-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Содружество Независимых Государств
Положение от 14 апреля 2005 года

О разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств

Принято
Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
14 апреля 2005 года
    Настоящее Положение определяет условия принятия Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Межпарламентская Ассамблея) к разработке проектов модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи, порядок организации и осуществления законопроектной деятельности, а также выполнения требований к оформлению ее результатов.
    Предложения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций, их проекты, а также принимаемые Межпарламентской Ассамблеей модельные законодательные акты и рекомендации должны отвечать целям сближения (унификации) законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Содружество).
    Основу правотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи составляют:
    - Устав Содружества Независимых Государств;
    - Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 г.;
    - Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1992 г.;
    - Регламент Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 1992 г.;
    - международные договоры, заключенные в рамках Содружества;
    - соглашения, заключенные Межпарламентской Ассамблеей с уставными органами и органами отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств;
    - настоящее Положение и другие нормативно-правовые акты Межпарламентской Ассамблеи.
    1.Основные понятия
    1.1.Модельное законотворчество - деятельность Межпарламентской Ассамблеи по разработке, принятию и опубликованию модельных законодательных актов, отвечающих целям сближения (унификации) законодательства государств-участников Межпарламентской Ассамблеи и задачам интеграционного развития Содружества Независимых Государств.
    1.2.Модельный законодательный акт Содружества Независимых Государств - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств-участников Межпарламентской Ассамблеи по вопросам, представляющим общий интерес, приведения законодательства государств-участников Содружества в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках Содружества, и иными международными договорами, участие в которых государств-участников Содружества является весьма желательным для достижения общих целей.
    1.3.К модельным законодательным актам Содружества относятся:
    модельный кодекс Содружества Независимых Государств - систематизированный законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования однородных сфер общественных отношений в государствах Содружества;
    модельный закон Содружества Независимых Государств - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений в государствах Содружества.
    В необходимых случаях модельные законодательные акты могут иметь форму типовых положений, уставов, соглашений.
    1.4.Рекомендации Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств - предложения, принятые Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке с целью сближения законодательства государств-участников Содружества по вопросам общих интересов, приведения их законодательства в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках Содружества, и содействия синхронизации процедур их ратификации.
    1.5.К рекомендациям, принимаемым Межпарламентской Ассамблеей, относятся:
    - рекомендации по сближению законодательства государств-участников Содружества;
    - рекомендации по синхронизации процедур ратификации парламентами государств-участников Содружества договоров (соглашений), заключенных в рамках Содружества, и иных международных договоров, участие в которых государств-участников Содружества является весьма желательным для достижения общих целей, закрепленных в Уставе Содружества Независимых Государств;
    - рекомендации по приведению законодательства государств-участников Межпарламентской Ассамблеи в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках Содружества;
    - рекомендации по вопросам сотрудничества государств-участников Межпарламентской Ассамблеи в различных областях;
    - рекомендации по вопросам, переданным Межпарламентской Ассамблее Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ.
    1.6.Юридическая техника модельного законотворчества - совокупность общепризнанных приемов, применяемых при разработке содержания и структуры модельных законодательных актов, предполагающая соблюдение следующих основных требований: один и тот же термин модельного законодательного акта употребляется однозначно, должен быть общепризнанным, сохранять свой особый смысл в каждом случае употребления, быть максимально понятным для восприятия, и иных стандартных требований законодательной техники.
    2.Порядок подготовки и рассмотрения обращений о необходимости принятия модельных законодательных актов и организация законопроектной деятельности
    2.1.Основными критериями обоснованности разработки и принятия модельных законодательных актов являются:
    - актуальность и возможность сближения на их основе законодательства государств Содружества;
    - позитивные социально-экономические и политико-правовые последствия их использования в законодательстве государств Содружества;
    - конкретизация положений договоров, заключенных в рамках Содружества, и необходимость их имплементации в законодательстве государств Содружества;
    - недостаточность в большинстве государств Содружества нормативно-правового регулирования соответствующего вида общественных отношений.
    2.2.Разработку модельных законодательных актов могут инициировать:
    - парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи;
    - палаты парламентов государств-участников Межпарламентской Ассамблеи;
    - уставные органы и органы отраслевого сотрудничества Содружества;
    - Совет Межпарламентской Ассамблеи;
    - постоянные комиссии Межпарламентской Ассамблеи;
    - депутаты парламентов - члены парламентских делегаций Межпарламентской Ассамблеи.
    Другие организации государств Содружества могут инициировать разработку модельных законодательных актов через парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи и органы отраслевого сотрудничества Содружества, депутатов парламентов - членов парламентских делегаций и постоянные комиссии Межпарламентской Ассамблеи.
    2.3.Обращение в Межпарламентскую Ассамблею о необходимости разработки и принятия конкретного модельного законодательного акта должно содержать:
    - обоснование необходимости сближения законодательства по конкретным направлениям правового регулирования с предварительной оценкой текущего состояния правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений в государствах Содружества;
    - цели, задачи, прогнозируемую эффективность использования модельного законодательного акта в законодательстве государств Содружества и примерную структуру модельного законодательного акта;
    - предложения о головных разработчиках проекта модельного законодательного акта или о составе рабочей группы;
    - предложения о сроках разработки и представления проекта в соответствующую постоянную комиссию Межпарламентской Ассамблеи.
    2.4.Материалы, обосновывающие целесообразность разработки и принятия модельного законодательного акта, представляются в Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи.
    2.5.Поступившие материалы с заключениями соответствующих органов отраслевого сотрудничества и экспертно-аналитического управления Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи представляются на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии.
    На заседания постоянной комиссии приглашаются инициаторы проекта для доклада своих предложений и их обоснования.
    2.6.По результатам рассмотрения постоянная комиссия принимает решение о целесообразности разработки проекта модельного законодательного акта и включения его в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств.
    Вне Перспективного плана модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств могут приниматься к разработке модельные законодательные акты и рекомендации, инициированные парламентом (палатой) государства-участника Содружества Независимых Государств, уставными органами и органами отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств и представляющие, по мнению данного парламента (палаты), особую актуальность для сближения законодательства стран Содружества.
    2.7.В случае принятия решения о целесообразности разработки проекта модельного законодательного акта комиссия обращается к Совету Межпарламентской Ассамблеи с предложением о включении модельного законодательного акта в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств и, в случае необходимости, о формировании рабочих групп, организации их деятельности и руководителях.
    В состав рабочих групп могут быть включены депутаты парламентов государств Содружества, представители межгосударственных органов Содружества, ученые и специалисты научных учреждений, заинтересованных ведомств, юристы, эксперты государств Содружества и других международных организаций.
    2.8.При несоблюдении требований, изложенных в пунктах 2.1 - 2.3, Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ возвращает материалы инициаторам разработки для приведения их в соответствие с требованиями настоящего Положения.
    3.Формирование Перспективного плана модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств
    3.1.Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств (далее - Перспективный план) обеспечивает решение следующих задач:
    - содействие реализации заключенных в рамках Содружества международных договоров, а также решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, межгосударственных программ в различных сферах интеграции;
    - выполнение решений Межпарламентской Ассамблеи;
    - расширение взаимодействия Межпарламентской Ассамблеи с комитетами, комиссиями парламентов, межгосударственными органами, научными и экспертными учреждениями государств Содружества по совершенствованию правового регулирования перспективных сфер интеграционного сотрудничества и осуществлению наиболее актуальных проектов в целях сближения законодательства государств Содружества;
    - развитие отношений в сфере правового сотрудничества с другими международными организациями.
    3.2.Перспективный план применительно к каждому из намеченных к разработке проектов должен включать следующие данные:
    - наименование и вид модельного законодательного акта;
    - наименования инициатора и разработчика проекта модельного законодательного акта;
    - наименование постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи, обеспечивающей рассмотрение проекта и ответственной за его подготовку к принятию;
    - предполагаемые сроки окончания разработки проекта и представления итоговых документов на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи.
    3.3.Проект Перспективного плана формируется постоянными комиссиями Межпарламентской Ассамблеи в соответствии с вопросами их ведения и представляется на рассмотрение Совету Межпарламентской Ассамблеи и пленарному заседанию Межпарламентской Ассамблеи.
    3.4.Принятие Межпарламентской Ассамблеей Перспективного плана не исключает возможности внесения в него изменений на заседаниях Совета Межпарламентской Ассамблеи с обоснованием данной необходимости и соблюдением процедуры, предусмотренной разделом 2 настоящего Положения.
    4.Требования к структуре и содержанию модельного законодательного акта
    4.1.Вид, структура и содержание модельного законодательного акта должны соответствовать требованиям настоящего Положения.
    4.2.Обязательными реквизитами модельного законодательного акта являются:
    - вид законодательного акта, его наименование, отражающее предмет правового регулирования;
    - дата, место принятия акта и его регистрационный номер.
    4.3.Нормативные предписания модельного законодательного акта излагаются в виде статей, имеющих заголовки и порядковые номера. Статьи нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей сквозная для всего акта.
    4.4.В зависимости от характера и объема нормативного материала статьи в тексте проекта модельного законодательного акта группируются по главам, разделам и подразделам.
    Разделы и главы систематизированных модельных законодательных актов (кодексов) объединяются в общую и особенную (специальную) части.
    Части, разделы, главы должны иметь заголовки. Нумерация частей, разделов и глав модельных законодательных актов - сквозная.
    4.5.Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия модельного законодательного акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула.
    Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
    4.6.Определения основных терминов, используемых в модельном законодательном акте, являющихся общими для всех его положений, излагаются в общей части модельного кодекса или в одной статье, помещаемой в начале текста модельного закона.
    4.7.Части статей могут подразделяться на абзацы, а также иметь пункты и подпункты. Нумерация частей обозначается арабскими цифрами с точкой. Абзацы при этом не нумеруются. Пункты могут подразделяться на подпункты и имеют буквенную или цифровую нумерацию. Нумерация пунктов и подпунктов самостоятельна для каждой статьи.
    4.8.Если в модельном законодательном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Модельный законодательный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.
    4.9.Структура и текст модельного законодательного акта должны обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, быть логически и стилистически безупречными, рациональными по объему, с легко воспринимаемым смыслом. Они должны соответствовать правилам рабочего языка Межпарламентской Ассамблеи, не должны содержать устаревших, многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращений и повторений текстов статей и пунктов.
    При необходимости для полноты изложения вопроса в статьях модельного законодательного акта могут применяться ссылки на другие его статьи или иные модельные законодательные акты.
    Не допускаются ссылки к нормам, которые, в свою очередь, отсылают к другим нормам, а также к еще не принятым модельным законодательным актам. В тексте ссылки указывается название акта, на который дается ссылка.
    {В отдельных случаях модельный законодательный акт может содержать несколько вариантов регулирования однородных правоотношений, предполагающих возможность выбора наиболее предпочтительных и целесообразных моделей правового регулирования общественных отношений с учетом национальных особенностей законодательных систем государств-участников. В указанных случаях соответствующие нормы должны иметь заголовок, включающий слово "Вариант..." с указанием порядкового номера} <*>.

    --------------------------------
    <*> Жирным шрифтом выделены дополнения. В тексте документа вместо жирного шрифта использовано выделение фигурными скобками.


    4.10.Части, разделы, главы и статьи модельного законодательного акта располагаются в последовательности, обеспечивающей конкретизацию правовых предписаний, их логическое развитие и переход от общих положений к конкретным.
    Правовые предписания должны быть лаконичными, излагаться в настоящем времени и утвердительной форме.
    4.11.Полнота и эффективность правовой регламентации должны определяться четкостью определения прав и обязанностей субъектов правоотношений, а также адресованных им разрешений и запретов, предусматривать процедуру юрисдикционного разрешения споров и применения мер ответственности.
    5.Рассмотрение проектов модельных законодательных актов в постоянных комиссиях Межпарламентской Ассамблеи
    5.1.После принятия Межпарламентской Ассамблеей Перспективного плана (внесения в него изменений) постоянные комиссии осуществляют непосредственный контроль за его реализацией, проводят на своих заседаниях обсуждение результатов деятельности рабочих групп или иных разработчиков, поддерживают постоянные контакты с парламентами государств Содружества.
    5.2.Руководитель рабочей группы или представитель разработчика акта в установленный срок представляет в Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи для рассмотрения на очередном заседании постоянной комиссии материалы разработанного проекта модельного законодательного акта с пояснительной запиской.
    5.3.Пояснительная записка должна отражать результаты проделанной работы и отвечать по своему содержанию требованиям раздела 2 настоящего Положения.
    5.4.Одобренный в основном на заседании профильной постоянной комиссии проект модельного законодательного акта в установленном порядке направляется в парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи для получения отзывов и замечаний профильных комитетов и комиссий, которые направляют их в адрес Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи.
    5.5.Текст проекта, доработанный с учетом отзывов, замечаний и предложений комитетов и комиссий парламентов государств-участников Межпарламентской Ассамблеи, а также результатов экспертных заключений, передается в экспертно-аналитическое управление Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи для проведения правовой экспертизы.
    5.6.Постоянная комиссия с учетом поступивших замечаний и предложений от парламентов государств Содружества, заключения экспертно-аналитического управления Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи с соблюдением порядка, предусмотренного разделом 6 настоящего Положения, после рассмотрения представленного проекта принимает решение:
    - об одобрении проекта и представлении его на рассмотрение Совета Межпарламентской Ассамблеи;
    - о направлении проекта на доработку;
    - о признании нецелесообразным дальнейшей разработки проекта.
    6.Экспертно-правовое обеспечение модельного законотворчества
    6.1.Для оценки качества разрабатываемых проектов модельных законодательных актов постоянные комиссии Межпарламентской Ассамблеи в необходимых случаях назначают проведение независимых научных экспертных исследований указанных проектов по экономическим, юридическим, финансовым, техническим, экологическим и другим аспектам.
    6.2.Экспертиза может быть выполнена министерствами, ведомствами, научными, образовательными, производственными и иными специализированными организациями, а также учеными, специалистами и экспертами как государств Содружества, так и международных организаций.
    6.3.Материалы и документы, связанные с подготовкой проектов, предоставляются организациям и лицам, участвующим в проведении независимой экспертизы, через Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи.
    6.4.Эксперты и специалисты могут приглашаться и присутствовать при обсуждении проектов на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи и ее органов.
    7.Внесение изменений в модельные законодательные акты
    7.1.Изменения в ранее принятые модельные законодательные акты вносятся путем принятия Межпарламентской Ассамблеей СНГ соответствующих решений в соответствии с процедурой, установленной разделом 5 настоящего Положения.
    7.2.В случае если изменения и дополнения затрагивают отдельные статьи модельного законодательного акта, они оформляются в виде новой редакции этих статей. Если количество внесенных изменений составляет более половины текста законодательного акта или внесение отдельных изменений технически сложно для изложения и восприятия, такие изменения оформляются в виде новой редакции всего акта.
    7.3.При подготовке новой редакции модельного законодательного акта или его структурных элементов учитываются все ранее внесенные в них изменения.
    8.Опубликование и использование модельных законодательных актов
    8.1.Модельные законодательные акты публикуются в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств.
    8.2.Модельные законодательные акты направляются в парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи.
    Парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи принимают меры по регламентации процедур рассмотрения поступивших модельных законодательных актов в комитетах (комиссиях) парламентов государств-участников Межпарламентской Ассамблеи и использования в нормотворческом процессе.
    8.3.Использование модельных законодательных актов в целом или отдельных их положений парламентами государств-участников Межпарламентской Ассамблеи может осуществляться в следующих формах:
    - разработка и принятие на их основе парламентами этих государств внутригосударственных нормативно-правовых актов;
    - внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи.
    Комитеты (комиссии) парламентов государств-участников Межпарламентской Ассамблеи рассматривают поступившие модельные законодательные акты в соответствии с внутренними регламентами.
    8.4.С целью мониторинга использования модельных законодательных актов парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи регулярно (не позднее чем за 30 дней до пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи и заседания ее Совета) в соответствии со статьей 11 Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств и статьей 15 Регламента Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств направляют в Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи информацию об использовании модельных законодательных актов в нормотворческой деятельности парламентов с указанием формы их использования или причин, по которым использование модельных законодательных актов представляется нецелесообразным.
    Аппараты парламентов государств-участников Межпарламентской Ассамблеи принимают меры по обеспечению парламентских делегаций информацией об использовании модельных законодательных актов в нормотворческой деятельности.
    8.5 Информация парламентов об использовании модельных законодательных актов рассматривается на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи, ее Совета и постоянных комиссий. По результатам рассмотрения постоянные комиссии разрабатывают предложения по совершенствованию процесса модельного законотворчества.