-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 03 апреля 1999 года

О борьбе с коррупцией

Принят
Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
03 апреля 1999 года
  1. Глава 1.Общие положения

  2. 1.Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение безопасности государства от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, государственных должностных лиц, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.
    2.Настоящий Закон направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности государственных должностных лиц.
    1.Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
    2.Коррупционные правонарушения, относящиеся к уголовно наказуемым деяниям, - получение и дача взятки, другие коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ либо создающие условия для коррупции, ответственность за которые установлена уголовным кодексом государства.
    3.Государственные должностные лица - лица, занимающие государственные должности (государственные должности государственной власти и государственные должности государственной службы).
    4.Государственная должность - должность в государственных органах с установленным кругом обязанностей по реализации полномочий государственных органов, задач и функций государства.
    5.Государственный орган - образованная в соответствии с законодательством государства составная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и производной от нее структурой, осуществляющая в присущих ей организационно-правовых формах государственно-властные полномочия.
    6.Государственные должности государственной власти (ответственные государственные должности) - должности, установленные конституцией и законами государства для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
    7.Государственные должности государственной службы - должности, учрежденные в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности государственной власти, а также должности, учрежденные государственными органами для обеспечения исполнения их полномочий.
    1.За коррупционные правонарушения на основании настоящего Закона несут ответственность государственные должностные лица, судьи, а также приравненные к ним иные лица, указанные в настоящей статье.
    2.К государственным должностным лицам при применении настоящего Закона приравниваются:
    1) депутаты парламента;
    2) лица, избранные в органы местного самоуправления;
    3) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в президенты и вице-президенты государства, в депутаты парламента государства, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
    4) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых государственными органами или органами местного самоуправления.
    3.К числу субъектов коррупционных правонарушений относятся также физические и юридические лица, противоправно предоставляющие имущественные блага и преимущества государственным должностным лицам или лицам, приравненным к ним.
    1.Настоящий Закон действует на всей территории государства в отношении всех физических и юридических лиц. За пределами государства настоящий Закон действует в отношении граждан и юридических лиц, зарегистрированных в государстве, если иное не предусмотрено международным договором.
    2.Законодательством об основах государственной службы, статусе депутатов, судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных должностных лиц, об иных возможных субъектах коррупционных правонарушений могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции.
    3.Президент, вице-президент, депутаты парламента государства и судьи несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений по основаниям и в порядке, предусмотренным конституцией и законами государства.
    4.Ответственность за коррупционные правонарушения, относящиеся к уголовно наказуемым деяниям, устанавливается уголовным кодексом государства.
    Борьба с коррупцией осуществляется на основе:
    1) равенства всех перед законом и судом;
    2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
    3) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
    4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;
    5) признания допустимости ограничений прав и свобод государственных должностных лиц, а также приравненных к ним лиц в случаях, предусмотренных законом;
    6) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;
    7) обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;
    8) защиты государством прав и законных интересов государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;
    9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;
    10) осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения коррупционных правонарушений, относящихся к уголовно наказуемым деяниям, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;
    11) установления запрета для государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним, на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.
    1.Руководители государственных органов, организаций, органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Закона и применение предусмотренных в нем дисциплинарных мер, привлекая для этого кадровые, контрольные, юридические и другие службы.
    2.Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, безопасности, внутренние дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, налоговой и военной полиции.
    3.Органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны принимать меры, вытекающие из их полномочий, и незамедлительно информировать уполномоченные органы о всех случаях выявления коррупционных правонарушений, совершаемых государственными должностными лицами.
    4.В соответствии с действующим законодательством может быть образован специальный государственный орган по борьбе с коррупцией.
    1.Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие борьбе с коррупцией, находится под защитой государства.
    2.Сведения о лице, оказывающем содействие борьбе с коррупцией, являются государственной тайной и представляются только по запросам органов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или суда в порядке, установленном законом. Разглашение этих сведений влечет ответственность, установленную законом.
    3.В случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие борьбе с коррупцией.
    4.Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию, которые подлежат ответственности в соответствии с настоящим Законом.
  3. Глава 2.Предупреждение коррупции, коррупционные правонарушения и ответственность за них

  4. 1.Лица, претендующие на занятие государственной должности, принимают на себя установленные настоящим Законом и иными законами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах. При этом указанные лица ставятся в известность о правовых последствиях таких действий.
    2.Согласие указанных лиц на принятие ограничений фиксируется кадровыми службами соответствующих организаций в письменной форме. Непринятие ограничений влечет отказ в назначении лица на государственную должность, либо увольнение с государственной должности или иное освобождение от государственной должности в предусмотренном законом порядке.
    1.Лица, являющиеся кандидатами на государственную должность, представляют в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах; декларацию об имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории государства, с указанием оценочной стоимости и места нахождения указанного имущества, а также сведения о:
    - вкладах в банковских учреждениях и ценных бумагах, в том числе за пределами территории государства, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;
    - своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;
    - трастах и государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо является бенефициаром этих трастов;
    - названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу, в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя (минимальный размер оплаты труда).
    2.Лица, занимающие государственную должность, ежегодно в период выполнения своих полномочий в порядке, установленном налоговым законодательством, представляют в налоговый орган по месту жительства декларацию.
    3.Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи лица представляют соответственно в государственный орган, на занятие должности в котором они претендуют, либо по месту работы справку из налогового органа о получении им деклараций и сведений, перечисленных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.
    4.Непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений, перечисленных в настоящей статье, лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в назначении лица на государственную должность либо влечет увольнение с государственной должности или иное освобождение его от государственной должности в предусмотренном законом порядке.
    5.В порядке, установленном законодательством, могут быть опубликованы сведения о размерах и об источниках доходов государственных должностных лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также сведения о доходах кандидатов на выборные государственные должности при их выдвижении.
    6.Государственным должностным лицам и лицам, приравненным к ним, запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем - на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и других. Эти сделки признаются недействительными в установленном законом порядке.
    7.Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные правительством государства, отчеты о всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника.
    8.Поступающие в налоговые органы сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Их разглашение, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам органов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона, а также суда в порядке, установленном законом.
    9.Меры финансового контроля, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на правоотношения, связанные с приобретением в собственность жилищ и строительных материалов для строительства жилищ в государстве. Финансовый контроль при приобретении жилищ и строительных материалов для их строительства осуществляется в соответствии с законодательством государства.
    1.Государственным должностным лицам запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
    2.Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения материальных благ.
    3.Государственные должностные лица в течение месяца после вступления в должность обязаны в порядке, установленном законодательством государства, передать в доверительное управление на время нахождения в должности принадлежащее им имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем.
    4.Государственные должностные лица, занимающиеся деятельностью, запрещенной настоящим Законом, подлежат увольнению или иному освобождению от государственной должности в установленном законом порядке. Государственное должностное лицо, освобожденное от государственной должности в связи с деятельностью, несовместимой с занятием такой должности, не может быть назначено на такую должность до тех пор, пока не прекратит заниматься указанной в настоящей статье деятельностью.
    1.Государственные должностные лица и лица, приравненные к ним, не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками (родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми) или свойственниками (братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
    2.Лица, нарушающие требования пункта 1 настоящей статьи, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, подконтрольность либо подотчетность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению или иному освобождению от должности.
    3.Лица, уволенные по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеют право поступления на государственную и иную службу, сопряженную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в другие органы и организации.
    1.Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния государственных должностных лиц или лиц, приравненных к ним:
    1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;
    2) использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;
    3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе;
    4) оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;
    5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;
    6) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если таковая не подлежит официальному распространению;
    7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;
    8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;
    9) передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;
    10) нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;
    11) дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства в пределах стоимости, определенной национальным законодательством, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;
    12) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
    13) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;
    14) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.
    2.Совершение государственными должностными лицами или лицами, приравненными к ним, какого-либо из указанных в пункте 1 настоящей статьи правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет понижение в должности, увольнение или иное освобождение от должности либо наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания.
    Повторное совершение любого из указанных правонарушений в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первое правонарушение влечет увольнение или иное освобождение от должности в установленном законом порядке.
    3.В случае совершения депутатами парламента государства или лицами, указанными в подпункте 3 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, какого-либо из указанных в пункте 1 настоящей статьи правонарушения органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести их до сведения парламента.
    1.Коррупционными правонарушениями, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются следующие деяния государственных должностных лиц или лиц, приравненных к ним:
    1) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством.
    Денежные средства, поступившие на счет государственного должностного лица или лица, приравненного к нему, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в нарушение части первой настоящего подпункта, подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в государственный бюджет с представлением объяснения в соответствующий налоговый орган об обстоятельствах поступления таких средств;
    2) принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых от них по службе за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства в пределах стоимости, определенной национальным законодательством или при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.
    Подарки, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с исполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные лицу при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денежных средств в государственный бюджет. Лицо, к которому поступили подарки, вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности. Вырученные от продажи подарков денежные средства специальный государственный фонд перечисляет в государственный бюджет;
    3) принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, как иностранных, так и государства, за исключением поездок:
    - по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;
    - по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;
    - осуществляемых в соответствии с международными договорами государства или на взаимной договоренности между государственными органами государства и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
    - осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в зарубежных (международных) научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям их иностранных партнеров;
    4) использование не предусмотренных законодательством преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.
    2.Совершение государственным должностным лицом или лицом, приравненным к нему, какого-либо из коррупционных правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет понижение в должности, увольнение или иное освобождение от должности в установленном законом порядке либо наложение иного дисциплинарного взыскания.
    Повторное совершение любого из указанных правонарушений в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первое правонарушение влечет увольнение или иное освобождение от должности в установленном законом порядке.
    3.В случае совершения депутатами парламента государства или лицами, указанными в подпункте 3 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, какого-либо из указанных в пункте 1 настоящей статьи правонарушений органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести их до сведения парламента.
    1.Руководители государственных органов, не принимающие в пределах своих полномочий меры, предусмотренные настоящим Законом, в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, либо принимающие указанные меры с нарушением настоящего Закона, либо не представляющие соответствующую информацию в налоговые органы по месту жительства виновных лиц, подлежат штрафу, налагаемому судом в административном порядке по представлению органов, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, в размере от тридцати до пятидесяти месячных расчетных показателей (минимальных размеров оплаты труда).
    2.Повторное совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет увольнение виновного руководителя указанных органов или иное освобождение от должности.
    1.Государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении конкретного лица, если их действия не образуют уголовно наказуемое деяние, наказываются в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией.
    2.На лицо, сообщившее органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, если его действия не образуют уголовно наказуемое деяние, налагается судом административный арест сроком до тридцати суток либо административный штраф в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей (минимальных размеров оплаты труда).
  5. Глава 3.Устранение последствий коррупционных правонарушений

  6. 1.Во всех случаях незаконного обогащения государственных должностных лиц или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению в доход государства, а стоимость незаконно полученных услуг - взысканию в доход государства.
    2.В случае отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг взыскание осуществляется по решению суда в доход государства по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, принадлежащее правонарушителю.
    3.Если государственное должностное лицо или лицо, приравненное к нему, после увольнения, иного освобождения от должности за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговый орган по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.
    Сделки, заключенные с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными в установленном законом порядке. Совершенные в результате коррупционных правонарушений акты могут быть аннулированы органом или должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, или судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц, или прокурора.