Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 15 ноября 2003 года

О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти

Принят
Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
15 ноября 2003 года
    Целями настоящего Закона являются:
    а) регулирование отношений, складывающихся в процессе осуществления лоббистской деятельности в органах государственной власти;
    б) содействие осуществлению конституционных прав граждан на участие лично или через различные организации в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти;
    в) легализация продвижения в структурах власти отраслевых, региональных, корпоративных, общественных, частных и иных групповых интересов;
    г) согласование интересов различных социальных слоев общества в деятельности органов государственной власти.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. В настоящем Законе используются следующие понятия:
    лоббистская деятельность - это деятельность граждан, а также их объединений по установлению контактов с должностными лицами и депутатами органов законодательной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретных клиентов на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов, политических решений, подзаконных нормативных актов, административных решений;
    лоббист - гражданин, осуществляющий за денежное (гонорар) либо иное вознаграждение лоббистскую деятельность в интересах третьих лиц, прошедший государственную регистрацию и имеющий доверенность от клиента с указанными полномочиями, а также сотрудник организации, в служебные обязанности которого входит осуществление лоббистской деятельности от имени и в интересах этого юридического лица. Лоббистом именуется только физическое лицо;
    лоббистская фирма - коммерческое юридическое лицо, имеющее более одного служащего в постоянном штате. Служащие действуют в качестве лоббистов при условии, что их фирма не является их клиентом;
    клиент - гражданин, коммерческие и некоммерческие юридические лица, за исключением имеющих долю государства в уставном фонде, которые нанимают лиц, занимающихся от имени данного клиента лоббистской деятельностью. При этом юридическое лицо, штатные служащие которого действуют в качестве лоббистов от его имени, является одновременно и клиентом, и работодателем данного служащего;
    лоббистский контакт - устное, письменное, электронное или иное сообщение, адресованное от имени клиента должностным лицам и депутатам органов государственной власти в целях оказания влияния на законодательный процесс.
    Лоббистская деятельность регулируется настоящим Законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами.
    Настоящий Закон распространяется на лоббистскую деятельность в отношении органов законодательной и исполнительной власти. Осуществление лоббистской деятельности в отношении судебной власти не допускается.
    Под органами государственной власти понимаются органы власти, указанные в соответствующей главе (разделе) Конституции (Основного закона), регламентирующей организацию государственной власти.
    Не могут считаться лоббистами депутаты парламента и их помощники, должностные лица органов законодательной, исполнительной и судебной власти, выборные и назначаемые должностные лица административно-территориальных единиц.
    Настоящий Закон не распространяется на экспертов и консультантов, назначаемых и приглашаемых по инициативе органов государственной власти для выступления в этом органе, а также подготовки заключения по выносимому на обсуждение вопросу.
    Полномочия органов государственной власти в области лоббистской деятельности включают в себя:
    а) формирование государственной политики в области государственного регулирования лоббистской деятельности;
    б) разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих лоббистскую деятельность;
    в) осуществление контроля за исполнением законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность.
  3. Глава 2.Статус лоббиста

  4. 1.Лоббист имеет право на получение в соответствующих государственных органах любой открытой информации, а также всех поправок и предложений по интересующему его законопроекту, иному нормативному акту. Эту информацию лоббист получает в канцеляриях соответствующих органов государственной власти в качестве платной услуги. Тарифы на размножение интересующих лоббистов материалов устанавливаются Министерством юстиции. Доходы от данной услуги поступают в бюджет. Отказ в предоставлении открытой информации лоббисту не допускается, за исключением случаев, когда это технически не представляется возможным. Во всех случаях отказа в получении информации он дается в письменной форме.
    2.В исключительных случаях и с соблюдением всех необходимых процедур по письменному запросу лоббиста с указанием перечня интересующих его документов органом власти лоббисту может быть предоставлено право ознакомиться с интересующими его документами, не открытыми для общего пользования.
    3.Лоббисту гарантируются допуск в органы исполнительной и законодательной власти, их структурные подразделения и департаменты, возможность встреч с соответствующими депутатами и должностными лицами в порядке, установленном указанными органами.
    4.Лоббист вправе передавать на рассмотрение в органы государственной власти информационно-аналитические материалы, а также предложения по законопроектам, политическим и административным решениям. Отказ в рассмотрении и принятии представленных материалов не допускается.
    5.Лоббист имеет право на обжалование действий должностных лиц органов в судебном порядке. Подсудность определяется по месторасположению органа, действия которого обжалуются.
    Порядок предоставления указанных прав лоббистам определяется соответствующими решениями органов государственной власти, принимаемыми во исполнение настоящего Закона и вступающими в силу не позднее одного месяца с момента принятия такого решения.
    Лоббист обязан:
    а) зарегистрироваться в налоговом органе по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя, оказывающего консультационные услуги, либо представить справку, выданную юридическим лицом-работодателем, о нахождении в штате;
    б) зарегистрироваться в Министерстве юстиции и получить лицензию на право занятия лоббистской деятельностью;
    в) получить аккредитацию в том органе, в котором предполагается осуществлять лоббистскую деятельность;
    г) в том случае, если клиентом (работодателем) лоббиста является иностранное лицо, в течение пяти дней после того, как соответствующий договор был подписан сторонами, уведомить о нем Министерство юстиции и убедиться в получении данной информации;
    д) представить должностному лицу, с которым вступает в лоббистский контакт, информацию о своей регистрации в Министерстве юстиции, в том числе дату регистрации и номер лицензии;
    е) представлять по итогам деятельности отчеты в установленном порядке.
  5. Глава 3.Регистрация и аккредитация

  6. Государственная регистрация лоббиста состоит в получении им лицензии на право занятия лоббистской деятельностью.
    Для получения лицензии лицо обращается с соответствующим заявлением в Министерство юстиции.
    В заявлении о себе указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные, основное место работы (если таковое имеется), образование, домашний адрес и номер телефона либо иной способ связи, законодательный интерес, если таковой уже имеется.
    Юридическое лицо (лоббистская фирма) дополнительно представляет нотариально заверенные копии учредительных документов и списки граждан, являющихся сотрудниками, с указанием всех их данных, перечисленных в первом абзаце настоящей статьи. Юридическое лицо несет ответственность за достоверность представленных данных в соответствии с действующим законодательством.
    Заявление гражданина рассматривается Министерством юстиции в течение двадцати дней. При отсутствии ограничений лицу выдается в течение пяти дней временная лицензия (бесплатно, сроком действия один месяц), после получения которой лоббист имеет право приступить к лоббистской деятельности. В течение срока действия временной лицензии лоббист обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не требуется в том случае, если он является сотрудником юридического лица-работодателя либо лоббистской фирмы.
    По истечении срока действия временной лицензии и получения патента на занятие предпринимательской деятельностью гражданин обращается в Министерство юстиции, которое, проверив в течение десяти дней заявленные лоббистом сведения, выдает гражданину постоянную лицензию, действительную в течение трех лет.
    Продление лицензии осуществляется Министерством юстиции в том случае, если за тридцать дней до ее истечения лоббист письменно заявил о намерении продолжить занятие лоббистской деятельностью.
    В том случае, если лоббист прекращает свою деятельность до истечения срока действия лицензии, он за тридцать дней обязан уведомить об этом Министерство юстиции и представить отчет о своей деятельности.
    Регистрация лоббистов, выдача им лицензий на право занятия лоббистской деятельностью, наблюдение за законностью их деятельности осуществляются Министерством юстиции.
    Полномочиями Министерства юстиции являются:
    а) разработка формы регистрационных и отчетных документов, необходимых для эффективной реализации положений настоящего Закона;
    б) регистрация лоббистов и выдача им лицензий, приостановка действия выданной лицензии на срок до двух месяцев в случае обнаружения несоответствия закону действий лоббиста; лишение лоббиста лицензии в судебном порядке, равно как и лишение права занятия лоббистской деятельностью на срок до пяти лет;
    в) хранение оригиналов регистрационных и отчетных документов в течение пяти лет, считая со дня получения каждого регистрационного или отчетного документа;
    г) обеспечение доступа всех заинтересованных лиц, в том числе и общественности для ознакомления с регистрационными и отчетными данными лоббистов;
    д) ежеквартальные систематизация и анализ информации, содержащейся в регистрационных и отчетных документах, относящихся к данному периоду, с целью составления обобщающего заключения об основных параметрах лоббистской деятельности за указанный срок;
    е) оперативное информирование руководителей органов власти об имеющемся законодательном интересе со стороны иностранных лиц, с указанием каких именно. Информация о том, кто является лоббистом указанного иностранного лица, не разглашается;
    ж) ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
    з) ежегодное представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчета о своей деятельности по реализации настоящего Закона и предложений по его совершенствованию, если таковые будут иметь место.
    Аккредитация лоббистов производится в следующих органах государственной власти:
    а) палатах законодательного органа (парламента);
    б) правительстве;
    в) администрации президента.
    Аккредитация лоббистов проводится в том органе государственной власти, в котором лоббист предполагает заниматься лоббистской деятельностью.
    Порядок аккредитации лоббистов в соответствующих органах власти закрепляется в Положении о порядке аккредитации и работы лоббистов, принимаемом каждым органом самостоятельно и зарегистрированном Министерством юстиции. Положения об аккредитации принимаются в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего Закона.
    В Положении об аккредитации устанавливаются:
    а) порядок доступа лоббистов в здания и помещения соответствующего органа законодательной или исполнительной власти;
    б) порядок работы лоббистов в структурных подразделениях органа власти, включая порядок установления лоббистских контактов с лицами, являющимися объектом лоббирования;
    в) порядок получения открытой информации, копий материалов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона;
    г) порядок информирования аккредитующего органа о своем законодательном интересе;
    д) основания отказа в аккредитации.
    В обязанности аккредитующих органов входят также:
    а) ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных аккредитаций;
    б) обращения в Министерство юстиции, судебные органы о применении юридической ответственности к лоббистам - нарушителям правил регистрации, аккредитации, представления отчетов;
    в) обращения к правоохранительным органам в случаях обнаружившегося применения лоббистами противозаконных методов представления интересов клиентов.
    Аккредитация осуществляется при наличии следующих документов:
    а) заявления с просьбой об аккредитации с указанием данных, содержащихся в третьем абзаце статьи 7 настоящего Закона, а также должностных лиц органов государственной власти, являющихся объектом лоббирования (если об этом лоббисту уже известно);
    б) лицензии на право занятия лоббистской деятельностью, выданной Министерством юстиции;
    в) подписанного лоббистом обязательства соблюдать требования Положения об аккредитации.
    Отказ в аккредитации может быть обжалован в судебном порядке.
  7. Глава 4.Лоббистская деятельность

  8. Методами лоббистской деятельности признаются:
    а) представление должностным лицам органов государственной власти информации, документов, проектов административных и политических решений по вопросам, находящимся в ведении указанных органов;
    б) участие по просьбе лоббиста в работе комитетов, комиссий, фракций, депутатских групп и иных структур законодательного органа, а также органов исполнительной власти по профилю лоббируемых вопросов с разрешения указанных органов;
    в) лоббистские контакты с депутатами и должностными лицами органов государственной власти в целях продвижения интересов своих клиентов;
    г) усилия в поддержку установления указанных контактов, выражающиеся в просьбах о встрече, приглашения на различные общественные мероприятия в целях продвижения интереса своего клиента;
    д) организация публикаций и выступлений в средствах массовой информации в поддержку или против конкретных законопроектов, решений органов государственной власти.
    Указанный перечень лоббистских методов не является исчерпывающим, допускается использование других, не запрещенных действующим законодательством методов.
    В соответствии с настоящим Законом запрещаются:
    а) организация пропагандистских кампаний, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию должностных лиц органов власти;
    б) попытки подкупа, внесения не декларированных финансовых средств в пользу партий и политических движений, членом которых является должностное лицо - объект лоббистской деятельности;
    в) внесение средств на избирательные кампании кандидатов в органы законодательной власти;
    г) шантаж, распространение искаженной или заведомо ложной информации по существу лоббируемого вопроса.
    К методам, не являющимся лоббистскими, относятся:
    а) выступления и сообщения, которые делаются государственными должностными лицами в пределах их служебной компетенции;
    б) публикации в средствах массовой информации, если целью таких сообщений является сбор и распространение информации в пределах их обычной деятельности;
    в) доведение до сведения должностных лиц информации о состоянии дел в той или иной области без цели воздействия на законодательный процесс;
    г) сообщения в процессе участия в работе совещательных и экспертных органов, созданных по инициативе органов власти;
    д) мнения, высказываемые на слушаниях в комитете или комиссии парламента, если на соответствующие слушания имелось приглашение указанных органов.
  9. Глава 5.Участие клиентов в лоббистской деятельности

  10. Клиент имеет право на квалифицированное представление лоббистом его интересов в органах государственной власти по общепринятым расценкам либо по взаимной договоренности.
    Клиент не вмешивается в текущую деятельность лоббиста, осуществляя функции контроля и принятия или непринятия результатов проведенной работы путем составления соответствующего акта.
    О понесенных расходах и получателях средств клиент обязан уведомить в письменной форме Министерство юстиции и налоговые органы по месту своей регистрации в течение тридцати дней после их осуществления. Расходы, понесенные на лоббистские цели, относятся на статью бухгалтерского баланса клиента "Себестоимость работ, услуг".
  11. Глава 6.Отчетность лоббиста

  12. В отчетах лоббиста содержатся следующие сведения:
    а) о клиентах с указанием их юридических реквизитов, включая идентификационные коды Государственного статистического комитета;
    б) все материальные средства, предоставленные ими, в том числе и во временное пользование, на сумму не менее одной минимальной заработной платы;
    в) законодательный интерес клиента;
    г) произведенные расходы и их получатели;
    д) достигнутые результаты;
    е) указание на органы, с которыми лоббист вступал в лоббистские контакты.
    Лоббист обязан не позже, чем через месяц после окончания каждого календарного полугодия, а также после завершения своей деятельности представить в Министерство юстиции отчет о своей деятельности. Отчетность лоббиста перед налоговыми органами регламентируется действующим законодательством о порядке бухгалтерской отчетности.
  13. Глава 7.Ответственность лоббиста

  14. Лицо, осуществляющее лоббистскую деятельность без регистрации, решением суда по иску Министерства юстиции подвергается штрафу в размере от ___ до ____ минимальных заработных плат на день вынесения решения суда.
    Лицо, повторно осуществляющее лоббистскую деятельность без регистрации, подвергается штрафу в размере от ____ до ____ минимальных заработных плат.
    Юридическое лицо, осуществляющее незаконную лоббистскую деятельность, решением суда по иску Министерства юстиции подвергается штрафу в размере от ____ до _____ минимальных заработных плат.
    Юридическое лицо, повторно осуществляющее незаконную лоббистскую деятельность, решением суда подвергается штрафу в размере от ____ до ____ минимальных заработных плат.
    Юридические или физические лица, осуществляющие незаконную лоббистскую деятельность, лоббистскую деятельность в пользу иностранных клиентов либо клиентов, доля иностранных инвестиций в которых составляет не менее 20%, решением суда подвергаются штрафу в размере ____ тыс. минимальных заработных плат.
    Нарушение настоящего Закона, Положения об аккредитации и иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность лоббистов, влечет за собой приостановление действия аккредитации или лицензии на срок до двух месяцев либо штраф от ____ до ____ месячных минимальных заработных плат.
    Непредставление изменившихся сведений либо сообщение ложных сведений в регистрационных документах ведет к приостановке действия аккредитации или лицензии на срок до двух месяцев либо штрафу в размере ____ минимальных заработных плат.
    Сообщение ложных сведений в отчетных документах ведет к штрафу в ____ минимальных заработных плат либо аннулированию аккредитации и лицензии. Решение о приостановке аккредитации принимается соответствующим органом власти в установленном Положением об аккредитации порядке и может быть обжаловано в суде. Решение об аннулировании лицензии принимается в судебном порядке по иску Министерства юстиции.
    Ответственность лоббиста перед клиентом определяется заключаемым между ними договором об оказании лоббистских услуг. Споры между лоббистом и клиентом разрешаются в судебных органах.