-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Содружество Независимых Государств
Модельный законодательный акт от 06 декабря 1997 года
Модельный закон о государственной защите потерпевших
- Принят
- Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств
06 декабря 1997 года
Настоящий Закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, включающую меры по обеспечению безопасности и социальной защите указанных лиц. Предусмотренные настоящим Законом меры используются в случаях, когда для обеспечения безопасности указанных лиц другие средства оказываются недостаточными.
Глава 1.Общие положения
Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и других лиц, участвующих в обнаружении, предупреждении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений, судебном рассмотрении уголовных дел, предполагают осуществление органами, обеспечивающими безопасность, правовых, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту жизни, здоровья и имущественных прав указанных лиц.
Лицо, в отношении которого принято решение о применении мер безопасности, именуется в настоящем Законе защищаемым лицом.
Правом на обеспечение безопасности в соответствии с настоящим Законом обладают:
- лицо, заявившее в правоохранительный орган о преступлении либо иным образом участвовавшее в обнаружении, предупреждении, пресечении, расследовании или раскрытии преступления;
- потерпевший и его законный представитель;
- свидетель;
- подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, а также осужденный;
- эксперт, специалист, переводчик и понятой;
- гражданский истец, гражданский ответчик по иску в уголовном деле о возмещении ущерба, причиненного в результате преступления.
Меры безопасности могут применяться также в отношении близких защищаемого лица, а в исключительных случаях - в отношении других лиц, на которых оказывается противоправное воздействие.
Органами, обеспечивающими безопасность, являются:
- органы, принимающие решение о применении мер безопасности;
- органы, осуществляющие меры безопасности на основании этого решения.
Решение о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц принимают суд (судья), прокурор, а также с согласия прокурора орган дознания или следователь, на рассмотрении которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо в производстве которых находится уголовное дело.
Осуществление мер безопасности в отношении защищаемых лиц возлагается на органы внутренних дел, органы безопасности, таможенные органы и органы налоговой полиции по делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с национальным законодательством осуществление отдельных мер безопасности. В структуре указанных органов в этих целях создаются специальные подразделения.
Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи), прокурора органами внутренних дел, органами безопасности, таможенными органами или органами налоговой полиции по месту нахождения защищаемого лица.
Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, предусмотренные статьями 6 и 7 настоящего Закона, осуществляют орган дознания, следователь, прокурор или суд (судья), на рассмотрении которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо в производстве которых находится уголовное дело. По их решению им оказывают содействие органы внутренних дел, органы безопасности, таможенные органы или органы налоговой полиции по месту нахождения защищаемого лица.
Меры безопасности в отношении военнослужащих и их близких осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется путем применения предусмотренных настоящим Законом мер безопасности в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, осуществляющих меры безопасности, и защищаемых лиц. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц применяются под прокурорским надзором и судебным контролем. При осуществлении мер безопасности используются гласные и негласные методы.
Глава 2.Государственная защита защищаемых лиц
Мерами безопасности, применяемыми в отношении защищаемых лиц, являются:
- неразглашение сведений о защищаемом лице;
- рассмотрение дела в закрытом судебном заседании;
- личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица;
- прослушивание телефонных переговоров защищаемого лица;
- выдача защищаемому лицу оружия, специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
- наложение временного запрета на выдачу сведений о защищаемом лице из информационно-справочных фондов;
- переселение защищаемого лица на другое место жительства;
- замена документов, изменение внешности защищаемого лица;
- изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица;
- временное помещение защищаемого лица в безопасное место.
При наличии оснований, указанных в статье 18 настоящего Закона, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные действующим законодательством. Настоящий перечень может быть изменен только законом.
Неразглашение сведений о защищаемом лице обеспечивается путем:
- ограничения или изменения сведений о защищаемом лице, указываемых в заявлении (сообщении) о преступлении, материалах его проверки, а также в материалах уголовного дела. При наличии оснований полагать, что необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, его законного представителя, свидетеля и их близких, следователь, орган дознания вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его законный представитель и свидетель, не указывать сведения об этих лицах. В этом случае следователь, орган дознания обязаны вынести постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне сведений об участнике следственного действия, указывается псевдоним и приводится образец подписи, которые данный участник следственного действия будет использовать в протоколах следственных действий с его участием. Указанное постановление хранится в опечатанном конверте; с содержанием постановления могут знакомиться начальник органа дознания, надзирающий прокурор и судья;
- предъявления защищаемому лицу опознаваемого для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым защищаемого лица;
- допроса потерпевшего и свидетеля в условиях, гарантирующих их безопасность и анонимность, с учетом необходимости сохранения для суда возможности контакта с допрашиваемым.
Обеспечение безопасности защищаемого лица может быть признано судом причиной, исключающей возможность его явки в суд.
Меры безопасности, предусмотренные настоящей статьей, могут быть применены при наличии реальной угрозы для жизни или здоровья защищаемого лица, а изменение фамилии, имени, отчества - по делам о тяжких преступлениях и только с санкции регионального прокурора или иного приравненного к нему прокурора, а также генерального прокурора (прокурора республики) или его заместителей.
По мотивированному определению суда или постановлению судьи допускается рассмотрение дела в закрытом судебном заседании в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица обеспечиваются органами, осуществляющими меры безопасности.
С согласия в письменной форме защищаемого лица занимаемое им жилое помещение и имущество могут быть оборудованы средствами противопожарной и охранной сигнализации, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им транспортных средств.
Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица с проникновением в занимаемое им жилое помещение могут быть осуществлены только по его заявлению в письменной форме или с его согласия в письменной форме.
По заявлению в письменной форме защищаемого лица органы, осуществляющие меры безопасности, могут производить прослушивание его телефонных переговоров в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Органы, осуществляющие меры безопасности, могут с согласия прокурора или по решению суда (судьи) выдавать защищаемому лицу служебное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.
Виды выдаваемого защищаемому лицу оружия и порядок его выдачи определяются национальным законом и принятым на его основании постановлением правительства.
Применение оружия защищаемым лицом осуществляется в соответствии с национальным законом.
По решению органа, обеспечивающего безопасность, налагается временный запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из адресных бюро, паспортно-визовых служб, подразделений государственной автомобильной инспекции, справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, такие сведения могут быть представлены в органы предварительного следствия или суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.
При переселении на другое постоянное место жительства защищаемому лицу в случае необходимости предоставляется жилое помещение, оказывается материальная помощь и содействие в трудоустройстве.
При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилое помещение сохраняется за ним в течение всего времени его отсутствия по указанной причине.
В исключительных случаях могут быть произведены замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена его внешность.
Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности защищаемого лица могут быть произведены по заявлению в письменной форме или с согласия в письменной форме защищаемого лица с санкции регионального прокурора или иного приравненного к нему прокурора, генерального прокурора (прокурора республики) или его заместителей либо по решению суда только в случаях, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена путем применения других мер безопасности.
По заявлению в письменной форме защищаемого лица ему оказывается содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы, обеспечивающее его безопасность.
Защищаемое лицо, достигшее совершеннолетия, по его заявлению в письменной форме или с его согласия в письменной форме, а защищаемое лицо, не достигшее совершеннолетия, - по заявлению в письменной форме или с согласия в письменной форме его родителей или лиц, их заменяющих, может быть временно помещено в место, в котором будет обеспечена безопасность указанного лица.
Безопасность военнослужащего обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, с учетом нахождения указанного лица на военной службе. В целях обеспечения безопасности военнослужащего могут осуществляться также следующие меры:
- откомандирование в другую воинскую часть, другое военное учреждение;
- перевод на новое место службы;
- применение мер безопасности командованием воинской части.
Безопасность защищаемого лица, содержащегося в изоляторе временного содержания, следственном изоляторе или находящегося в месте отбывания наказания, обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, с ограничениями, вытекающими из положения указанного лица. В целях обеспечения безопасности указанного лица могут применяться также следующие меры:
- перевод из одного места содержания под стражей или места отбывания наказания в другое;
- раздельное или одиночное содержание;
- изменение меры пресечения в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
В случае гибели защищаемого лица в связи с его содействием уголовному процессу каждому члену семьи погибшего, включая его иждивенцев, по постановлению органа, принимающего решение о применении мер безопасности, выплачивается за счет средств соответствующих бюджетов единовременное пособие в размере до ______ минимальных размеров оплаты труда и назначается пенсия по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В случае получения защищаемым лицом увечья в связи с его содействием уголовному процессу ему по постановлению органа, принимающего решение о применении мер безопасности, выплачивается единовременное пособие в размере до ______ минимальных размеров оплаты труда, а при стойкой утрате трудоспособности назначается также пенсия по инвалидности в порядке, установленном для лиц, ставших инвалидами при защите государственных интересов.
В случае гибели лица, содействующего уголовному судопроизводству, в отношении которого не принималось решение о применении мер безопасности, либо получения указанным лицом увечья в связи с содействием уголовному судопроизводству применяются меры социальной защиты, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи.
Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его содействием уголовному судопроизводству, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Глава 3.Основания и порядок применения мер безопасности
Основаниями для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц являются данные о наличии угрозы убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества защищаемого лица в связи с его содействием уголовному процессу, установленные органом, принимающим решение о применении мер безопасности.
Порядок применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц определяется в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
Орган дознания, следователь, прокурор или суд (судья), получив заявление (сообщение) об угрозе безопасности защищаемого лица, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в срок не более трех суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно принять решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности в отношении указанного лица. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется органу, осуществляющему меры безопасности, и обязательно для исполнения этим органом. Постановление (определение) о применении либо об отказе в применении мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд.
При наличии в заявлении (сообщении) об угрозе безопасности защищаемого лица сведений о совершении преступления орган дознания, следователь, прокурор или суд (судья) в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, принимают также решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или подсудности. О принятом решении уведомляется заявитель.
Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые меры безопасности из числа предусмотренных настоящим Законом и определяет способы их реализации, руководствуясь при этом обстоятельствами дела.
О принимаемых мерах безопасности и о результатах их применения орган, осуществляющий меры безопасности, информирует орган дознания, следователя, прокурора или суд (судью), на рассмотрении которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо в производстве которых находится уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.
В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор о взаимных обязательствах, об условиях применения мер безопасности и о взаимной ответственности сторон в соответствии с настоящим Законом и гражданским законодательством.
Меры безопасности в отношении защищаемого лица отменяются в случае, если устранены основания для их применения, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, а также в случае невозможности их дальнейшего применения вследствие нарушения защищаемым лицом условий, необходимых для осуществления этих мер.
Меры безопасности могут быть отменены также по заявлению в письменной форме защищаемого лица.
Отмена мер безопасности допускается только по постановлению органа дознания, следователя, прокурора, судьи или по определению суда, на рассмотрении которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо в производстве которых находится уголовное дело, а после вступления в силу приговора суда - на основании решения суда по месту нахождения защищаемого лица.
Постановлением органа дознания, следователя, прокурора, определением суда (решением судьи) должен быть решен вопрос о восстановлении имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица, которые защищаемое лицо имело до применения к нему мер безопасности с его согласия в письменной форме.
Глава 4.Права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих безопасность
Защищаемые лица имеют право:
- требовать обеспечения своей личной безопасности и безопасности своих близких и других лиц, через которых посредством противоправных посягательств оказывается воздействие на защищаемых лиц;
- знать о применении по отношению к ним мер безопасности и о характере этих мер;
- обращаться с просьбой о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных настоящим Законом, либо об отмене осуществляемых мер безопасности;
- обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органа, обеспечивающего безопасность, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Защищаемые лица обязаны:
- выполнять условия, необходимые для осуществления мер безопасности, и законные требования органа, обеспечивающего безопасность;
- немедленно информировать орган, обеспечивающий безопасность, о каждом случае угрозы или противоправных действий в их адрес;
- при обращении с имуществом, выданным им органами, осуществляющими меры безопасности, в личное пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов;
- не разглашать сведения о принимаемых по отношению к ним мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего меры безопасности.
Органы, принимающие решение о применении мер безопасности, в пределах своей компетенции имеют право:
- запрашивать и получать необходимые сведения, производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, в целях установления оснований для применения указанных мер;
- требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер безопасности;
- отменять меры безопасности полностью или частично по согласованию с органами, осуществляющими меры безопасности.
Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:
- избирать необходимые меры безопасности из числа предусмотренных настоящим Законом, а также определять способы их реализации, при необходимости изменять и дополнять осуществляемые меры безопасности;
- требовать от защищаемых лиц соблюдения условий, необходимых для осуществления мер безопасности, а также выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;
- обращаться в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд (к судье), в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица при производстве следственных действий либо об отмене осуществляемых мер безопасности.
Органы, принимающие решение о применении мер безопасности, и органы, осуществляющие эти меры, обязаны:
- немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай противоправных действий в отношении защищаемого лица;
- обеспечивать защиту жизни, здоровья, жилища и имущества защищаемых лиц путем применения мер безопасности, предусмотренных настоящим Законом;
- своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении или об отмене мер безопасности, предусмотренных настоящим Законом, а также о принятии предусмотренных действующим законодательством решений по уголовному делу, связанных с обеспечением безопасности защищаемых лиц.
Глава 5.Ответственность за нарушение требований, установленных настоящим законом
Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, виновное в непринятии решения о применении мер безопасности или ненадлежащем осуществлении мер безопасности в отношении защищаемого лица, несет ответственность, предусмотренную национальным законодательством.
Разглашение сведений о защищаемом лице, а также о применяемых в отношении его мерах безопасности лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по работе (службе), влечет за собой ответственность, предусмотренную национальным законодательством.
Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых по отношению к нему мерах безопасности в случае, если это повлекло за собой тяжкие последствия для других лиц, влечет за собой ответственность, предусмотренную национальным законодательством.
Продажа, залог или передача другим лицам имущества, выданного в личное пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а равно утрата или порча этого имущества влекут за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Надзор за исполнением законов при осуществлении государственной защиты защищаемых лиц осуществляют генеральный прокурор (прокурор республики) и подчиненные ему прокуроры.
Ведомственный контроль за деятельностью органов, обеспечивающих государственную защиту защищаемых лиц, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется законами и иными нормативными правовыми актами.
Суд контролирует исполнение определений (решений) органами, обеспечивающими государственную защиту защищаемых лиц.
Решения суда по вопросам государственной защиты защищаемых лиц могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
Глава 6.Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной защиты защищаемых лиц
Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной защиты защищаемых лиц осуществляются за счет средств государственного бюджета на основании национального закона и принятого в соответствии с ним постановления правительства, а также за счет средств внебюджетных целевых фондов в соответствии с положениями об этих фондах.
Правительство предусматривает в бюджете расходы, связанные с реализацией настоящего Закона.