-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств
Модельный законодательный акт от 06 декабря 1997 года

Модельный закон о доступе к экологической информации

Принят
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ
06 декабря 1997 года
    Настоящий Закон обеспечивает право на получение достоверной, быстрой, своевременной и полной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов у органов государственной власти и управления и подчиненных им юридических лиц.
    1.Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при:
    - сборе, хранении, использовании, передаче и распространении экологической информации;
    - охране прав субъектов, имеющих доступ к экологической информации.
    2.Отношения в области охраны интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав, государственной и иной охраняемой законом тайны регулируются соответствующим законодательством.
    1.Экологическая информация - любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того - о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды. Экологическая информация может быть выражена в любых объективированных формах.
    2.Обеспечение доступа к экологической информации - передача этой информации субъектам экологической информации в устной, письменной и в иных формах, а также предоставление им возможности поиска этой информации путем просмотра документов и получения копий на месте либо отсылки к опубликованным материалам.
    3.Субъекты права на экологическую информацию - физические и юридические лица государства, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, желающие обладать экологической информацией.
    4.Объекты (источники) экологической информации - центральные и местные органы государственной власти и управления; центральные отраслевые органы государственной власти и управления, научно-исследовательские и другие специализированные организации, в компетенцию которых входит охрана окружающей среды и контроль за ее состоянием, охрана здоровья населения, защита лесов, вод, атмосферы, почвы, животного и растительного мира, использование природных и вторичных ресурсов, установление правил и стандартов в этих областях, деятельность, потенциально опасная и влияющая на окружающую среду, а также принятие решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды (кроме органов законодательной и судебной власти).
    5.Информационный экологический регистр - совокупность систематизированных данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а также влияющих на них факторах, хранимая и пополняемая объектом экологической информации в соответствии с его компетенцией.
    Доступ к экологической информации является неотъемлемым и безусловным правом субъектов права на экологическую информацию вне зависимости от срока давности по отношению к фактам, служащим основанием для получения требуемой информации.
    1.Субъекты права на экологическую информацию вправе беспрепятственно обращаться к объектам (источникам) экологической информации для ее получения.
    2.Центральные и местные органы государственной власти и управления, центральные отраслевые органы государственного управления имеют в своей организационной структуре отделы, подотделы, службы или штатные единицы, занимающиеся сбором, регистрацией, анализом, обновлением и распространением общедоступной и специальной экологической информации, хранимой в информационных экологических регистрах и отражающей общие и специальные функции этих органов.
    3.Руководитель соответствующего органа государственной власти (управления) назначает лицо, ответственное за ведение информационного экологического регистра, сбор, анализ, хранение, обновление и распространение экологической информации в данном органе государственной власти (управления).
    4.Список объектов экологической информации, специфику и порядок ведения ими информационных экологических регистров и хранения в них данных определяется правительством.
    1.Экологическая информация подразделяется на общедоступную и специальную.
    2.Общедоступной экологической информацией является вся экологическая информация, за исключением отнесенной к специальной экологической информации.
    3.Специальной экологической информацией являются данные, отражающие специфику деятельности отдельных центральных отраслевых органов публичного управления, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности, а также иные данные, в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
    4.Порядок получения экологической информации по планируемым к реализации проектам и объектам хозяйственной деятельности определяется Законом "Об экологической экспертизе" ("Об экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду") и частью второй статьи 8 настоящего Закона.
    1.Экологическая информация, в том числе хранящаяся в государственных архивах, предоставляется субъектам права на экологическую информацию бесплатно или за плату, не превышающую себестоимости копирования, поиска и подготовки информации, в форме, в которой хранится информация либо иной форме, приемлемой для лица, обратившегося с просьбой о предоставлении информации, при наличии для этого технических возможностей.
    2.Порядок оплаты экологической информации устанавливается правительством.
    3.Предоставление экологической информации может осуществляться как по разовым запросам, так и на основании долгосрочных договоров по форме, устанавливаемой правительством.
    1.Государство гарантирует право на доступ, получение и распространение экологической информации всем субъектам права на экологическую информацию.
    2.Государство публикует информацию о состоянии окружающей среды, а также данные о планируемых общегосударственных и региональных проектах, программах развития народного хозяйства и ходе их осуществления, затрагивающих состояние окружающей среды. Сведения о проектах местного значения, потенциально могущих ухудшить состояние окружающей среды, в обязательном порядке публикуются в печати заблаговременно до их официального утверждения.
    3.Государство публикует международные договоры и соглашения, резолюции и рекомендации международных конференций по проблемам окружающей среды, участником которых оно является.
    4.Государство поддерживает деятельность физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений, направленную на распространение информации о состоянии окружающей среды.
    1.Государство вправе отказать субъекту права на экологическую информацию в предоставлении этой информации, если она затрагивает:
    а) интересы национальной безопасности;
    б) конфиденциальность материалов работы высших органов публичной власти и управления и конфиденциальность рассмотрения вопросов, касающихся международных отношений и национальной обороны;
    в) вопросы, которые находятся на рассмотрении судебных органов или на этапе предварительного следствия (включая дисциплинарное расследование);
    г) коммерческую и производственную тайну, включая интеллектуальную собственность;
    д) конфиденциальность личных данных и/или данных национальной паспортной системы, архивов;
    е) материалы, разглашение содержания которых может повлечь за собой угрозу окружающей среде или если ее компонентам может быть нанесен вред;
    ж) материалы, предоставленные третьим лицом, если это лицо не связано законом или обязательством поступать подобным образом или если на это лицо не может быть возложено такое обязательство, и в тех случаях, когда это лицо не давало согласия на обнародование таких материалов.
    2.Если запрашиваемая информация имеется, но в момент ее предоставления в орган власти и управления или подчиненному им юридическому лицу она была объявлена предпринимателем коммерческой или производственной тайной, обладатель этой информации должен запросить у предпринимателя его мнение в отношении того, какой вред может быть причинен при предоставлении такой информации. Ответ должен быть дан в 15-дневный срок. Сведения о выбросах и других последствиях, вызванных деятельностью предпринимателя, не являются коммерческой или производственной тайной. В предоставлении другой информации может быть отказано, за исключением случаев, когда общественная заинтересованность в доступности информации явно превышает интерес по ее утаиванию. Причина отказа в предоставлении экологической информации сообщается заявителю в обязательном порядке.
    3.Государство вправе отказать в предоставлении экологической информации, когда запрос на получение экологической информации сформулирован в слишком общем виде либо в откровенно обструкционной или провокационной форме.
    4.Экологическая информация, находящаяся в ведении государства, должна быть предоставлена частично, где возможно ее отделение от информации, относящейся к вышеупомянутым пунктам данной статьи.
    5.В предоставлении экологической информации может быть отказано и в случае, если ее предоставление потребует специальных исследований, трудоемких подсчетов или обработки данных, что уменьшит способность органов публичного управления или им подчиненных юридических лиц выполнять другие свои задачи.
    1.Обращение о доступе к материалам, содержащим экологическую информацию, а равно запрос на получение экологической информации должны быть сделаны письменно, без обязательного объяснения правовых либо иных интересов заявителя и сформулированы таким точным, ясным и полным образом, который позволяет идентифицировать материалы (документы), имеющие отношение к делу. Сведения о заявителе, достаточные для его идентификации и направления ответа на обращение, обязательны. В запросе необходимо указать приемлемые форму и способ получения экологической информации.
    2.Обращение о доступе к материалам, содержащим экологическую информацию, и запросы на получение экологической информации направляются:
    а) в центральные и местные органы государственной власти и управления - по общедоступной информации;
    б) в центральные отраслевые органы управления (министерства, департаменты, ведомства) - по общедоступной и специальной экологической информации.
    3.Допускается направление обращений и запросов на экологическую информацию одновременно в различные органы государственной власти и управления, центральные отраслевые органы управления.
    1.Получатель обращения или запроса об экологической информации обязан его зарегистрировать в соответствии с правилами и нормами Закона "О петициях" ("О письмах и обращениях граждан").
    2.Орган государственной власти и управления, центральный орган отраслевого управления, получивший обращение или запрос, вправе запросить у заявителя дополнительную информацию о деталях обращения или запроса, а также пригласить его для консультаций с целью нахождения беспристрастного решения и предотвращения повторного обращения или запроса заявителя в один и тот же орган по одному и тому же вопросу. Отказ заявителя детализировать запрос может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении экологической информации.
    3.Заявитель вправе отозвать свое обращение или запрос, если предварительное рассмотрение обращения или запроса его удовлетворяет.
    1.Решение по обращениям и запросам по экологической информации принимает руководитель или специальное должностное лицо органа государственной власти и управления, ответственное за ведение информационного экологического регистра в данном органе, в течение не более одного месяца со дня регистрации обращения или запроса с учетом процедуры, предусмотренной пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона.
    2.В случае, если особые обстоятельства, связанные с подготовкой ответа, требуют более продолжительного периода, чем 30 дней, он может быть продлен, но не более чем на 30 дней; при этом такие обстоятельства и информация о продлении срока должны быть сообщены заявителю до истечения первого 30-дневного срока.
    3.В решении органа государственной власти и управления, центрального отраслевого органа управления приводятся конкретные данные о запрашиваемой экологической информации с приложением копий документов, подтверждающих эту информацию.
    4.Решение органа государственной власти и управления, центрального отраслевого органа управления направляется заявителю в форме и способом, указанным заявителем или согласованным с ним, либо в форме, в которой хранится информация. Решение подписывается руководителем структурного подразделения, должностным лицом, ответственным за ведение информационного экологического регистра в данном органе.
    5.Орган государственной власти и управления, орган центрального отраслевого управления обязан указать в решении о предоставлении экологической информации на возможность или обосновать запрет на передачу, продажу, размножение и публикацию в коммерческих целях предоставленной экологической информации.
    6.В случае, когда орган государственной власти и управления, орган центрального отраслевого управления или подчиненное ему юридическое лицо не располагает информацией, запрашиваемой просителем, заявитель должен быть не позднее чем в 15-дневный срок проинформирован об этом. Кроме того, по возможности ему должно быть сообщено, какой орган может служить источником запрашиваемой информации.
    7.Отказ в удовлетворении обращения или запроса об экологической информации оформляется в виде решения органа публичной власти и управления по месту обращения, в котором должна содержаться аргументация отказа и указание на право заявителя обратиться за удовлетворением требований в соответствующую судебную инстанцию. Решение не принимается, если обращение или запрос анонимные, либо заявитель не конкретизировал свой запрос согласно статье 11 настоящего Закона, либо не достигнуто соглашение о стоимости в случае, если предоставление экологической информации является платным.
    1.Органы государственной власти и управления, центральные отраслевые органы управления обязаны вести доступные для каждого лица информационные экологические регистры по вопросам, относящимся к компетенции этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять обеспечение экологической информацией всех субъектов права на экологическую информацию.
    2.Отказ в доступе к информационным экологическим регистрам, а равно отказ в предоставлении экологической информации, противоречащий настоящему Закону, может быть обжалован в суде.
    1.Общедоступная экологическая информация доводится до сведения граждан органами государственной власти и управления (в пределах своей компетенции) регулярно через средства массовой информации.
    2.Общедоступная экологическая информация обобщается центральным ведомством среды в срок не позднее одного месяца по истечении каждого календарного года и доводится до сведения граждан через средства массовой информации, и в виде национального доклада "О состоянии окружающей природной среды" - не позднее шести месяцев по истечении каждого календарного года.
    3.Специальная экологическая информация может быть получена по инициативе субъектов права на экологическую информацию и с согласия соответствующих органов государственной власти и управления.
    4.Экологическая информация, неразглашение или несвоевременное разглашение которой может привести к ущербу здоровью населения или существенным нарушениям состояния и функционирования экосистем, подлежит незамедлительному обнародованию объектами экологической информации через средства массовой информации.
    1.Отказ в доступе к общедоступной и специальной экологической информации, а равно непредоставление этой информации или предоставление заявителям заведомо недостоверной экологической информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
    2.Во всех случаях субъекты права на экологическую информацию, которым было необоснованно отказано в доступе к экологической информации, не получившие экологическую информацию или получившие недостоверную экологическую информацию, имеют право на возмещение понесенного ими материального и морального ущерба в соответствии с решением суда.
    3.Суд рассматривает такие споры о необоснованном отнесении экологической информации к категории закрытой или с ограниченным доступом, а также иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении экологической информации заявителям или в результате других нарушений прав заявителей.
    Руководители структурных подразделений органов государственной власти и управления, центральных отраслевых органов управления, должностные лица, ответственные за ведение информационных экологических регистров, виновные в незаконном ограничении доступа к экологической информации, несут ответственность в соответствии с законодательством об административных нарушениях, трудовым, гражданским и уголовным законодательством.
    1.Настоящий Закон вступает в силу через год после публикации.
    2.Правительству в годичный срок со дня публикации следует:
    - привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Законом;
    - представить парламенту предложения о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, предусматривающих установление дополнительной ответственности за правонарушения в области прав на экологическую информацию;
    - принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.