной в процессе подготовки, оказания или по результатам оказания телемедицинской услуги, подлежат документированию в соответствии с законодательством государств-участников СНГ. 4.При использовании средств аудиовизуального дистанционного общения в процессе оказания телемедицинских услуг документированию подлежит информация, обмен которой производится в процессе оказания услуги. 5.Хранение электронных сообщений и документов, используемых при подготовке и оказании телемедицинских услуг, осуществляется с обеспечением их целостности и неизменности. 6.Хранение электронных сообщений и документов осуществляется в течение срока, установленного законодательством государств-участников СНГ или соглашением участников процесса оказания телемедицинских услуг, и должно сопровождаться хранением программных и аппаратных средств, позволяющих воспроизвести электронное сообщение в первоначальном виде для последующего использования. 7.Участник процесса оказания телемедицинских услуг, на которого возложены обязанности по хранению электронных сообщений и документов, вправе по договору передать их на хранение другому участнику процесса оказания телемедицинских услуг или другому лицу, оказывающему услуги по хранению информации. 1.Оплата телемедицинских услуг производится посредством наличного или безналичного расчета непосредственно после оказания таких услуг, с возможностью внесения аванса или отсрочки платежа. 2.Тариф, порядок и форма оплаты телемедицинской услуги определяются договором об оказании телемедицинской услуги, если иное не установлено законодательством государств-участников СНГ. 1.Руководители учреждений здравоохранения должны содействовать внедрению новых технологий для оказания телемедицинских услуг и развертыванию пунктов оказания телемедицинских услуг на базе медицинских учреждений. 2.Руководители учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в области информатизации здравоохранения, должны обеспечить сбор и анализ информации о рынке телемедицинских услуг, а также распространение информации о доступных телемедицинских услугах в различных регионах. 3.Руководители учреждений здравоохранения обязаны обеспечить по письменному запросу пациента или его законного представителя выдачу ему необходимой документации для получения телемедицинской услуги, о чем делается запись в истории болезни пациента. 1.При оказании телемедицинских услуг должно быть обеспечено сохранение личной, врачебной тайны, тайны связи и других тайн, предусмотренных законодательством государств-участников СНГ, а также конфиденциальности персональных данных. 2.Конфиденциальность обмена информацией в телекоммуникационных сетях при оказании телемедицинских услуг обеспечивается применением средств и методов, сертифицированных в установленном порядке в государствах-участниках СНГ. 3.При оказании телемедицинских услуг должна быть обеспечена однозначная идентификация авторства электронных сообщений и документов, обмен которыми осуществляется при оказании телемедицинских услуг. 1.Авторские права на созданную и распространяемую при оказании телемедицинских услуг информацию принадлежат автору данной информации и оформляются в соответствии с действующим законодательством государств-участников СНГ в области авторского права, если иное не предусмотрено договором о распространении информации между участниками процесса оказания телемедицинских услуг. 2.Провайдеры телемедицинских услуг, распространяющие информацию медицинского характера при оказании услуг, должны информировать об авторских правах источников распространяемой информации и указывать пределы собственной ответственности за соблюдение их авторских прав.
Глава 6.Ответственность при оказании телемедицинских услуг
1.Правонарушения со стороны участников процесса оказания телемедицинских услуг влекут за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в порядке, установленном в соответствии с законодательством государств-участников СНГ. 2.Территорией юрисдикции в сфере оказания телемедицинских услуг является место обращения потребителя за телемедицинской услугой или другой услугой, в ходе осуществления которой была использована телемедицинская услуга.