-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 25 ноября 2008 года
О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
- Принят
- Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
25 ноября 2008 года
Настоящий Модельный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения и рационального использования уникальных природных комплексов и объектов, растительного мира, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением их состояния, лечебно-оздоровительного и экологического воспитания населения.
Глава 1.Общие положения
Задачами законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах являются:
- создание правовых условий для сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, расположенных на территории государств-участников СНГ;
- определение принципов государственной политики и государственной поддержки оздоровления населения в лечебно-оздоровительных местностях и курортах на основе использования природных лечебных ресурсов.
1.Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях конституции и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативно-правовых актов государств-участников СНГ.
2.Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.
3.Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
4.Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством государства.
Для целей настоящего Модельного закона используются следующие основные понятия и термины:
курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
курорт государственного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении государства;
курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органа местного самоуправления;
курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении регионального органа государственной власти;
курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;
курортный фонд государства - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов);
лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством государства режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании государственной лицензии;
природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются государственным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;
технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации.
1.Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения соответствующим органом исполнительной власти государства или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
2.Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь государственное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом государственного значения правительством государства.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти региона по согласованию с соответствующими государственными органами исполнительной власти страны.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном законодательством государства.
3.Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается правительством либо соответствующим региональным органом исполнительной власти государства.
Настоящий Закон предусматривает полномочия, относящиеся к следующей компетенции:
1.Правительство государства:
- определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
- устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;
- ведет государственный учет курортного фонда страны и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;
- устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих государственное значение;
- осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих государственное значение;
- устанавливает налоговые, визовые, таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;
- осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).
2.Органы исполнительной власти регионов:
- признают территорию лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
- устанавливают границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;
- определяют формы и размеры платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством государства и правовыми актами регионов;
- осуществляют регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение государства;
- осуществляют международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);
- ведут реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации.
3.Органы местного самоуправления:
- представляют в органы исполнительной власти региона предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
- участвуют в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);
- осуществляют контроль над рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;
- участвуют во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;
- ведут реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.
Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный правительством государственный орган, который осуществляет:
- ведение государственного реестра курортного фонда страны;
- разработку и координацию государственных программ развития курортов;
- организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда страны и повышения эффективности его использования;
- подготовку кадров в сфере курортного лечения;
- контроль за исполнением законодательства страны об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Разграничение полномочий между органами государственной власти и региональными органами власти государства в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Глава 2.Особенности использования природных лечебных ресурсов
1.Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.
Они могут принадлежать на праве собственности государству (государственная собственность) либо регионам (региональная собственность государства).
2.Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении органов государственной власти и региональных органов власти государства.
3.От имени государства и его региональных субъектов права собственника осуществляют указанные в настоящем Модельном законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативно-правовыми актами, определяющими статус этих органов.
4.Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется Гражданским кодексом государства.
1.Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.
2.Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Законом, как правило, не допускается. Правительство государства в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не нанесет ущерба курортно-рекреационному потенциалу соответствующих территорий.
3.Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном правительством государства.
1.Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с государственной лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
2.Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
3.Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
4.Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
1.В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.
2.Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.
Глава 3.Экономическое регулирование в сфере курортного лечения и отдыха
1.Поддержка развития курортов государственного значения является расходным обязательством государства, поселений и городских округов.
Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством регионов государства.
2.Координацию и обеспечение выполнения государственных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный правительством государственный орган управления.
1.Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
2.Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
3.Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из национального законодательства.
1.Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, выданной в установленном порядке.
2.Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.
Глава 4.Санитарная (Горно-санитарная) охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1.Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
2.Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения, утверждаются правительством государства, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти регионов государства.
3.В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
4.Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - только пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
5.Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
6.Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то государственные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти регионов государства.
Глава 5.Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1.Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
2.Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством государства.
3.По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом.
Международные споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государства разрешаются в порядке, установленном в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государства.
Глава 6.Международная деятельность
1.Регулирование и государственный контроль международного сотрудничества осуществляются правительством государства.
2.Приоритетными направлениями международного сотрудничества в области развития и регионального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов являются подготовка и стажировка работников здравоохранения, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для оздоровительной деятельности.
3.Государство содействует расширению круга субъектов международного сотрудничества в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, поощряет самостоятельные связи физических лиц и организаций оздоровления населения.
1.Международное сотрудничество в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в рамках внешнеполитической деятельности основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии, межгосударственных договорах и соглашениях.
2.Государства-участники проводят согласованную политику в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
3.В целях международной деятельности в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органы управления санаторно-курортным комплексом всех уровней имеют право:
- устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями;
- заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые не могут рассматриваться как международные договоры государства;
- вступать в неправительственные международные организации;
- проводить совместные научные исследования, участвовать в конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах и других мероприятиях.
Если международным договором государства в области рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Модельным законом, то применяются правила международного договора.
1.Органы управления развитием и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного, регионального и местного значения, общественные объединения вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, направленную на выполнение задач, которые определены настоящим Законом, и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством государства.
2 Валютные средства, полученные органами управления развитием и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного, регионального и местного значения, общественными объединениями от внешнеэкономической деятельности, принадлежат им на праве собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не подлежат.
Филиалы и представительства международных организаций в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов создаются и действуют на территории государства в соответствии с международными договорами, ратифицированными государством, и национальным законодательством.
Глава 7.Ответственность за нарушение настоящего модельного закона и контроль за его исполнением
За нарушения настоящего Модельного закона устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством государства.
Контроль за исполнением настоящего Модельного закона осуществляют государственные органы и службы, уполномоченные на то правительством государства.