Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 31 октября 2007 года

О межрегиональном сотрудничестве

Принят
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
31 октября 2007 года
    Настоящий Закон определяет цели, задачи, принципы, направления и формы деятельности, полномочия органов государственной власти, государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, организаций и граждан в области межрегионального сотрудничества.
    Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
    межрегиональное сотрудничество - согласованные действия участников межрегионального сотрудничества в пределах компетенции, установленной национальным законодательством, и заключение договоров и соглашений, необходимых для достижения экономического и социального прогресса регионов;
    регион - государственно-территориальное (административно-территориальное) образование государства;
    участники межрегионального сотрудничества - органы государственной власти, государственно-территориальные (административно-территориальные) и муниципальные образования, юридические и физические лица, общественные организации, взаимодействующие с соответствующими органами государственной власти, административно-территориальными и муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами, общественными организациями иностранных государств в пределах компетенции, установленной национальным законодательством, международными договорами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве;
    соглашение о межрегиональном сотрудничестве - соглашение органов власти государственно-территориального (административно-территориального) или муниципального образования с территориальными сообществами или уполномоченными органами иностранного государства, с которым не имеется общей границы, регламентирующее правовые, организационные, экономические, социальные и иные аспекты межрегионального сотрудничества;
    проект (программа) межрегионального сотрудничества - комплекс мероприятий участников межрегионального сотрудничества, направленных на решение конкретных совместных задач на уровне региона;
    государственная поддержка развития межрегионального сотрудничества - совокупность решений и действий организационного, правового и финансового характера центральных органов государственной власти, направленных на реализацию проектов (программ) межрегионального сотрудничества;
    государственная программа развития межрегионального сотрудничества - комплекс мер центральных органов государственной власти, направленных на развитие межрегионального сотрудничества и осуществляемых с использованием бюджетных средств.
    Основными целями и задачами межрегионального сотрудничества являются:
    - развитие международных и внешнеэкономических связей государства с иностранными государствами, укрепление дружественных отношений с международным сообществом;
    - устойчивое социально-экономическое развитие регионов, повышение уровня жизни и благосостояния населения;
    - повышение эффективности использования производственной и социальной инфраструктуры регионов;
    - стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между участниками межрегионального сотрудничества;
    - создание условий для взаимодействия в области науки, культуры, образования, изучения культурного наследия и языков иностранных государств, сохранения памятников истории и культуры;
    - упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом.
    Межрегиональное сотрудничество основывается на принципах:
    - взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности государств;
    - взаимного уважения национального законодательства, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров и соглашений в области межрегионального сотрудничества;
    - защиты государством прав и законных интересов участников межрегионального сотрудничества;
    - учета региональных особенностей;
    - согласованного устранения политических, экономических, правовых, административных и других препятствий для взаимного сотрудничества;
    - добровольности и взаимовыгодности сотрудничества.
    Правовую основу межрегионального сотрудничества составляют конституция государства, международные договоры, настоящий Закон, иные законы, соглашения о межрегиональном сотрудничестве, нормативно-правовые акты государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, регулирующие отношения в области межрегионального сотрудничества.
    Если международным договором государства установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
    Государственная политика в области межрегионального сотрудничества направлена на оказание поддержки и создание благоприятных условий для эффективного взаимовыгодного сотрудничества участников межрегионального сотрудничества, социально-экономического, научно-технического и культурного развития регионов.
    Государственная политика в области межрегионального сотрудничества основывается на принципах:
    - законности;
    - четкого распределения задач, полномочий и ответственности между участниками межрегионального сотрудничества;
    - сочетания общегосударственных, региональных и местных интересов;
    - обеспечения равных возможностей для регионов в отношении межрегионального сотрудничества;
    - стабильности, прозрачности и демократичности межрегионального сотрудничества;
    - создания необходимых механизмов обеспечения условий для осуществления эффективного межрегионального сотрудничества.
    Государственная поддержка межрегионального сотрудничества предусматривает:
    - определение приоритетных направлений и видов деятельности в области межрегионального сотрудничества;
    - разработку и выполнение государственных программ развития межрегионального сотрудничества;
    - отбор проектов (программ) межрегионального сотрудничества, требующих государственной поддержки;
    - оказание правовой, организационной, методической, информационной помощи участникам межрегионального сотрудничества.
    Государственные программы развития межрегионального сотрудничества разрабатываются центральными органами исполнительной власти с участием государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, согласуются с уполномоченным центральным органом исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству, с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы межрегионального сотрудничества, и направляются в установленном порядке на утверждение правительства.
    Государственная финансовая поддержка оказывается перспективным проектам (программам) межрегионального сотрудничества, предполагающим наиболее эффективные решения его актуальных проблем, с учетом целей, приоритетов, необходимых ресурсов, сроков реализации.
    Общую координацию деятельности в области межрегионального сотрудничества и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере осуществляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству.
    Другие центральные органы исполнительной власти принимают участие в координации и развитии межрегионального сотрудничества в соответствии с их компетенцией.
    Межрегиональное сотрудничество осуществляется в соответствии с международными договорами государства и соглашениями государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований о межрегиональном сотрудничестве в экономической, социальной, научно-технической, культурно-образовательной, экологической сферах, по вопросам оказания взаимной помощи в чрезвычайных ситуациях, развития спортивных, гуманитарных, правоохранительных и иных связей, способствующих достижению целей и решению задач, установленных настоящим Законом.
    Участники межрегионального сотрудничества могут в пределах своих полномочий осуществлять следующие виды деятельности:
    - внешнеторговая деятельность для удовлетворения региональных и местных нужд в товарах, производимых иностранными партнерами;
    - реализация инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, в том числе создание совместных предприятий и финансово-промышленных групп;
    - установление прямых связей между хозяйствующими субъектами в целях привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других сферах;
    - рациональное и безопасное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности путем обмена информацией о состоянии окружающей среды, регулирование воздействия экономической деятельности на окружающую среду (управление промышленными отходами, складирование и утилизация опасных веществ и т.д.), предупреждение трансграничного переноса токсичных отходов и выбросов;
    - охрана и рациональное использование водных источников, трансграничных вод и их экосистем;
    - содержание и развитие трансграничных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации;
    - разработка и осуществление градостроительных проектов;
    - содержание и развитие транспорта, транспортных коммуникаций и инфраструктуры, оказание транспортных услуг;
    - развитие средств связи, информационных сетей, в том числе телефонных и телеграфных, обеспечение услугами связи;
    - предоставление медицинских услуг, обмен медицинским персоналом, обеспечение санитарного контроля и санитарного благополучия населения, предотвращение распространения эпидемий и опасных болезней;
    - создание и развитие природоохранных зон, заповедников, парков, лечебно-оздоровительных зон и курортов;
    - разработка и реализация программ по охране и использованию объектов историко-культурного наследия;
    - разработка и реализация совместных проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совершенствование системы профессионального образования, подготовка научных кадров, обмен информацией между учебными заведениями, взаимодействие при изучении и преподавании языков и культуры народов;
    - поддержка и организация молодежных, научных, культурных, спортивных обменов, проведение праздничных мероприятий, дней культуры, организация выставок, концертов, спортивных соревнований;
    - оказание помощи соотечественникам в получении образования, обеспечении учебниками, литературой и периодическими изданиями на родном языке, организация летнего отдыха;
    - оказание туристических услуг, развитие экологического и сельского туризма, строительство и эксплуатация туристско-рекреационных объектов, создание туристических коммуникаций и инфраструктуры;
    - правоохранительная деятельность, предупреждение и пресечение преступлений, борьба с контрабандой, охрана общественного порядка;
    - разработка и реализация программ по изучению и обмену опытом работы центральных органов исполнительной власти и муниципальных образований;
    - подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров в области межрегионального сотрудничества.
    Участники межрегионального сотрудничества могут осуществлять иные виды деятельности в соответствии с международными договорами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве.
    Основными организационно-правовыми формами взаимодействия участников межрегионального сотрудничества являются:
    - ассоциация государственно-территориальных (административно-территориальных) образований;
    - межмуниципальное объединение;
    - совместный координационный орган;
    - комиссия, рабочая группа по межрегиональному сотрудничеству;
    - консультации участников (представителей участников) межрегионального сотрудничества;
    - соглашение о межрегиональном сотрудничестве;
    - договоренности гражданско-правового характера.
    Участники межрегионального сотрудничества могут взаимодействовать с иностранными партнерами в иных организационно-правовых формах в соответствии с международными договорами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве.
    1.Соглашения о межрегиональном сотрудничестве регламентируют правовые, организационные, экономические и другие аспекты сотрудничества договаривающихся сторон.
    2.Соглашения о межрегиональном сотрудничестве, заключаемые органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований и органами муниципальных образований, должны соответствовать конституции, международным договорам, национальному законодательству; они не могут содержать положения, ущемляющие законные интересы других государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований.
    3.Органы власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований заблаговременно уведомляют уполномоченный центральный орган исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству, а органы муниципальных образований - уполномоченный орган исполнительной власти государственно-территориального (административно-территориального) образования по межрегиональному сотрудничеству о вступлении в переговоры с иностранными партнерами о заключении соглашений о межрегиональном сотрудничестве.
    4.Проект соглашения о межрегиональном сотрудничестве, заключаемого органом власти государственно-территориального (административно-территориального) образования, не позднее чем за месяц до подписания представляется для согласования в министерство иностранных дел и в уполномоченный центральный орган исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству, а при необходимости и в другие центральные органы исполнительной власти, которые информируют орган власти государственно-территориального (административно-территориального) образования о результатах рассмотрения проекта соглашения, как правило, не позднее чем через 20 дней после получения проекта указанного соглашения.
    5.Проект соглашения о межрегиональном сотрудничестве, заключаемого органом муниципального образования, не позднее чем за два месяца до подписания представляется для согласования в уполномоченный орган исполнительной власти государственно-территориального (административно-территориального) образования по межрегиональному сотрудничеству, который по согласованию с уполномоченным центральным органом исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству информирует орган муниципального образования о результатах рассмотрения проекта соглашения, как правило, не позднее чем через месяц после получения проекта указанного соглашения.
    6.В случае возникновения разногласий между центральными органами исполнительной власти, органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований и органами муниципальных образований в отношении проекта соглашения о межрегиональном сотрудничестве применяются согласительные процедуры в соответствии с национальным законодательством.
    7.Регистрация и опубликование соглашений о межрегиональном сотрудничестве производятся в порядке, устанавливаемом правительством государства.
    Совместные органы по межрегиональному сотрудничеству создаются органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований и органами муниципальных образований с уполномоченными органами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных и муниципальных образований иностранных государств в соответствии с международными договорами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве.
    Местонахождение, правовой статус, функции, полномочия, источники финансирования совместных органов по межрегиональному сотрудничеству определяются международными договорами, соглашениями о межрегиональном сотрудничестве, законодательством государства местонахождения, уставами этих органов.
    Совместные органы по межрегиональному сотрудничеству могут образовываться как юридические лица на территории государства. В отдельных случаях их функции возлагаются на соответствующие исполнительные органы административно-территориального или муниципального образования.
    Центральные органы государственной власти, к ведению которых относится межрегиональное сотрудничество, в соответствии с законодательством:
    1) вырабатывают и проводят государственную политику в области межрегионального сотрудничества;
    2) принимают нормативно-правовые акты в области межрегионального сотрудничества, осуществляют контроль за их соблюдением;
    3) заключают международные договоры о межрегиональном сотрудничестве с иностранными государствами;
    4) координируют деятельность органов власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований в области межрегионального сотрудничества;
    5) обеспечивают соответствие нормативно-правовых актов административно-территориальных образований и соглашений о межрегиональном сотрудничестве конституции государства, международным договорам, национальному законодательству;
    6) оказывают правовую, информационную, методическую, организационную, финансовую поддержку участникам межрегионального сотрудничества;
    7) устанавливают основные требования к соглашениям о межрегиональном сотрудничестве, порядку их заключения, регистрации и реализации;
    8) разрабатывают порядок подготовки государственных программ развития межрегионального сотрудничества и проектов (программ) межрегионального сотрудничества;
    9) рассматривают предложения по включению проектов (программ) межрегионального сотрудничества в государственные программы его развития;
    10) разрабатывают положения о проведении конкурса проектов (программ) межрегионального сотрудничества, предлагаемых на включение в государственные программы его развития;
    11) разрабатывают государственные программы развития межрегионального сотрудничества;
    12) осуществляют мониторинг выполнения государственных программ развития межрегионального сотрудничества;
    13) осуществляют координацию и согласование государственных и региональных программ развития межрегионального сотрудничества при формировании государственного бюджета на соответствующий год;
    14) представляют интересы государства по вопросам межрегионального сотрудничества в международных организациях.
    К полномочиям органов власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований в области межрегионального сотрудничества относятся:
    1) осуществление сотрудничества с уполномоченными органами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств в соответствии с международными договорами государства, настоящим Законом, другими законами, соглашениями о межрегиональном сотрудничестве, нормативно-правовыми актами административно-территориального образования;
    2) принятие нормативно-правовых актов по вопросам межрегионального сотрудничества на уровне региона в пределах своей компетенции, осуществление контроля за их соблюдением;
    3) обеспечение выполнения международных договоров государства в области межрегионального развития;
    4) проведение переговоров, подготовка и заключение соглашений о межрегиональном сотрудничестве с уполномоченными органами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств в порядке, установленном национальным законодательством, и обеспечение их выполнения;
    5) открытие своих представительств за рубежом в целях реализации соглашений о межрегиональном сотрудничестве;
    6) участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для целей развития межрегионального сотрудничества;
    7) разработка, утверждение, финансирование, реализация проектов (программ) межрегионального сотрудничества;
    8) создание и участие в деятельности ассоциаций государственно-территориальных (административно-территориальных) образований, финансирование их деятельности;
    9) назначение должностных лиц в совместные координационные органы, комиссии, рабочие группы по межрегиональному сотрудничеству;
    10) участие в разработке государственных программ развития межрегионального сотрудничества;
    11) координация деятельности органов муниципальных образований в области межрегионального сотрудничества;
    12) оказание правовой, информационной, методической, организационной поддержки органам муниципальных образований по вопросам межрегионального сотрудничества;
    13) обеспечение в пределах своей компетенции выделения бюджетных средств в порядке, установленном национальным законодательством, для целей межрегионального сотрудничества;
    14) информирование уполномоченного центрального органа исполнительной власти по межрегиональному сотрудничеству о ходе и результатах деятельности в области межрегионального сотрудничества.
    К полномочиям органов муниципальных образований в области межрегионального сотрудничества относятся:
    1) осуществление сотрудничества с органами муниципальных образований иностранных государств в соответствии с международными договорами государства, национальным законодательством, настоящим Законом, нормативно-правовыми актами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве государственно-территориальных (административно-территориальных) образований;
    2) принятие нормативно-правовых актов по вопросам межрегионального сотрудничества на местном уровне в пределах своей компетенции, осуществление контроля за их соблюдением;
    3) осуществление внешнеэкономических связей с уполномоченными органами муниципальных образований, с юридическими лицами, общественными организациями иностранных государств в рамках проектов (программ) межрегионального сотрудничества в соответствии с соглашениями о межрегиональном сотрудничестве государственно-территориальных (административно-территориальных) образований и национальным законодательством;
    4) проведение переговоров, подготовка и заключение соглашений о межрегиональном сотрудничестве по вопросам местного значения с органами муниципальных образований иностранных государств в порядке, установленном национальным законодательством;
    5) участие в разработке и реализации проектов (программ) межрегионального сотрудничества государственно-территориального (административно-территориального) образования;
    6) разработка, утверждение, финансирование и реализация проектов (программ) межрегионального сотрудничества по вопросам местного значения;
    7) создание и участие в деятельности совместных органов по межрегиональному сотрудничеству на местном уровне, финансирование их деятельности;
    8) назначение должностных лиц в совместные органы по межрегиональному развитию на местном уровне;
    9) информирование уполномоченного органа исполнительной власти государственно-территориального (административно-территориального) образования по межрегиональному сотрудничеству о ходе и результатах деятельности в области межрегионального сотрудничества на местном уровне.
    Юридические и физические лица, общественные организации принимают участие в межрегиональном сотрудничестве на основании договоров гражданско-правового характера, заключаемых с заинтересованными иностранными юридическими и физическими лицами, в связи с практическим осуществлением конкретных мероприятий, предусмотренных соглашениями о межрегиональном сотрудничестве и его проектами (программами).
    1.Расходы на реализацию программ межрегионального сотрудничества осуществляются за счет бюджетных средств в порядке, установленном национальным законодательством, а также других источников, не запрещенных законом.
    Для финансирования программ межрегионального сотрудничества могут использоваться средства международных организаций и иностранных государств в установленном законом порядке.
    2.Объемы государственной финансовой поддержки межрегионального сотрудничества определяются в установленном законом порядке согласно государственным программам развития межрегионального сотрудничества.
    3.Финансирование органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований региональных проектов (программ) развития межрегионального сотрудничества осуществляется из бюджетов государственно-территориальных (административно-территориальных) образований в соответствии с законодательством.
    4.Финансирование органами муниципальных образований проектов (программ) межрегионального сотрудничества по вопросам местного значения осуществляется из местных бюджетов в соответствии с законодательством.
    5.Внебюджетные источники финансирования межрегионального сотрудничества привлекаются в соответствии с законодательством.