-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств

Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ (часть вторая)

Принят
Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
08 декабря 1998 года
  1. Раздел II.О национальной библиотеке

  2. Глава VIII.Государственное законодательство о национальной библиотеке

  3. 1.Государственное законодательство стран-участниц СНГ о национальной библиотеке состоит из разработанного и принятого с учетом принципов, изложенных в настоящем Модельном акте, закона о национальной библиотеке, который конкретизирует нормативно-правовые и иные аспекты, связанные со специфическими условиями отдельных государств. Общие принципы национального законодательства не могут входить в противоречие с принципами, зафиксированными в настоящем Законе.
    2.Национальная библиотека руководствуется конституцией своей страны, законодательными актами об особо ценных объектах культурного наследия народов, о науке, культуре, образовании, информации, библиотечном и архивном деле, другими законами и нормативно-правовыми актами, а также Модельным библиотечным кодексом государств-участников СНГ.
    Используемые в настоящем Законе понятия означают:
    национальная библиотека - государственное культурное, научное, образовательное учреждение, сохраняющее историческую память нации, удовлетворяющее универсальные информационные потребности общества, организующее библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов государства, развития отечественной и мировой культуры, науки, просвещения и образования;
    пользователи национальной библиотеки - граждане данной страны независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, а также иностранные граждане;
    фонд национальной библиотеки - наиболее полное целостное собрание отечественных и научно значимых зарубежных документов на любых носителях информации, включая рукописи. Фонд формируется на основе системы обязательного экземпляра и предназначен для постоянного хранения и общественного использования;
    патристика - часть фонда национальной библиотеки, содержащая отечественные и зарубежные документы, посвященные данной стране;
    документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;
    обязательный экземпляр - отдельный документ из числа идентичных отечественных документов, подлежащий безвозмездной передаче (обязательный бесплатный экземпляр) или за плату (обязательный платный экземпляр) производителями в библиотеки и другие учреждения в порядке, установленном государственным законодательством, а также Рекомендательным законодательным актом Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ "О единой политике в области обязательного экземпляра документов";
    справочно-поисковый аппарат библиотеки - совокупность справочных и библиографических изданий, карточных и электронных каталогов, автоматизированных баз данных, предназначенная для поиска информации, научных, культурных, образовательных просветительских целей;
    национальная библиография - система учета и распространения информации об отечественных документах по всем отраслям знания;
    межбиблиотечный абонемент - система обслуживания читателей документами, основанная на взаимном использовании фондов библиотек.
    1.Отнесение к категории "национальная библиотека" осуществляется президентом страны по представлению правительства.
    2.Учредителем национальной библиотеки является правительство страны.
    3.Основанием для отнесения к категории "национальная библиотека" является выполнение библиотекой совокупности следующих главных функций:
    - формирование, хранение, научная обработка и обеспечение физической сохранности наиболее полного собрания отечественных и научно значимых зарубежных документов;
    - содействие развитию национальной науки, культуры, просвещения и образования с использованием различных форм деятельности, предусмотренных уставом национальной библиотеки;
    - участие в государственном библиографическом учете документов;
    - организация и ведение библиографического учета патристики;
    - участие в развитии библиотечного дела в стране путем осуществления научно-исследовательской и научно-методической деятельности в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения; оказание методической помощи библиотекам страны, независимо от их ведомственной принадлежности; содействие профессиональному росту библиотечных кадров;
    - международное сотрудничество в формировании и использовании мировых библиотечных ресурсов.
    4.Отдельные функции национальной библиотеки могут делегироваться в установленном порядке другим библиотекам и организациям.
    5.Национальная библиотека в своей деятельности отражает сложившееся в обществе идеологическое, политическое и религиозное многообразие.
    6.Национальная библиотека является юридическим лицом; обладает всей полнотой гражданских прав, соответствующих целям ее деятельности; выполняет обязанности, необходимые для осуществления этой деятельности.
    Общедоступность национальной библиотеки обеспечивается:
    - предоставлением пользователям библиотечного и информационного обслуживания через систему читальных залов, абонементов, в том числе межбиблиотечного абонемента, справочных, библиографических и иных служб;
    - беспрепятственной выдачей документов или их копий за исключением случаев, предусмотренных законодательством государства, а также в целях обеспечения физической сохранности особо ценных и редких документов;
    - полной и своевременной информацией о содержании фондов, включая документы ограниченного пользования, о мировых информационных ресурсах с использованием современных каналов связи;
    - бесплатным предоставлением основных библиотечных услуг - выдачи во временное пользование документа из библиотечных фондов, информации о составе библиотечных фондов через справочно-поисковый аппарат (кроме коммерческих баз данных) и другие формы библиотечного информирования; консультативной помощи в поиске и выборе источников информации; записи читателей в библиотеку в соответствии с ее уставом и правилами пользования.
    Национальная библиотека и ее фонды, отнесенные в установленном порядке к особо ценным объектам культурного наследия народов, включаются в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия и находятся на особом режиме охраны и использования в соответствии с национальным законодательством. Национальная библиотека и ее фонды могут быть включены также в Список всемирного наследия по представлению государства в ЮНЕСКО.
    Для обеспечения установленного режима работы и доступа посетителей, охраны имущества и фондов национальная библиотека, отнесенная к особо ценным объектам культурного наследия, совместно с другими государственными органами может создавать специальную службу безопасности.
    Национальная библиотека является исключительно государственной собственностью.
    Государство обеспечивает национальной библиотеке правовые, финансовые и материальные условия, необходимые для сохранности, целостности и неотчуждаемости фондов, зданий и иного имущества, осуществления ее основных функций посредством:
    - предоставления национальной библиотеке земельных участков, на которых она расположена, в бессрочное и безвозмездное пользование; зданий и сооружений - в ее оперативное управление;
    - достаточного бюджетного финансирования;
    - предоставления национальной библиотеке бесплатного обязательного экземпляра и необходимого числа платных обязательных экземпляров;
    - предоставления национальной библиотеке льгот по налогообложению и освобождения от таможенных пошлин.
    1.Фонды и справочно-поисковый аппарат национальной библиотеки являются составной частью государственных ресурсов социальной, научной и технической информации.
    2.Фонды национальной библиотеки являются составной частью общегосударственного национального библиотечного фонда.
    3.Фонды рукописей национальной библиотеки являются составной частью государственного архивного фонда страны. Их комплектование, хранение и использование регулируются законодательством об архивах.
    4.Национальная библиотека играет ведущую роль в системе библиотек страны: участвует в разработке и реализации государственной информационной и библиотечной политики совместно с органами управления; участвует в международных библиотечных и информационных программах; проводит научные исследования по библиотековедению, библиографоведению и книговедению; является методическим, координационным, научно-информационным и культурным центром государственного значения, национальным центром межбиблиотечного абонемента.
    1.Национальная библиотека подчиняется правительству, которое может делегировать полномочия по управлению библиотекой одному из государственных органов, ведающих вопросами науки, культуры, образования и информации.
    2.Работой национальной библиотеки руководит директор, назначаемый и освобождаемый от должности правительством непосредственно или по представлению государственного органа, в ведении которого находится национальная библиотека.
    3.Правовое положение в обществе, основные задачи, функции, организационные аспекты национальной библиотеки регулируются ее уставом, утверждаемым правительством страны, и правилами пользования библиотекой, утверждаемыми директором по согласованию с учредителем.
    4.Для обеспечения взаимосвязей национальной библиотеки и общества могут создаваться коллегиальные органы: попечительский, ученый, читательский советы, а также иные органы общественного управления, действующие на основе государственного законодательства.
    5.Национальная библиотека самостоятельна в своей творческой, производственной и экономической деятельности в пределах, установленных законодательством. Определение структуры, штата и численности находится в ее компетенции.
    1.Национальная библиотека выступает в качестве самостоятельного получателя средств государственного бюджета страны; бюджетное финансирование национальной библиотеки является защищенной статьей бюджета.
    2.Финансовые средства национальной библиотеки образуются за счет бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя, добровольных пожертвований, доходов от платных услуг, платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами, а также средств от учреждаемых ею и других фондов, коммерческих организаций в соответствии с государственным законодательством.
    3.Порядок использования финансовых средств национальной библиотеки регламентируется ее уставом.
    4.Денежные средства, поступившие от предпринимательской деятельности, не облагаются налогом и не учитываются при финансировании из государственного бюджета.
    Платные услуги, оказываемые библиотекой, не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование национальной библиотеки.
    1.Национальная библиотека самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда работников в пределах ассигнований, выделяемых ей на эти цели из государственного бюджета.
    2.Фонд оплаты труда работников национальной библиотеки определяется национальным законодательством, исходя из отнесения ее к особо ценным объектам культурного наследия и категории научно-исследовательского учреждения.
    3.Фонд оплаты труда включает ставки и оклады по установленным в государстве нормам, квалификационной категории, а также доплаты и надбавки в зависимости от качества и объема работ, выполняемых работниками, наличия почетного звания, ученой степени, стажа работы, использования иностранных языков, а также за работу повышенной ответственности в учреждении, отнесенном к особо ценному объекту культурного наследия. Работники национальной библиотеки имеют право на надбавки и премии за высокую интенсивность, сложность труда, высокое качество работы.
    Ликвидация, перепрофилирование или реорганизация национальной библиотеки, связанные с изменением ее основных функций, перечисленных в статье 29 данного Закона, не допускаются. Изменение других функций допускается по решению правительства.
    Национальная библиотека может иметь собственную символику (официальное и другие наименования и т.д.), использовать изображения и иные виды репродукции ценностей, хранящихся в ее фондах, в рекламных и некоммерческих целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе в соответствии с существующим законодательством об охране авторского права.
    Национальная библиотека имеет исключительное право на использование государственных символов.
  4. Раздел III.О публичной библиотеке

  5. Глава IX.Предмет регулирования и сфера действия

  6. 1.Настоящий Закон регулирует общие вопросы деятельности публичных библиотек, включает нормативные положения относительно реализации прав граждан и пользователей, порядка создания (реорганизации, ликвидации), определения целей, задач и условий деятельности публичных библиотек, их взаимодействия, координации и кооперации.
    2.Публичная библиотека является универсальной общедоступной библиотекой, бесплатно удовлетворяющей основные библиотечные потребности граждан и ориентированной преимущественно на потребности жителей территории местного самоуправления (поселка, района, города).
    3.Действие настоящего Закона распространяется на публичные библиотеки, учрежденные представительными (исполнительными) органами местного самоуправления и финансируемые полностью или частично за счет средств местного бюджета.
  7. Глава X.Права граждан и основные цели и задачи публичной библиотеки

  8. 1.Все граждане независимо от пола, возраста, национальности, уровня образования, социального положения, политических убеждений, вероисповедания имеют право на бесплатное обслуживание в публичной библиотеке.
    2.Граждане как налогоплательщики имеют право предъявлять требования к органам местного самоуправления об открытии библиотек в пределах региональных (или государственных) стандартов.
    3.Граждане, организации, учреждения и предприятия имеют право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
    4.Граждане-пользователи публичных библиотек имеют право:
    - бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
    - бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
    - бесплатно получать во временное пользование печатные издания из библиотечных фондов;
    - пользоваться каналами связи для получения информации из других библиотек, а также получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу;
    - пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
    5.Режим работы публичных библиотек должен быть согласован с потребностями местного населения.
    Граждане, проживающие на территории местного самоуправления, как налогоплательщики местного бюджета имеют право на участие в работе библиотек, расположенных на данных территориях.
  9. Глава XI.Организация деятельности публичной библиотеки

  10. 1.Учредителем публичной библиотеки является орган местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа.
    2.Возможно совместное учредительство библиотеки органом местного самоуправления и другим юридическим лицом, а также органами местного самоуправления соседних территорий. В случае, если библиотека имеет более одного учредителя, то взаимоотношения учредителей определяются в учредительном договоре или в решении об ее учреждении.
    3.Учредитель библиотеки обеспечивает ее деятельность в соответствии с государственными нормами и стандартами.
    4.При наличии созданных в установленном порядке попечительских, читательских или иных советов, реализующих право граждан на участие в работе библиотек, учредитель согласует с ними принципиальные вопросы обеспечения библиотечной деятельности.
    1.Библиотека является некоммерческим учреждением, созданным для осуществления информационной, образовательной, культурно-просветительской деятельности.
    2.Библиотека считается юридическим лицом с момента ее государственной регистрации в установленном порядке, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
    3.Библиотеки или подразделения, являющиеся филиалами библиотеки юридического лица, должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
    4.Филиал библиотеки может получить статус юридического лица по решению учредителя.
    Библиотека создается в результате учреждения в соответствии со свободным волеизъявлением граждан или инициативы органа местного самоуправления, а также в результате реорганизации существующей библиотеки.
    Решение о реорганизации (преобразовании) библиотеки принимается учредителем на основе учета интересов и потребностей граждан, проживающих на территории местного самоуправления.
    1.Решение о ликвидации библиотеки принимает орган местного самоуправления (учредитель) по согласованию с попечительским (читательским) советом в соответствии с волеизъявлением граждан, зафиксированным в установленной форме.
    2.Учредитель, принявший решение о ликвидации библиотеки, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливает в соответствии с действующим законодательством порядок и сроки ликвидации.
    1.При размещении публичных библиотек органы местного самоуправления руководствуются принятыми социальными нормативами, государственными стандартами и потребностями местного сообщества.
    2.Публичные библиотеки открывают свои филиалы и библиотечные пункты в наиболее удаленных населенных пунктах, а также на предприятиях, в учреждениях на основе соглашения (по договору).
    3.Публичная библиотека одной территории местного самоуправления вправе заключать соглашение об организации полного или частичного (внестационарного) обслуживания населения другой (других) территории.
    4.Публичные библиотеки могут создаваться в качестве самостоятельного учреждения, а также добровольного объединения в библиотечную систему. Библиотеки вправе по согласованию с учредителем решать вопрос о порядке и условиях выхода из библиотечной системы.
    1.Центральная библиотека библиотечной системы определяется органами государственной власти по согласованию с органами местного самоуправления.
    2.Центральная библиотека обеспечивает кооперацию и координацию деятельности библиотек, входящих в систему, оказывает им методическую и организационно-техническую помощь.
    3.С целью обеспечения доступности распределенных информационных ресурсов публичные библиотеки координируют свою деятельность в рамках библиотечно-информационных сетей.
    1.Финансирование публичной библиотеки осуществляется за счет средств местного и государственного бюджетов. Финансовые средства библиотеки могут также включать доходы от платных услуг и реализации продукции, добровольные пожертвования, субсидии, кредиты банков и иных кредитных учреждений, другие доходы и поступления в соответствии с действующим законодательством.
    2.Финансовое обеспечение деятельности центральных публичных библиотек осуществляется с учетом их роли в координации и кооперации использования информационно-библиотечных ресурсов.
    3.Публичная библиотека свободна от местного налогообложения.
    1.Государственные органы власти и управления обязаны обеспечивать доступность библиотечного обслуживания граждан путем поддержки деятельности публичных библиотек.
    2.С целью взаимоиспользования библиотечных ресурсов государственные органы власти и управления субсидируют деятельность по созданию библиотечно-информационных сетей на основе внедрения современных технологий в публичных библиотеках.
    3.Государственные органы власти и управления обязаны субсидировать центральные публичные библиотеки для организации деятельности библиотечных систем.
    4.Государственные органы власти и управления обязаны субсидировать целевые программы по развитию публичных библиотек (обслуживание особых групп пользователей, внедрение инноваций и др.).
    5.Органы государственной власти и управления определяют социальные нормативы и государственные стандарты деятельности публичных библиотек.
  11. Глава XII.Заключительные положения

  12. Государства-участники Содружества признают приоритет международного права в тех случаях, когда действующие нормативные правовые акты вступают в противоречие с нормами международного права.
    Модельный библиотечный кодекс должен рассматриваться как правовая основа для разработки и совершенствования национальных законодательных актов в области библиотечного дела.