-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Содружество Независимых Государств
Модельный законодательный акт от 15 июня 1998 года
Модельный закон о гражданской обороне
- Принят
- Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
15 июня 1998 года
Настоящий Закон определяет основы гражданской обороны, правовые основы ее осуществления, полномочия и функции органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области гражданской обороны, а также силы и средства, привлекаемые для решения задач в указанной области, и основания их деятельности.
Глава 1.Общие положения
1.Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.
2.Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также при катастрофах природного и техногенного характера;
- оповещение об опасности;
- эвакуация населения;
- предоставление убежищ и их устройство;
- предоставление средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ;
- первоочередное обеспечение пострадавшего населения, включая первую медицинскую помощь, срочное предоставление жилых помещений, а также другие необходимые меры;
- борьба с пожарами;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание и другие подобные меры защиты;
- восстановление и поддержание порядка в районах бедствия;
- срочное восстановление необходимых коммунальных служб;
- срочное захоронение трупов;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, необходимых для выживания;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;
- иная деятельность, необходимая для решения вышеупомянутых задач, в том числе планирование и организация мероприятий.
1.Гражданская оборона организуется на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Руководство ею на всех уровнях государственного управления осуществляется централизованно на принципе единоначалия. С этой целью предусматриваются институт начальников гражданской обороны и создание служб этой обороны.
2.Мероприятия по гражданской обороне проводятся заблаговременно в мирное время с учетом развития средств вооруженной борьбы и средств защиты от них. С этой целью на всех уровнях исполнительной власти, в органах местного самоуправления и организациях разрабатываются планы гражданской обороны.
3.Осуществление гражданской обороны на всей территории страны или ее части начинается с возникновением реальной опасности военных действий, а также катастроф природного и техногенного характера.
Национальное законодательство в области гражданской обороны основывается на конституции страны, настоящем Законе, других законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.
Задачи гражданской обороны в организациях и военных городках вооруженных сил страны и других войск решаются в соответствии с ведомственными положениями, разрабатываемыми на основе настоящего Закона и согласуемыми с государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Глава 2.Силы гражданской обороны
1.В состав сил гражданской обороны входят гражданские и воинские формирования гражданской обороны.
2.Для решения задач гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения вооруженных сил страны, других войск, а также ведомственные, территориальные и иные аварийно-спасательные службы и формирования.
1.Гражданские формирования гражданской обороны создаются на базе предприятий и организаций любых организационно-правовых форм по территориально-производственному принципу. Они оснащены специальной техникой и имуществом и подготовлены для решения задач обороны граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.
2.В гражданские формирования гражданской обороны должны зачисляться, как правило, мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет и не зачисляться военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, инвалиды, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до восьми лет, а также женщины со средним и высшим медицинским образованием, имеющие ребенка до трех лет.
3.Состав и численность гражданских формирований гражданской обороны устанавливается государственными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти страны, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций.
4.Порядок создания, комплектования, обеспечения, использования гражданских формирований гражданской обороны определяется правительством страны.
1.Воинские формирования гражданской обороны создаются для решения задач в области гражданской обороны, которые не могут быть решены гражданскими формированиями.
2.Воинские формирования гражданской обороны и лица, проходящие в них службу, не могут участвовать в военных и иных действиях, не связанных с гражданской обороной.
3.Во время военных действий личный состав воинских формирований гражданской обороны не привлекается к каким-либо акциям, не связанным с решением задач гражданской обороны.
4.Личному составу воинских формирований гражданской обороны выдаются удостоверения установленного образца и международные отличительные знаки.
5.Для воинских формирований гражданской обороны предоставляется специальная техника, боевое ручное стрелковое оружие, которое используется только для поддержания порядка и самообороны.
6.Воинские формирования гражданской обороны осуществляют свою деятельность только в пределах территории данного государства и не привлекаются для решения аналогичных задач на территориях других государств.
7.Организационная структура воинских формирований гражданской обороны, порядок их комплектования, социальной защиты военнослужащих воинских формирований гражданской обороны и членов их семей, финансирования деятельности этих формирований определяются соответствующим национальным законодательством.
Глава 3.Система гражданской обороны
1.Руководство гражданской обороной осуществляет правительство страны.
2.На территориях, подведомственных региональным органам власти и органам местного самоуправления, это руководство осуществляют главы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по должности являющиеся начальниками гражданской обороны.
3.Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, объектах и в отраслях экономики.
4.Начальникам гражданской обороны предоставляется право:
а) вводить в действие планы гражданской обороны в порядке, установленном национальным законодательством;
б) принимать решения на проведение эвакуации населения на подведомственной территории в установленном порядке;
в) издавать приказы по вопросам гражданской обороны в соответствии со своими полномочиями.
5.В военное время приказы начальников гражданской обороны регионов, городов и районов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий и организаций, расположенных на соответствующих территориях, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.
1.Органами управления гражданской обороной являются:
а) государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач гражданской обороны, создающий с этой целью подведомственные ему территориальные органы управления;
б) структурные подразделения, специально уполномоченные или организуемые для решения задач гражданской обороны в составе центральных государственных органов исполнительной власти;
в) органы управления гражданской обороной при региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления;
г) структурные подразделения или специалисты гражданской обороны на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовых форм.
2.В регионах, городах, отнесенных к определенным категориям гражданской обороны, - органы управления воинскими формированиями гражданской обороны, содержащимися за счет государственного бюджета, а также соответствующим гражданским персоналом, содержащимся за счет средств регионов и местных бюджетов.
Государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны:
а) осуществляет государственное управление гражданской обороной;
б) принимает в пределах своей компетенции решения по вопросам подготовки и осуществления гражданской обороны, обязательные для исполнения государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти регионов, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами;
в) организует разработку и выполнение государственных целевых программ гражданской обороны;
г) организует управление воинскими формированиями гражданской обороны;
д) разрабатывает проект плана гражданской обороны страны;
е) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны и вносит их на рассмотрение в правительство страны;
ж) осуществляет мероприятия по организации и реорганизации подведомственных органов управления, соединений, воинских формирований и подразделений, организаций, учебных заведений;
з) организует подготовку сил гражданской обороны, обучение населения, разрабатывая с этой целью соответствующие программы и проводя учения по гражданской обороне;
и) составляет проект государственного заказа на поставку вооружений, техники, имущества и других материально-технических средств для сил гражданской обороны;
к) осуществляет государственный контроль за выполнением установленных нормативных требований в области гражданской обороны;
л) разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность гражданской обороны страны;
м) обеспечивает мобилизационную готовность воинских формирований гражданской обороны;
н) осуществляет функции государственного заказчика для нужд гражданской обороны;
о) организует международное сотрудничество в области гражданской обороны.
1.Для эффективного осуществления гражданской обороны и выполнения специальных мероприятий создаются государственные и региональные службы гражданской обороны и службы гражданской обороны предприятий и организаций.
2.Службы гражданской обороны создаются решением правительства страны, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций.
3.Служба гражданской обороны - объединение органов управления, учреждений и сил гражданской обороны для организации и проведения инженерно-технических, медицинских и других мероприятий гражданской обороны, а также для подготовки и обеспечения действий гражданских формирований гражданской обороны.
Положения о службах гражданской обороны утверждаются начальниками гражданской обороны соответствующего уровня.
Глава 4.Полномочия органов государственной власти в области гражданской обороны
Президент страны:
а) определяет государственную политику в области гражданской обороны;
б) утверждает план гражданской обороны страны;
в) вводит в действие план гражданской обороны на всей территории страны или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
г) утверждает структуру, состав и штатную численность военнослужащих воинских формирований гражданской обороны, утверждает Положение о воинских формированиях гражданской обороны.
Правительство страны:
а) разрабатывает и реализует государственную политику в области гражданской обороны;
б) руководит гражданской обороной, в том числе определяет систему общегосударственных мероприятий в области гражданской обороны, организует и контролирует выполнение и несет ответственность за состояние гражданской обороны;
в) издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов законов по гражданской обороне;
г) определяет критерии и порядок группировки городов по осуществлению гражданской обороны и отнесение организаций к категориям гражданской обороны;
д) определяет порядок создания объектов гражданской обороны, накопления, хранения и использования имущества гражданской обороны.
Государственные органы исполнительной власти в соответствующих отраслях экономики и сферах деятельности:
а) обеспечивают руководство подготовкой и осуществлением гражданской обороны;
б) разрабатывают и доводят до организаций отраслевые требования, нормативные акты по вопросам планирования, организации и осуществления гражданской обороны и контролируют их выполнение;
в) планируют и обеспечивают выполнение мероприятий по защите персонала, подготовке сил и средств гражданской обороны, повышению устойчивости функционирования предприятий и организаций различных отраслей в военное время, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны государственных органов исполнительной власти, согласованные с органом исполнительной власти, специально уполномоченным для решения задач гражданской обороны;
г) создают и поддерживают в постоянной готовности системы управления соответствующей отраслью в военное время;
д) разрабатывают планы эвакуации предприятий и организаций в безопасные районы и обеспечивают продолжение их дальнейшей деятельности в этих районах;
е) организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны;
ж) осуществляют контроль за выполнением организациями мероприятий гражданской обороны;
з) взаимодействуют с территориальными органами управления гражданской обороной;
и) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов и обеспечивают их хранение;
к) организуют накопление, хранение, замену и поддержание в постоянной готовности имущества гражданской обороны.
Глава 5.Функции региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, права и обязанности граждан в области гражданской обороны
Региональные органы государственной власти страны и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
а) организуют выполнение мероприятий по подготовке к гражданской обороне, разрабатывая и реализуя соответствующие планы;
б) осуществляют меры по поддержанию в постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны;
в) организуют подготовку гражданских формирований гражданской обороны и обучение населения в этой области;
г) создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления, оповещения, связи и объекты гражданской обороны;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные работы;
е) осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации населения в безопасные районы, по его размещению, развертыванию лечебных и других учреждений;
ж) организуют и осуществляют мероприятия по защите и жизнеобеспечению населения, обеспечению устойчивого функционирования организаций в военное время;
з) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, медицинских и иных ресурсов и поддерживают их в необходимом состоянии;
и) накапливают, хранят, заменяют и поддерживают в состоянии готовности имущество гражданской обороны;
к) осуществляют на территориях контроль за состоянием гражданской обороны.
Предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с законодательством страны:
а) планируют и осуществляют мероприятия по защите своих работников, основных производственных фондов, продовольствия, источников водоснабжения, сырья, фуража и продукции, сельскохозяйственных животных и растений от воздействия средств поражения и в соответствии с нормами, утверждаемыми правительством страны, разрабатывают собственные планы гражданской обороны;
б) осуществляют мероприятия с целью повышения устойчивости их функционирования в военное время;
в) создают и поддерживают в состоянии готовности гражданские формирования гражданской обороны;
г) осуществляют обучение по гражданской обороне работников предприятий и организаций, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные работы на закрепленной за ними территории;
е) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения;
ж) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов и обеспечивают их сохранность;
з) накапливают и хранят имущество гражданской обороны и поддерживают его в состоянии полной готовности к использованию.
Граждане страны в соответствии с настоящим Законом:
а) имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий военных действий, на безвозмездное пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты, медицинскую, материальную, финансовую помощь, предоставление необходимых условий для жизни на территориях, пострадавших от военных действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера;
б) обязаны соблюдать требования законов и других нормативных актов по гражданской обороне, принимать участие в осуществлении мероприятий гражданской обороны и проходить соответствующее обучение.
Глава 6.Заключительные положения
Финансирование мероприятий в области гражданской обороны осуществляется в установленном порядке в соответствии с национальным законодательством.
Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей по гражданской обороне, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его ратификации парламентом страны.