Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
04 декабря 2004 года
Настоящий Модельный закон определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социально-экономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения учителей, реализацию гарантий их социальной защищенности.
Глава 1.Общие положения
Учитель - лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.
Условия и характер педагогической работы определяют содержание статуса учителя, включающее в себя права, обязанности и ответственность учителя, а также гарантии их реализации.
Учитель пользуется всеми правами и свободами гражданина, закрепленными конституцией государства.
Статус учителя имеют граждане, получившие необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающие в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования различных типов и форм собственности.
Лицам, не имеющим педагогического образования и квалификации, предоставляется право заниматься педагогической деятельностью по решению педагогического совета школ, дошкольных и внешкольных учреждений после прохождения соответствующей педагогической переподготовки и аттестации.
Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-воспитательной деятельности, производится в соответствии с национальным законодательством.
Законодательство о статусе учителя основывается на положениях конституции государства, закона об образовании и состоит из настоящего Модельного закона и иных нормативно-правовых актов, определяющих права, обязанности и ответственность учителя.
Основными принципами педагогической деятельности учителя являются: - личностно ориентированный подход к обучению, воспитанию, развитию учащегося; - гуманистический характер обучения и воспитания, обеспечивающий уважение прав и свобод учащегося, национально-культурных традиций; - приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям; - недопущение прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации, ограничения прав или предоставления привилегий учащимся по признаку пола, этнической принадлежности, языка, вероисповедания или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера; - воспитание учащихся в духе любви к Родине, высокой гражданственности, дружбы между народами; - преемственность образования; - свобода выбора методов и форм педагогической деятельности; - единство принципов обучения и воспитания; - совершенствование своих знаний на основе новейших достижений науки, техники и культуры; - тесный контакт с учащимися и их родителями (законными представителями); - сотрудничество с детскими и молодежными объединениями, трудовыми коллективами, а также заинтересованными государственными и негосударственными организациями, деятельность которых не запрещена национальным законодательством.
Глава 2.Права учителя
Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие необходимое профессиональное образование и соответствующую педагогическую квалификацию, определяемые законом, независимо от национальной принадлежности, пола, социального происхождения и вероисповедания.
Учитель имеет право: - на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым уполномоченным органом государственного управления образованием; - участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий; - создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно-педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику; - поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности; - индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством; - досрочную аттестацию с целью повышения категории; - повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет; - охрану прав и интересов учащихся.
Учитель пользуется правом работы по совместительству в соответствии с трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами.
Учитель имеет право участвовать в управлении школой.
Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования.
Учителю как гражданину гарантируется защита чести и достоинства.
Не допускается привлечение учителей общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений к другим работам, не связанным с их профессиональной деятельностью.
Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
Заработная плата и должностной оклад учителю выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.
Размеры ставок и должностных окладов учителей устанавливаются с учетом образования, педагогического стажа, итогов аттестации, результатов работы, наличия документов о повышении квалификации, наличия ученых степеней, государственных наград и званий. Начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы в стране.
Учителям устанавливается доплата: за пять лет стажа педагогической работы - в размере 10%, 10 лет - 20%, 15 и более лет - 30% от заработной платы.
Заработная плата учителей, имеющих почетные звания, увеличивается на 50%, имеющих почетное звание "Народный учитель" - на 100%.
Учителям, работающим в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, имеющим ученую степень, устанавливаются надбавки в соответствии с национальным законодательством.
Учителям, работающим в тяжелых природно-климатических условиях, предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате в порядке, устанавливаемом правительством.
Школы в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могут устанавливать работникам премии, другие виды материального стимулирования и компенсации, а также выделять средства для приобретения учебной, методической и научной литературы.
Работа учителя, превышающая стандартную норму (ставку), оплачивается.
Размер надбавки к заработной плате за классное руководство составляет: в 1 - 4-х классах - 20% от стандартной нормы (ставки); в 5 - 10 (11)-х классах - 30% от стандартной нормы (ставки).
Молодым специалистам, прибывающим на работу в сельские школы, за счет средств местного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятикратного должностного оклада на хозяйственное обустройство.
Педагогические работники государственных организаций образования, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на повышение не менее чем на 25% должностных окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, проживающих и работающих в городских условиях.
Молодые специалисты, получившие профессиональное педагогическое образование по системе государственного образовательного кредитования и отработавшие на селе в организации образования не менее пяти лет, освобождаются от оплаты этих кредитов.
Учителям производится доплата за проверку тетрадей, письменных работ, за заведование учебными кабинетами, классное руководство и другие выплаты, предусмотренные правительством и уполномоченным органом государственного управления образованием.
Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта и социальные льготы в соответствии с национальным законодательством.
Работникам образования, имеющим стаж педагогической работы 25 и более лет, предоставляется право выхода на пенсию по выслуге лет.
Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять учителям льготы по оплате эксплуатационных расходов на содержание жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с национальным законодательством.
Право учителя на отдых обеспечивается рациональным планированием учебной нагрузки, предоставлением еженедельного отдыха и ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных национальным законодательством.
Государство гарантирует предоставление учителям не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической деятельности творческого отпуска сроком не менее одного года для научно-педагогической и учебно-методической деятельности.
Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя устанавливается в пределах, предусмотренных законом об образовании.
Учитель имеет право на охрану здоровья, реализуемое путем проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий в соответствии с национальным законодательством.
Ежегодно в обязательном порядке проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование учителей в государственных лечебно-профилактических учреждениях.
Учитель имеет право на санаторно-курортное лечение, отдых в пансионатах и на туристических базах на льготных условиях, устанавливаемых правительством.
Учитель, проживающий в сельской местности, обеспечивается наравне с членами крестьянских и фермерских хозяйств земельным наделом, недвижимостью и иным имуществом в соответствии с национальным законодательством.
Учителям, проживающим и работающим в районных центрах, поселках городского типа, городах районного и областного подчинения, предоставляется право на внеочередное строительство жилого дома и выделение дачного участка.
Выпускникам педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, направленным на работу в сельскую местность, на весь период трудовой деятельности в сельских школах, дошкольных или внешкольных учреждениях предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу.
За достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения учитель может быть представлен к наградам уполномоченного органа государственного управления образованием, ведомств и к государственным наградам.
Фонды поддержки учителей формируются в установленном национальным законодательством порядке за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
Для защиты своих интересов учителя могут создавать в установленном национальным законодательством порядке общественные объединения, ассоциации, фонды, дома учителя.
Учитель не имеет права: - проводить религиозную или атеистическую пропаганду в школах; - организовывать политические группы, партии в школах; - распространять шовинистическую, националистическую, милитаристскую идеологию; - вовлекать школьников в забастовочное движение и политические акции; - осуществлять насильственные действия в отношении учащихся.
Глава 3.Обязанности и ответственность учителя
Учитель обязан: - проводить обучение на высоком профессиональном уровне, обеспечивать усвоение учащимися учебной программы не ниже уровня государственных образовательных стандартов; - проводить учебно-воспитательную работу в духе уважения к родителям, старшим, культурно-историческим ценностям страны, ее государственному устройству, воспитывать бережное отношение к окружающей среде; - утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали: доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям; - постоянно совершенствовать свои педагогические знания и мастерство; - уважать честь и достоинство учащихся; - готовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами; - содействовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся; - соблюдать требования педагогической и служебной этики.
Учитель за совершение правонарушения несет ответственность в соответствии с национальным законодательством.
Глава 4.Подготовка, повышение квалификации и переподготовка учителей
В государстве профессиональную подготовку учительских кадров осуществляют профессиональные педагогические средние и высшие учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.
Профессиональное педагогическое учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, государством и обществом. Контроль за соответствием деятельности профессионального педагогического учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) профессионального педагогического учебного заведения и уполномоченный орган государственного управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.
Прием студентов по педагогической специальности в государственные профессиональные педагогические учебные заведения осуществляется на конкурсной основе по плану приема на подготовку специалистов в пределах государственного заказа в основном за счет средств государственного бюджета.
Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации и переподготовки учителей государственных школ, дошкольных и внешкольных учреждений.
Повышение квалификации учителей осуществляется по договорам, заключенным юридическими лицами с центральными, региональными институтами усовершенствования учителей, высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями как за счет средств государственного бюджета, так и за счет юридических лиц.
Государство гарантирует предоставление учителям и научно-педагогическим работникам творческого отпуска для научно-педагогической, учебно-методической, изобретательской, экспериментальной и экспертной деятельности.
Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно-педагогических работников в части, не урегулированной национальным законодательством, устанавливаются правительством.
Глава 5.Заключительные положения
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и их объединения, учреждения, организации, должностные лица, органы государственного управления образованием в пределах своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего Модельного закона. Должностные и другие лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по реализации прав учителей, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.
Вред, причиненный учителям незаконными действиями указанных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей в области административного управления, возмещается в полном объеме в соответствии с национальным законодательством.