-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 31 октября 2007 года
О приграничном сотрудничестве
- Принят
- Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
31 октября 2007 года
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационно-правовые основы деятельности участников приграничного сотрудничества, определяет основные направления его государственного регулирования, принципы, направления, виды и формы взаимодействия участников приграничного сотрудничества.
Раздел I.Общие положения
В настоящем Законе приведенные далее термины употребляются в следующем значении:
приграничное сотрудничество - согласованные действия участников приграничного сотрудничества по установлению, развитию и укреплению всесторонних добрососедских, дружественных отношений с государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями или властями приграничных регионов сопредельных государств, направленные на повышение благосостояния населения, на экономический и социальный прогресс приграничных регионов государства, а также заключение соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей, в пределах компетенции, определенной законодательством государства;
участники приграничного сотрудничества - центральные органы государственной власти, государственно-территориальные (административно-территориальные) и муниципальные образования на территории приграничного региона государства, органы власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия, общественные организации, иные юридические лица, находящиеся на территории приграничного региона государства, а также физические лица, постоянно проживающие на территории приграничного региона государства, взаимодействующие с соответствующими органами власти, государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями, другими участниками приграничного сотрудничества сопредельных государств в пределах компетенции, определенной законодательством государства, международными договорами государства и соглашениями о приграничном сотрудничестве;
соглашение о приграничном сотрудничестве - соглашение органов власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований приграничного региона государства с органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований приграничных регионов сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;
приграничный регион государства - государственно-территориальное (административно-территориальное) образование государства, границы которого частично совпадают с государственной границей;
регион приграничного сотрудничества - форма взаимодействия приграничных регионов сопредельных государств, осуществляемого в соответствии с международными договорами государства и соглашениями о приграничном сотрудничестве;
проекты (программы) приграничного сотрудничества - комплекс мер участников приграничного сотрудничества на уровне приграничного региона государства, направленных на развитие приграничного сотрудничества;
государственная поддержка развития приграничного сотрудничества - совокупность решений и действий организационного, правового, финансового характера центральных органов государственной власти, направленных на реализацию проектов (программ) приграничного сотрудничества;
государственная программа развития приграничного сотрудничества - комплекс мер центральных органов государственной власти, направленных на развитие приграничного сотрудничества, осуществляемых с использованием средств государственного бюджета.
Правовую основу приграничного сотрудничества составляют конституция государства, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государства, настоящий Закон, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области приграничного сотрудничества, соглашения о приграничном сотрудничестве.
Если международным договором государства установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством государства и настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Основными принципами приграничного сотрудничества являются:
- равенство и взаимная ответственность;
- уважение суверенитета и территориальной целостности государств;
- неприкосновенность государственных границ;
- мирное разрешение пограничных споров;
- взаимное уважение законодательства государств, выполнение международных договоров и соглашений о приграничном сотрудничестве;
- учет особенностей приграничных регионов, прав и интересов участников приграничного сотрудничества;
- устранение политических, экономических, правовых, административных и других препятствий для взаимного сотрудничества;
- добровольность и взаимовыгодность сотрудничества;
- обеспечение безопасности и жизни граждан, ненанесение ущерба окружающей среде, экономическим и иным интересам сопредельных государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
- уважение прав и свобод граждан приграничных государств.
Целью государственной политики в области приграничного сотрудничества является создание благоприятных условий для эффективного взаимодействия участников приграничного сотрудничества, социально-экономического и культурного развития приграничных регионов государства, повышения уровня жизни населения.
Задачами государственной политики в области приграничного сотрудничества являются:
- обеспечение законности и соблюдения принципов приграничного сотрудничества;
- четкое распределение обязанностей, разграничение полномочий и определение мер ответственности участников приграничного сотрудничества;
- сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов;
- обеспечение стабильности, прозрачности и демократичности процесса приграничного сотрудничества под административным контролем со стороны центральных органов государственной власти;
- создание необходимых механизмов обеспечения условий и гарантий для осуществления эффективного приграничного сотрудничества.
Раздел II.Организационно-правовые основы приграничного сотрудничества
Приграничное сотрудничество осуществляется в соответствии с международными договорами государства в следующих направлениях:
- торговое сотрудничество в приграничных районах;
- сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество;
- сотрудничество в области электроэнергетики;
- сотрудничество в области транспорта и связи;
- сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
- сотрудничество в правоохранительной деятельности;
- сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и рынка труда;
- научное и гуманитарное сотрудничество;
- сотрудничество в сфере туризма;
- сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Участники приграничного сотрудничества на основании международных договоров государства, соглашений о приграничном сотрудничестве с уполномоченными органами сопредельных государств, договоров (контрактов) могут в пределах своих полномочий осуществлять следующие виды деятельности:
- решение вопросов жизнеобеспечения населения;
- приграничная торговля для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
- реализация инвестиционных проектов и производственно- техническое сотрудничество, в том числе создание совместных предприятий и финансово-промышленных групп;
- установление прямых связей между хозяйствующими субъектами в целях привлечения инвестиций в сферу промышленности, сельского хозяйства, строительства, обмена технологиями и в другие сферы;
- регулирование экономической деятельности, управление промышленными отходами, контроль за использованием вредных веществ в различных видах экономической деятельности в приграничных регионах;
- рациональное и безопасное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности путем обмена информацией о состоянии окружающей среды, регулирования воздействия экономической деятельности на окружающую среду (управление промышленными отходами, складирование и утилизация опасных веществ и т.д.), контроля диффузных и точечных источников загрязнения, создания центров оповещения об авариях;
- охрана и рациональное использование водных источников, трансграничных вод и их экосистем;
- содержание и развитие трансграничных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации;
- разработка и осуществление градостроительных проектов;
- содержание и развитие транспорта, транспортных коммуникаций и инфраструктуры, оказание населению транспортных услуг;
- развитие средств связи, информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, обеспечение населения услугами связи;
- регулирование миграции населения и рынка труда;
- предоставление медицинских услуг, оказание неотложной медицинской помощи, обмен медицинским персоналом, обеспечение санитарного контроля и санитарного благополучия населения, предотвращение распространения эпидемий и опасных болезней;
- создание и развитие природоохранных зон, заповедников, парков, лечебно-оздоровительных зон и курортов;
- разработка и реализация программ по охране и использованию объектов историко-культурного наследия;
- разработка и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении культуры и преподавании языков народов, поддержка и организация молодежных, научных, культурных обменов, праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований;
- оказание помощи соотечественникам в получении образования, обеспечении учебниками, литературой и периодическими изданиями на родном языке, организация летнего отдыха, туристических маршрутов;
- оказание туристических услуг, развитие экологического и сельского туризма, строительство и эксплуатация туристско-рекреационных объектов, создание туристических коммуникаций и инфраструктуры;
- правоохранительная деятельность, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, борьба с контрабандой и терроризмом, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения;
- взаимодействие пограничных ведомств в пресечении нарушений режима государственной границы, противодействии распространению через границу терроризма, экстремизма и незаконной миграции;
- взаимодействие аварийно-спасательных служб, оказание помощи в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; сотрудничество ветеринарных и карантинных служб.
Международные договоры государства и соглашения о приграничном сотрудничестве могут предусматривать и иные виды деятельности участников приграничного сотрудничества, направленные на его развитие.
Основными формами взаимодействия участников приграничного сотрудничества являются:
- регион приграничного сотрудничества;
- ассоциация государственно-территориальных (административно-территориальных) образований;
- межмуниципальное объединение;
- совместный орган (рабочая группа) участников сотрудничества;
- встречи уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;
- консультации представителей участников приграничного сотрудничества сопредельных государств;
- соглашение о приграничном сотрудничестве;
- договор (контракт) гражданско-правового характера между юридическими и физическими лицами.
Международные договоры государства и соглашения о приграничном сотрудничестве могут предусматривать и иные формы взаимодействия участников приграничного сотрудничества, направленные на его развитие.
Общую координацию и контроль по соблюдению законодательства в области приграничного сотрудничества осуществляет уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам приграничного сотрудничества.
Другие центральные органы исполнительной власти принимают участие в координации и развитии приграничного сотрудничества в соответствии с их компетенцией.
Международным договором государств по вопросам приграничного сотрудничества может быть предусмотрено создание единого координационного органа, решения которого будут иметь рекомендательный характер для центральных органов исполнительной власти государств-участников договора и иных участников приграничного сотрудничества.
Соглашения о приграничном сотрудничестве регламентируют правовые, организационные, социальные, экономические и другие аспекты сотрудничества договаривающихся сторон сопредельных государств.
Порядок заключения, сроки согласования проектов соглашений о приграничном сотрудничестве, регистрации этих соглашений устанавливаются правительством государства.
Участники приграничного сотрудничества по запросам уполномоченного органа центральной исполнительной власти по вопросам приграничного сотрудничества представляют информацию о ходе и результатах выполнения соглашений о приграничном сотрудничестве.
Совместные органы по приграничному сотрудничеству могут создаваться органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований с соответствующими органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований сопредельных государств на основе международных договоров государства и соглашений о приграничном сотрудничестве.
Местонахождение, правовой статус, функции, полномочия, источники финансирования совместных органов по приграничному сотрудничеству определяются международными договорами государства, соглашениями о приграничном сотрудничестве, законодательством государства местонахождения, уставами этих органов.
Совместные органы по приграничному сотрудничеству могут образовываться как юридические лица на территории государства. В отдельных случаях их функции возлагаются на соответствующие исполнительные органы местного самоуправления.
Раздел III.Государственная поддержка развития приграничного сотрудничества
Основными принципами государственной поддержки развития приграничного сотрудничества являются:
- объективность, открытость и экономическая обоснованность отбора проектов (программ) приграничного сотрудничества;
- концентрация финансовых средств на приоритетных и экономически наиболее обоснованных проектах (программах);
- обеспечение условий для использования организационных, финансовых, институциональных возможностей участников приграничного сотрудничества в разработке и осуществлении мер по реализации проектов (программ) приграничного сотрудничества;
- контроль за использованием финансовых средств целевой государственной поддержки приграничного сотрудничества;
- стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями государств.
Государственная поддержка развития приграничного сотрудничества предусматривает:
- определение приоритетных направлений развития приграничного сотрудничества;
- отбор проектов (программ) приграничного сотрудничества, требующих государственной поддержки;
- разработку и выполнение государственных программ развития приграничного сотрудничества;
- оказание правовой, организационной, методической, информационной помощи участникам приграничного сотрудничества.
Государственные программы развития приграничного сотрудничества разрабатываются местными представительными и исполнительными органами и утверждаются правительством в порядке, установленном законодательством государства. Государственная финансовая поддержка оказывается перспективным проектам (программам) приграничного сотрудничества, отобранным по конкурсу и предполагающим наиболее эффективные решения актуальных проблем приграничного сотрудничества, с учетом целей, приоритетов, необходимых ресурсов, сроков реализации.
Центральные органы исполнительной власти, к ведению которых относится приграничное сотрудничество, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государства:
- определяют приоритетные направления развития приграничного сотрудничества;
- заключают международные договоры и соглашения о приграничном сотрудничестве с соответствующими органами исполнительной власти сопредельных государств;
- оказывают правовую, информационную, методическую, организационную поддержку участникам приграничного сотрудничества;
- разрабатывают порядок подготовки проектов (программ) приграничного сотрудничества и государственных программ его развития;
- разрабатывают положения о проведении конкурса проектов (программ) приграничного сотрудничества, предлагаемых к включению в государственные программы его развития;
- осуществляют мониторинг выполнения государственных программ развития приграничного сотрудничества;
- рассматривают предложения участников приграничного сотрудничества по включению проектов (программ) приграничного сотрудничества в государственные программы его развития;
- осуществляют координацию и согласование государственных и региональных проектов (программ) развития приграничного сотрудничества при формировании государственного бюджета на соответствующий год.
Органы власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством государства:
- заключают соглашения о приграничном сотрудничестве на основе международных договоров государства;
- организуют и координируют работу по подготовке и реализации проектов (программ) приграничного сотрудничества;
- участвуют в разработке совместных с иностранными партнерами проектов (программ) приграничного сотрудничества и в их реализации;
- принимают участие в разработке государственных программ развития приграничного сотрудничества;
- обеспечивают в пределах своей компетенции выделение в установленном порядке из бюджетов государственно-территориальных (административно-территориальных) образований и местных бюджетов средств на развитие приграничного сотрудничества.
Раздел IV.Финансовое обеспечение приграничного сотрудничества
Расходы на реализацию проектов (программ) приграничного сотрудничества осуществляются за счет средств государственного бюджета, бюджетов государственно-территориальных (административно-территориальных) образований или местных бюджетов на соответствующий год, а также других источников, не запрещенных законом. Для финансирования проектов (программ) приграничного сотрудничества могут использоваться средства международных организаций и сопредельных государств в порядке, установленном законодательством.
Объемы государственной финансовой поддержки развития приграничного сотрудничества определяются в законе о государственном бюджете на соответствующий год согласно государственным программам развития приграничного сотрудничества.
Объемы средств, направляемых государственно-территориальными (административно-территориальными) и муниципальными образованиями на выполнение государственных программ развития приграничного сотрудничества, определяются в соответствующих региональных и местных бюджетах.
Меры по выполнению государственных программ развития приграничного сотрудничества финансируются за счет бюджетных назначений главных распорядителей средств государственного бюджета на соответствующий год.