Содружество Независимых Государств
Модельный закон от 16 октября 1999 года

Об альтернативной (вневойсковой) службе

Принят
Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
16 октября 1999 года
    Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением конституционного права гражданина страны на замену военной службы альтернативной (вневойсковой) службой в случае, если его вероисповеданию противоречит несение военной службы, семейное положение не позволяет проходить действительную военную службу в рядах вооруженных сил, а также устанавливает порядок прохождения альтернативной (вневойсковой) службы.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. Альтернативная (вневойсковая) служба является особым видом государственной службы и представляет собой общественно полезную деятельность, выполнение которой возлагается на гражданина в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами. Альтернативная (вневойсковая) служба не связана со службой в национальных вооруженных силах, других войсках, воинских учреждениях, формированиях, органах внешней разведки, органах национальной безопасности и в других формированиях, комплектуемых за счет призывного контингента, в которых предписано принятие военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники.
    Альтернативная (вневойсковая) служба имеет целью исполнение гражданского долга перед обществом и не носит характера наказания, унижения чести и достоинства личности.
    Гражданин призывного возраста, подлежащий призыву на действительную военную службу, имеет право прохождения альтернативной (вневойсковой) службы по следующим основаниям:
    - является членом зарегистрированной в установленном законом порядке религиозной организации, вероучение и устав которой не допускает пользование оружием и службу в вооруженных силах;
    - призывается из семьи, в которой кроме него имеются четверо и более детей в возрасте до 18 лет и он является старшим в семье;
    - имеет родителей или братьев (сестер), ставших инвалидами в период прохождения военной службы;
    - является единственным сыном одинокой матери;
    - имеет брата (сестру), погибшего (умершего) в период прохождения военной службы;
    - призывается из семьи, в которой один из родителей является инвалидом первой или второй группы, и призывник в ней является кормильцем семьи;
    - имеет на своем иждивении нетрудоспособную жену или жену и ребенка;
    - является единственным сыном в семье, родители которого достигли пенсионного возраста, определяемого национальным законодательством;
    - судим условно или судим за деяние, которое не является тяжким преступлением;
    - имеет одного родного брата или сестру в возрасте до 18 лет, который (которая) находится на иждивении у одинокой трудоспособной матери;
    - по состоянию здоровья имеет ограничения к несению военной службы, предусмотренные соответствующим постановлением правительства о "Расписании болезней и физических недостатков".
    На альтернативную (вневойсковую) службу направляются граждане, подлежащие призыву на военную службу, лично заявив о невозможности прохождения военной службы по основаниям, указанным в статье 2 настоящего Закона, и в отношении которых принято соответствующее решение призывной комиссии.
    Срок альтернативной (вневойсковой) службы определяется национальным законодательством и исчисляется со дня вручения гражданину предписания соответствующего районного (городского) военного комиссариата о направлении его к месту прохождения альтернативной (вневойсковой) службы.
    В срок службы не засчитывается время невыхода на службу граждан, проходящих альтернативную (вневойсковую) службу без уважительных причин.
    Гражданин проходит альтернативную (вневойсковую) службу во всех предприятиях, организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и условий хозяйствования на территории, где он постоянно проживает, либо за ее пределами на рабочих местах согласно перечню работ, к которым могут привлекаться граждане, проходящие альтернативную (вневойсковую) службу (далее перечень работ), утверждаемому правительством в соответствии со вторым абзацем статьи 18 настоящего Закона. Прохождение альтернативной (вневойсковой) службы за пределами территории, где гражданин постоянно проживает, может осуществляться по соответствующему решению правительства, а также для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
    При определении места прохождения альтернативной (вневойсковой) службы по возможности учитывается профессиональная подготовка гражданина, однако он не вправе отказаться от работы, предусмотренной в перечне работ, если его состояние здоровья не препятствует выполнению такой работы.
    Использование труда граждан, проходящих альтернативную (вневойсковую) службу, не должно препятствовать осуществлению конституционного права других граждан на труд.
    В условиях чрезвычайного или военного положения отношения, связанные с осуществлением конституционного права гражданина на замену военной службы альтернативной (вневойсковой) службой, регулируются соответствующими национальными законодательными актами.
  3. Глава 2.Организация призыва граждан на альтернативную (вневойсковую) службу

  4. Призыв граждан на альтернативную (вневойсковую) службу производится два раза в год по указу главы государства.
    Количество граждан, подлежащих призыву на альтернативную (вневойсковую) службу, устанавливает правительство. Точные сроки явки граждан на призывные участки определяются соответствующими приказами районных (городских) военных комиссаров.
    Граждане, подлежащие призыву на действительную военную службу, изъявившие желание исполнять обязанности альтернативной (вневойсковой) службы, обращаются с письменным заявлением в районные (городские) военные комиссариаты по месту их постоянного жительства. В заявлении об альтернативной (вневойсковой) службе должны быть изложены причины, побудившие гражданина ходатайствовать о замене военной службы альтернативной (вневойсковой) службой.
    Заявление гражданина о призыве на альтернативную (вневойсковую) службу после регистрации военным комиссариатом передается в призывную комиссию, состав, полномочия и деятельность которой регламентируются соответствующим законодательным актом государства.
    Призывная комиссия рассматривает заявление об альтернативной (вневойсковой) службе на отдельном заседании. По каждому заявлению призывная комиссия принимает мотивированное решение. Заседание призывной комиссии проходит открыто. Заявитель заблаговременно извещается о времени и месте проведения заседания призывной комиссии.
    По решению призывной комиссии или по просьбе гражданина, чье заявление об альтернативной (вневойсковой) службе рассматривается, могут быть приглашены представители общественных и религиозных объединений и другие граждане для дачи соответствующих заключений или пояснений по существу данного заявления.
    Неявка заявителя без уважительной причины на заседание призывной комиссии по повторному вызову является основанием для отказа в удовлетворении заявления об альтернативной (вневойсковой) службе.
    Призывная комиссия правомочна принимать решение по данному заявлению, если в ее заседании принимают участие не менее 2/3 членов комиссии. Решение призывной комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов и сообщается заявителю. В случае равенства голосов, голос председателя призывной комиссии является решающим.
    Решением призывной комиссии гражданину может быть отказано в замене военной службы альтернативной (вневойсковой) службой по следующим основаниям:
    - если причина замены военной службы альтернативной (вневойсковой) службой не соответствует основаниям, указанным в статье 2 настоящего Закона;
    - если гражданин, подавший заявление в призывную комиссию о замене военной службы альтернативной (вневойсковой) службой, дважды вызывался на заседание призывной комиссии и не являлся на них без уважительных причин;
    - если в заявлении об альтернативной (вневойсковой) службе и прилагаемых к нему материалах содержатся заведомо ложные сведения.
    Если в процессе рассмотрения заявления об альтернативной (вневойсковой) службе будет установлено, что подавший указанное заявление гражданин имеет право на отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежит призыву, призывная комиссия останавливает рассмотрение заявления об альтернативной (вневойсковой) службе и принимает соответствующее решение.
    В случае отклонения районной (городской) призывной комиссией заявления гражданина о замене военной службы альтернативной (вневойсковой) службой, призывник вправе обратиться в областную (краевую, республиканскую) призывную комиссию. В случае несогласия с решением областной (краевой, республиканской) призывной комиссии, призывник вправе обратиться в соответствующие суды.
    Отсрочка от прохождения альтернативной (вневойсковой) службы предоставляется районной (городской) призывной комиссией в случаях и в порядке, предусмотренных соответствующим национальным законодательством.
    Призывники, не призванные по различным причинам на альтернативную (вневойсковую) службу в установленные сроки, призываются на нее до достижения ими 27-летнего возраста.
    Основанием для направления на альтернативную (вневойсковую) службу является решение призывной комиссии. Предписание о направлении на альтернативную (вневойсковую) службу, в котором указывается, где гражданин должен проходить альтернативную (вневойсковую) службу, вручается гражданину под расписку в соответствующих районных (городских) военных комиссариатах.
    Гражданам, проходящим альтернативную (вневойсковую) службу, выплачивается определенная сумма их заработной платы, часть заработной платы предприятием, учреждением и организацией перечисляется на текущий счет министерства обороны. Процентное соотношение заработной платы гражданина, проходящего альтернативную (вневойсковую) службу, выплачиваемой ему и перечисляемой на расчетный счет министерства обороны, определяется национальным законодательством.
  5. Глава 3.Полномочия Правительства и иных органов исполнительной власти по организации альтернативной (вневойсковой) службы

  6. Организация альтернативной (вневойсковой) службы возлагается на правительство.
    Порядок призыва граждан на альтернативную (вневойсковую) службу и прохождения альтернативной (вневойсковой) службы определяется Положением об организации и порядке прохождения альтернативной (вневойсковой) службы, разрабатываемым правительством.
    Непосредственную организацию альтернативной (вневойсковой) службы и контроль за ней осуществляют местные территориальные органы исполнительной власти и министерство обороны.
    Правительство:
    - разрабатывает и утверждает Положение об организации и о порядке прохождения альтернативной (вневойсковой) службы;
    - утверждает перечень работ и определяет приоритеты, которыми должны руководствоваться органы, осуществляющие организацию альтернативной (вневойсковой) службы, и осуществляет контроль за их соблюдением;
    - в случаях и порядке, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, осуществляет контроль за условиями и порядком прохождения гражданами альтернативной (вневойсковой) службы;
    - определяет территориальные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по организации альтернативной (вневойсковой) службы и по контролю за ее исполнением, либо наделяет соответствующими государственными полномочиями органы местного самоуправления и передает им необходимые для осуществления этих полномочий материальные и финансовые средства.
    Местные органы исполнительной власти:
    - руководствуясь перечнем работ и определенными правительством приоритетами, утверждают перечень предприятий, учреждений и организаций района, города, где предусматривается прохождение гражданами альтернативной (вневойсковой) службы;
    - создают районные и городские призывные комиссии, определяют порядок их деятельности и осуществляют их финансовое и материально-техническое обеспечение;
    - осуществляют контроль за прохождением гражданами альтернативной (вневойсковой) службы, принимают необходимые меры по защите их прав, а также решают другие вопросы, связанные с обеспечением прохождения гражданами альтернативной (вневойсковой) службы;
    - рассматривают в пределах своей компетенции заявления граждан, проходящих альтернативную (вневойсковую) службу, и принимают по ним решения;
    - принимают решения о переводе граждан, проходящих альтернативную (вневойсковую) службу, в другие организации либо в другую местность;
    - в случае уклонения гражданина от прохождения альтернативной (вневойсковой) службы передают материалы в органы прокуратуры для принятия решения о привлечении его к ответственности по закону.
    Министерство обороны:
    - в соответствии с настоящим Законом, указами президента, Положением об организации и о порядке прохождения альтернативной (вневойсковой) службы и соответствующими постановлениями правительства во взаимодействии с местными органами исполнительной власти непосредственно организует призыв и прохождение гражданами альтернативной (вневойсковой) службы;
    - осуществляет руководство и контроль за деятельностью областных (республиканских, краевых), районных и городских военных комиссариатов по организации призыва и прохождения гражданами альтернативной (вневойсковой) службы, а также за состоянием учета граждан, прошедших альтернативную (вневойсковую) службу;
    - при составлении на следующий год проекта сметы расходов министерства, финансируемых из государственного бюджета, в смету доходов и расходов по специальным средствам включает средства, поступающие от отчислений из заработной платы граждан, проходящих альтернативную (вневойсковую) службу, сводные сметы доходов и расходов представляет в министерство финансов для включения в проект государственного бюджета;
    - разрабатывает предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в Закон "Об альтернативной (вневойсковой) службе", в Положение об организации и о порядке прохождения альтернативной (вневойсковой) службы и в другие нормативные правовые акты и вносит их на рассмотрение правительства.
    Районные и городские военные комиссариаты:
    - в соответствии с настоящим Законом, указами президента, постановлениями правительства, на основе соответствующих решений призывных комиссий призывают граждан на альтернативную (вневойсковую) службу и направляют их на предприятия, в учреждения и организации согласно перечню работ, определенному местными органами исполнительной власти, а также предоставляют отсрочки от призыва на альтернативную (вневойсковую) службу в соответствии с законом;
    - ведут количественный, качественный и персональный учет граждан, проходящих альтернативную (вневойсковую) службу;
    - осуществляют контроль за прохождением гражданами альтернативной (вневойсковой) службы на предприятиях, в учреждениях и организациях района, города.
    Областные (краевые, республиканские) военные комиссариаты:
    - ведут количественный учет граждан, призванных на альтернативную (вневойсковую) службу в области (крае, республике);
    - осуществляют контроль за выполнением районными, городскими военными комиссариатами настоящего Закона и других законодательных актов по организации альтернативной (вневойсковой) службы.
    Финансирование расходов, связанных с организацией альтернативной (вневойсковой) службы, осуществляется за счет средств государственного бюджета.
    Финансирование расходов районных, городских призывных комиссий и часть расходов районных, городских военных комиссариатов, связанных с призывом граждан на альтернативную (вневойсковую) службу, осуществляется за счет средств местного бюджета.
    По решению правительства, часть финансовых средств, поступивших в государственный бюджет от предприятий, учреждений и организаций за счет отчислений от заработной платы граждан, проходящих альтернативную (вневойсковую) службу, министерством обороны при недостаточном финансировании может быть использована для финансирования деятельности военных комиссариатов.
  7. Глава 4.Прохождение альтернативной (вневойсковой) службы

  8. Порядок прохождения альтернативной (вневойсковой) службы определяется настоящим Законом, Положением об организации и о порядке прохождения альтернативной (вневойсковой) службы и другими нормативными правовыми актами государства.
    Гражданин, получивший направление на альтернативную (вневойсковую) службу, обязан явиться на указанные в предписании предприятие, в учреждение либо в организацию к назначенному сроку.
    Администрация предприятия, учреждения и организации, куда направлен призывник, в трехдневный срок своим приказом определяет вид работы, обеспечив его полную занятость, о чем письменно сообщает в районный (городской) военный комиссариат.
    Перевод гражданина, проходящего альтернативную (вневойсковую) службу, в другую организацию либо в другую местность допускается только по решению местных органов исполнительной власти и военных комиссариатов.
    Время прохождения гражданином альтернативной (вневойсковой) службы засчитывается в общий трудовой стаж, а при трудовой деятельности с особыми условиями труда - в специальный трудовой стаж.
    Трудовые отношения между гражданами, проходящими альтернативную (вневойсковую) службу, и предприятиями, учреждениями и организациями регулируются национальными правовыми актами о труде и настоящим Законом.
    Граждане увольняются с альтернативной (вневойсковой) службы в запас по истечении срока, установленного статьей 4 настоящего Закона, приказами районных и городских военных комиссаров на основании соответствующего указа главы государства (постановления правительства) и зачисляются в запас вооруженных сил по месту постановки на воинский учет.
    Граждане, состоящие на альтернативной (вневойсковой) службе, могут быть уволены в запас досрочно:
    - если военно-врачебной (врачебной) комиссией они признаны по состоянию здоровья негодными для дальнейшего прохождения альтернативной (вневойсковой) службы;
    - в результате изменения семейного положения в период прохождения альтернативной (вневойсковой) службы;
    - если они убывают совместно с родителями или своей семьей к новому месту жительства за пределы страны, в случае принятия ими гражданства другого государства;
    - по другим основаниям в соответствии с национальным законодательством.
    Граждане, призванные на альтернативную (вневойсковую) службу, пользуются всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут обязанности, предусмотренные конституцией государства.
    Гражданам, проходящим альтернативную (вневойсковую) службу, государство в соответствии с конституцией и законодательством гарантирует:
    - предоставление трудового отпуска и предоставление при необходимости дополнительного отпуска по семейным обстоятельствам;
    - государственное социальное, медицинское страхование и социальное обеспечение;
    - оплату труда;
    - бесплатное обеспечение служебной жилой площадью или общежитием в случае прохождения альтернативной (вневойсковой) службы за пределами района, города, области, где он постоянно проживает;
    - сохранение за ним жилого помещения, занимаемого до направления на альтернативную (вневойсковую) службу, а также оставление в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий или в получении жилья;
    - сохранение права продолжить образование в вузе, где он учился до призыва на альтернативную (вневойсковую) службу;
    - возмещение морального и материального ущерба, причиненного противоправными действиями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений и организаций, а также других лиц в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного осуждения, незаконного снижения должностного оклада, незаконного лишения прав и льгот и в других случаях нарушений законодательства;
    - право на государственное пенсионное обеспечение по инвалидности, если гражданин стал инвалидом вследствие заболевания, полученного им в период прохождения альтернативной (вневойсковой) службы;
    - выплату единовременного денежного пособия родителям или семье гражданина в случае его гибели (смерти) в период прохождения им альтернативной (вневойсковой) службы, предусмотренного соответствующим законодательством.
    В период прохождения альтернативной (вневойсковой) службы гражданин обязан соблюдать законы государства, уставы и положения предприятий, учреждений и организаций, добросовестно и качественно исполнять возложенные на него обязанности и выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятий, учреждений и организаций, где он проходит альтернативную (вневойсковую) службу.
    Под уклонением от альтернативной (вневойсковой) службы понимаются самовольное прекращение гражданином без уважительных причин порученных по службе работ, самовольное оставление без уважительных причин места прохождения альтернативной (вневойсковой) службы, систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на гражданина уставами и положениями предприятий, учреждений и организаций или правилами внутреннего распорядка, неявка на срок свыше трех суток без уважительных причин к месту прохождения альтернативной (вневойсковой) службы при назначении, переводе, прибытии из командировок, отпуска или лечебного учреждения, умышленное причинение вреда собственному здоровью (членовредительство) и другие аналогичные действия (бездействие).
    В случае уклонения гражданина от альтернативной (вневойсковой) службы наступает ответственность в соответствии с законодательством.
    Гражданин, прошедший альтернативную (вневойсковую) службу, состоит на учете в районном, городском комиссариате до достижения им возраста 50 лет, призыву на военную службу, учебные и военные сборы в мирное время не подлежит.
    Постановлением правительства гражданин, прошедший альтернативную (вневойсковую) службу, может быть привлечен для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, на срок не более трех месяцев за весь период службы в запасе с сохранением за ним места работы.
  9. Глава 5.Заключительные положения

  10. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Правительству в месячный срок привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом и в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона утвердить Положение об организации и о порядке прохождения гражданами альтернативной (вневойсковой) службы.