Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 31 октября 2007 года

О приграничном сотрудничестве

Принят
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
31 октября 2007 года
    Настоящий Закон устанавливает правовые и организационно-правовые основы деятельности участников приграничного сотрудничества, определяет основные направления его государственного регулирования, принципы, направления, виды и формы взаимодействия участников приграничного сотрудничества.
  1. Раздел I.Общие положения

  2. В настоящем Законе приведенные далее термины употребляются в следующем значении:
    приграничное сотрудничество - согласованные действия участников приграничного сотрудничества по установлению, развитию и укреплению всесторонних добрососедских, дружественных отношений с государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями или властями приграничных регионов сопредельных государств, направленные на повышение благосостояния населения, на экономический и социальный прогресс приграничных регионов государства, а также заключение соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей, в пределах компетенции, определенной законодательством государства;
    участники приграничного сотрудничества - центральные органы государственной власти, государственно-территориальные (административно-территориальные) и муниципальные образования на территории приграничного региона государства, органы власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия, общественные организации, иные юридические лица, находящиеся на территории приграничного региона государства, а также физические лица, постоянно проживающие на территории приграничного региона государства, взаимодействующие с соответствующими органами власти, государственно-территориальными (административно-территориальными) образованиями, другими участниками приграничного сотрудничества сопредельных государств в пределах компетенции, определенной законодательством государства, международными договорами государства и соглашениями о приграничном сотрудничестве;
    соглашение о приграничном сотрудничестве - соглашение органов власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований приграничного региона государства с органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) образований приграничных регионов сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;
    приграничный регион государства - государственно-территориальное (административно-территориальное) образование государства, границы которого частично совпадают с государственной границей;
    регион приграничного сотрудничества - форма взаимодействия приграничных регионов сопредельных государств, осуществляемого в соответствии с международными договорами государства и соглашениями о приграничном сотрудничестве;
    проекты (программы) приграничного сотрудничества - комплекс мер участников приграничного сотрудничества на уровне приграничного региона государства, направленных на развитие приграничного сотрудничества;
    государственная поддержка развития приграничного сотрудничества - совокупность решений и действий организационного, правового, финансового характера центральных органов государственной власти, направленных на реализацию проектов (программ) приграничного сотрудничества;
    государственная программа развития приграничного сотрудничества - комплекс мер центральных органов государственной власти, направленных на развитие приграничного сотрудничества, осуществляемых с использованием средств государственного бюджета.
    Правовую основу приграничного сотрудничества составляют конституция государства, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государства, настоящий Закон, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области приграничного сотрудничества, соглашения о приграничном сотрудничестве.
    Если международным договором государства установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством государства и настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
    Основными принципами приграничного сотрудничества являются:
    - равенство и взаимная ответственность;
    - уважение суверенитета и территориальной целостности государств;
    - неприкосновенность государственных границ;
    - мирное разрешение пограничных споров;
    - взаимное уважение законодательства государств, выполнение международных договоров и соглашений о приграничном сотрудничестве;
    - учет особенностей приграничных регионов, прав и интересов участников приграничного сотрудничества;
    - устранение политических, экономических, правовых, административных и других препятствий для взаимного сотрудничества;
    - добровольность и взаимовыгодность сотрудничества;
    - обеспечение безопасности и жизни граждан, ненанесение ущерба окружающей среде, экономическим и иным интересам сопредельных государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
    - уважение прав и свобод граждан приграничных государств.
    Целью государственной политики в области приграничного сотрудничества является создание благоприятных условий для эффективного взаимодействия участников приграничного сотрудничества, социально-экономического и культурного развития приграничных регионов государства, повышения уровня жизни населения.
    Задачами государственной политики в области приграничного сотрудничества являются:
    - обеспечение законности и соблюдения принципов приграничного сотрудничества;
    - четкое распределение обязанностей, разграничение полномочий и определение мер ответственности участников приграничного сотрудничества;
    - сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов;
    - обеспечение стабильности, прозрачности и демократичности процесса приграничного сотрудничества под административным контролем со стороны центральных органов государственной власти;
    - создание необходимых механизмов обеспечения условий и гарантий для осуществления эффективного приграничного сотрудничества.
  3. Раздел II.Организационно-правовые основы приграничного сотрудничества

  4. Приграничное сотрудничество осуществляется в соответствии с международными договорами государства в следующих направлениях:
    - торговое сотрудничество в приграничных районах;
    - сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество;
    - сотрудничество в области электроэнергетики;
    - сотрудничество в области транспорта и связи;
    - сотрудничество в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
    - сотрудничество в правоохранительной деятельности;
    - сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и рынка труда;
    - научное и гуманитарное сотрудничество;
    - сотрудничество в сфере туризма;
    - сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    Участники приграничного сотрудничества на основании международных договоров государства, соглашений о приграничном сотрудничестве с уполномоченными органами сопредельных государств, договоров (контрактов) могут в пределах своих полномочий осуществлять следующие виды деятельности:
    - решение вопросов жизнеобеспечения населения;
    - приграничная торговля для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
    - реализация инвестиционных проектов и производственно- техническое сотрудничество, в том числе создание совместных предприятий и финансово-промышленных групп;
    - установление прямых связей между хозяйствующими субъектами в целях привлечения инвестиций в сферу промышленности, сельского хозяйства, строительства, обмена технологиями и в другие сферы;
    - регулирование экономической деятельности, управление промышленными отходами, контроль за использованием вредных веществ в различных видах экономической деятельности в приграничных регионах;
    - рациональное и безопасное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности путем обмена информацией о состоянии окружающей среды, регулирования воздействия экономической деятельности на окружающую среду (управление промышленными отходами, складирование и утилизация опасных веществ и т.д.), контроля диффузных и точечных источников загрязнения, создания центров оповещения об авариях;
    - охрана и рациональное использование водных источников, трансграничных вод и их экосистем;
    - содержание и развитие трансграничных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации;
    - разработка и осуществление градостроительных проектов;
    - содержание и развитие транспорта, транспортных коммуникаций и инфраструктуры, оказание населению транспортных услуг;
    - развитие средств связи, информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, обеспечение населения услугами связи;
    - регулирование миграции населения и рынка труда;
    - предоставление медицинских услуг, оказание неотложной медицинской помощи, обмен медицинским персоналом, обеспечение санитарного контроля и санитарного благополучия населения, предотвращение распространения эпидемий и опасных болезней;
    - создание и развитие природоохранных зон, заповедников, парков, лечебно-оздоровительных зон и курортов;
    - разработка и реализация программ по охране и использованию объектов историко-культурного наследия;
    - разработка и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении культуры и преподавании языков народов, поддержка и организация молодежных, научных, культурных обменов, праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований;
    - оказание помощи соотечественникам в получении образования, обеспечении учебниками, литературой и периодическими изданиями на родном языке, организация летнего отдыха, туристических маршрутов;
    - оказание туристических услуг, развитие экологического и сельского туризма, строительство и эксплуатация туристско-рекреационных объектов, создание туристических коммуникаций и инфраструктуры;
    - правоохранительная деятельность, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, борьба с контрабандой и терроризмом, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения;
    - взаимодействие пограничных ведомств в пресечении нарушений режима государственной границы, противодействии распространению через границу терроризма, экстремизма и незаконной миграции;
    - взаимодействие аварийно-спасательных служб, оказание помощи в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; сотрудничество ветеринарных и карантинных служб.
    Международные договоры государства и соглашения о приграничном сотрудничестве могут предусматривать и иные виды деятельности участников приграничного сотрудничества, направленные на его развитие.
    Основными формами взаимодействия участников приграничного сотрудничества являются:
    - регион приграничного сотрудничества;
    - ассоциация государственно-территориальных (административно-территориальных) образований;
    - межмуниципальное объединение;
    - совместный орган (рабочая группа) участников сотрудничества;
    - встречи уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;
    - консультации представителей участников приграничного сотрудничества сопредельных государств;
    - соглашение о приграничном сотрудничестве;
    - договор (контракт) гражданско-правового характера между юридическими и физическими лицами.
    Международные договоры государства и соглашения о приграничном сотрудничестве могут предусматривать и иные формы взаимодействия участников приграничного сотрудничества, направленные на его развитие.
    Общую координацию и контроль по соблюдению законодательства в области приграничного сотрудничества осуществляет уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам приграничного сотрудничества.
    Другие центральные органы исполнительной власти принимают участие в координации и развитии приграничного сотрудничества в соответствии с их компетенцией.
    Международным договором государств по вопросам приграничного сотрудничества может быть предусмотрено создание единого координационного органа, решения которого будут иметь рекомендательный характер для центральных органов исполнительной власти государств-участников договора и иных участников приграничного сотрудничества.
    Соглашения о приграничном сотрудничестве регламентируют правовые, организационные, социальные, экономические и другие аспекты сотрудничества договаривающихся сторон сопредельных государств.
    Порядок заключения, сроки согласования проектов соглашений о приграничном сотрудничестве, регистрации этих соглашений устанавливаются правительством государства.
    Участники приграничного сотрудничества по запросам уполномоченного органа центральной исполнительной власти по вопросам приграничного сотрудничества представляют информацию о ходе и результатах выполнения соглашений о приграничном сотрудничестве.
    Совместные органы по приграничному сотрудничеству могут создаваться органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований с соответствующими органами власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований сопредельных государств на основе международных договоров государства и соглашений о приграничном сотрудничестве.
    Местонахождение, правовой статус, функции, полномочия, источники финансирования совместных органов по приграничному сотрудничеству определяются международными договорами государства, соглашениями о приграничном сотрудничестве, законодательством государства местонахождения, уставами этих органов.
    Совместные органы по приграничному сотрудничеству могут образовываться как юридические лица на территории государства. В отдельных случаях их функции возлагаются на соответствующие исполнительные органы местного самоуправления.
  5. Раздел III.Государственная поддержка развития приграничного сотрудничества

  6. Основными принципами государственной поддержки развития приграничного сотрудничества являются:
    - объективность, открытость и экономическая обоснованность отбора проектов (программ) приграничного сотрудничества;
    - концентрация финансовых средств на приоритетных и экономически наиболее обоснованных проектах (программах);
    - обеспечение условий для использования организационных, финансовых, институциональных возможностей участников приграничного сотрудничества в разработке и осуществлении мер по реализации проектов (программ) приграничного сотрудничества;
    - контроль за использованием финансовых средств целевой государственной поддержки приграничного сотрудничества;
    - стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями государств.
    Государственная поддержка развития приграничного сотрудничества предусматривает:
    - определение приоритетных направлений развития приграничного сотрудничества;
    - отбор проектов (программ) приграничного сотрудничества, требующих государственной поддержки;
    - разработку и выполнение государственных программ развития приграничного сотрудничества;
    - оказание правовой, организационной, методической, информационной помощи участникам приграничного сотрудничества.
    Государственные программы развития приграничного сотрудничества разрабатываются местными представительными и исполнительными органами и утверждаются правительством в порядке, установленном законодательством государства. Государственная финансовая поддержка оказывается перспективным проектам (программам) приграничного сотрудничества, отобранным по конкурсу и предполагающим наиболее эффективные решения актуальных проблем приграничного сотрудничества, с учетом целей, приоритетов, необходимых ресурсов, сроков реализации.
    Центральные органы исполнительной власти, к ведению которых относится приграничное сотрудничество, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государства:
    - определяют приоритетные направления развития приграничного сотрудничества;
    - заключают международные договоры и соглашения о приграничном сотрудничестве с соответствующими органами исполнительной власти сопредельных государств;
    - оказывают правовую, информационную, методическую, организационную поддержку участникам приграничного сотрудничества;
    - разрабатывают порядок подготовки проектов (программ) приграничного сотрудничества и государственных программ его развития;
    - разрабатывают положения о проведении конкурса проектов (программ) приграничного сотрудничества, предлагаемых к включению в государственные программы его развития;
    - осуществляют мониторинг выполнения государственных программ развития приграничного сотрудничества;
    - рассматривают предложения участников приграничного сотрудничества по включению проектов (программ) приграничного сотрудничества в государственные программы его развития;
    - осуществляют координацию и согласование государственных и региональных проектов (программ) развития приграничного сотрудничества при формировании государственного бюджета на соответствующий год.
    Органы власти государственно-территориальных (административно-территориальных) и муниципальных образований, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством государства:
    - заключают соглашения о приграничном сотрудничестве на основе международных договоров государства;
    - организуют и координируют работу по подготовке и реализации проектов (программ) приграничного сотрудничества;
    - участвуют в разработке совместных с иностранными партнерами проектов (программ) приграничного сотрудничества и в их реализации;
    - принимают участие в разработке государственных программ развития приграничного сотрудничества;
    - обеспечивают в пределах своей компетенции выделение в установленном порядке из бюджетов государственно-территориальных (административно-территориальных) образований и местных бюджетов средств на развитие приграничного сотрудничества.
  7. Раздел IV.Финансовое обеспечение приграничного сотрудничества

  8. Расходы на реализацию проектов (программ) приграничного сотрудничества осуществляются за счет средств государственного бюджета, бюджетов государственно-территориальных (административно-территориальных) образований или местных бюджетов на соответствующий год, а также других источников, не запрещенных законом. Для финансирования проектов (программ) приграничного сотрудничества могут использоваться средства международных организаций и сопредельных государств в порядке, установленном законодательством.
    Объемы государственной финансовой поддержки развития приграничного сотрудничества определяются в законе о государственном бюджете на соответствующий год согласно государственным программам развития приграничного сотрудничества.
    Объемы средств, направляемых государственно-территориальными (административно-территориальными) и муниципальными образованиями на выполнение государственных программ развития приграничного сотрудничества, определяются в соответствующих региональных и местных бюджетах.
    Меры по выполнению государственных программ развития приграничного сотрудничества финансируются за счет бюджетных назначений главных распорядителей средств государственного бюджета на соответствующий год.